Метод средних арифметических рангов.




Федеральное агенство по рыболовству

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Информационных систем

и прикладной математики

 

МЕТОДЫПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Методические указания к выполнению

контрольной работы

для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавра 080500.62“Менеджмент ”.

 

 

Мурманск

2012г.

 

 

Составитель - Яретенко Н.И., доцент каф. ИС и ПМ МГТУ.

 

РГЗ-2 рассмотрено и одобрено кафедрой 13 сентября 2012г.,протокол № 1.

Рецензенты – Е.Н. Авдеева, доцент кафедры ИС и ПМ МГТУ;

Н.С. Неделько, ст. преподаватель кафедры ИС и ПМ МГТУ.

 

 

Введение

 

Методические указания предназначены для студентов специальности 080500.62“Менеджмент ” заочной формы обучения, изучающих курс “Методы принятия управленческих решений” и включают материал по следующим темам:

. Принятие решений методом экспертных оценок.

. Игровые модели в задачах принятия решений.

. Линейное программирование. Двойственность в задачах линейного программирования.

. Метод транспортной задачи.

. Динамическое программирование.

. Целочисленное и дискретное программирование.

Первое задание включает задачи расчета варианта стратегического развития фирмы методом экспертных оценок и математических методов их анализа.

 

Во втором задании представлены игровые модели, связанные с принятием решения в условиях риска и неопределенности.

 

Третье задание включает задачи расчета плана производства при условии ограниченных ресурсов. Большое внимание уделено проблеме двойственности в задачах линейного программирования.

 

Четвертое задание связано с выработкой решения по поставкам продукции, транспортная задача с учетом стоимости производства и задача, которая может быть приведена к форме транспортной задачи.

 

В пятом задании нужно решить задачи динамического программирования.

 

В шестом задании требуется решить целочисленную задачу методом “Ветвей и границ” и “Задачу коммивояжера”.

 

Задачи можно решать, как ручным способом, так и на компьютере с использование пакета Excel.

 

Во всех задачах обязательным является построение математических моделей, приведение расчетов и подробный анализ результата решения.

Номер варианта задачи следует выбирать согласно своему номеру в списке студентов группы.

 

 

По каждой теме в методических указаниях дается пример решения типовой задачи, где подробно описывается последовательность шагов по ее выполнению. Это поможет студентам-заочникам разобраться в математических основах решения задач для принятия управленческого решения, решить конкретные задачи контрольной работы.

.


ЗАДАНИЕ 1. Тема: «Принятие решений методом экспертных оценок»

Задача 1.1

Руководству фирмы представлено 8 проектов ее стратегического развития:

Д,Л,М,Б,Г,С,Т,К (они обозначены по фамилии авторов проекта).

Руководство поручило Правлению фирмы создать экспертную комиссию из 12 экспертов и выдать каждому представленные проекты для их рассмотрения.

Каждый эксперт присвоил каждому проекту ранг в соответствии с его приоритетом, причем ранг 1 присваивался самому лучшему, ранг 2-второму по привлекательности и т.д.

Ранги 8 проектов по степени привлекательности приведены в обобщенной таблице 1.

Аналитическому подразделению Рабочей группы поручено провести математические расчеты методом средних арифметических и методом медиан рангов и анализ результатов работы экспертов (таблицу 1. 1) и представить предложение по наилучшему проекту и ранги остальных.

Требуется представить предложение для принятия решения по стратегическому развитию фирмы.

таблица 1.1

вариант 1

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 2

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
      2,5 2,5        
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 3

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
            7,5   7,5
                 
    6,5 6,5          
                 
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
      2,5 2,5        
                 

 

вариант 4

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
    1,5   1,5        
        3,5   3,5    

вариант 5

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
      1,5 1,5        
                 
                 
  4,5 4,5 2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5   1,5 1,5   4.5    
                 
                 

 

вариант 6

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
    6,5 6,5          
                 
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

 

вариант 7

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
    3,5     3,5   6,5 6,5
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 8

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

 

вариант 9

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
    3,5     3,5      
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
    4,5       4,5    
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 10

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
  4,5 4,5            
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

 

вариант 11

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
                 
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 12

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
    6,5 6,5          
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

 

вариант 13

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 14

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
    3,5     3,5      
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 15

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5 5,5         7.5 5,5
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

 

вариант 16

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
      2,5   2,5      
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 17

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
      2,5   2,5      
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

 

вариант 18

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
      2,5 2,5        
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

вариант 19

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
      7,5       7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

 

вариант 20

№ эксперта Д Л М Б Г С Т К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
      3.5   3.5      
  7.5           7.5  
                 
                 
                 
  4.5         4.5    
                 
                 

Методические указания

Рассмотрим задачу сравнения восьми проектов. По заданию руководства фирмы анализировались восемь проектов, предлагаемых для включения в план стратегического развития фирмы. Они обозначены следующим образом: Д, Л, М-К, Б, Г-Б, Сол, Стеф, К (по фамилиям менеджеров, предложивших их для рассмотрения). Все проекты были направлены 12 экспертам, включенным в экспертную комиссию, организованную по решению Правления фирмы. В приведенной ниже табл.1 приведены ранги восьми проектов, присвоенные им каждым из 12 экспертов в соответствии с представлением экспертов о целесообразности включения проекта в стратегический план фирмы. При этом эксперт присваивает ранг 1 самому лучшему проекту, который обязательно надо реализовать. Ранг 2 получает от эксперта второй по привлекательности проект,..., наконец, ранг 8 - наиболее сомнительный проект, который реализовывать стоит лишь в последнюю очередь.

 

Таблица 1.

Ранги 8 проектов по степени привлекательности для включения в план стратегического развития фирмы

№ эксперта Д Л М-К Б Г-Б Сол Стеф К
                 
                 
                 
      2,5 2,5        
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Примечание. Эксперт № 4 считает, что проекты М-К и Б равноценны, но уступают лишь одному проекту - проекту Сол. Поэтому проекты М-К и Б должны были бы стоять на втором и третьем местах и получить баллы 2 и 3. Поскольку они равноценны, то получают средний балл (2+3)/ 2 = 5/ 2 = 2,5.

Анализируя результаты работы экспертов (т.е. упомянутую таблицу), члены аналитической подразделения Рабочей группы, анализировавшие ответы экспертов по заданию Правления фирмы, были вынуждены констатировать, что полного согласия между экспертами нет, а потому данные, приведенные в таблице, следует подвергнуть более тщательному математическому анализу.

Метод средних арифметических рангов.

Сначала следует подсчитать сумму рангов, присвоенных проектам (см. табл. 1). Затем эту сумму разделить на число экспертов, в результате рполучим средний арифметический ранг (именно эта операция дала название методу).

По средним рангам строится итоговая ранжировка (в другой терминологии - упорядочение), исходя из принципа - чем меньше средний ранг, тем лучше проект. Наименьший средний ранг, равный 2,625, у проекта Б, - следовательно, в итоговой ранжировке он получает ранг 1. Следующая по величине сумма, равная 3,125, у проекта М-К, - и он получает итоговый ранг 2. Проекты Л и Сол имеют одинаковые суммы (равные 3,25), значит, с точки зрения экспертов они равноценны (при рассматриваемом способе сведения вместе мнений экспертов), а потому они должны бы стоять на 3 и 4 местах и получают средний балл (3+4) /2 = 3,5. Дальнейшие результаты приведены в табл. 2 ниже.

Итак, ранжировка по суммам рангов (или, что то же самое, по средним арифметическим рангам) имеет вид:

Б < М-К < {Л, Сол} < Д < Стеф < Г-Б < К. (1)

Здесь запись типа "А<Б" означает, что проект А предшествует проекту Б (т.е. проект А лучше проекта Б). Поскольку проекты Л и Сол получили одинаковую сумму баллов, то по рассматриваемому методу они эквивалентны, а потому объединены в группу (в фигурных скобках). В терминологии математической статистики ранжировка (1) имеет одну связь и проект Б – приоритетный.

Метод медиан рангов.

Следует учесть, что ответы экспертов измерены в порядковой шкале, а потому для них недостаточно проводить усреднение методом средних арифметических. Надо также использовать метод медиан.

Для этого надо взять ответы экспертов, соответствующие каждому из проектов, затем их надо расположить в порядке неубывания (проще было бы сказать – «в порядке возрастания», но поскольку некоторые ответы совпадают, то приходится использовать непривычный термин «неубывание») и из полученной последовательности по каждому проекту найти медиану.

 

Например, проект Д имеет ранги 5, 5, 1, 6, 8, 5, 6, 5, 6, 5, 7, 1. Получим последовательность: 1, 1, 5, 5, 5, 5, 5, 6, 6, 6, 7, 8. На центральных местах - шестом и седьмом - стоят 5 и 5. Следовательно, медиана равна 5.

Результаты расчетов по методу средних арифметических и методу медиан свести в таблицу 2.

Таблица 2. Результаты расчетов по методу средних арифметических и методу медиан для данных, приведенных в таблице 1.

  Д Л М-К Б Г-Б Сол Стеф К
Сумма рангов     37,5 31.5        
Среднее арифметическое рангов   3,25 3,125 2,625 6,333 3,25 5,333 7,083
Итоговый ранг по среднему арифметическому   3,5       3,5    
Медианы рангов       2,25 7,5      
Итоговый ранг по медианам   2,5 2,5          

Медианы совокупностей из 12 рангов, соответствующих определенным проектам, приведены в предпоследней строке табл.2. (При этом медианы вычислены по обычным правилам статистики - как среднее арифметическое центральных членов вариационного ряда.) Итоговое упорядочение комиссии экспертов по методу медиан приведено в последней строке таблицы.

Ранжировка (т.е. упорядочение - итоговое мнение комиссии экспертов) по медианам имеет вид:

Б < {М-К, Л} < Сол < Д < Стеф < К <Г-Б. (2)

Поскольку проекты Л и М-К имеют одинаковые медианы баллов, то по рассматриваемому методу ранжирования они эквивалентны, а потому объединены в группу (кластер), т.е. с точки зрения математической статистики ранжировка (2) имеет одну связь.

Сравнить ранжировки по методу средних арифметических и методу медиан для принятия решеня о их приоритете:

Сравнение ранжировок (1) и (2) показывает их близость (похожесть). Можно принять, что проекты М-К, Л, Сол упорядочены как М-К < Л < Сол, но из-за погрешностей эксп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: