Бухгалтерской отчётности




Источник информации для составления баланса – бухгалтерские счета. Чтобы руководить организацией, надо знать, во-первых, какими видами средств располагает организация и источники их формирования; во-вторых, на какую величину увеличились или уменьшились средства за тот или иной период. С этой целью по каждому объекту учёта (виду или источнику средств) открывается бухгалтерский счёт.

Название счёта обычно совпадает с названием объекта учёта. Любой счёт состоит из двух частей: левой – дебета и правой – кредита. Название частей счетов латинского происхождения («дебет» - он должен, «кредит» - он верит) и имеют условное значение. Деление счёта на две части объясняется движением хозяйственных средств – их увеличением или уменьшением. Поскольку эти изменения средств должны отражаться отдельно, то в одной части счёта отражается увеличение того или иного вида средств или источника, а в другой – его уменьшение.

На каждом бухгалтерском счёте отражается начальный остаток (начальное сальдо) того или иного объекта учёта, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, можно определить на любой момент новый конечный остаток (конечное сальдо) по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения.

Сальдо, записанное в левой части счёта, называют дебетовым, в правой части - кредитовым. Каждый бухгалтерский счёт имеет дебетовый и кредитовый обороты.

Дебетовый обороты – итог сумм, записанных по дебету, без начального сальдо.

Кредитовый оборот – итог сумм, записанных по кредиту, без начального сальдо.

Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные средства, делятся на три группы: активные; пассивные; активно-пассивные.

Активные счета – это счета, на которых отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничивается их размерами.

Пассивные счета – это счета, на которых учитываются источники формирования хозяйственных средств. Строение пассивных счетов совершенно противоположно строению активных счетов, поскольку на дебете последних отражаются сальдо и увеличение средств, а на кредите – их уменьшение. В пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите - их сальдо и увеличение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств также ограничивается их размерами.

Активно-пассивные счета – это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчётов с юридическими и физическими лицами. В процессе расчётов эти лица могут выступать в роли должников организации и в роли её кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета имеют структуру активного счёта, а во втором случае – пассивного. Отсюда сальдо активно-пассивного счёта может быть: дебетовым; кредитовым; одновременно и дебетовым, и кредитовым.

Последний вариант возможен только по тем счетам, на которых учитываются расчёты с несколькими контрагентами; одни из них – должники организации, а другие – её кредиторы. Содержание оборотов активно-пассивных счетов зависит от того, функцию какого счёта (активного или пассивного) в данный момент они выполняют.

Для получения различных по степени детализации показателей существуют два вида счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета дают обобщённые показатели, характеризующие хозяйственные средства. Синтетические счета ведутся только в денежном выражении.

Аналитические счета служат для более подробной характеристики объектов учёта. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтённые на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товарно-материальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели.

На счетах бухгалтерского учёта отражаются факты хозяйственной жизни, то есть изменение средств. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах – аналитическим учётом.

Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются и на синтетических, и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей по тому или иному синтетическому счёту должны совпадать с итогами записей по аналитическим счетам, которые ведутся к данному синтетическому счёту. Кроме синтетических и аналитических счетов в бухгалтерском учёте применяются субсчета.

Субсчета – промежуточное звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами. При помощи субсчетов осуществляется промежуточная группировка данных аналитического учёта с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.

Перечень синтетических счетов и субсчетов приводиться в Плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В настоящее время практически во всех отраслях народного хозяйства действует единый План счетов, и это важная предпосылка правильной организации бухгалтерского учёта, так как обеспечивает его единообразие, освобождает счётных работников от самостоятельной разработки системы счетов, облегчает переход бухгалтеров из одной отрасли народного хозяйства в другую отрасль.

Бухгалтерский баланс, по сути, есть свод сальдо бухгалтерских счетов. При этом в активе указывается сальдо активных счетов, а в пассиве – сальдо пассивных счетов. Сальдо активно-пассивных счетов отражается в балансе: дебетовые – в активе, кредитовые – в пассиве.

По каждой статье баланса проставляется сумма остатка соответствующего счёта, но понятия статьи баланса и статьи бухгалтерского счёта не всегда идентичны. Сальдо некоторых счетов показывают по нескольким статьям баланса. В то же время некоторые средства, учитываемые на разных счетах, записывают на одной статье баланса общей суммой.

Бухгалтерская отчётность представляет собой систему показателей, сгруппированных в определённые формы, которые отражают имущественное и финансовое положение организации на отчётную дату, а так же финансовые результаты её деятельности за отчётный период.

Бухгалтерская отчётность составляется предприятием и организациями периодически.

Период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчётность, называется отчётным. Именно по этой причине бухгалтерская отчётность является завершающим этапом учётного процесса.

В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учёта, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении в сегменте рынка, в котором он работает, о его конкурентоспособности.

Значение отчётности заключается в её достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.

Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах её деятельности.

Достоверной считается бухгалтерская отчётность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту РФ.

Достоверная отчётность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.

Целостность или полнота отчётности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.

Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчётности в соответствующие адреса в установленный срок.

Простота бухгалтерской отчётности состоит в её упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учёта к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчётности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы.

Экономичность достигается путём унификации и стандартизации соответствующих форм отчётности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчётных данных, автоматизации учёта, выбора оптимальных форм учёта.

Оформление означает, что составление отчётности, равно как и ведение бухгалтерского учёта осуществляется на русском языке и в валюте России.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчётности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчётность, регламентирован законодательством.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: