СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ (1891-1953)




Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева - крупное явление не только русской, но и мировой музыкальной культуры XX столетия. Отличительная черта его стиля - стремление к новаторству. Произведения Прокофьева публика, а иногда и исполнители нередко встречали с недоумением, композитора обвиняли в чрезмерной сложности, грубости и даже "музыкальном хулиганстве". Музыка мастера требует от слушателя внимания, сосредоточенности: только в этом случае удастся постичь глубину произведения, оценить смелые и неожиданные решения в построении мелодий и гармоний, безукоризненно логичные формы.

Творческий путь Прокофьева можно разделить на три периода: ранний (1908-1918 гг.), заграничный (1917-1932 гг.) и период жизни в СССР (1932-1953 гг.).

Ранний период иногда называют "временем самоутверждения". Первые сочинения композитора привели в замешательство русскую музыкальную общественность, однако и слушатели, и критики признали силу его таланта.

Самые значительные произведения этого периода - Первый фортепианный концерт (1912 г.), балет "Ала и Лоллий" (1915 г.) и "Классическая" симфония (1917 г.). Резкими созвучиями, изломанными мелодиями, необычными ритмами Первый концерт напоминает произведения композиторов французской "Шестёрки". В концерте чувствуется новый для русской музыки того времени подход к фортепиано, когда звучание инструмента подчиняет себе оркестр.

"Классическая" симфония - один из редких примеров неоклассицизма в русской музыке. Само название говорит о том, что произведение задумано как воспоминание о традициях венской классической школы. Прокофьев тонко подражает художественным приёмам симфоний Гайдна и раннего Моцарта, но собственный почерк автора в построении мелодий и гармоний сохраняется. В результате у автора получилось изысканное, остроумное и очень современное произведение: классические формы подчёркивают оригинальность музыки.

В 1918 г. Прокофьев уехал за границу и прожил там пятнадцать лет. В этот период композитор работал в разных жанрах; особое внимание он уделял оперной музыке. Работа над оперой "Игрок" (на подлинный текст одноимённой повести Ф. М. Достоевского) была начата ещё в 1915 г. Премьера состоялась в 1929 г. в Брюсселе. Музыка "Игрока" построена на речитативе. Персонажи наделены сложными психологическими характеристиками. Особенно интересны партии главных героев - Полины, "девушки болезненно гордой", и Алексея, для которого любовь к Полине превратилась в страдание, приведшее к безумию. Главная тема повести - безудержная страсть к игре в рулетку - эмоционально и глубоко раскрыта в сцене в игорном доме.

Тяга композитора к характерам сложным, сильным и неоднозначным вызвала к жизни оперу "Огненный ангел" (1927 г.). Персонажи на протяжении всего действия находятся в состоянии предельного эмоционального напряжения (и это тоже черта экспрессионизма), высокий трагизм чередуется в музыке с мрачной иронией. Однако внимание автора сосредоточено не на событиях, главное для него - передать атмосферу эпохи Средневековья, которую современный человек видит трагичной и загадочной.

Приблизительно в те же годы Прокофьев работал над комической оперой "Любовь к трём апельсинам" (1921 г.). В основу сюжета легла одноимённая пьеса Карло Гоцци. В опере наряду с героями сказки Гоцци - Принцем, Принцессой, волшебниками и прочими на сцену выведены и персонажи, сотворившие действие, - комики, лирики, чудаки. Они вмешиваются в ход событий, нередко выручая героев из беды, и создают немало комических ситуаций. Музыка полна тонкого юмора и энергии, она легко и радостно воспринимается слушателем, несмотря на сложность мелодического и гармонического языка.

В 1932 г. Прокофьев возвратился на родину. Появились новые оперы, балеты, симфонии, симфоническая сказка для детей "Петя и волк" (1936 г.). Композитор работал над музыкой к кинофильмам режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна - "Александр Невский" (1938 г.; позднее переработана в кантату) и "Иван Грозный" (1942-1945 гг.).

Одно из центральных произведений 30х гг. - балет "Ромео и Джульетта" (1936 г.) по трагедии Шекспира. По сравнению с предшествующими сочинениями в стиле композитора появились новые качества, в частности стремление к простоте и ясности в построении музыкальных тем. В центре балета - образ Джульетты, превращающейся из очаровательного ребёнка в женщину, способную на глубокое чувство. О её любви к Ромео рассказывают протяжённые, певучие темы; они звучат то нежно и затаённо у отдельных групп инструментов, то мощно у всего состава оркестра. Индивидуальными характеристиками наделены персонажи второго плана - Меркуцио, Тибальд, патер Лоренцо. Музыка передаёт все повороты сюжета, например трагический эпизод ссоры Ромео и Меркуцио с Тибальдом, так точно и ярко, что происходящее на сцене становится ясным и без хореографии.

Оперное творчество Прокофьева 30-40х гг. - это попытка разобраться в исторических проблемах, в понятиях "героизм" и "патриотизм", очень важных для композитора, принципиально не пожелавшего жить вдали от родины. Опера "Война и мир" (1943 г.), написанная по роману Л. Н. Толстого, решена в русле исторической традиции русской оперной музыки XIX в. Как и многие другие произведения Прокофьева, опера "Война и мир" принималась музыкантами с большим трудом. Поражали не только сложность и оригинальность музыкального языка, но и сам факт, что с детства известные герои Толстого будут петь.

Дарование С. С. Прокофьева отличают глубокий внутренний оптимизм и стремление к радости, проявляющиеся даже в драматичных и трагичных сочинениях. С наибольшей силой жажда света и гармонии выразилась в симфониях, и особенно в последней, Седьмой (1952 г.), где есть место и тонкой лирике, и юмору, и почти детскому искреннему веселью.

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)

Выпускник Московской консерватории (1934 г.), Хачатурян блестяще знал русскую и европейскую классику, фольклор народов Закавказья. Выразительный пример соединения этих традиций - концерты для фортепиано и скрипки (1940 г.) и виолончели (1946 г.). Основные темы произведений основаны на интонациях армянского фольклора, а разработаны они по законам сонатно-симфонического цикла. Ярким национальным колоритом отличается музыка балета "Гаянэ" (1957 г.); один из номеров - "Танец с саблями" стал популярной концертной пьесой.

Вершина творчества Хачатуряна - балет "Спартак" (1956 г.). Сюжетные линии вымышлены, но главные герои - вождь восставших Спартак и римский полководец Марк Красс - исторические персонажи. Много внимания композитор уделил любви Спартака и его жены Фригии, поэтому музыка сочетает в себе драматизм, волевое и мужественное начало с романтической лирикой. Каждый персонаж наделён характерной системой интонаций, а для выделения поворотов сюжета мастерски использована система лейтмотивов. По сложности и глубине образов музыка балета сравнима с симфонией, но вместе с тем она понятна и интересна любому слушателю, независимо от степени подготовленности.

Немало произведений Хачатурян написал для драматического театра. Лучшая его работа в этой области - музыка к драме М. Ю. Лермонтова "Маскарад" (1941 г.). Небольшой цикл "вставных" номеров, которые по замыслу режиссёра должны были служить фоном для драматического действия, композитор превратил в музыкальные характеристики героев. Самый выразительный фрагмент - вальс. Он звучит на балу, в ходе которого главный герой, Арбенин, мучимый ревностью, отравляет свою жену Нину. В музыке танца поразительно соединились несовместимые вещи - утончённое изящество и внутренний драматизм. Вальс передаёт и внешнее действие, и внутреннее, готовя зрителя к трагической развязке.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Развитие музыкального авангарда в России началось позже, чем на Западе, - на рубеже 60-70-х гг. Один из ярких представителей этого движения в России - Альфред Гарриевич Шнитке (1934- 1999). Он работал в очень разных жанрах - от симфоний до музыки к художественным фильмам. Свободно владея методами и стилями авангардной музыки, Шнитке в своих сочинениях часто делал их символами, наделёнными сложным под текстом. Так, оркестровую пьесу "Пианиссимо" (ит. "Очень тихо", 1968 г.), написанную методом сонорики, можно рассматривать как размышление о жизни музыкального звука, который важен сам по себе, а не только в качестве составной части мелодии или аккорда. Интересны духовные сочинения Шнитке: реквием (1975 г.), кантата "Солнечное пение" (1976 г.; на стихи святого Франииска Ассизского) и др. Духовные темы есть в операх и симфониях композитора. Так, музыка Четвёртой симфонии (1984 г.) построена на сочетании ладов, которые употреблялись в григорианских, древнерусских знаменных песнопениях и лютеранских хоралах.

Сочинения Софии Асгатовны Губайдулиной (родилась в 1931 г.) отличаются эмоциональностью, порой даже страстностью, что кажется несовместимым с приёмами авангардной музыки. Эмоционально глубоки даже произведения в области электронной музыки, как, например, работа "Живое неживое" (1970 г.) для синтезатора и магнитофона. Губайдулина много занимается поисками новых тембров, редких сочетаний инструментов.

Интересно творчество Эдисона Васильевича Денисова (родился в 1929 г.). Прекрасный знаток новой венской школы, он выдвинул принцип свободной серийности - использования свободных вариаций на заданную в произведении серию. В сочинениях композитор использует технику алеаторики и пуантилизма. В пуантилистических композициях Денисов указывает даже счёт времени в секундах, выписывая паузы между нотами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: