Из одного и того же открытого набора слогов каждый ребенок может сложить разное количество слов, в зависимости от уровня развития его словаря и общей подготовленности к умственной работе. Суть задания в том, чтобы составить как можно больше слов, используя любые из предложенных слогов. После составления слова оно записывается печатными буквами или набирается из букв разрезной азбуки, а слоги вновь могут использоваться для составления другого слова. Так как дети еще не владеют понятием «части речи», ограничений в составлении слов не делают: могут составляться и местоимения типа «они» или «я», или слова из других разрядов: предлоги, союзы и т.д. Учитывать нужно и формы слов, если ребенок докажет, что такое слово есть (составит с данным словом предложение).
Примерный набор слогов:
«уловкам ». Можно будет предложить ребенку составлять ребусы, подобные предложенным.
В рабочей тетради помещены «зашифрованные» предложения, по одному на каждой странице. Принцип работы такой же, как и в лото: нужно выделять из названий картинок определенные слоги и из этих слогов составлять и записывать слова, а из слов — предложения.
Весь материал разделен на три части: в первой части нужно выделять из слов-названий картинок первые слоги, во второй части — последние слоги, и в третьей части — слоги из середины слов.
Каждое зашифрованное слово помещается в отдельном прямоугольнике, на котором столько картинок, сколько в слове слогов. Предлоги, союзы, местоимения также располагаются на отдельных строках. Рядом с картинками квадратами обозначены места, куда ребенок вписывает печатными буквами слоги, которые он выделил из названий картинок.
|
После выделения всех слогов ребенок составляет и прочитывает предложение, а затем записывает его печатными буквами внизу в схему.
Примеры слов, составленных из набора. Из одного слога: о, у (предлоги).
Из двух слогов: маки, сила, усы, уши, она, осы, шина, лама, маши, оси,
Из трех слогов: осина, машина, усики.
2.7. Чтение предложений
Рабочая тетрадь «Составь предложение»*
Для привлечения интереса детей к чтению предложений можно использовать рабочую тетрадь «Составь предложение». Главной целью работы является обучение чтению, а занимательность заданий поможет преодолеть не очень интересный этап медленного слогового чтения. Когда чтение станет потребностью, не нужно будет прибегать к таким
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описанная в данной брошюре методика обучения чтению доступна к применению, не требует специальных приспособлений, кроме названных (а это некоторый набор картинок, слоговая и буквенная касса, абаки, а также указанные выше приложения). С их помощью дети смогут не только овладеть навыком первоначального чтения, но и обогатят словарный запас но многим лексическим темам, приучатся к усидчивости, станут любознательными, одним словом, подготовятся к обучению в школе, в чем заключалась главная цель данного набора дидактических материалов,
ЛИТЕРАТУРА
1. Бугрименко ЕЛ. Чтение без принуждения / Е.А. Бугри -
менко, Г.А. Цукерман. — М., 1993.
2. Жедек П.С. Русский язык в начальных классах: теория и
практика обучения / П.С. Жедек. — М., 1989.
3. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при
тяжелых нарушениях речи / С.Ф. Иваненко. - М., 1987.
|
4. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети до 5 лет / Л.М. Козы
рева. — Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет /Л.М. Козы
рева. — Ярославль: Академия развития, 2002.
6. Эльконин Д.Б. Обучение чтению и письму: букварь / Д.Б.
Эльконин. —- М., 1994.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................... 3
1. Добукварный период....................................................... 6
1.1. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные
средства …………………………………………………6
1.2. Различение на слух и по представлению односложных
и двусложных слов.......................................................... 9
1.3. Различение на слух и по представлению
односложных, двусложных и трехсложных слов... 11
1.4. Различение односложных, двусложных, трехслож
ных и четырехсложных слов........................................ 12
1.5. Выделение последнего слога из слова на слух........ 13
1.6. Выделение первого слога из слова на слух................ 14
1.7. Выделение первого и последнего слога
из слова на слух............................................................ 15
2. Букварный период....................................................... 17
2.1. Чтение слогов по таблицам.......................................... 17
2.2. Добавление второго слога до слова —........................ 19
2.3. Восстановление первого пропущенного слога.......... 22
2.4. Работа с подвижными слогами.................................... 23
2.5. Чтение трёхсложных слов............................................. 25
2.6. Составление трёхсложных слов из набора слогов... 25
2.7. Чтение предложений..................................................... 28
Заключение.......................................................................... 30
Литература.......................................................................... 30
Козырева Лариса Михайловна Мы читаем по слогам
Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет Пособие для педагогов и родителей
Редактор — Н.Е. Ильякоеа
Обложка — В.В.Арбеков Оригинал-макет — Ю.М. Трушина
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел./Факс: (495) 264-27-73 E-mail:gnom logoped@newmail.ru
Сдано в набор 05.01.2006. Подписано в печать 19.03.2006.
Объем — 2п.л. Формат 60x90/16. Печать офсетная.
Тираж - 2000 экз. Заказ № 186
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Ноннарел» г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 3