№ 561 Калининского района Санкт-Петербурга




Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)

№ 561 Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 От «31» августа 2011 г.   УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 561 _______________Е.И. Карьянова Приказ №263/3 От «01» сентября 2011 г  

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Программа консультативных логопедических занятий по коррекция дизорфографии»

11- 14 лет

3 года

 

 

Авторы составители:

Учителя-логопеды

Блохина Елена Владимировна

Карьянова Елена Ивановна

Лисицына Алла Октаевна

Смирнова Елена Олеговна

 

Санкт – Петербург

2011 год

 

Пояснительная записка

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов с ЗПР.

В настоящее время имеются лишь некоторые сведения о качественном своеобразии усвоения орфографии учениками с ЗПР. Процесс овладения ими правописанием характеризуется большей продолжительностью, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками: у учеников с ЗПР недостаточно сформированы операции прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест в слове, они неверно анализируют морфологический состав слова, поэтому «не узнают» орфограмму, не умеют находить аналогичные задания, «видеть» разницу в сходных грамматических условиях. Следовательно, с трудом формируется, а в ряде случаев нарушается, весь алгоритм операций правописания: не усваивается грамматико-орфографический материал теоретического характера, не группируются орфограммы в соответствии с принципами правописания, смешиваются не только сходные, но и далекие по алгоритму выполнения правила.

Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, учащиеся 5-7-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

Цель: создание условийдля коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

 

 

Задачи:

Обучающие

· формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;

· формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;

· совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие

· развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);

· развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

· развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

· совершенствовать основные учебные навыки;

· воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;

· воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

· воспитывать интерес к родному языку.

 

Возраст детей: обучающиеся 5-7 классов школы VII вида.

 

Условия набора: обучающиеся «группы риска» - по результатам анализа итоговых и текущих работ по русскому языку.

 

Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся.

 

Срок реализации: 3 года.

1 год обучения – 36 часов.

2 год обучения – 36 часов.

3 год обучения – 36 часов.

 

Формы и режим занятий:

1 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

2 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

3 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

 

Форма организации деятельности детей на занятии:

- групповая;

- индивидуальная.

 

 

Ожидаемые результаты:

В результате первого года обучения дети будут

знать:

-определения основных явлений, изучаемых в 5 классе;

-определения основных понятий, изучаемых в 5 классе;

-определения основных правил, изучаемых в 5 классе.

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 5 класса;

- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;

- замечать орфограммы («ошибкоопасные» места);

- уметь пользоваться алгоритмами.

В результате второго года обучения дети будут

знать:

-определения основных языковых явлений, изучаемых в 6 классе;

-определения основных речеведческих понятий, изучаемых в 6 классе;

-определения основных орфографических правил, изучаемых в 6 классе;

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 6 класса;

- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- уметь пользоваться алгоритмами.

 

В результате третьего года обучения дети будут:

знать:

-определения основных языковых явлений, изучаемых в 7 классе;

-определения основных речеведческих понятий, изучаемых в 7 классе;

-определения основных орфографических правил, изучаемых в 7 классе;

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 7 класса;

- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- уметь пользоваться алгоритмами.

Способы определения результативности:

- тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).

 

Учебно-тематический план

Год обучения

 

№ п/п Раздел, тема Количество часов
  Тестирование  
  Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.  
  Восполнение недостатков грамматического строя речи.  
  Дифференциация пунктограмм.  
  Восполнение недостатков лексического строя речи.  
  Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.  
  Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.  
  ВСЕГО  

 

 

Содержание образовательной программы

1.Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.

 

2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.

Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.

 

3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.

Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.

 

4. Дифференциация пунктограмм.

Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.

 

5. Восполнение недостатков лексического строя речи.

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.

 

6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.

Анализ и комментирование орфограмм корня. Анализ и комментирование орфограмм приставки.

 

7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного.. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.

 

 

Учебно-тематический план

Год обучения

 

№ п/п Раздел, тема Количество часов
  Тестирование  
  Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе. (на уровне предложения и текста)  
  Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.  
  Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.  
  Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.  
  ВСЕГО  

Содержание образовательной программы

1.Тестирование.(см. Приложение №1)

2. Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе. (на уровне предложения и текста)

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.

 

3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.

 

4. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.

 

5. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм имени числительного. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

 

Учебно-тематический план

Год обучения

 

№ п/п Раздел, тема Количество часов
  Тестирование  
  Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)  
  Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.  
  Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.  
  Диффиренциация пункторамм.  
  ВСЕГО  

 

Содержание образовательной программы

1.Тестирование.(см. Приложение №1)

 

2. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 7-ых классов.

 

3.. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

Анализ и комментирование орфограмм суффиксов. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Дефис между частями слова.

4. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм причастия. Анализ и комментирование орфограмм деепричастия. Анализ и комментирование орфограмм наречия. Анализ и комментирование орфограмм предлога Дифференциация приставок и предлогов. Анализ и комментирование орфограмм союза. Дифференциация союзов и предлогов. Распознавание частиц в предложении на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм частицы. Анализ и комментирование орфограмм междометия.

 

5. Дифференциация пунктограмм

Анализ и комментирование пунктограмм.

Методическое обеспечение программы

- учебный кабинет;

- парты;

- стулья;

- канцелярские принадлежности;

- опорные таблицы, алгоритмы;

- тетрадь рабочая;

- учебник;

- индивидуальный раздаточный материал.

 

 

Литература

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону., 2008.

2. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1981.

3. Лалаева Р.И., Прищепова И.В., Выявление дизорфрграфии у младших школьников. – СПб., 1999.

4. Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у младших школьников. – СПб., 2003.

5. Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

6. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1997.

7. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М., 2009.

8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.

 

Примерное планирование по коррекции дизорфографии

Класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: