Допущено Министерством Образования России




Предисловие

Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада составлена с учетом рекомендаций Л.Н.Павловой — сборник «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» («Перспективное комплексное планирование работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста»), С.А.Мироновой — книга «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», некоторых рекомендаций Плана-программы «Детство», опирается на Программу воспитания и обучения в детском саду.

Предложенные задания помогут научить младших дошкольников работать красками (гуашью) и кистью. Выполняя задания, дети научатся проводить длинные и короткие, прямые и волнистые линии, наносить штрихи и точки, рисовать круги, а к концу учебного года — закрашивать готовые изображения. В тетради содержится 30 заданий по лексическим темам, изучаемым в младшей логопедической группе.

Выполнять задания ребенок может как с логопедом или воспитателем, так и с родителями. Взрослый предлагает детям занять Программу воспитания и обучения в детском саду.

Предложенные задания помогут научить младших дошкольников работать красками (гуашью) и кистью. Выполняя задания, дети научатся проводить длинные и короткие, прямые и волнистые линии, наносить штрихи и точки, рисовать круги, а к концу учебного года — закрашивать готовые изображения. В тетради содержится 30 заданий по лексическим темам, изучаемым в младшей логопедической группе.

Выполнять задания ребенок может как с логопедом или воспитателем, так и с родителями. Взрослый предлагает детям занять места за столиками, открывает их тетради на нужной странице и вместе с малышами рассматривает картинку. Взрослый называет картинку, дети повторяют название. Взрослый выясняет, какого цвета изображение. Если дети не могут ответить на вопрос, говорит сам, а дети повторяют за ним.

Выполнению задания предшествует маленькая подвижная игра, текст которой произносит взрослый, а дети выполняют движения, подражая ему.

В играх воспитывается эмоциональная отзывчивость, стремление выполнять имитационные действия, развиваются общая и мелкая моторика, координация движений, мимика, творческое воображение.

После подвижной игры взрослый вновь приглашает малышей за столики. Перед началом работы нужно напомнить детям, как правильно держать кисть, как обмакивать ее в краску, как снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть, осушать ее.

Методические рекомендации Лексическая тема «Семья»

Цель: научить детей узнавать, называть и показывать на фотографии членов своей семьи.

С. 3. Для работы над этой темой дети должны принести в детский сад фотографии всех членов своей семьи. Воспитатель предлагает каждому ребенку показать фотографии и назвать тех, кто на них изображен. Взрослый объясняет детям, что поможет им наклеить фотографии в тетрадь, и если малыши будут скучать по дому, то всегда смогут посмотреть на фотографии своих родных. После этого дети вместе с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику «Семья», затем воспитатель помогает наклеить фотографии. Дети еще раз называют своих близких.

Лексическая тема «Игрушки»

Цель: научить детей ритмично наносить точки сначала по всей плоскости страницы, а потом — на ограниченном пространстве, проводить прямую горизонтальную линию.

С. 4. После беседы об игрушках проводится подвижная игра «Гном». Затем дети садятся за столики и наносят на страничку (вокруг гномика) синие точки — «дождик».

С. 5. После проведения подвижной игры «Мяч» взрослый предлагает детям украсить мяч, нанеся на него желтые точки. Это задание является более трудным, потому что следует наносить точки на ограниченном пространстве. Потом детям предлагается нарисовать пол, на котором лежит мяч,— провести прямую горизонтальную линию.

Лексическая тема «Части тела и лица»

Цель: научить детей наносить штрихи.

С. 6. Дети рассматривают картинку, на которой изображен пупс. Показывают и называют части тела и лица пупса. После этого проводится упражнение «Это я». Затем малыши рисуют желтой краской волосы пупсу — наносят штрихи. Лексическая тема «Одежда» Цель: учить детей ритмично наносить точки и проводить горизонтальные и вертикальные прямые линии на ограниченном пространстве.

С. 7. После беседы об одежде проводится подвижная игра «Платье ». Затем дети садятся за столики, наносят на платье красные точки. Потом взрослый показывает, как нужно промыть и осушить кисть, чтобы приступить к работе другой краской. После этого дети проводят прямую синюю линию по краю подола платья.

С. 8. Выполняется упражнение «Брюки». Затем за столиками дети наносят на брюки вертикальные прямые линии белой

краской. Лексическая тема «Туалетные принадлежности»

Цель: учить детей наносить штрихи, рисовать круги разных

С. 9. Дети рассматривают картинку, на которой нарисована зубная щетка, и называют ее. Воспитатель выясняет, знают ли дети, для чего нужна зубная щетка, чистят ли они зубы каждый день. После этого выполняется упражнение «Зубная щетка». Когда дети сядут за столики, взрослый обращает их внимание на то, как мало щетинок у зубной щетки, и предлагает дорисовать недостающие щетинки. Дети наносят штрихи желтой краской.

С. 10. После беседы проводится упражнение «Умывалочка». Затем в тетрадях дети рисуют мыльные пузыри

— разноцветные круги.

Лексическая тема «Обувь»

Цель: закрепить умение рисовать круги (помпоны), учить проводить длинные волнистые линии (шнурки).

С. 11. Дети рассматривают картинку, на которой нарисованы тапки, называют их, говорят, какого они цвета. Взрослый выясняет, знают ли дети, для чего нужны тапки. После этого выполняется упражнение «Тапки». Когда дети вновь садятся за столики, взрослый предлагает им украсить тапки помпонами.

С. 12. После беседы проводится упражнение «Ботинки». Затем за столиками дети рисуют волнистые линии

— шнурки.

Лексическая тема «Новогодний праздник»

Цель: закрепить умение ритмично наносить точки и рисовать кружки, закрашивать небольшие поверхности — белые пятнышки на синем шарике, проводить прямые горизонтальные линии.

С. 13. Дети рассматривают картинку, на которой нарисована елка, называют ее, говорят, какого она цвета, рассматривают игрушки на ней. Взрослый выясняет, что дети знают про Новый год. Проводится упражнение • «Елка». Когда дети сядут за столики, взрослый предлагает им нарисовать шарики на двух нижних веточках елки, вокруг нее — конфетти — разноцветные точки, а потом нарисовать пол — провести горизонтальную прямую линию.

С. 14. После беседы проводится упражнение «Елочная игрушка ». Затем дети закрашивают белые точки на синем шарике — делают его однотонным. Лексическая тема «Посуда»

Цель: закрепить умение ритмично наносить точки, рисовать кружки, проводить длинные волнистые

и прямые горизонтальные линии.

С. 15. Дети рассматривают картинку, на которой изображена чашка, называют ее, определяют, какого она цвета, рассказывают, для чего она нужна. Проводится упражнение «Чашка». Когда дети выполнят упражнение, взрослый предлагает им украсить чашку белыми точками, а потом нарисовать пар — длинные волнистые линии, потому что в чашке горячий чай, и, наконец, провести горизонтальную линию — стол, на котором стоит чашка.

С. 16. Проводится упражнение «Тарелка». Затем дети учатся ритмично рисовать маленькие колечки— украшать тарелку.

Лексическая тема «Пища»

Цель: учить проводить округлую линию, закрашивать готовое изображение, проводить длинные волнистые и прямые горизонтальные линии.

С. 17. Дети рассматривают картинку, на которой изображена тарелка с пшенной кашей. Проводится беседа о продуктах питания, затем упражнение «Каша». Когда дети сядут за столики, взрослый предлагает им нарисовать много каши для Любаши — провести округлую линию от края до края тарелки и закрасить полукруг желтой краской, а потом нарисовать волнистые линии — пар, который поднимается над кашей, и, наконец, провести прямую горизонтальную линию — стол.

Лексическая тема «Домашние животные»

Цель: закрепить умение ритмично наносить точки, штрихи — травку, длинные прямые линии — хвост

лошадки, закрашивать небольшие поверхности.

С. 18. Дети рассматривают картинку с изображением коровы, называют ее. Выполняется упражнение «Корова». Затем взрослый предлагает детям нарисовать травку — нанести зеленые штрихи, дождик — синие точки, закрасить черной краской пятна на корове.

С. 19. Проводится упражнение «Конь», затем за столиками дети рисуют хвост лошади — длинные прямые линии.

Лексическая тема «Домашние птицы» Цель: закрепить умение проводить прямые линии и учить пересекать их, проводить округлые и волнистые линии, наносить штрихи.

С. 20. После беседы о домашних птицах и рассматривания изображения петушка проводится подвижная игра «Петух». Затем взрослый предлагает детям нарисовать заборчик, на котором стоит петух. Дети рисуют сначала длинные вертикальные прямые линии, а потом пересекают их двумя горизонтальными прямыми линиями. Далее взрослый обращает внимание детей на то, что не все перья в хвосте петуха раскрашены. Дети рисуют синей краской четыре округлые линии.

С. 21. Дети рассматривают изображение утки. Проводится подвижная игра «Утки». Затем взрослый предлагает детям нарисовать волны, на которых качается утка, провести волнистые линии синей краской. Взрослый обращает внимание детей на то, что не все перышки утки раскрашены. Дети наносят штрихи коричневой краской.

Лексическая тема «Мамин праздник»

Цель: учить изображать предмет четырехугольной формы, закрепить умение наносить штрихи и рисовать круги.

С. 22. После беседы о мамином празднике проводится упражнение «Подарок маме». Затем взрослый показывает детям платочек, который они будут рисовать в подарок маме, рисует его на доске, предлагает детям «нарисовать»

его в воздухе. После этого дети рисуют в тетради синей краской квадрат, наносят штрихи по его краям — бахрому, украшают платочек красными и желтыми колечками. Лексическая тема «Дикие животные»

Цель: закрепить умение ритмично наносить точки, проводить длинные прямые линии, закрашивать готовые изображения.

С. 23. После беседы о диких животных проводится упражнение «Зайка». Потом взрослый предлагает детям нарисовать длинные прямые линии зеленой краской — траву, в которой прячется зайка, а хвостик зайца закрасить серой краской.

С. 24. Дети рассматривают изображение медвежонка, выполняется упражнение «Медвежонок». Затем взрослый предлагает детям раскрасить желтой краской соты с медом, которые держит медвежонок и нарисовать много черных точек — пчел, кружащихся над медвежонком. Лексическая тема «Дикие птицы»

Цель: закрепить умение проводить округлые линии, наносить штрихи, закрашивать готовые изображения.

С. 25. После беседы о диких птицах взрослый проводит с детьми подвижную игру «Воробей». Затем детям предлагается дорисовать ветку, на которой сидит воробей, изобразить маленькие веточки с листочками а потом раскрасить коричневой краской хвостик и перышки воробья.

С. 26. Дети рассматривают изображение вороны, выполняется упражнение «Ворона». Затем взрослый предлагает детям раскрасить черной краской хвост и крылья вороны. Лексическая тема «Мебель»

Цель: закрепить умение проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, закрашивают готовые изображения.

С. 27. После беседы о мебели воспитатель проводит с детьми подвижную игру «Стул». Потом дети должны нарисовать недостающие передние ножки стула и раскрасить картинки на спинке.

С. 28. Дети рассматривают изображение кроватки, выполняют упражнение «Кроватка». Потом рисуют несколько вертикальных прямых линий — решетку кроватки и проводят одну длинную горизонтальную линию — пол.

Лексическая тема «Транспорт»

Цель: закрепить умение проводить прямые и округлые линии, закрашивать готовые изображения

С. 29. После беседы о транспорте проводится подвижная игра «Грузовик». Затем детям предлагаете провести округлую линию от края до края кузова — нарисовать гору песка и закрасить ее, а потом провес" прямую горизонтальную линию — дорогу.

С. 30. Дети рассматривают изображение поливальной машины, проводится упражнение «Поливальная машина». Затем дети рисуют округлые синие линии — струи воды, прямую горизонтальную линию

— дорогу и закрашивают цистерну.

Лексическая тема «Лето. Цветы. Насекомые»

Цель: учить сочетать изображения округлой формы с прямыми линиями, проводить округлые линии, закрашивать готовые изображения.

С. 31. После беседы о лете и полевых цветах проводится упражнение «Одуванчик». Затем воспитатель предлагает детям провести прямую зеленую линию — стебель одуванчика, а потом нарисовать на нем цветок.

С. 32. Дети рассматривают изображение бабочки и делают упражнение «Бабочка». После этого детям предлагается провести округлые линии — усы бабочки и закрасить узоры на ее крыльях

 

 

Место для семейного фото

 

СЕМЬЯ  
Папа, мама, брат и я — Правой рукой загибают по одному пальчику
  левой руки, начиная с большого.
Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый кулачок левой р
Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибают по одному пальчику
  правой руки, начиная с большого.
Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулачок правой

 

с.3.

гном  
Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах,
  руки — на поясе.
Под дождем остался гном. Приседают.
Поскорей кончайся, дождик, Смотрят вверх, поднимают руки.
Мы гулять идти не можем. Идут по кругу, взявшись за руки.

 

мяч  
Это мяч, круглый мяч, «Рисуют» руками большой круг.
Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуют» полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах,
  руки — на поясе.
Вот так мяч, круглый мяч. Опять «рисуют» руками большой круг.

это я  
Это глазки. Вот, вот. Показывают сначала левый глаз, потом — правый.
Это ушки. Вот, вот. Берутся сначала за мочку левого уха, потом — правого.
Это нос. Это рот. Левой рукой показывают рот, правой — нос.
Там спинка, тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, потом два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают.
Ой, устали! Вытрем лоб. Правой ладонью проводят по лбу.

ПЛАТЬЕ  
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота влево-вправо,
  руки — на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кружка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

БРЮКИ  
Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой,
  потом левой ногой.
Сшила бабушка из плюша. Показывают, как бабушка шила брюки.
Ходит в них гулять Илья, Идут по кругу, взявшись за руки.
Он большой, как ты и я. Тянутся руками вверх, поднимаются
  на носочках.  

ЩЕТКА  
Эта щетка для Андрейки, По два движения указательным пальцем
  правой руки вдоль левой щечки,
  потом — вдоль правой щечки.
Чисти зубки поскорей-ка. Четыре движения горизонтально расположенным
  указательным пальцем правой руки вверх-вниз.
Раз, два, три. Раз, два, три. Движения указательным пальцем
  правой руки вдоль губ.
Вот так зубки! Посмотри! Делают упражнение «Улыбка».

УМЫВАЛОЧКА  
Мы намылим наши ручки, Круговыми движениями трут
  правую ладошку о левую.
Раз, два, три. Раз, два, три. По три ритмичных хлопка.
А над ручками, как тучки, Резко выбрасывают руки вверх.
Пузыри, пузыри. Четыре ритмичных прыжка
  на обеих ногах, руки — на поясе.

ТАПКИ  
Это тапки для Антошки, По два раза ритмично топают каждой ногой.
Чтобы в них не мерзли ножки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах,
  руки — на поясе.
Топ-топ-топотушки, По два раза ритмично топают каждой ногой.
Что за тапки! Как игрушки! Сначала левую ногу ставят на носок,
  потом — на пятку, затем — правую.

БОТИНКИ  
Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично топают каждой ногой.
Не ботинки, а картинки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах,
  руки — на поясе.
Чтобы в них гулять ходить, Идут по кругу друг за другом, высоко
  поднимая колени.
Бегать, прыгать и шалить. Бегут друг за другом, делают два прыжка
  на обеих ногах, топают обеими ногами.

ЕЛКА  
Наша елочка-краса Идут по кругу, взявшись за руки.
Поднялась под небеса. Останавливаются, тянутся руками вверх.
Стройная красавица Опять идут по кругу, взявшись за руки.
Всем ребятам нравится.  

ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА  
Синий шар купили Лолке. Показывают руками круг.
Ах, какой красивый! Качают головой, изображают восторг.
Он теперь висит на елке Запрокидывают голову, смотрят наверх.
И похож на сливу. Приседают.

ЧАШКА  
Чашка синяя для Мити, Присели, правая рука на поясе,
  как ручка чашки.
Чтобы чаю мог попить он, Встали, на каждое название загибают
Соку, сливок, лимонаду. пальчики левой руки правой рукой.
Нам украсить чашку надо. Показывают, как украшают чашку точками.

ТАРЕЛКА  
Вот тарелка для Валерки — «Рисуют» руками большой круг.
Желтые колечки. «Рисуют» в воздухе маленькие колечки.
Для котлеты, для пюре, Загибают на левой руке пальчики правой
Для блинов и гречки. рукой, начиная с большого пальца.

КАША  
Эта каша для Любаши, Держат перед собой руки,
  сложенные «ковшиком».
Пар над кашей поднялся. Тянутся руками вверх.
Где же каша? Пожимают плечами.
Нету! Вся! Отрицательно качают головой,
  а потом машут рукой.

КОРОВА  
«Му-му-му! — мычит корова.— Идут по кругу, сделав рога
  из указательных пальчиков.
Забодаю Катю с Вовой. Поворачиваются лицом в центр круга,
  делают по 2 поворота головой вправо-влево.
Вы не пьете молоко? Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо.
Убегайте далеко!» Разбегаются по группе.

конь  
Звонко цокают копытца, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Конь идет к реке напиться.  
Хвост пушистый у коня, Останавливаются, показывают
  правой рукой хвостик.
Как косичка у меня. Левой рукой показывают косичку.

ПЕТУХ  
Петя, Петенька, петух Стоят лицом в центр круга, ритмично бьют
Весь раскрашен в прах и пух. руками по бокам, как крыльями.
Разноцветный, весь цветной Идут по кругу друг за другом, заложив руки
  за спину.
И кричит, как заводной: Останавливаются, поворачиваются лицом
«Ку-ка-ре-ку!» в центр круга, кукарекают.

 

УТКИ  
Ути-ути-утки, Вперевалку идут по кругу друг за другом.
Уточки-малютки.  
На волнах качались, Приседают.
Брызгались, плескались. Встают, машут руками, как крыльями.

ПОДАРОК МАМЕ  
Мамочка, мамуля, Идут по кругу, взявшись за руки.
Так тебя люблю я. Останавливаются, прижимают руки к груди.
Я платок тебе дарю, Протягивают руки вперед.
Вот как я тебя люблю. Идут по кругу, взявшись за руки.

 

ЗАЙКА  
 
Зайка в травке скок-скок. Четыре прыжка по кругу друг за другом.
  Указательные пальчики — «ушки».
Зайка прыг за кусток. Присели.
Смелый зайка не боится, Опять четыре прыжка по кругу.
Не поймать его лисице. Разбегаются по группе, взрослый
  пытается их поймать.

МЕДВЕЖОНОК  
Медвежонок Жак простужен. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мед ему сегодня нужен. В центре круга — один ребенок.
Мед дадим ему на ужин, Останавливаются, протягивают
  к ребенку руки «ковшиком».
Потому что мы с ним дружим. Берут ребенка в круг, идут все вместе.

ВОРОБЕЙ  
     
Шустро скачет воробьишка, Прыгают по кругу на двух ногах,
Птичка — серая малышка. прижав руки к бокам, как крылышки.
По двору шныряет, По два поворота головы влево-вправо
Крошки собирает. на каждую строчку.

ВОРОНА  
На фонарь ворона села, Посидела, посмотрела. «Кар! — она сказала громко.— Не капризничает Ромка?» Присели. Повороты головы влево-вправо. Нахмуривают брови, грозят указательным пальчиком правой руки. Грозят указательным пальчиком левой руки.

СТУЛ  
Это стул. Сиденье, спинка, К прямой правой ладони прислоняют
  согнутую левую, чтобы получился стульчик.
А на спинке две картинки, Показывают два пальчика на правой руке.
А еще четыре ножки, Показывают по два пальчика на обеих руках.
Чтоб сидеть под стулом кошке. Приседают, делают из ладошек ушки.

КРОВАТКА  
Вот Кирюшкина кроватка, Разводят руки в стороны.
Чтобы спал Кирюшка сладко, Приседают, кладут сложенные
  ладони под левую щечку.
Чтоб во сне он подрастал, Медленно поднимаются.
Чтоб большим скорее стал. Встают на носочки, тянутся руками вверх.

ГРУЗОВИК  
Грузовик песок везет. Идут по кругу, изображая, что крутят руль.
Удивляется народ: Останавливаются, поворачиваются лицом
  в центр круга, разводят руками,
  изображают удивление на лице.
«Вот так чудо-чудеса, Два раза наклоняют голову вправо-влево.
В нем песок под небеса!» Тянутся руками вверх, поднимаются
  на носочки.

ПОЛИВАЛЬНАЯ  
МАШИНА  
Эта «тучка» на колесах Идут по кругу друг за другом,
Дождь по городу везет. изображая, что крутят руль.
Станут чистыми дороги,  
Если «тучка» их польет. Идут, изображая, что подметают метлой.

ОДУВАНЧИК  
Как воздушный шар на ножке, Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки. Два раза делают наклоны влево-вправо.
Одуванчик — шарик белый. Опять поднимаются на носочки.
Дунул я. И улетел он. Дуют, округлив губы, не раздувая щек.

БАБОЧКА  
Словно бант у нашей Ани, Бегут по кругу, изображая полет бабочки.
Эта бабочка-краса.  
Кружит, вьется над цветами, Кружатся на месте, взмахивая руками,
Где, как мед, блестит роса. как крыльями.

 

 

ББК74.3 Н 717

Нищева Н. В.

Н717 Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада.— СПб., «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2007.—32 с.: ил.

ISBN 5-89814-167-7

В тетради содержится 30 заданий по лексическим темам, изучаемым в младшей логопедической группе. Выполнению каждого задания предшествует маленькая подвижная игр, а затем за столиками дети будут учиться работать гуашью: проводить длинные и короткие, прямые и волнистые линии, рисовать кольца и круги, а затем — и закрашивать изображение.

При работе с «Тетрадью» советуем использовать пособие Н.В.Нищевой «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада».

Адресована логопедам, воспитателям, родителям.

ББК"

 

© Нищева Н. В., 2003
© Иллюстрации. Ржевцева И. Н., 2003
15ВЫ5-89814-167-7 © Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

 

Учебное издание

Допущено Министерством Образования России



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: