Работа с открытым набором слогов




Из одного и того же открытого набора слогов каждый ре­бенок может сложить разное количество слов, в зависимос­ти от уровня развития его словаря и общей подготовленнос­ти к умственной работе. Суть задания в том, чтобы составить как можно больше слов, используя любые из предложенных слогов. После составления слова оно записывается печатны­ми буквами или набирается из букв разрезной азбуки, а сло­ги вновь могут использоваться для составления другого сло­ва. Так как дети еще не владеют понятием «части речи», ог­раничений в составлении слов не делают: могут составлять­ся и местоимения типа «они» или «я», или слова из других разрядов: предлоги, союзы и т.д. Учитывать нужно и формы слов, если ребенок докажет, что такое слово есть (составит с данным словом предложение).

Примерный набор слогов:


«уловкам ». Можно будет предложить ребенку составлять ре­бусы, подобные предложенным.

В рабочей тетради помещены «зашифрованные» предло­жения, по одному на каждой странице. Принцип работы та­кой же, как и в лото: нужно выделять из названий картинок определенные слоги и из этих слогов составлять и записы­вать слова, а из слов — предложения.

Весь материал разделен на три части: в первой части нужно выделять из слов-названий картинок первые слоги, во второй части — последние слоги, и в третьей части — слоги из сере­дины слов.

Каждое зашифрованное слово помещается в отдельном прямоугольнике, на котором столько картинок, сколько в слове слогов. Предлоги, союзы, местоимения также распо­лагаются на отдельных строках. Рядом с картинками квад­ратами обозначены места, куда ребенок вписывает печатны­ми буквами слоги, которые он выделил из названий карти­нок.

После выделения всех слогов ребенок составляет и про­читывает предложение, а затем записывает его печатными буквами внизу в схему.


Примеры слов, составленных из набора. Из одного слога: о, у (предлоги).

Из двух слогов: маки, сила, усы, уши, она, осы, шина, лама, маши, оси,

Из трех слогов: осина, машина, усики.

2.7. Чтение предложений

Рабочая тетрадь «Составь предложение»*

Для привлечения интереса детей к чтению предложений можно использовать рабочую тетрадь «Составь предложе­ние». Главной целью работы является обучение чтению, а занимательность заданий поможет преодолеть не очень ин­тересный этап медленного слогового чтения. Когда чтение станет потребностью, не нужно будет прибегать к таким

28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанная в данной брошюре методика обучения чтению доступна к применению, не требует специальных приспособ­лений, кроме названных (а это некоторый набор картинок, слоговая и буквенная касса, абаки, а также указанные выше приложения). С их помощью дети смогут не только овладеть навыком первоначального чтения, но и обогатят словарный запас но многим лексическим темам, приучатся к усидчиво­сти, станут любознательными, одним словом, подготовятся к обучению в школе, в чем заключалась главная цель данно­го набора дидактических материалов,

ЛИТЕРАТУРА

1. Бугрименко ЕЛ. Чтение без принуждения / Е.А. Бугри -
менко, Г.А. Цукерман. — М., 1993.

2. Жедек П.С. Русский язык в начальных классах: теория и
практика обучения / П.С. Жедек. — М., 1989.

3. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при
тяжелых нарушениях речи / С.Ф. Иваненко. - М., 1987.

4. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети до 5 лет / Л.М. Козы­
рева. — Ярославль: Академия развития, 2001.

5. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет /Л.М. Козы­
рева. — Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Эльконин Д.Б. Обучение чтению и письму: букварь / Д.Б.
Эльконин. —- М., 1994.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие........................................................................... 3

1. Добукварный период....................................................... 6

1.1. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные
средства …………………………………………………6

1.2. Различение на слух и по представлению односложных
и двусложных слов.......................................................... 9

1.3. Различение на слух и по представлению
односложных, двусложных и трехсложных слов... 11

1.4. Различение односложных, двусложных, трехслож­
ных и четырехсложных слов........................................ 12

1.5. Выделение последнего слога из слова на слух........ 13

1.6. Выделение первого слога из слова на слух................ 14

1.7. Выделение первого и последнего слога

из слова на слух............................................................ 15

2. Букварный период....................................................... 17

2.1. Чтение слогов по таблицам.......................................... 17

2.2. Добавление второго слога до слова —........................ 19

2.3. Восстановление первого пропущенного слога.......... 22

2.4. Работа с подвижными слогами.................................... 23

2.5. Чтение трёхсложных слов............................................. 25

2.6. Составление трёхсложных слов из набора слогов... 25

2.7. Чтение предложений..................................................... 28

Заключение.......................................................................... 30

Литература.......................................................................... 30


Козырева Лариса Михайловна Мы читаем по слогам

Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет Пособие для педагогов и родителей

Редактор — Н.Е. Ильякоеа

Обложка — В.В.Арбеков Оригинал-макет — Ю.М. Трушина

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

Тел./Факс: (495) 264-27-73 E-mail:gnom logoped@newmail.ru

Сдано в набор 05.01.2006. Подписано в печать 19.03.2006.

Объем — 2п.л. Формат 60x90/16. Печать офсетная.

Тираж - 2000 экз. Заказ № 186

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Ноннарел» г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: