ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)




В центре творчества композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - размышления о жизни и смерти, духовных и нравственных проблемах. Его произведения, сложные по музыкальному языку и смелые по содержанию, требуют думающего, подготовленного слушателя, и именно за это мастер нередко подвергался жёстким нападкам официальной критики.

Основные жанры творчества Шостаковича - симфония, инструментальный концерт (по масштабам приближённый к симфонии) и музыка для камерных ансамблей. Среди пятнадцати симфоний композитора можно встретить все разновидности этого жанра: программные симфонии на историко-революционную тему - Одиннадцатая ("1905 год", 1957 г.), Двенадцатая ("1917 год", 1961 г.); симфонии с участием хора и солистов певцов - Тринадцатая, Четырнадцатая; "классические" четырёх частные симфонии. Наибольшей популярностью пользуются Пятая (1937 г.) и Седьмая симфонии. В них словно сконцентрированы основные образы и настроения музыки Шостаковича: строгая, мужественная скорбь, просветлённое умиротворение, едкий сарказм. Темы в каждой части развиваются стремительно, а внутренняя энергия чувствуется даже в медленных лирических частях.

Д. Д. Шостакович работает над Седьмой симфонией. Афиша Седьмой симфонии. Ленинград. 1942 г.

Седьмая симфония (1942 г.), носящая подзаголовок "Ленинградская", имеет особую историю. Композитор создавал её во время Второй мировой войны и блокады немецкими войсками Ленинграда, в сентябре - декабре 1941 г. Одно из первых исполнений симфонии состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г. - в день, выбранный немецким командованием для въезда в город. Премьера стала настоящим подвигом музыкантов, сочинение Шостаковича поддержало дух жителей города. Первую часть обычно связывают непосредственно с военными событиями. Она написана в сонатной форме, но вместо разработки автор даёт большой фрагмент, основанный на новой теме, условно называемой "темой нашествия". По форме этот фрагмент является вариациями на Неизменную мелодию; он построен по тому же принципу, что и знаменитое "Болеро" Равеля. Сначала тема нашествия звучит у флейт - тихий незатейливый наигрыш под лёгкий аккомпанемент ударных. Затем она не один раз повторяется, и с каждым повторением увеличивается число исполняющих инструментов; в результате тема превращается в зловещий марш, который играет весь оркестр. Напряжение темы нашествия переходит на репризу - почти все мажорные темы экспозиции звучат в миноре, усиливая таким образом трагическое содержание части. Интересен финал симфонии. Он завершается медленной, торжественной по характеру темой победы, торжества над злом. Однако в музыке столько строгости и неизжитой скорби, что слушатель понимает: речь идёт о победе, одержанной ценой жизни.

В Тринадцатой и Четырнадцатой симфониях Шостакович впервые в русской музыке воплотил опыт соединения жанра симфонии с серьёзным поэтическим текстом (известный по Девятой симфонии Бетховена, "Песне о земле" Малера и др.). Тринадцатая симфония (1962 г.) названа композитором "вокально-симфонической сюитой". Это монументальное пятичастное музыкальное полотно для мужского хора, оркестра и солиста-баса написано на стихи поэта Евгения Александровича Евтушенко. Выразительные и публицистически острые стихотворения затрагивают темы, о которых в начале 60х гг. говорить было небезопасно: антисемитизм (первая часть, "Бабий Яр"), бедность (третья часть, "В магазине"), сталинские репрессии (шестая часть, "Страхи"). Это сочинение - редкий пример открытого выражения композитором своей гражданской позиции в музыке.

Самое трагичное произведение Шостаковича - Четырнадцатая симфония (1969 г.). Она посвящена размышлениям о жизни и смерти. Четырнадцатая симфония - это цикл из одиннадцати частей, предназначенный для двух певцов (сопрано и бас) и камерного оркестра. Шостакович обратился к стихам разных поэтов: испанца Федерико Гарсиа Лорки, француза Гийома Аполлинера, немецкого поэта Райнера Марии Рильке и друга Пушкина - Вильгельма Карловича Кюхельбекера. В музыке и стихах смерть предстаёт то как нелепая случайность, то как результат отчаяния или безысходного одиночества, то как порождение осознанной жестокости. Развёрнутые, сложные монологи чередуются в музыке с короткими, внезапно обрывающимися частями; важную роль играют диалоги голоса с солирующими инструментами.

Очень интересна камерная музыка Шостаковича. Струнные квартеты по эмоциональной выразительности и духовной сосредоточенности не уступают лучшим симфониям.

Д. Д. Шостакович, творчество которого многие считали слишком сложным, работал и для массового слушателя. Свидетельство тому - музыка для кино. В этой области у композитора также есть шедевры - музыка к кинофильмам "Гамлет" (1964 г.) Г. М. Козинцева и "Овод" (1955 г.) А М. Файнциммера.

Выдающееся явление в развитии музыкального театра XX столетия - оперы Д. Д. Шостаковича. Опера "Нос" (1928 г.), написанная по одноимённой повести Н. В. Гоголя, стала экспериментом по созданию необычного для русской сиены типа спектакля - оперы сатиры. Композитор обратился к принципиально "неоперному" сюжету - без лирических героев и так называемой любовной линии. Действие развивается стремительно, речитатив порой похож на скороговорку, ансамбли поражают резкостью звучания. Фантастический сюжет повести Гоголя представлен в музыке как блестяшая карикатура на обывательские нравы.

Опера "Леди Макбет Мценского уезда" (1934 г.; во второй редакции "Катерина Измайлова", 1956 г.) написана по одноимённой повести Н. М. Лескова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: