Целью лабораторной работы является получение студентами навыков практического использования координатных моделей размещения объектов логистической инфраструктуры – складов, распределительных центров, грузовых терминалов.
Задача оптимального размещения складских комплексов в распределительных сетях является одной из важнейших в логистике.
Распределительная сеть – система, проводящая материальные и сопутствующие потоки (информационные, финансовые) от источников их возникновения (производителей) до конечных потребителей. Структуру сети образуют различные торговые и логистические посредники, способствующие физическому перемещению элементов материального потока.
Распределительный центр (РЦ), в отличие от обычного склада не имеет главной целью хранение постоянного запаса товаров. Основные функции РЦ: накопление в течение короткого времени продукции от поставщиков, оптимальное распределение ее по различным направлениям в торговые точки (или крупные сетевые магазины). РЦ получает и генерирует всю информацию об ассортименте и количестве товара, формирует заказы поставщикам, принимает доставленный товар, распределяет продукцию между магазинами сети т. д.
Современные РЦ обеспечивают и ряд дополнительных функций: кросс-докинг (приемка и отправка товара напрямую внутри склада фактически без его размещения в зоне хранения, с использованием перегрузочных комплектующих платформ), комплектацию заказов, маркировку, фасовку, упаковку и даже сборку промышленных товаров из хранимых и перемещаемых комплектующих.
Грузовой терминал. В отличие от складских предприятий, выполняющих функции складирования и хранения грузов, на терминалах, наряду с грузонакоплением, основной функцией является грузопереработка, связанная с разукрупнением и укрупнением партий грузов, формированием и расформированием отправок по направлениям перевозки, переработкой тарно-штучных грузов (мелких и крупных партий, мелко-, средне- и крупнотоннажных контейнеров), упаковкой и пакетированием, маркировкой грузов, выполнением комплекса сервисных и коммерческо-деловых услуг.
|
При осуществлении своей деятельности терминал взаимодействует с перевозчиками, клиентами, посредниками, таможней, банком и рядом других контрагентов.
Технологический цикл грузового терминала состоит из следующих технологических процессов:
- завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;
- грузопереработка на терминале;
- линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
На практике используются 2 группы моделей для определения местоположения складов (распределительных центров, грузовых терминалов) в распределительных сетях:
1. координатные модели;
2. модели выбора (сетевые модели).
Координатные модели позволяют найти координаты X и Y места расположения склада на некоторой географической территории.
Сетевые модели предполагают наличие некоторого заранее определенного множества вариантов размещения склада в существующей распределительной сети, из которых необходимо выбрать наилучшие.
Обе модели предполагают минимизацию суммарных затрат, связанных с распределением продукции в сети.
Координатные (или как их еще называют «планарные») модели предполагают 2 основных способа расчета расстояний между объектами – «манхэттенское расстояние» и «полет птицы» - см. табл. 1.1.
Таблица 1.1
Метрики расстояний, используемые в логистике: «манхэттенское расстояние» и «полет птицы»