ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ




(1882-1971)

"Я всю жизнь говорю по-русски... Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней". Так сказал о себе Игорь Фёдорович Стравинский - композитор, родившийся в России, но проживший долгие годы в Европе и США, мастер, без творчества которого невозможно представить как русскую, так и западноевропейскую культуру XX столетия.

Игорь Фёдорович Стравинский.

В отличие от большинства соотечественников, живших за границей, композитор чувствовал себя на Западе уверенно и естественно, но свою музыку он всегда считал частью русской культуры.

В ранний период творчества (до рубежа 10-20-х гг.) Стравинский разрабатывал русскую тематику. Для спектаклей труппы С. П. Дягилева он написал три балета - "Жар- птица", "Петрушка" и "Весна священная". Первый, "Жар-птица" (1910 г.), был создан не без влияния "сказочных" опер Римского Корсакова. В музыке балета присутствуют и черты импрессионизма. Тем не менее, самобытность творческого почерка композитора чувствуется в этом сочинении уже с первых звуков. Балет "Петрушка" (1911 г.) решён в ином ключе. Средствами музыки, танца и живописи (спектакль оформлял Александр Николаевич Бенуа) создаётся образ ярмарочного действа: автор рисует веселящуюся толпу, подвыпивших ямщиков, цыган, мужика с медведем. В музыке остроумно использован городской фольклор. Главное событие - кукольное представление с участием Петрушки показано двояко. Для зрителей на площади оно всего лишь очередная балаганная потеха. Для автора же история отношений героев (самодовольного Арапа, глупенькой Балерины и тонко чувствующего Петрушки) - психологическая драма с трагическим финалом (смерть Петрушки).

Крупным событием в европейской музыкальной жизни была премьера балета "Весна священная" (1913 г.). Сюжетная основа произведения - языческие обряды славян. Композитор обратился к древнерусскому фольклору. В музыке балета нет протяжённых мелодий и тем - она построена на коротких трёх и четырёх звучных мелодических оборотах, оформленных сложнейшими ритмами, в которых разные лады наслаиваются друг на друга. Поражают резкие, неожиданные контрасты настроений, богатство тембровых нюансов и огромная энергия в звучании оркестра.

На рубеже 10-20-х гг. в творчестве композитора начались смелые эксперименты. Один из них - сложное сценическое действо "Свадебка" (1917-1923 гг.). В этом произведении соединены элементы хорового пения и балета; не случайно автор дал своему сочинению подзаголовок "Русские хореографические сцены с пением и музыкой". Столь же необычна по форме "История солдата" (1918 г.). Произведение предназначено для чтеца, большого инструментального ансамбля и артистов балета пантомимы. Незатейливая байка о возвращении солдата с фронта домой сопровождается "вставками" инструментальной музыки. Пение и хореография сочетаются и в балете "Пульчинелла" (1920 г.). Только на сей раз композитор обратился к традициям итальянской музыки, в том числе темам сочинений Перголези. Такой выбор сказался на характере музыки - в частности, Стравинский применил полифонию.

Работа над балетом "Пульчинелла" стала началом периода неоклассицизма в творчестве Стравинского (продлился около тридцати лет). Подобно многим своим западным современникам, композитор интересовался античными сюжетами. В 1927 г. он создал новаторское по жанру произведение - оперу ораторию "Царь Эдип". На сцене наряду с поющими персонажами присутствует чтец рассказчик, действие развивается медленно, и этим "Царь Эдип" напоминает ораторию. В музыке сочинения сохраняются характерные для стиля мастера сложные гармонии и ритмы, однако в ней немало черт барокко. В ариях полифонически переплетаются голос певца и голос солирующего инструмента (так строил арии в кантатах и "страстях" Бах). Стремление воссоздать современными средствами формы музыки барокко оказалось сильнее интереса к психологической стороне действия. Стравинский взял один из самых страшных сюжетов мировой мифологии, но трагизма в опере нет.

В тот же период неоклассицизма Стравинский обратился к духовным темам. Лучшее духовное сочинение - "Симфония псалмов" (1930 г.) для хора и оркестра. Музыка этого масштабного трёхчастного произведения, написанного на тексты псалмов царя Давида, строга, почти сурова, однако в финале наступает просветление. По собственным словам Стравинского, он стремился сочинять духовную музыку, которую было бы легко воспринимать с первого раза. И хотя симфонические произведения мастера нельзя назвать простыми, в их звучании действительно есть удивительная лёгкость, изысканность.

В начале 50х гг. в творчестве Стравинского произошёл поворот к додекафонии (см. статью "Новая венская школа"). Это тем более удивительно, что почти всю жизнь композитор относился к этой системе критически и не раз в своих статьях спорил с её создателем Арнольдом Шёнбергом. Серийная техника использована в таких сочинениях, как септет (1952 г.), балет "Агон" (1957 г.), реквием (1966 г.).

В творчестве И. Ф. Стравинского музыка предстаёт как всеобъемлющее искусство, не знающее строгих разграничений во времени, в стилях и национальных традициях. Композитор с лёгкостью менял направление работы, но, тем не менее, всегда оставался очень цельным мастером. Символом этой цельности можно считать одно из последних его произведений - Канон для оркестра (1965 г.) на тему русской на родной песни. В конце жизни Стравинский словно перекидывает мост к истокам творческого пути. Ту же народную песню он использовал в своём первом балете "Жар-птица".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: