Мифология как синкретическая форма сознания




Происхождение религии.

Вопрос о сущности религии, о факторах, срособствующих возникновению и устойчивому существованию рел. представлений тесно связан с проблемой происхождения, становления и развития р. как самостоятельной формы общественного сознания. История религиозных верований, религий включена в контекст всемирной истории, при этом вопрос о времени возникновения отдельных религий, о совечности Р. человечеству или о существовании некогда дорелигиознного (безрелигиозного) этапа в развитии человечества по-прежнему остается дискуссионным. Суть этих подходов кратко может быть выражена в следующем: 1. концепция «прамонотеизма» была сформулирована в околоцерковных кругах и сводится к утверждению о якобы изначальном наличие у всех народов веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии в силу того что все народы развивались своим путем, вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов. Беспристрастные исследования показали, однако, что монотеизм является не исходным пунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвей
генеалогического древа религии.

Вторая концепция утверждает, что существовал безрелигиозный период в истории человечества. Она основывается на предположении, что первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах. Однако все исследования первобытных племен: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований и культовой практики. Поэтому гипотеза о существовании "дорелигиозного периода" так и осталась гипотезой.

Данные археологии и этнографии позволяют с уверенностью утверждать, что простейшие формы верований возникают с появлением человека разумного (Homo sapiens) примерно 40 тыс. лет назад. Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития веровании в рамках первобытной мифологии.

 

Мифология как синкретическая форма сознания

Мифология, понимаемая как совокупность мифов, рассматривается в данном курсе прежде всего как выражение определенной стадии и уровня развития общественного сознания, представляя собой его древнейшую форму – мифологическое сознание.

Миф (от греческого mythos – предание, сказание, рассказ) – это не род словесности типа сказки или небылицы, но та форма, в которую облекается первая попытка осознания человеком явлений окружающего мира и его взаимоотношения с этим миром. Содержание мифа чаще всего передается в словесной форме, в виде какого-то повествования, рассказа, но может быть передано и через действо: обряд, танец, ритуал.

Исторически первой формой мировоззрения является общественное сознание первобытного строя, которое может быть названо мифологическим, поскольку именно в мифе отчетливо проясняются и фиксируются все основные особенности этого уровня сознания.

Характерными чертами мифологического сознания являются образность, чувственная конкретность, нерасчлененность, эмоциональность, что обусловлено слабым развитием логического понятийного аппарата, практической неспособностью первобытного человека создавать абстрактные понятия. Логический анализ осуществляется здесь с помощью конкретных представлений. Обобщение происходит без отрыва от конкретного: общее предстает в чувственной форме. Недостаточно сформировались логические структуры опосредования, обоснования, доказательства.

В языке конкретность мышления выражается в отсутствии в языках первобытных племен обобщенных родовых понятий – слов для рыб, растений, животных, цвета и т.д. при множестве слов точно обозначавших породу животного, характер, внешние признаки того или иного предмета. Например, в языке африканского племени эве существовало 33 слова для описания различных видов походки и поступи. У тасманийцев человек черный обозначается одним словом, человек в смысле мужчина – другим; человек старый, человек белый, женщина, женщина черная или белая – все эти конкретные образы имели свои языковые эквиваленты. В языке обитателей Маршальских островов отсутствовали общие слова для выражения понятия отца, матери, брата, но слова эти всегда употреблялись как часть сложного слова и прилагались к определенному лицу. (См. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление)

Субъективно не осознаваясь, многообразие мира тем не менее объективно отражалось в мифологическом образе. Один и тот же мифический персонаж может представать в самых различных образах; чем больше этих трансформаций, тем ближе и понятнее содержание мифа воспринимающей его аудитории. Здесь нет условности и целенаправленности художественного образа, «метафора» мифа понимается буквально и равнозначна образу. В мифологических образах женщины-птицы, девушки-солнца, человека-дерева, человека-росомахи и т.д. речь идет о буквальном мифологическом тождестве, а не о сравнении. Волоокость Геры первоначально воспринимается в древнегреческом мифе только так, что Гера – это корова и глаза Геры, соответственно, глаза коровы. Это не мешает ей быть одновременно также и матерью богов, и супругой Зевса. Точно также и в представлении Диониса в виде виноградной лозы на ранней стадии развития мифа наличествует еще буквальное отождествление его с лозой, а не уподобление ей. (Следует отметить, что, говоря о первобытном сознании применительно к древнегреческой, египетской и др. мифологиям, мы имеем в виду те рудименты более ранних архаических представлений, которые могут быть выделены в каждой из этих мифологических систем.)

Одним из основных признаков мифа явлется то, что содержание его воспринимается как безусловно истинное, не нуждающееся ни в проверке, ни в доказательстве. В мифе важно не знание, а вера, не логика, но чувство. Связано это во-первых, с особенностями восприятия человеком окружающего мира, в котором эмоции предшествуют логике, а во-вторых, с тем, что миф был единственно возможной формой знания, аккумулируя в себе весь практический опыт первобытного коллектива.Этот опыт не мог быть оповергнут случайными индивидуальными наблюдениями, восприятие его было делом веры. Миф не боится противоречий и не стремится избегать их. Предметы и сам человек представлялись носителями каких угодно качеств. Поэтому мифическим персонажам, с одной стороны, приписывается множество разнородных свойств, а с другой — разные персонажи наделяются одними и теми же признаками.Природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой общине, путем. И наоборот, человек, родовые связи предстают в натуроморфном виде (зооморфизм, фитоморфизм и т.д.).

Созданные воображением существа, события, ситуации воспринимаются объективно существующими и создающими свою особую реальность. Когда древние египтяне мыслили о небе как о великой корове, четыре ноги которой – это четыре стороны света, или как о богине Нут, поднятой Шу из объятий бога земли Геба, или как о реке, по которой плывут с востока на запад ладьи солнца, луны и звезд, то эти образы не были для них метафорой, но представлялись реальным существованием единого мифологического образ, все ипостаси которого тождественны и не противоречат друг другу. При этом и Нут, и корова представлялись как живые телесные существа, требовавшие своего культа и жертвоприношений, реальность существования которых была для мифически мыслящего человека самоочевидна и не нуждалась в доказательстве или проверке. Этнографы свидетельствуют, что мифы в их естественной, первозданной форме, какими они существуют в первобытной общине, были не историей, которую рассказывают, но реальностью, в которой живут.

В мифологии отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не различаются образ и предмет, субъективное и объективное. Смысл мифа - поддержка и консолидация первобытного коллектива на основе выработки единого мировоззрения и принятых норм поведения. Нормы и требования исполнялись неукоснительно, вера была безусловной. Отступников ожидало суровое наказание. Миф – это массовое тоталитарное сознание первобытного (и не только!) общества.

Характерной чертой мифологического сознания является его синкретизм. Мифология представляет собой слабо дифференцированное единство бессознательно-поэтического творчества, первобытной религии, социальных норм и зачаточных донаучных представлений об окружающем мире.

Было бы неверным считать сознание первобытного человека полностью иррациональным. Являясь единственно возможной формой миропонимания первобытного человека, миф с необходимостью включал в себя и адекватные знания об этом мире. Первобытный человек имеет очень специфическую систему понимания действительности, однако, все жизненно необходимые закономерности находят в ней свое отражение, выражаясь в фантастической, превратной форме. Так, например, жители севера: алеуты, эвенки, чукчи, чтобы выжить должны уметь хорошо ориентироваться на местности, уметь предугадывать погоду, разбираться в атмосферных явлениях. Все ученые-этнографы, собиравшие материал о жизни северных народов, отмечают их необычайные способности в этой области. Алеуты, например, умеют очень хорошо прогнозировать погоду и особенно ветры. Наблюдая за закатом и восходом солнца, они безошибочно могли определить, каков будет наступающий день. Помимо этого, они умели предугадывать погоду следующих месяцев, туман, бури и т.д. Чукчи различали 12 месяцев года и имели весьма подробный календарь, различая «время первого снега», «время сужения дня», «время удлинения дня» и др.

И вместе с тем, все эти очень верные и точные наблюдения над природой, накопленные веками практического опыта первобытного коллектива, находили самые невероятные и фантастические, с т.з. современного человека, объяснения. Они являлись составной частью синкретического мифологического комплекса и осознавались в соответствии с особенностями мифологического сознания. Так, для объяснения смены времен года у чукчей существовал миф о том, как месяц хотел похитить девушку-чукчанку, но не смог этого сделать и был вынужден создать времена года. Ветер, по их представлениям, производит старуха вселенной, которая считается хозяйкой ветров: стряхивая снег со своего жилища, старуха порождает на земле снег, ветер и т.п.

Мифологическая картина мира тесно связана с эмоциональным отношением к нему. Чувства в первобытном сознании еще не отделились от разума, восприятия, переживания, стремления слиты воедино. Это объясняется тем, что исторически и онтогенетически эмоции возникают раньше, чем в сознании человека формируется возможность их субъективного осознания и адекватного отражения в понятиях и обобщениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: