Факторы влияющие на обр-я прибыли




1.выручка от реализации; 2.доход от долевого участия в др. фирмах; 3.доходы от цен.бумаг;4.привышение получ-х штрафов,неустоек над уплаченным.

Распред-е прибыли: 1.остаток в распоряжении предпр-я

2.бюд-е и внебюд-е фонды;3.уплаты процентов банка.

Виды прибыли

1.Бугалтерская- выручка от реализации продуктции минус явные изд-ки.

2.Эк-кая- выручка минус сумма явных и неяв-х изд-к включая норм. прибыль

3.Нормальная- прибыль равная неявным издержкам пр-ва

4.Абсолют-я (общая)-разница м\у выручкой и издержками

5. Предельная- предел. доходы минус предел. изд-ки

6.Средняя-прибыль при средних условиях пр-ва и свобод. рын. конъюктуры(взаимод SиP)

Норма прибыли- отнош-я величины получ-й прибыли к велечине всего авансированного капитала

НП=Пр(прибыль)/К(капитал)*100%

НП показ-ет прибыл-ть и должность исп-я капитала и явл-ся важнейшим обобщающим показ-лем деят-ти фирмы.

При оценки д-ти предпр-я применяется принцип максимализации прибыли: фирма максимирует прибыль когда ее предел. доход равен предел. изд-кам.Равенство предел. изд-к и предел. дохода –это сигнал предпр-лю о том что достигнут оптимум пр-ва или можно дальше↑вып.

№19 эффект маштаба пр-ва

Эффект маштаба пр-ва- завис-ть изд-к от ростов маштаба пр-ва.При ↑ объема пр-ва изд-ки ↑,однако соотнош-е темпа ростов издержек и объема пр-ва может быть разным

1.Возврастающая отдача от маштаба (положительный эффект масштаба пр-во растет быстрее,чем изд-ки пр-ва

2.средние совокупные издержки ↓

Этот эффект явл-ся р-том:

1.углубление спец-ции труда раб-ка;2.↑ эф-ти управлен-го

труда; 3.примен-е маштаба технологий и средств повышающих произв труда;4.возмож-ть пр-ва побочных прод. из отходов.

«-» отдача от маштаба пр-ва:

1.пр-во ↑ медленнее чем изд-ки;2.ср. совокупность изд-к ↑

«-» эффект явл результатом:

1.трудностей управ-я круп. предп-тий; 2.столкнов-е противореч. инт-сов отд. структ. подразд-й фирмы

3.высоких эк. н-зок на территорию

4.проблем коор-ции деят-и состав. частей фирмы из единого центра; 5.↓ гиб-ти р-ции на измен-е во внеш. ср.

Постоянная отдача от маштаба:

1.объем пр-ва и изд-ки пр-ва↑ одинак. темпами

2.ср. совокуп. изд-ки пр-ва не меняются

С Действие «+» действие пост-е действие «-»

           
 
     


Q

20. Кон-ция процесс состяз-й борьбы фирм за огр-й платежесп-й спрос.

Ф-мы кон-ции: внутриотрасл-я – стимул-ет внедр-е НТП.

Межотрасл-я – вызывает перелив капиталов из отраслей с низк.нормой прибыли в области с высок.долей прибыли.

Ф-ции кон-ции: регул-я, мотивации, распред-я, контроля.

Предпосылки для разв-я кон-ции:

Эк-кие(поддержка предприн-ва); технологич-е(доступность технологии); соц-е(массовая подгот.и переподгот-ка кадров).

«-»черты кон-ции: расточительна по отнош-ю к непр-мым р-сам; не обеспечивает разв-е пр-ва т.и у. коллектив.пользов-я; не создает условия для разв-я фунд-й науки, системы нар.обр-я; не содержит мех-в препяд-х возник-ю соц.несправед-ти и расслоеню общества.

«+»: СП-ет гибкой р-ции и адаптации пр-лей к измен-ся условиям пр-ва; обеспе-ет свободу выбора и д-й потреб-й и пр-й; СП-ет внедр-ю НТП и разраб-ке технологии более соверш-х м-дов орг-ции и упр-я пр-вом; нацеливает пр-лей на удовлет-е потреб-й, на повыш-е кач-ва т.и у.

21.Виды кон-ции в завис-ти от степени разв-ти кон-ции:

Рынок соверш-й к-ции: наличие на рынке значит.числа продавцов и покуп-й; незначит-я доля объема предл-я со стороны отд.продавцов, продажа всеми прод-ми однород-й, стандарт-й, унифицир-й продукции; одинак-я инф-я о полож-е дел на рынке для всех уч-ков; свобод-й вход в отрасль и выход их нее.

Рынок несоверш-й к-ции: на кот. не выпол-ся хотя одно из условий соверш.к-ции.

Модели рынка несоверш.к-ции:

Монополия - господ-щее, доминир-щее полож-е 1-го хоз-го субъекта в какой либо сфере д-ти. Предпосылки: пр-во уникал.продукции; наличие низк.издержек пр-ва; исключит.право доступа к каким-то прир.р-сам.

Типы монополии: искус-я – созд-ся спец.орг.мерами.; естеств.- сост-е рынка при кот.удовлет-е спроса в силу технол.преимущ-ва круп.пр-в эф-нее в усл-ях отсут-я кон-ции.; времен-я – монопольное обладание фирмой потентами, лицензиями на какое-либо НТ достиж-е.; госуд-я – баз-ся на исключ-м праве г-ва.(покупка воор-я).; случайная – р-т огр-го во времени превыш-я спроса над предл-ем, позвол-й продавцу превышать цену.

Типы монопол.объед-й:

Картель - соглаш-е о кол-ве выпуск-й продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат –объед-е с целью орг-ции совм сбыта прод-ции.

Конгломерат –объед-е, осн-е на проник-е круп. корпораций в отрасли, не имеющие пр-ой и технол.связи со сферой д-ти головой фирмы.

Олигополия – доминируют неск-ко круп.фирм.

Монополист-я кон-ция –множ-во фирм кон-ют м/у собой.

Монопсония – множество продавцов и 1 покупатель, имеющий возмож-ть возд-ть на ценф.

2-сторон.моноп-я –рын.струк. 1продавец и 1 покупатель.

Дуаполия – в отрасли ф-ют лишь 2 монополии.

22.м-ды ведения конкур-й борьбы:

Ценовая к-ция: борьба м/у пр-ми за сверхприбыль путем ↓издержек пр-ва и ↓за счет этого цен без измен-я ассортимента.; исп-е ценовой дискриминации (продажа одного и того же т. по разным ценам).

Нецен-я к-ция: повыш-е кач-ва т. путем соверш-я техн-и.; улучш-е приспособ-ти т. к нуждам потреб-ля; улучш-е обслуж-я покупап-ля, послепродажный сервис; исп-е массовой рекламы.

Типы кон-го повед-я:

Добросовестная к-ция – сниж-е издержек, повыш-е кач-ва товара, выигрывает потребитель.

Осн.ее м=ды: ↑кач-ва продукции;↓цен; реклама; до и послепродаж.сервис; создание новых т. и у. с исп-ем НТП.

М-ды недобросов-й к-ции: продажа по цене ниже себестоимости;эк-кие (пром.шпионаж); подделка продукции; подкуп; обман потреб-й,валют.махинации.

Меры антимонопол-го зак-ва:

Эк-кие: поощр-е создания т. заменителей; поддержка ср. и мал.бизнеса; привлеч-е ин. Капиталов; фин-е мероприятий по расшир-ю выпуска дефицит-й продукции.

Адм-е: запрещены тайные сговоры, направ-х на поддерж-е монопольных цен; запрет на слияние,кот. ведут к установ-. контроля над предл-ем; принудит-я демонополизация; устан-е предел-х цен.

23. Труд – основополаг-й фактор пр-ва.

Труд.фактор включает: раб.силу ч-ка., труд.р-сы, труд.потенциал.

Рынок труда – система эк.мех-мов, норм и инст-в, обеспеч-х воспр-во раб.силы и исп-е труда.

Субъекты рынка труда:

Контрагенты труд.отношений; посредники м/у работ-ми и работодателями; представители орг-в власти; пред-ли интересов раб-ков и работодат-й.

Особ-ти рынка т.: жесткая сегментация по профессиям и спец-ям; негибкость цен по срав-ю с ценами на тов.рынке; возд-е орг-в власти, профсоюзов и предпр-й; спрос на труд предъяв-ют предпр-ли; предл-е - наем. раб-ки.

Ф-ции рынка т.: посредническая, уравнов-е спроса на труд и его предл-е; ф-е цен на труд (з/п); приведение отраслевой. Территориальной структуры зан-ти в соотв-вии с отраслевой террит. структ-й обществ.пр-ва; выявл-е числен-ти безработных, видов и х-ра безраб-цы.

На рынок т. влияют факторы: демогр.ситуация в стране; численность трудосп-го населения; эк.активность трудосп-го насел-я; продол-ть годового раб.времени; процессы миграции; степень уч-я гос-ва и профсоюзов в регул-е рынка т.; стуктура эк-ки; фазы эк.цикла; ур-нь техн.разв-я страны.

Виды рынка.труда.:

Совершенно конк-ный- х-ся полным, абсолют.равенством условий купли-продажи раб.силы.

Неконкурентный – р.,на кот. продавец или покупатель труда может возд-ть на уровень з\п. 2 модели: монопсоничный – один покупатель; монополистический – один продавец.

24. Зан-ть насел-я – числен-ть трусп-го насел. обеспеченного работой.

Безр-ца – та часть трудосп-го насел., кот. не имеет или не ищет работу.

Суммарная числен-ть зан-х и безработных сост-ет общ.р-сы труда или раб.силу

Эк. Школы:

Мальтузианство –оправдывало естеств.м-ды регул-я численности насел.:войны, эпидемии.

Класич.полит.экон-мия – рынок саморегул-ся система, в кот. нет места вынужден-й безраб-цы, а добровольная значит, что работник не хочет работать на низкую з/п.

Марксистская – безраб-ца как внут.присущее капитализму явл-е, когда потреб-ть в труде ↑медленнее, чем в машинах.

Совр.теория зан-ти – рынок т. не явл-ся саморегул-ся; равновесие рынка т. не гарантирует полную зан-ть.

Неоклассич-е – должен сущ-ть естеств.уровень без-цы; избавиться от безр-цы вообще невозможно; нежелание раб-ков поступаться доходами; отказ трудиться за меньш. з/п.

Причины б-цы: различия в оплате труда в завис-ти от квалификации, отрасли, района и страны.

Виды б-цы:

естественная: структ-я – несоотв-е структуры раб.силы. и раб.мест; фрикционная – связ-я с объективно необход. дв-ем раб.силы

вынужденная: циклич-я – эк. спад.; скрытая – псевдоз-ть, когда работу одного ч-ка выполняют двое.

Полная з-ть – з-ть при наличии в эк-ке фрикционной и структ. б-цы; отсутствие циклич.б-цы.

Ест.уровень б-цы – Ур-нь б-цы при полной з-ти, при кот. в эк-ке пр-во обществ.продукта достигает макс.уровня.

Закон Оукена: превышение текущего уровня б-цы на 1% над уровнем ест.б-цы вызывает падение ВНП на 2,5% в сравнении с потенциальным ВНП.

Кривая Филипса: опис-ся ситуация когда б-ца меньше ест-й. рын.эк-ке противопоказаны как слишком низкий так высокий уровень б-цы.поддержание б-цы на ест.уровне говорит об эф-ти нац.пр-ва.

Эк. и соц. последствия: отставание объема ВНП; неравномерное распред-е издержек б-цы среди различ-х соц.груп.насел.; утрата работниками проф.квалиф.; снижение реал.доходов насел. и падение уровня жизни; рост заболеваемости, снижение продолж-ти жизни.

Осн.м-ды гос.регул-я зан-ти: стим-е создания нов.раб. мест и спроса на труд; осущ-е мер по сохр-ю и повыш-ю уровня з-ти на предпр-ях; выплата пособий безработным; законодат-е регул-е усл-й найма и исп-я раб.силы; орг-ция переподгот-ки кадров; сбор инф-ции о наличии вакансий.

25. З/п – вознаграждение за труд

Марксистская конц-ция – в кач-ве з/по плач-ся не труд, а сп-ть работника к труду, кот.опред-ся его раю.сила, кот.опред-ся стоимость средств сущ-я рабочего; в кач-ве з\п оплач-ся не весь продукт труда, а лишь необходимый. З\п –ф-ма стоимости и цены рабюсилы.

Неоклассич. – з\п как цена труда; интересует уровень, кот.опред-ет соотноше-е с. и пр., при равновесии с. и п. обр-ся равноесный уровень з/п.

з\п в усл-х соверш.конкуренции: раб-ки получ-т одинак. з\п независимо от предприятия.

На р-ке монопсонии: ставка з/п опред-ся числом наем.р-в.

Номин-я з/п –та сумма денег,кот.получ.раб-к за свой труд.

Реальн. з/п– сумма т.и у., кот.можно купить на номинал. з/п.

Ф-мы з/п: повременная, сдельная.

Ур-нь и динамика з/п зависят от: конъюктуры рынка (с. и п.); сост-я нац.р-сов; сост-я эк-ки; влияния профсоюзов.

Профсоюзы и з/п: сокр-ют предл-е труда; уменьш.продолж-ть раб.времени, с помощью треб-я обязат.лицензир-я з-ся опред.видом.д-ти, путем огр-я членства профсоюзов; рекламируя опред товар, повыш-ся спрос на них и на труд; заключая коллектив.договоры, предусматривающ-е повыш-е з/п, обязанность предпр-лей принимать на работу только членов соотв. профсоюзов.

№26Сущьность, ф-и и виды кредита

Кредит-ссуда или долг - ф-ма дв-я ссудного капитала. Ссудный капитал -ден. средства, отданые в ссуду их соб-ком на время на условии возвр-ти и за плату в виде %.

Источники кредита: 1.средства, высвыбожд-е в процессе пр-ной д-ти предпр-й; 2. накоп-я г-ва за счет комерч. и финан. д-ти; 3.доходы и сбереж-я насел-я;

4. страх. и пенс-е фонды;

Принцыпы кредита: возр-ть, сроч-ть, плат-ть, обеспеч-ть, целеноправ-ть.

Ф-ции кредита: 1. обеспеч-е не прерыв.процесса воспр-ва; 2. превращ-е ден. сбереж-я в капитал; 3. конц-ция и централизация капитала; 4. перераспред-е ден. средст м\у предп-ми, отраслями, тер-ми, гр-ми населения; 5. созд-е кредитных денег; 6. ↑ эф-ти пр-ва, стимулир-е НТП;

7. Расшир-е безналич.оборота и ускор-е дв-я ден. проц-в;

Виды кредита: 1. по спос обу кредитов-я:

натур-е(сырье, товары) и денеж-е;2. по х-ру кредитного пространства: комерч-й, банк-й, ипотеч-й, потребит-й;

3 по сроку кредит-я: краткосроч-й до 1г, среднесроч-й до 5л, долгосроч-й свыше 5л.; 4. по обеспеч-ти: гарант-й (залог), негарантир.(бланковый); 5. по цели поедостав-я: инвестиц-й, ипотечный, таможенный;

плата за пользов-е кредита- % измеряемый нормой %.

Ур-нь ставки % зависит от величины ссуды, ее срока, наличия и отсутствия гарантий.

№27 Банки и банковская системаРФ.

Кредитно-банковская систет а-это совокупность кредитно финансовых учреждений создающих и предостав-х ден. срества на усл-ях сроч-ти, плат-ти и возрат-ти. Включает: банки, небольш. кредит.фин. учер.(страховые, пенсионные фонты).

Банки- фин. посредники приним-е ден. средства у вкладчиков и предостав-е их заемщикам на условиях возврат-ти, сроч-ти и плат-тив целях получения прибыли. Виды банков: 1. по ф-ме соб-ти(гос., кооперативные, акционерные, смешеные); 2. по виду выполняемой операции(универсал-е, специолизир-е); 3. по территор. принц.(местные, регион-е, мировые,); 4. ф-ий банков: 1.предастов-е ссуд физ. и юрид. лицам; 2. созд-е кредит. денег; 3. провед-е ден. расчетов и кассовое обслуж.;

4.выпуск, покупка, продажа платных док-тов и цен. бумаг;

Виды банковских операций: 1 осн-е(пассивные- банки привлекают ден.средства ф-ют свой рес-сы и исп-ют их для предостав. займов и цен. бумаг; активные- банки реализут имеющ-ся в их распоряжении рес-сы, выдача ссуд); 2. забалансовые- 1.лизинг(выдача в аренду машин, оборудывания); 2. трастовые операции(управ-е имущ-вом клиентов, фондами, хранение цен. бум.);

Современная банковская система: 1ур. ЦБ кот. регул-ет ден. обращ-е страны и рук-т всей сущ-щей в стране банк. сис. 2ур. комерч-е банки, не подчиняются ЦБ, сущ-ют самост-но; денежный мультипликатор- коэффициент показ-щий во ск-ко раз измен-ся ден. масса при измен-и резервов ДМ=1/доля резервов.показывает на ск-ко ↑предл-е денег при ↑вкладов в кретно-денеж.систему.

№28 сучность, ф-ии и виды денег.

Деньги- особый товар,исполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Св-ва денег: 1. всеобщее признание; 2. неподдельность;3. партативность; 4делимость; 5 сохраность; Ф-ии денег: 1 средство накопление,;2 средство обращения; 3 средство платежа; 4 мера стоимости; 5 мировые деньги; отличит. особ-сть денег их абсолют. ликвидность т,е сп-ть без каких либо измен, преобр-й быть средством платежа. Виды денег: драгоценные метала, бум.деньги, метал. ден., товарные ден., эл. деньги. В завис-ти от ликвидности исп-ся набор показателей (агрегатов) для измерения ден. масса обращающийся в стране в данный момент. Принцип агрегирования сост. в том, что в сущ.щей ден. массе добав-ся последующей суммы. ЦБРФ выделяет 4 ден. агрегата соотв-щие 4 степеням ликвидности ее компанентов М0-наличные деньги в обращении; М1=М0+депазиты населения; М2= М1+срочные вклады в сбербанках; М3=М3+депозитные сертификаты банков;. Покуп.я сп-ть денег находиться в обратной завис-ти от их кол-ва: чем больше денег в обращении тем меньше их стоимость. Закон денежного обращеия: КД=∑ЦТиУ- К+П-ВП/0, где КД-кол-во денег; ∑ЦТиУ- сумма цен товаров и услуг; К-сумма цен товаров проданых в кредит; П-сумма платежей по долгам; ВП-взаимопогошаемые платежи; 0-скорость обращения денежной ед.; Выводы из закона денежного обращения: 1. кол-во денег в обращ-и прямо пропорц. кол-ву т. и у.; 2. кол-во денег прямо пропорц. ценам на т. и у.;3 кол-во денег обратно пропорц. скорости обращ. ден. массы;

№29 монетарная полит. гос-ва

это меры принемаемые гос-вом для регулирования объема денежного предложения. Денежный рынок- рынок на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень % ставки или цену денег.Уч-ки: фирмы, правительство, ЦБ, комер. банки. Особености денежного рынка в том, что деньги обмениваються на др. ликвидные активы по альтер.стоимости. измеримой вед. намин. ставки%. На ден. рынке % ставка выступает как альтернат. стоимость денег и х-ет упущеный доход связаный с хранением сбережений в денеж. ф-ме:наминал. ставкв % отражает банковский; реальная покуп. сп-ть в завис-ти от уровня инфляции; Связь м\у номинальной и реальной ставками описывается уровнением Фишера I=R+N, где i-номинальная r-реальная n-темп инфляции.

Спрос на деньги- спрос на ден. остатки исчесляемые с учетом их покуп. сп-сти. совокупный спрос на деньги вкл. деловой спрос или спрос для сделок. предл-е денег не опред-ся их ценой, а регул-ся гос-вом исходя из общ. целей макроэк.развития.

Инструменты монетарной пол-ки: 1. операции на открытом рынке- купля продажа ЦБ гос. цен. бум. 2. учетная ставка- ставкапо которой ЦБ предоставляет ссуду комерч. банкам; 3. норматив обязат. резервов- ↓ или ↑ нормативов обязатх резерврв оказывает возде на размер резервов и величену ден. мультипликатара.

Виды монетарной полит: 1 полит. дешовых денег проводиться в период спада, в целях стимулир-я инвестиций; 2. полит. дорогих денег проводиться в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса;

30. Нац.эк-ка – эк-ка опред.страны,рассматр-я как целостн. хоз.соц. орг. система, облад-я совокуп.эк.потенциалом.

Цели н.э.: эк.рост и высокая з-ть; стабил.уровеь цен и валют.курс; сбалан-й бюджет; уравновеш-й торг.баланс.

Инструменты н.э.: фискальная, налогвая, денежная политика, регул-я доходов, внешнеэк. политика.

Показатели, х-е фун-е эк-ки: нац.объем пр-ва; ур-нь б-цы; х-р и темпы инфляции;сост-е торг.баланса.

Воспр-во – постоянно повтор-ся проце пр-ва.

Простое- повторение пр-ва в прежн.масштабах,когда общ.продукт не измен.,а весь получ.доход.потреб-ся.

Расшир-е – …., а часть дохода инвестируется.

Суженое - в период кризиса.

31. Группы макроэк.показателей: п-ли эк.разв-я, технич.уровня пр-ва, исп-я труд.р-сов, исп-я фин.р-сов.

Нац.богатство – вся совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за всю его историю.

Обществ.продукт – ВНП,НД, чистый НП, ВВП.

ВНП – рын.ст-ть конеч. т.и.у., пр-х в теч. года факторами пр-ва, принадл-х гражданам данной страны, независимо от их местонахожд-я.

виды ВНП:

Номинальный - исчисленный в текущ.рын.ценнах.

Реальный – в ценах базового года, без учета инфляции.

Потенциальный – возможный при полной з-ти.

Фактический – в условиях циклич.б-цы.

Мед-ды расчета ВНП:

По сумме расходов на создан-ю в стране продукцию: личн. потреб-е; вал. инвестиции; гос.закупки; чист. экспорт.

По сумме доходов, полученных в р-те пр-ва продукции: з/наем.р-ков, ренту, процент, прибыль владельца предпр-й, амортизация. косвен.налоги.

НД – р-т пр-ва. в кот.заключ. вновь созданная в теч.года стоимость.=ВНП – (амортизация+косвен.налоги.)

ЧНД = НД + косвен.налоги; = ВНП – амортизация.

ВВП – включ-ет в себя т. и у. пр-ные только внутри страны с исп-ем только собствен. факторов пр-ва.

ВНП=ВВП+ЧФД

Чист.фактор.доход из-за рубежа – разница м/у доходами граждан нашей страны за рубежом и ин-цев у нас.

Система нац.счетов – спец.таблицы и балансы в кот.отражено с 1-й стороны наличие р-сов, с др- их исп-е. Исп-ся для исчисления важнейших макроэк.показателей.

32. Потреб-е(P)– гл.составл-я совокупных расходов. Источником потреб-я явл.располаг-й доход. Оставшаяся часть дохода идет на сбережения. Сбереж-я (S) – та часть дохода, кот.не потреб-ся.

PиS нах-ся в непосред-й завис-ти от уровня дохода и исп-ют на себе влияние одних и тех же факторов. Доход =S+P.

Различают: Ср.склонность к потреб-ю, к сбережению.

Связь м/у располаг-м доходом и потреб-ем – ф-цией потреб-я.

Зависимоть сбер-я от распол.дохода- ф-ция сбереж-я.

Предел.склонность к потреб-ю - доля и часть прироста дохода, кот.потреб-ся.

Предел.склонность к сбер-ю - доля и часть прироста дохода, кот.идет на сбер-е.

Доход – осн.фактор. опред-й уровень потреб-я и сбер-я.

Осн.ф-мы дохода: з/п, процент, рента, предприним.доход, гос.трансферные платежи.

Неравном-ть распред-е доходов в обществе обуслав-ся: сп-ми людей, уровнем обр-я, неравенством собствен-ти.

В условиях рын.эк-ки неравенство в распред-е доходов иллюст-ся с помощью кривой Лоуренца. Чем б. коэф.Джини тем сильнее неравенство.(площадь фигуры).

33. Причины усиления эк.роли гос-ва: случаи когда рын.мех-м не обеспеч.эф-гоисп-я огран.р-сов общества; внеш факторы: распад мировой колониальной системы; усиление конкуренции на рынках.

Эк ф-ции гос-ва: обеспеч-е прав. базы фун-я частного бизнеса; защита конкуренции; перераспред-е доходов ч/з налогооблаж-е; фин-е науки и охраны о.с.; фин-е нац.обороны, поддержание обществ.порядка, обр-я; контроль и регул-е ур-ня зан-ти, темпов роста цен; фин-е пр-ва общ. т.и.у.

Общ.блага – оборона, музеи, спорт площадки, дороги.

Отличия общ. от частн. благ: неисключаемость, неделимость, независ-ть издержек пр-ва от числа потреб-й; неконкурентосп-ть; выгоды получ-е потреб-ми общест.благ, связаны не с их покупкой, а с их пр-вом.

Проблема пр-ва общ.благ- рынок не ф-ет платежесп-й с.и п. общ.благ, поэтому частн.сектор не заинерес. в фин-е их пр-ва, гос-во берет пр-во на себя, т.к. необходимо обществу в целом.

Внеш.эф-ты – издержки или выгоды третьих лиц, не уч-щих в рын.сделке.

«+» внеш.эф-ты – неоплач. выгоды, получаемые третьими лицами, а не пр-лями и потребителями т.и.у.

«-» внеш.эф-ты – возникают, если д-ть 1-го агента вызывает издержки др.

Т.з. на решение проблемы внеш.эф-тов и участие в этом в-се г-ва: А.Пигу- налоговыйпуть-плата взимаемая с пр-лей «-»внеш.эф-тов, уравновешивая част.затраты с обществ. и наоборот.; Р.Коуз – регул-е внеш.эф-тов наиболее выгодно на основе частн.соглашений собственников.

Гос.регул.Э – система типовых мер: законодат-го, исп-го и контр-го х-ра, осущ-х госорг-ми для достиж-я осн. макроэк. целей.

Теории гос.регул-я:

Неоклассич- недостатки рынка есть следствие огранич-я рын.свободы; рынок сам решает свои эк.проблемы; св-во саморегуляции.

Кейнсианская- г-во должно сод-ть ф-ю эф-го спроса и влиять на пр-во и предл-е товара.

Монетаристская- возд-е г-ва должно быть мин-ым; объект гос регул-я – денеж.предл-е.

Объекты гос.рег-я: эк.цикл; отраслевая и регион-ная структ.эк-ки; условия накопл-я капитала; занятость и цены; ден.обращ-е.

Инструменты гос.регул-я: лицензир-е, стандарты, регламентация; гос.заказы,займы, дотации; прогнозы, планы, программы;налоги, тамож.пошлины, операции на откр. рынке.

М-ды гос.регул-я: адм-е меры запрета, разреш-я, убежд-я, принужд-я огр-ют свободу эк.выбора; правовые- на основе закон-ва ч/з систему мер и правил.; эк-кие – сохр-е свободы выбора, создание мат.заинетресованности.

Эк.м-ды: прямые- ф-мы безвозвратного фин-я отраслей, территорий, предприятий в ф-ме дотаций; косвенные- бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная.

34. Финансы(ф-сы) - система эк.отношений охват-я ф-е, распред-е и исп-е централиз-х ден.средств в цялях выполнения гос-вом его ф-ций.

В фин.р-сы не включ-ся: ден.средства, обслуж-е лчн.потр-ти граждан, личн.ден.отнош-я граждан.

Ф-ции фнансов: воспр-щая, васпред-я, стимул-я, контр-я.

Фин.система г-ва – совокуп-ть фин.отнош-й и фин.учр-й.

Э л-ты фин.системы: гос.ф-сы, ф-сы предпр-й, граждан. страх-й и кредит.систем.

Гос.бюджет – баланс доходов и расходов г-ва, централиз-й фонд ден.р-сов г-ва.

Бюджет-я система – совокуп-ть бюд-тов всех орг-в власти д-щих на террит. страны.

Б.с. РФ включ. бюд-ты 3 уровней: фед-й, б-ты субъектов РФ, местные б-ты.

Принципы бюд-го устройства РФ:

1.Демократизм бюд.процесса: проект разраб-ся исполн. Властью; утвержд-ся законодат-й, подпис-ся президентом или главой адм-ции, исп-ся прав-вом ч/з Фед.казначейство и ЦБРФ; расход-е средст контр-ся счетной палатой.

2.Принцип фискального федерализма: все б-ты независимы по доходам и расходам, самост.баланс-ся; «консолидир-й б-т»- свод б-тов в целом по РФ; возможна фин. пмощь вышестоящего б-та нижестоящему.

Виды фин.помощи вышестоящего б-та нижестоящему:

Дотация – беззвозмезд.и безвозврат.помощь нецелв.х-ра.

Субвенция – фин-е внеплан-х форсмажер.целев.рас-дов.

Субсидия - долевое фин-е плановых целев.расходов.

Бюд-я ссуда – кредит на возвр-й и возмезд-й основе.

Доходы гос.б-тов включают: налог-е поступ-я(80-90%), неналогов-е поступ-я, гос.займы.

Расходы б-та: гос.упр-е, судеб.система,междунар.д-ть,нац.оборона,наука,обр-е. правоохр-е органы.

Группировка расходов по эк.содерж-ю: гос.закупки; тренсферн-е платежи(пенсии,пособия); рас-ды по обслуж-ю внут.и внеш.займа.

Сальдо б-та- соотнош-е дох-в и рас-в бюджета: «+» - прфицит б-та; «-»-дефицит б-та.

М-ды фин-я бюд.дефицита: эмиссия денег; займы в цент.банке; займы в частн.секторе- 1-е два СП-ба носят инфляц-й х-р. 3-й – безинфляционнный.

Гос.долг – сумма ден.средств,кот.взяло г-во взаймы, чтобы покрыть «-» б-та.

Внут.гос.долг - займы,оф-ные путем выпуска и продажи гос.цен.бум.

Внеш.г.долг – задол-ть г-ва ин.колониям, банкам, гос.учр.

М-ды управ-я гос.длгом: реструктуризация – измен-е сроков погаш. или усл-й предост-я займа.; рефин-е – погаш-е старой путем выпуска новых займов; консолидация – увел-е срока д-я уже выпущ-х займов путем объед-я их в один; конверсия доход-ти – измен-е дохлд-ти займов; анулир-е(дефолт) – отказ от выплаты долг.обязательств.

35. Налоги - обязат-е сборы, осущ-е на основе гос.закон-ва.

Ф-ции налогов:фискал-я, регулир-я. перерасп-я, контр-я.

Принципы налогобл-я: всеобщность, стабильность, равнонапряж-ть, обязат-ть, самосто-ть, соц.справед-ть.

Класс-ция налогов: по м-дам взимания:прямой подох-й налог, на прибыль; косвен-й:НДС, там.пошлина,акцизы.

По сфере распрост-я: фед-е – подох.налог с физ.лиц; н-ги субъектов фед.:н-га на недв-ть, дорожный; местный – земельный н-г, на наследство.

По знач-ю: общ.н-ги, спец.целев.н-ги.

По шкале налог-я: пропорцион-е, прогресс-е, регресс-е.

36. Фискал-я пол-ка (бюджетно-налог-я) – маневриров-е нал-ми правит-ми рас-ми в целях возд-я на эк-ку.

Виды фис.пол-ки:1.в завис-ти от х-ра д-й фис-х инстр-в:

Недискрецион-я (п-ка встроен-х стабил-в) – часть правит-х рас-дов связана с актив-ю частн.сектора, а измен-е эк.конъюктуры автомат-ки вызывает в относит.ур-ях н-гов и бюд.расходов. подоход.н-г или пособия по б-це измен-ся автом-ки в завис-ти от расшир-я и сокр-я пр-ва и доходов.

Дискреционная – принятие г-вом спец.мер, направ-х на реш-е проблем зан-ти, цен, роста нац.объема пр-ва.

Осн.инср-ты: измен-е объема налог-х изъятий путем введ-я или отмены налогов или измен-я н-вой ставки; осущ-е за счет средств гос.бюд-та программ зан-ти; реал-ция соц.программ.

2.В завис-ти от целей, стоящих перед прав-вом:

Стимулир-я – проводится в период спада: снижение н-гов и повыш-е гос.рас-в, что ведет к росту совокупного спроса, расшир-ю пр-ва, уменьш-ю б-цы.след-но снижение н-гов и повыш-е расходов – бюд-й дефицит.

Сдержив-я – в период инфляции, повыш-е н-гов и сокр-е прав-х рас-в, что ведет сниж-ю совкуп.спроса и сдерживает рост цен, появл-ся бюд-й профицит.

37. Сущность рынка земли состоит в эк.отношениях присущих с/х.С\х – осн.звено АПК.

АПК – совокуп-ть отраслей, включ-х с/х и отрасли з-ся его обслуж-ем, а также перераб-й и доведением с/х продукции до потребителя.

Структуры АПК:

Вертикальна –отрасли: ресурсопр-щая-пр-во средств пр-ва, а также хран-е и перераб-ка прод-ции; агросырьевая – растеневодство и живот-во; перераб-я – заготовка, хран-е, транспорт-ка и реал-ци с/х прод-ции.;инфрастрк-я – соц.инфрастр-ра, обеспеч-я жизнид-ть работников занятых в с/х.

Горизонтальная – отрасли: мясомолоч-я,плодоовощная, зерновая.

38. Особенности АПК:специф.роль земли как гл.средства пр-ва; опред-щая роль природно-биол.фактора; особая роль личного фактора – работника.

Особ-ти земли: незаменимость, неперемещаемость, огран-ть, плодородие.

Особ-ти влияния прир-биол.фактора в с/х: б. различия условий пр-ва по почвенно-климат-им зонам – проблема многовариант-ти технологий.;сезонность работ – проблема равномер-й зан-ти работ-в.; разрыв временим/у затратами труда и получ-ем прод-ции- проблема оплаты труда.; фонды воспр-ва ф-ся за счет собствен-й прод-ции.; р-ты пр-ва сущ0но колеб-ся по годам и зависят от погод.условий- проблема созд-я резерв.фондов.

39. Эк. показатели р.земли:

Аренд-я плата –общ.плата за польз-е землей: зем.рента; %на капитал влож-й в землю; амортиз-ция этого капитала(износ).

Цена з-ли = аренд.плата:ссудн.%на капитал×100%.

Зем.рента- плата собств-ку з-ли за ее исп-е, зависящая от плод-дия и места распол-я зем.участка. Осн. ф-мы зем.ренты: абсолют-я – обусл-на монополией частн.соб-ти на з-лю; дифференц-я I – обусл-на плодород-ем и местополож-ем участка; дифференц-я II – связана с доп.влож-ми капитала в улучш-е кач-ва з-ли. Первые 2 ф-мы поступают в распоряж-е собственника, 3-я в распор-е арендатора.

Спрос на з-лю зависит от продкт-ти з-ли, величинв зем.ренты на прямую зависит от спроса на з-лю. А предл-е на р.з-ли будет всегда не эластичным.

Сущ-ть аграр.реф-мы – преобр-е агр.взаимоотош-й и станов-е рын.эк-ки в агр.сфере.

Осн.причины агр.кризиса: несоотв-е агр.отнош-й и ф-м хоз-я специфике агр.труда; игнорир-е ест. и эк.законов.; убежденность, что гос.и коллект-я соб-ть эф-нее индив-й.; представ-е о противоречивой двойств-ти фермера как труженика и собственника.

Послед-я криз.явл-й на р.з-ли: отстование с/х пр-ва от спроса на него; ↓плод-дия почвы по причине ее не эф-го исп-я; сельск.труд стан-ся не престижным; капит.влож-я в с/х не будут давать должной отдачи.

Осн. направ-я агр.реф-мы:устран-е монополии г-ва на землевлад-е; приватизация ресурсо-пр-щей и перераб-щей сфер АПК; созд-е рын.мех-ма хоз-я (политикиа ценообр-я страх-я кредитов-я, налогооблаж-я, безвозмезд.гос.поддержака фермерам); разв-е пр-й и соц. инфрастр-ры села.

Осн.тенденции разв-я АПК: сокращ-е с/х угодий, что приводит росту цен на землю; преоблад-е не с/х сфер в АПК; индустриал-ция с/х ведет сокр-ю зан-х; усиление гос.регул-я в агр.сфере.

40.Мир.хоз-во – система межденар.раздел-я труда и эк.отнош-й отд-х нац.хоз-в др.с др.

Этапы стан-я мир.эк-ки(МЭ):

1эт(15-16вв.)- велик.геогр.откр-я,ф-е мир.колон.системы, зарожд-е мир.капиталист.рынка мануфактуры.

2эт(17-1пол.19)разв-е межд-го разд-я труда, пром.переворот, бурж.революции, переход от мануфак-го к фабрич.системе пр-ва, разв-е мир.торговликак отд.ф-мы МЭотношений.

3эт(сер19-20) стан-е массового пр-ва, усиление взаимозавис-ти эк-к стран на основе междун-го раздел-я труда, междун-я миграц-я факторов пр-ва, разв-е НТП, криз.явл-я в МЭ, далее:

1910-30- 1мир.война,соц.револ-я, мир.эк.кризис.

30-40е- 2мир.война,созд-е мир.социалист.системы хоз-я,

50-60-распад.мир.колон.сист.,стрем-е стран к самост-ти.

90-е-распад. мир.социалист.системы хоз-я,усил-е взаимо-д-я и взаимозавис-ти стран.

4эт (…до наших дней)глоболиз-я эк-ки, стимул-е ф-м интернац-ции(созд-е межд-х пр-ных комплексов)

Субъекты МЭ:нац.г-ва,транснац-е корпорации(ТНК), регион.интеграц-е объед-я, междунар.эк.орг-ции. Так основные субъекты(страны)разделяют на 3гр: 1гр разв-х стран с рын. эк-кой; 2гр стран с переход-й эк-кой; 3гр развив-ся страны с актив.платеж.балансом и страны импортеры- капитала;

Субъектами мирохозяйственных связей явл-ся частн.(физические) и орг-ции(юридические) лица, осущ-щие междунар. эк. операции. С позиции принадлеж-ти к нац.эк-ке субъекты разделены на резидентов(хоз-щие субъекты, постоянно наход-ся на тер-рии данной страны, независимо от их нац. принадлеж-ти) и нерезид-в(хоз-щие субъекты, постоянно наход-ся на тер-рии ин. г-ва, но имеющие нац-ю принадлежность др. страны). Для анализа эк. событий исп-ся следующ. гр-ы макроэк. показ-й:1-показ-ли эк.разв-я(ВВП, ВНП, ЧНП, НД); 2-показ-ли технич.ур-ня пр-ва(ур-нь инвестиций, фондоотдача, фондоемкость); 3-показ-ли исп-я труд.рес-в(ур-нь зан-ти, без-цы, пр-сть труда); 4-показ-ли исп-я фин. рес-в(индекс цен, темп, инфляции, скорость обращ-я ден. массы), а так же разработана система взаимодоп-х показ-й- системы нац.счетов (СНС), утвержденная ООН в 1993г. Осн. показ-ми СНС является: НД – р-т пр-ва. в кот.заключ. вновь созданная в теч.года стоимость.=ВНП – (амортизация + косвен. налоги.)

ЧНД = НД + косвен.налоги; = ВНП – амортизация.

ВВП – включ-ет в себя т. и у. пр-ные только внутри страны с исп-ем только собствен. факторов пр-ва. Пр-й НД- весь объем вновь созданной стоимости. Использонаный НД-пр-й НД минус потери от стихийных бедствий, ущерба при хранении и внешнеторг. сальдо. В рос. практике прим-ся разбивка НД на 2 фонда: фонд потреб-я, опред-щая долю потреб-я(часть НД, обеспеч-щая удовлетвор-е мат. и культ. потреб-й общ-ва) и фонд накоп-я, опред-щая норму накоп-я (часть НД, обеспеч-щая разв-е пр-ва). Все показ-ли СНС можно опред-ть в текущих (номинальных) ценах фиксир-х(реальных) ценах базового года. Для междун. сопоставлений исп-ют понятия потреб-й корзины, среднедушевого дохода, а также интегральный показ-ль масштабов и ур-ня разв-я эк-ки -паритет покуп. сп-ти (ППС) – коэф-т пересчета нац. валют в доллары, но не по банковск. курсу, а исходя из соотнош-я покупательской сп-ти двух нац. валют, принимая за ед. 1 доллар.

41.Формы междун. эк-ких отношений.:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: