Последствия грехопадения Адама




Позиция креационистов-младоземельцев по вопросу о грехопадении состоит в том, что грех Адама в Бытие 3 привёл к смерти всех живых существ в мире природы. Такое богословие иногда порождало забавные придирки вроде такого: «Наступал ли Адам когда-нибудь на муравья?». Не так забавно то, что она отталкивала людей образованных, осведомлённых об ископаемой летописи об истории Земли (см. главу 5). Многие христиане сегодня полагают, что до грехопадения никакие животные не умирали, хотя в Библии это учение явно не излагается – по сути, из неё вытекает противоположное. Зачем Авель выращивал стада овец, если не для того, чтобы их есть (Быт. 4:2)? Почему Ной взял на ковчег по семь чистых зверей (Быт. 7:2), если чистые звери (и птицы) – это конкретно те, о которых Бог говорит, что их можно есть, не оскверняясь (Лев. 20:25)?

С богословской точки зрения, почему вообще животные должны умирать из-за грехопадения? Они не ели от дерева жизни. Согрешил человек, а не животные (Рим. 5:12). И опять же, здесь Библия говорит не о физической смерти, а о смерти духовной, причём о духовной смерти после согрешения Адама, а не до неё. Таким образом, ископаемая летопись истории Земли не противоречит Библии, потому что нет никаких богословских причин для того, чтобы поколения животных и людей до Адама не могли умирать до грехопадения Адама.

 

Вменение греха

 

Такие рассуждения приводят к важному вопросу: если грех Адама не был унаследован всем родом человеческим физически, то как же это произошло? Такой же вопрос можно задать о благодати: как весь род человеческий затрагивает благодать Христова? Христос никому из нас не приходится биологическим отцом. В Послании к Римлянам 5:15 Павел говорит нам: «Ибо если преступлением одного (Адама) подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих». Это ведёт к ещё одному вопросу: существовала ли благодать до того, как Христос пришёл на Землю? В Библии сказано, что существовала. В Книге Бытие Ной обрёл благодать пред очами Господа (Быт. 6:8), Лот обрёл благоволение (Быт. 19:19), Иосиф снискал благоволение (Быт. 39:4), Моисей приобрёл благоволение (Исход 33:17) и пр. [«благодать» и «благоволение» - это варианты перевода с иврита слова חן хэнприм. пер. ]. Хотя благодать (благоволение) давалась конкретным личностям, состояние искупительной благодати до пришествия Христа всему роду человеческому не давалось. Так же и с Адамом. Грех существовал и до Адама, но только после согрешения Адама весь род человеческий вступил в домостроительное состояние греха.

Адам сделан прообразом Христа из-за сходства общих духовных последствий поступка одного человека для всего человечества. Павел в Послании к Римлянам не говорит нам, как произошло это вменение греха и благодати человечеству – кажется, что это просто какое-то действие Бога, решившего со временем строить Свои отношения к человечеству иначе. Значит ли это, что Бог изменяет Своё мнение? Нет, это значит только то, что Бог изначально предусмотрел изменение Своего замысла по мере того, как возрастала способность человечества Его понимать. Далее мы скажем об этой «эволюции» или постепенном откровении замысла Божьего.

 

Программа Божьего откровения

 

В этом последнем разделе делается попытка согласовать Писание с научными данными о происхождении человека. Она основана не на манипулировании наукой ради того, чтобы втиснуть её в «буквальное» понимание Писания (позиция младоземельного креационизма) и не на стремлении втиснуть Писание в научные данные (согласовательная позиция). Мы исходим, скорее, из того мнения, что наука и Писание – это параллельные откровения, которые надо учитывать в равной степени.

 

Люди до Адама

 

Время От 150 тыс. лет назад Ок. 6000 г. до н.э. Ок. 3000 г. до н.э. Ок. 2000 г. до н.э. Ок. 1000 г. до н.э. 30 г. н.э.
Личности Люди до Адама Адам Ной Авраам Моисей Христос
Место Вся Земля Междуречье Междуречье От Междуречья до Палестины От Египта до Палестины Палестина
Завет Без завета Завет с Адамом Завет с Ноем Завет с Авраамом Синайский завет (закон) Новый Завет, начало века церкви
Религия Анимизм, вера в духов, шаманизм Политеизм, с Адама, первого в избранном роду, начинается монотеизм Потоп: послан, чтобы уничтожить многобожие в избранном роду Адама Монотеизм; свидетельство всем народам о едином истинном Боге Монотеизм; Изра-илю даны законы для сохранения святости избранного рода Монотеизм; един-ственный путь к Богу - Христос
Святой Дух Святой Дух – нет Духовный мир - да Адам – первый человек, получивший Святого Духа Святой Дух Божий сохраняет Ноя при Потопе Святой Дух даётся избранным людям Ветхого Завета Святой Дух даётся пророкам и избранным людям Святой Дух при-ходит в день Пятидесятницы ко всем верующим
Человек Всё человечество Адам и всё человечество Всё человечество, не уничтоженное Потопом Линия Авраама и всё человечество («язычники») Израиль и язычники Во Христе нет ни иудея, ни язычника, язычники привиты к роду Адама
Грех Добро и зло – да Знания о грехе нет Осуждения за грех нет Познание добра и зла; духовная смерть из-за греха Осуждение греха в роде Адама посредством Потопа Искупление греха кровавыми жертвоприношениями животных Осуждение Израиля за его грехи по закону; язычников согласно Рим. 1:19-25. Христос – окончательное осуждение греха

Таблица 7.3. Предполагаемая схема программы откровения Бога человечеству с течением времени.

 

Программа откровения Бога человечеству начинается с людей до Адама (см. таблицу 7.3). Говоря о них, мы исходили из того, что «мужчина и женщина» в Бытие 1:26-27 относится к популяциям современных людей (Homo sapiens), существовавшим где-либо со времени примерно 200 тыс. лет назад до времени Адама около 6000 лет назад (ок. 4000 г. до н.э.), и что религией этих древних людей (уже не менее 30 тыс. лет назад), вероятно, был анимизм/шаманизм. Также предполагается единство человечества, причём «кровь» в Деян. 17:26 трактуется как один человеческий род, а не как один человек, Адам. Если признать статус «мужчины и женщины» как людей до Адама, надо признать и то, что эти люди были сотворены по образу Божию (Быт. 1:26).

Что значит быть сотворённым по образу Божию? Богословы обсуждали этот вопрос веками, но каким-то консенсусом может быть мнение, что сюда входят самосознание, разум, интеллектуальные знания, рациональность, способность рассуждать, владение языком, абстрактное мышление, способность воображать будущее, свобода морального выбора, власть над животными и способность к общению с Богом. Важнее всего представляется то, что люди отличаются от животных наличием у них тела, души и духа, в то время как у животных есть тело или тело и душа («душевные» животные нефеш, о которых говорится в Быт. 1:24). Именно этот духовный аспект позволяет людям иметь врождённое восприятие того, что у мира природы есть создатель, и вызывает желание поддерживать с этим создателем общение (Рим. 1:19-20). Даже в анимистических культурах есть это врождённое признание Бога как «Великого Духа», хотя без прямого откровения Бога человеку (что произошло с Адамом) этот духовный аспект выражается в виде поклонения творению вместо Творца – то есть, поклонения идолам, предкам, животным, солнцу и луне и т.д. «Делом» рода Адама было открыть людям, практиковавшим анимизм и политеизм, единого истинного Бога.

Обладали ли люди до Адама духовной сущностью? Да, так как это подразумевается сотворением по образу Божию и так как по антропологическим данным с большой вероятностью видно, что уже около 30 тыс. лет назад у людей были анимистические/шаманские религии (таблица 7.1). Так что же изменилось с появлением Адама? Не то, что люди около 6000 лет назад внезапно обрели духовную природу, как думали некоторые,[286] а то, что в этот момент истории человечества Бог решил наделить конкретного человека, Адама, Святым Духом, и затем продолжать действовать через конкретный род Адама (таблица 7.3). Наделил ли Бог Своим Святым Духом эту генетическую линию? Да, среди прочих Он даровал Своего Духа Ною, Аврааму, Иосифу, Гидеону и Давиду. Но до Христа Святой Дух давался только определённым людям, в определённые моменты и по определённым причинам, и этот дар мог отзываться, что показывает мольба Давида: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Псалом 50:13). После Христа Святой Дух излился на всех верующих (Деян. 2:17) и не отбирается у нас (Ин. 14:16, Еф. 4:30).

Согрешали ли люди до Адама? Да, грешить свойственно всему человечеству. Даже в анимистических обществах есть своды правил для жизни, и эти общества считают каких-то людей хорошими, а каких-то плохими. Однако только после согрешения Адама весь род человеческий был введён в домостроительное состояние греха и осуждения за этот грех: «Посему, как одним человеком (Адамом) грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и (духовная) смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12). Следовательно, в этот новом «миропорядке», установленном вследствие греха Адама, такие группы людей как австралийские аборигены отвечают перед Богом за свои проступки так же, как и прямые биологические потомки Адама. Так же все люди отвечают и за принятие или отвержение проповедуемого им Евангелия Иисуса Христа об искуплении их грехов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: