Департамент образования Администрации города Омска
МОУ ДОД «Центр детского творчества «Созвездие»
Утверждаю:
Директор МОУ ДОД
«Центр детского творчества
«Созвездие»
Д.Н. Жидков
«____» ___________201 г.
Образовательная программа
"Музыкальное развитие дошкольника.
Ритмика. Музыкальные игры"
Продолжительность обучения - 2 года
Возраст - 5-7 лет
Составила: Мауль О.В., ПДО,
руководитель образовательного модуля "Музыкальное развитие. Ритмика. Музыкальные игры"
студии раннего развития ЦДТ "Созвездие"
Консультации по составлению программы:
Содержание
Пояснительная записка | ||
Организация обучения | ||
Содержание 1-го года обучения | ||
Содержание 2-го года обучения | ||
Тематический план 1-го года обучения | ||
Содержание тем 1-го года обучения | ||
Тематический план 2-го года обучения | ||
Содержание тем 2-го года обучения | ||
Методические рекомендации | ||
Приложение №1 (диагностика для 1-го года обучения) | ||
Приложение №2 (диагностика для 2-го года обучения) |
Пояснительная записка
"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального
воспитания невозможно полноценное умственное развитие".
В. А. Сухомлинский
Актуальность. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Музыка – средство эстетического воспитания ребенка. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей. Одна из главных проблем современного общества связана с подготовкой ребенка к школе - научить его действовать активно, творчески, осознанно. Данная программа способствует полноценному развитию дошкольников, не посещающих детские сады.
Тип программы: Программа представляет собой образовательный модуль комплексной программы студии раннего развития. Образовательная (решаются задачи обучения, развития, воспитания); комплексная (3 раздела); модифицированная (при составлении программы использованы "Методика музыкального воспитания в детском саду" Н.А.Ветлугиной, "Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста" Зимина А.Н.)
Новизна:
1. Представленная в предыдущей программе развития базовая образовательная модель остается «несущей конструкцией» образовательного пространства ЦДТ.
2. В данной программе разработана и представлена новая методика диагностирования детей.
3. Расширен и преобразован музыкальный репертуар.
4. Использованы материалы более современных образовательных программ.
5. Внесены изменения в тематический план, добавлен раздел «Я расту», изменено количество часов на изучение некоторых тем.
Связь с основным образованием. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Система музыкального воспитания способствует обогащению духовного мира ребенка, делает его отзывчивым на все прекрасное в жизни, труде, искусстве. Эмоциональная отзывчивость на музыку и развитый музыкальный слух помогают активизировать умственную деятельность; занятия музыкально - ритмическими движениями способствуют совершенствованию и координации движений, развивая дошкольников физически. Всё это помогает успешной адаптации ребёнка в первый год школьного обучения.
Участвуя в мероприятиях ЦДТ, дети знакомятся с системой дополнительного образования, получают элементарные знания по исполнительскому мастерству. По окончании программы могут продолжить обучение музыке, танцам и театральному искусству в кружках Центра детского творчества.
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры у дошкольников, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, формирование интереса и любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Педагогические задачи:
обучающие:
- знакомить учащихся с музыкальными понятиями;
- обучать элементарным певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;
- познакомить детей с детскими музыкальными инструментами и приёмами игры на них;
- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, творчеством композиторов;
- научить осмысливать содержание музыкальных произведений.
развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к музыке;
- формировать певческий голос и выразительность танцевальных движений;
- развивать музыкальную восприимчивость, музыкальный слух, сенсорные способности и ладо - высотный слух, чувство ритма;
- развивать творческую активность во всех доступных видах музыкальной деятельности: при передаче музыкальных образов в играх, танцах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельных сочетаниях; через импровизацию.
воспитательные:
воспитывать:
· способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
· упорство, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность;
· музыкальный, эстетический вкус;
· взаимоуважение;
· культуру слушания музыкальных произведений.
здоровьесберегающие:
- формировать и вырабатывать осанку и координацию движений через музыкально-двигательные упражнения и пантомиму;
- развивать костно-мышечную систему детей;
- формирование понимания важности безопасного движения, соблюдения необходимых норм при действиях с травмоопасными предметами (например, с детскими шумовыми инструментами);
- развивать и укреплять дыхательные мышцы и исправлять дефекты речи при помощи пения.
Прогнозируемый результат
По окончании обучения у выпускников студии будут сформированы коммуникативные, музыкальные, музыкально-ритмические, языковые, информационные, социальные компетенции.
В основе программы принципы:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала от «простого к сложному» в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания учебного материала)
- Наглядности (предлагает наличие большого наглядного, раздаточного материала);
- Индивидуализации (учитывает психологические и возрастные возможности ребёнка);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программ и возможностей их достижения);
- Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи);
- Принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития дошкольников;
- Принцип связи музыкального обучения с жизнью;
- Принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;
- Принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).
Разделы программы:
1. "Здравствуй, музыка!" -
2. "Учимся петь"
3. "Ритмика"
4. "Я расту"
Организация обучения
Программа рассчитана на 2 года обучения детей от 5 до 7 лет.
1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год)
2 год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год)
Продолжительность занятия – 30 мин.
Всего – 144 часа.
Формы организации обучения: групповая (группы формируются по возрастному принципу, по степени сформированности базовых умений)
Правила приема: Принимаются дети 5-6 лет. Зачисление проводится после собеседования с родителями об особенностях развития ребёнка, заявления от родителей. Предоставление медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка. Дети 5 лет принимаются на программу 1-го года обучения, дети 6 лет – на программу 2-го года обучения.
Содержание обучения 1 – го года
Цель: формирование первоначальных навыков слушания, пения, музыкально-ритмических движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах.
Содержание. Изучаются все разделы программы:
Дошкольники познакомятся с правилами поведения в ЦДТ, пройдут инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, ПДД (на пути следования), правилами поведения в общественных местах (театрах, выставках), правилами поведения на улицах во время гололёда.
1. "Здравствуй, музыка!" - Дошкольники познакомятся с выразительными и изобразительными средствами музыки - характер, темп музыки, научатся различать многообразие их оттенков. Познакомятся с понятием "Профессия - композитор". Познакомятся с вокальной, инструментальной и классической музыкой, научатся внимательно её слушать; познакомятся и научатся различать динамические оттенки "форте" и пиано". Познакомятся с музыкальными инструментами - ложки, маракас, молоточек, барабан, бубен, приёмами игры на них. Научатся играть в ансамбле, оркестре, освоят понятие "тутти".
2. "Учимся петь" - Дошкольники познакомятся с правилами пения, научатся их выполнять, Познакомятся с понятиями: "Запев-припев", "Музыкальное вступление-проигрыш", "Мелодия", "Фраза", "Дикция", "Певческое дыхание", "Аккомпанемент". Познакомятся с особенностями хорового пения - научатся петь, не отставая и не опережая друг друга, петь в характере песни.
3. "Ритмика" - Научатся выполнять элементарные танцевальные движения под музыку: прыжки и бег на носках, ходьба и бег по кругу, маршевый шаг, кружение парами, руки "лодочкой", полуприседание "пружинка", хоровод - сужать и увеличивать круг, "фонарики", хлопки "тарелочка", боковой галоп. Познакомятся с понятием "Художественный образ", и особенностями его передачи при инсценировках песен, музыкальных игр.
4. "Я расту" – С дошкольниками проводятся беседы о ЗОЖ, правилах поведения в общественных местах, знакомятся с понятием гражданин, узнают новые термины и понятия, анализируют поведение в общественных местах. Дошкольники познакомятся и станут участниками программы "Город Мастеров", а также различных праздников и мероприятий, проходящих как в ЦДТ, так и за его пределами. Будут посещать спектакли, выставки, концерты, участвовать в благотворительных акциях.
Дошкольники станут участниками творческого отчётного концерта ЦДТ, с целью показа достигнутых результатов обучения за год перед родителями и администрацией ЦДТ.
На 1-м году обучения больше всего часов отводится разделу «Здравствуй, музыка!» (25 часов). В то время как раздел «Ритмика» изучается 18 часов. Это связано с тем, что в разделе «Здравствуй, музыка» обучение направлено на ознакомление дошкольников с основами музыкальной культуры, с особенностями музыкальных жанров и музыкальных инструментов. В то время как раздел «Ритмика» имеет больше практическую направленность – обучить детей танцевальным движениям и умению исполнять их в танцах, играх. Раздел «Я расту» (3 часа) заключает в себе цель: суммировать полученные знания детей, расширить их кругозор, развивать их эстетическое видение.
По данной программе 1 года обучения 16% часов отводится на теорию, и 84% часов отводится на практику. Исходя из этого можно сказать, что программа имеет ярко-выраженную практическую направленность.
Диагностика. Проводится входящая и текущая диагностика интересов, музыкальных способностей детей.
Система работы с одаренными детьми:
Принципы работы с одарёнными учащимися:
- Принцип индивидуализации обучения;
- Принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;
- Принцип опережающего обучения;
- Принцип развивающего обучения.
Организация работы с обучающимися.
Осуществляя индивидуальный подход к обучающимся, необходимо стараться создать комфортные условия обучения, благоприятный микроклимат в группе, ситуацию успеха на занятии, системность стимулирования, сотрудничество.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Создание сольных постановок для одаренных детей, или привлечение в качестве солистов в массовом номере, выполнение роли инструктора в помощи другим детям.
Повышается удовлетворенность детей своей деятельностью, создаются условия для развития способностей остальных обучающихся, увеличение числа таких детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей.
Работы с родителями. Консультации родителей одарённых детей - поддержка развития способностей по предмету.
Применение современных образовательных технологий: при проведении занятий используются игровые, информационные, проблемные, здоровьесберегающие.
Формы занятий: слушание музыки, пение, музыкальные игры, театрализация песен, беседы, участие в тематических праздниках.
Мониторинг качества образования. Виды контроля: собеседование, текущий контроль по темам программы, наблюдение за ребёнком на занятиях и мероприятиях (чтение стихов, исполнение песен, танцев, игр),участие календарных праздниках, игры-викторины, праздниках для родителей.
По окончании 1-го года обучения дошкольники будут знать и уметь:
Правила по технике безопасности. Правила поведения в ЦДТ. Пожарную безопасность. ПДД (на пути следования).
Раздел "Здравствуй, музыка!"
будут знать | будут уметь |
1. Термины и понятия:
|
|
Раздел «Учимся петь»
будут знать | будут уметь |
|
|
Раздел «Ритмика»
будут знать | будут уметь |
|
|
Раздел «Я расту»
будут знать | будут уметь |
|
|
Содержание обучения 2 – го года
Цель: развитие и совершенствование ЗУН по ритмике, пению, различным видам музыкальной деятельности; расширение музыкального кругозора; развитие мелодического, тембрового, звуковысотного и динамического слуха.
Содержание. Изучаются разделы программы: "Здравствуй, музыка!": Дошкольники познакомятся с понятиями - жанры музыки: песня, танец, марш. Научатся различать данные жанры, находить особенности звучания для каждого из них. Познакомятся с народной музыкой. Продолжат учиться внимательно слушать музыку, анализировать музыкальные произведения. В ходе разучивания музыкального репертуара дошкольники продолжат знакомится с творчеством композиторов. Познакомятся с понятиями - выразительные средства музыки – ритм, тембр, регистр (низкий, средний, высокий), характер музыки. Обзорно познакомятся с творчеством композиторов Д.И. Кабалевского, Прокофьева, Чичкова. Будут совершенствовать свои навыки игры на музыкальных инструментах. Познакомятся и обучатся приёмам игры на треугольнике, трещотке, металлофоне. Познакомятся с профессией «дирижёр». Научатся разграничивать понятия – исполнитель и партия. Научатся играть на музыкальных инструментах по цифрам.
2. "Учимся петь" –Познакомятся иобучатся пению в разных тональностях. Научатся точно передавать ритмический рисунок музыкальных произведений, динамики и характера песни. Научатся отличать по слуху - восходящую и нисходящую мелодию. Познакомятся с понятием «эмоциональное пение», научатся петь эмоционально.
3. "Ритмика" –Дошкольники продолжат закреплять танцевальные движения, выученные на 1-м году обучения. Познакомятся и освоят новые танцевальные элементы: приставной шаг с полуприседанием; «ковырялочка»: носочек – пяточка; подскоки; «захлёстывание»; «припадание»; дробный шаг; «верёвочка»; шаг польки; шаг вальса; выбрасывание ног вперёд. Научатся лучше отмечать характеристики художественного образа, передавать этот образ в танце, хороводе, танце.
4. "Я расту" – Дошкольники продолжат знакомиться с составляющими элементами ЗОЖ, узнают тематические термины и понятия, продолжат анализировать – правильно ли они ведут себя в общественных местах. К концу 2 года обучения дети могут рассказать о том, почему надо следовать здоровому образу жизни, соблюдать правила поведения в общественных местах, на улице, пересказать увиденное (спектакль, концерт), рассказать, как правильно петь (осанка, поза, мимика, как нужно открывать рот и пр.)
Дошкольники станут участниками творческого отчётного выпускного концерта ЦДТ, с целью показа достигнутых результатов обучения за год перед родителями и администрацией ЦДТ.
Во 2-м году обучения больше всего часов отводится разделу «Здравствуй, музыка!» (24 часов). В то время как раздел «Ритмика» изучается 19 часов. Это обусловлено тем, что в разделе «Здравствуй, музыка» обучение направлено на ознакомление дошкольников с выразительными средствами музыки, обзорным знакомством с творчеством композиторов, а также обучению приёмам игры на музыкальных инструментах.
По всей программе 2 года обучения можно сделать вывод о том, что 18% часов отводится на теоретическую базу, а 82% часов – на практическую. 2 год обучения, также как и 1 год имеет больше практическую направленность. 2 год обучения более осложнён тем, что на занятиях дети более самостоятельны, и им предоставляется творческий выбор, например, при использовании каких-либо танцевальных движений, ввиду накопленных ими практических навыков выполнения.
Диагностика: текущая иитоговая диагностика личностного музыкального развития.
Система работы с одаренными детьми:
Организация работы с обучающимися.
Продолжается работа с одаренными детьми: индивидуальный подход, дифференцированное обучение). Работа направлена на повышение уровня индивидуальных достижений детей.
Одаренный ребенок получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности через участие в творческой работе коллектива (разработка костюмов, сюжетных перестроений, использования танцевальной атрибутики (предметов), развивает умение работать самостоятельно (отработка сольных номеров).
Ведется портфолию обучающихся.
Работы с родителями. Консультации родителей одарённых детей - поддержка развития способностей по предмету.
Применение современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающие, проблемные, информационные.
Формы занятий: слушание музыки, пение, музыкальные игры, театрализация песен, беседы, участие в тематических праздниках, учебный диалог, посещение концертов.
Мониторинг качества образования. Виды контроля: собеседование, текущий контроль по темам программы, наблюдение за ребёнком на занятиях и мероприятиях (чтение стихов, исполнение песен, танцев, игр),участие в тематических и календарных праздниках, игры-викторины, праздниках для родителей.
По окончании 2-го года обучения дошкольники будут знать и уметь:
Раздел «Здравствуй, музыка!»
будут знать | будут уметь |
Термины и понятия:
|
|
Раздел «Учимся петь»
будут знать | будут уметь |
|
|
Раздел «Ритмика»
будут знать | будут уметь |
|
|
Раздел «Я расту»
будут знать | будут уметь |
|
|
По окончанию обучения обучающиеся получают сформированные языковые, информационные, социальные, коммуникативные, музыкальные, музыкально-коммуникативные коммуникации.