В центре творчества композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - размышления о жизни и смерти, духовных и нравственных проблемах. Его произведения, сложные по музыкальному языку и смелые по содержанию, требуют думающего, подготовленного слушателя, и именно за это мастер нередко подвергался жёстким нападкам официальной критики.
Основные жанры творчества Шостаковича - симфония, инструментальный концерт (по масштабам приближённый к симфонии) и музыка для камерных ансамблей. Среди пятнадцати симфоний композитора можно встретить все разновидности этого жанра: программные симфонии на историко-революционную тему - Одиннадцатая ("1905 год", 1957 г.), Двенадцатая ("1917 год", 1961 г.); симфонии с участием хора и солистов певцов - Тринадцатая, Четырнадцатая; "классические" четырёх частные симфонии. Наибольшей популярностью пользуются Пятая (1937 г.) и Седьмая симфонии. В них словно сконцентрированы основные образы и настроения музыки Шостаковича: строгая, мужественная скорбь, просветлённое умиротворение, едкий сарказм. Темы в каждой части развиваются стремительно, а внутренняя энергия чувствуется даже в медленных лирических частях.
![]() | Д. Д. Шостакович работает над Седьмой симфонией. Афиша Седьмой симфонии. Ленинград. 1942 г. |
Седьмая симфония (1942 г.), носящая подзаголовок "Ленинградская", имеет особую историю. Композитор создавал её во время Второй мировой войны и блокады немецкими войсками Ленинграда, в сентябре - декабре 1941 г. Одно из первых исполнений симфонии состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г. - в день, выбранный немецким командованием для въезда в город. Премьера стала настоящим подвигом музыкантов, сочинение Шостаковича поддержало дух жителей города. Первую часть обычно связывают непосредственно с военными событиями. Она написана в сонатной форме, но вместо разработки автор даёт большой фрагмент, основанный на новой теме, условно называемой "темой нашествия". По форме этот фрагмент является вариациями на Неизменную мелодию; он построен по тому же принципу, что и знаменитое "Болеро" Равеля. Сначала тема нашествия звучит у флейт - тихий незатейливый наигрыш под лёгкий аккомпанемент ударных. Затем она не один раз повторяется, и с каждым повторением увеличивается число исполняющих инструментов; в результате тема превращается в зловещий марш, который играет весь оркестр. Напряжение темы нашествия переходит на репризу - почти все мажорные темы экспозиции звучат в миноре, усиливая таким образом трагическое содержание части. Интересен финал симфонии. Он завершается медленной, торжественной по характеру темой победы, торжества над злом. Однако в музыке столько строгости и неизжитой скорби, что слушатель понимает: речь идёт о победе, одержанной ценой жизни.
|
В Тринадцатой и Четырнадцатой симфониях Шостакович впервые в русской музыке воплотил опыт соединения жанра симфонии с серьёзным поэтическим текстом (известный по Девятой симфонии Бетховена, "Песне о земле" Малера и др.). Тринадцатая симфония (1962 г.) названа композитором "вокально-симфонической сюитой". Это монументальное пятичастное музыкальное полотно для мужского хора, оркестра и солиста-баса написано на стихи поэта Евгения Александровича Евтушенко. Выразительные и публицистически острые стихотворения затрагивают темы, о которых в начале 60х гг. говорить было небезопасно: антисемитизм (первая часть, "Бабий Яр"), бедность (третья часть, "В магазине"), сталинские репрессии (шестая часть, "Страхи"). Это сочинение - редкий пример открытого выражения композитором своей гражданской позиции в музыке.
|
Самое трагичное произведение Шостаковича - Четырнадцатая симфония (1969 г.). Она посвящена размышлениям о жизни и смерти. Четырнадцатая симфония - это цикл из одиннадцати частей, предназначенный для двух певцов (сопрано и бас) и камерного оркестра. Шостакович обратился к стихам разных поэтов: испанца Федерико Гарсиа Лорки, француза Гийома Аполлинера, немецкого поэта Райнера Марии Рильке и друга Пушкина - Вильгельма Карловича Кюхельбекера. В музыке и стихах смерть предстаёт то как нелепая случайность, то как результат отчаяния или безысходного одиночества, то как порождение осознанной жестокости. Развёрнутые, сложные монологи чередуются в музыке с короткими, внезапно обрывающимися частями; важную роль играют диалоги голоса с солирующими инструментами.
Очень интересна камерная музыка Шостаковича. Струнные квартеты по эмоциональной выразительности и духовной сосредоточенности не уступают лучшим симфониям.
Д. Д. Шостакович, творчество которого многие считали слишком сложным, работал и для массового слушателя. Свидетельство тому - музыка для кино. В этой области у композитора также есть шедевры - музыка к кинофильмам "Гамлет" (1964 г.) Г. М. Козинцева и "Овод" (1955 г.) А М. Файнциммера.
Выдающееся явление в развитии музыкального театра XX столетия - оперы Д. Д. Шостаковича. Опера "Нос" (1928 г.), написанная по одноимённой повести Н. В. Гоголя, стала экспериментом по созданию необычного для русской сиены типа спектакля - оперы сатиры. Композитор обратился к принципиально "неоперному" сюжету - без лирических героев и так называемой любовной линии. Действие развивается стремительно, речитатив порой похож на скороговорку, ансамбли поражают резкостью звучания. Фантастический сюжет повести Гоголя представлен в музыке как блестяшая карикатура на обывательские нравы.
Опера "Леди Макбет Мценского уезда" (1934 г.; во второй редакции "Катерина Измайлова", 1956 г.) написана по одноимённой повести Н. М. Лескова.