Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности. Требования,




Предъявляемые к балансу

Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу четырнадцатого века.

Термин «баланс» буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период [17;с.14].

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

Бухгалтерская отчётность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам [3;с.2].

Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчётности, отражающая в денежной форме наличие, размещение и источники финансирования хозяйственных средств предприятия на определённую дату. Представляет собой двустороннюю таблицу, её левая сторона – актив – показывает состав и размещение средств, правая – пассив – указывает на источники их формирования и целевое назначение [31;с.583].

Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это равенство обусловлено тем, что в них отражается один и тот же размер средств, только в разных группировках: в активе – по видам средств, в пассиве – по их источникам. Актив и пассив баланса делятся на три раздела, а каждый из них на соответствующие статьи сторон.

Разделы актива: основные средства и вложения; запасы и затраты; денежные средства, расчёты и прочие активы.

Разделы пассива: источники собственных средств; кредиты и другие заёмные средства; расчёты и прочие пассивы.

Средства предприятия, участвуя в процессе производства, находятся в постоянном движении, что вызывает изменения как в их составе и размещении (активе), так и в источниках финансирования (пассиве).

Если статья одной стороны бухгалтерского баланса увеличивается (уменьшается) за счёт другой статьи этой же стороны баланса, изменения могут быть только в активе или пассиве, в этом случае итоговая сумма актива (пассива) останется неизменной.

Могут изменяться актив и пассив одновременно. Если предприятие получает средства или они выбывают, соответственно увеличиваются или уменьшаются на одну и ту же сумму обе стороны баланса. Таким образом, запись каждой хозяйственной операции осуществляется дважды, что сохраняет всегда равенство сторон баланса (актива и пассива).

Для наблюдения и контроля за состоянием и движением хозяйственных средств по каждой статье бухгалтерского баланса ведутся счета бухгалтерского учёта, в которых отражаются все изменения средств на определённую дату, а их итоги на первое число каждого квартала заносятся в бухгалтерский баланс.

Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает её нахождение и ссылки на отдельные статьи.

Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало года» и «На конец отчётного периода». Во второй графе показывается состояние видов средств и их источников на дату составления баланса.

С технологической точки зрения функционирование системы бухгалтерского учёта в организации представляет собой процесс непрерывного агрегирования данных. Важно найти оптимум в этом процессе. Малая степень агрегирования приводит к бессистемности и неуправляемости огромными объёмами циркулирующих в системе сведений. Напротив, слишком большая агрегированность данных, в том числе и отчётных, может привести к резкому сокращению их информативности и аналитичности.

В полной мере этот тезис относится и к бухгалтерской отчётности. Уровень агрегирования данных определяет степень аналитичности баланса. Причём связь здесь обратно пропорциональная: чем выше уровень агрегированности, тем менее аналитичен баланс. Поэтому извечен вопрос о целесообразности и необходимой степени сложности баланса, необходимости расширения состава статей, введении дополнительных группировок.

Данные баланса (приложение А) используют для оценки финансового состояния и платёжеспособности предприятия, анализа обеспеченности собственными средствами и производственными запасами, использования банковских кредитов, выяснения причин просрочки платежей по ссудам, а так же для анализа всей хозяйственной деятельности, составления планов (прогнозов) на очередной период и в других случаях.

Бухгалтерский баланс может быть самостоятельным (законченным), характерным для предприятия или другого хозяйственного органа, имеющего право юридического лица и являющегося субъектом права.

В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение.

Первое значение это равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса.

Второе значение это наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются по большей части на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в состоянии равновесия.

Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является отчет, то есть совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержаться в балансе; баланс – стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации.

Бухгалтерский баланс (приложение А) характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчётную дату, показывая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивов).

В балансе статьи актива и пассива подразделяются в зависимости от срока их погашения на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года включительно).

Числовое значение каждой статьи актива и пассива показывается на две даты: на начало года и на конец отчётного периода.

Для сопоставимости данных баланса на начало и на конец года номенклатура статей баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой баланса на конец года.

Остатки по счетам бухгалтерского учёта, отражающим расчёты, в балансе показывают в развёрнутом виде: в активе – дебетовое сальдо, в пассиве – кредитовое сальдо.

К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивым является баланс, составленный на основе записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни организации за отчётный период. Условие правдивости баланса – обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчётами и инвентаризацией.

Как указывалось выше, баланс предприятия составляется по данным бухгалтерских счетов. Записи по счетам, в свою очередь, делают на основании документов. Следовательно, информационной базой баланса служат документы, в которых отражаются факты хозяйственной жизни, имеющие место в организации.

Правдивость баланса определяется полнотой и качеством документов. Если не все факты хозяйственной жизни отчётного периода своевременно оформлены документами, то баланс не отражает действительных итогов работы организации. Запоздалое или неполное оформление документами отпуска материалов на производство либо списание расходов неизбежно приводит к искажению данных о себестоимости продукции и суммы прибыли.

Поэтому руководители организации должны предъявлять к оперативным работникам требования своевременного оформления документами всех фактов хозяйственной жизни и немедленно сдавать эти документы в бухгалтерию. Последняя должна все полученные документы своевременно проверить и обработать, то есть отразить факты хозяйственной жизни на соответствующих счетах.

Все факты хозяйственной жизни организации отражаются на бухгалтерских счетах. По окончании отчётного периода по каждому счёту подсчитываются обороты за данный период и сальдо на конец отчётного периода. На основании этих сальдо и составляется заключительный баланс. Баланс в бухгалтерском смысле - это свод сальдо счетов. Конечное сальдо по счёту выводиться по формуле: конечное сальдо равно начальное сальдо плюс увеличение минус уменьшение. Следовательно, достоверность конечного сальдо, а значит и балансовых показателей, зависит от точности трёх слагаемых вышеуказанной формулы.

Непременное условие правдивости баланса – сверка записей по счетам аналитического и синтетического учёта перед его составлением. Для этого необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчётного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счёту. Выявленные при этом тождества служат гарантией правильности записей на синтетических и аналитических счетах.

На практике иногда, чтобы ускорить сдачу баланса. Его составляют только по данным, синтетического учёта, без сверки с данными аналитического учёта. Такой баланс не отвечает требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учёте».

Баланс оказывается тем правдивее, чем точнее сделаны бухгалтерские расчёты. К ним в первую очередь относятся расчёты по распределению отклонений фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от стоимости их по учётным ценам, списанию общепроизводственных и общехозяйственных расходов, калькуляции себестоимости продукции и тому подобное. Результаты этих расчётов оказывают влияние на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершённого производства, прибыли и других показателей баланса.

На правдивость баланса большое влияние оказывает правильность образования резервов. Резервы организации создают за счёт издержек производства, когда соответствующие суммы включаются в себестоимость продукции. Размеры резервов, образуемых за счёт издержек производства, непосредственно влияют на сумму прибыли. Поэтому при проверке реальности баланса необходимо исследовать правильность отчислений в резервы.

На практике имеют место случаи неправильного списания расходов за счёт резервов, а также случаи отнесения на издержки производства расходов, которые подлежат списанию за счёт соответствующих резервов. В результате в балансе отражаются неправильные сумма прибыли и остатки резервов. Поэтому при анализе следует проверять не только правильность образования резервов, но и правильность их использования.

Порядок образования и использования резервов определяется соответствующими нормативными документами, знать которые необходимо и бухгалтеру, и аналитику.

Как указывалось выше, баланс (приложение А) составляется на основании записей по счетам бухгалтерского учёта. Однако такой баланс не гарантирует достоверность наличия ценностей, отражённых в активе, - это книжный баланс.

Между данными учёта и фактическими остатками средств часто возникают расхождения. Они могут быть вызваны разными причинами: естественной убылью при хранении и реализации ценностей, порчей и браком, плохим состоянием весового хозяйства, пересортицей, хищениями и тому подобное.

Чтобы убедиться в том, что числящиеся на бухгалтерских счетах остатки товарно-материальных ценностей и других средств существуют в действительности, требуется проверка ценностей в натуре путём пересчёта, перевешивания, обмера.

Проверка имущества организации в натуре и сверка её расчётов с дебиторами и кредиторами называются инвентаризацией.

После проведения инвентаризации в учётные остатки по счетам вносятся коррективы, что повышает правдивость баланса.

Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности.

Правдивость и реальность баланса неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным.

Реальность баланса в большей степени зависит от ликвидности средств организации.

Под ликвидностью понимается способность средств пройти круговорот и в конечном итоге принять денежную форму. Ликвидность дебиторской задолженности определяется возможностью получения денег от дебиторов.

В активе баланса могут быть как ликвидные ценности, так и неликвидные. К последним относятся средства, не способные пройти оборот: ненужные для данной организации оборудование, материалы, инструменты, малоходовые и залежалые товары, дебиторская задолженность с истёкшими сроками исковой давности и тому подобное.

Наличие неликвидов омертвляет оборотные средства, ухудшает финансовое положение организации. В каждой организации при инвентаризации средств следует установить, какие излишки целесообразно сохранить, а какие подлежат реализации.

Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учёта и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделения организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учёта, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и тому подобное. В противном случае, составляя сводный баланс на основе единичных балансов, мы будем складывать вместе разнородные величины. Кроме того, статьи во всех балансах должны оцениваться одинаково, как и в активе, так и в пассиве.

Преемственность баланса в организации, существующей несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчётного года, так как это, по сути, есть один и тот же баланс, только рассматриваемый в разные периоды времени. Преемственность баланса заключается так же в единообразии методов оценок и составления.

Ясность баланса – это доступность для понимания лиц, его составляющих, и всех, его читающих

Основные причины, мешающие ясному пониманию баланса это неопределённость названий статей и разделов баланса, недостаточно установившаяся балансовая терминология, а также несистемное, в ряде случаев нелогичное расположение статей баланса.

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах её деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчётность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации

Если при составлении бухгалтерской отчётности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и её финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчётность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчётности должна быть обеспечена нейтральность информации, то есть, исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчётности перед другими.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчётность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществлённых как организацией в целом, так и её филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчётного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчётности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчётному.

Требование соблюдения отчётного периода означает, что в качестве отчётного года в России принят период с первого января по тридцать первое декабря включительно, то есть отчётный год совпадает с календарным.

Согласно требованиям ПБУ 4/99 (п.35) «бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах».

В экономической литературе есть много предложений по совершенствованию формы и структуры бухгалтерского баланса. Чтобы сделать балансы ясными и понятными, необходимо идти по пути составления упрощённых балансов.

В связи со становлением коллективной собственности, с развитием акционерных обществ появляется потребность в публикации в газетах или специализированных изданиях таких балансов для рядовых читателей, интересующихся показателями той или иной организации.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» некоторые организации обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчётность. Публикации в обязательном порядке подлежит «Бухгалтерский баланс» и «Отчёт о прибылях и убытках». Бухгалтерский баланс может публиковаться по сокращённой форме, которая в зависимости от величины объёмных показателей может включать итоговые показатели по разделам или показатели по группам статей, предусмотренным в п.20 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: