ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ (ГЕКТОРА И АХИЛЛА). ИРОНИЯ.




СОДЕРЖАНИЕ 18 ПЕСНИ.

18 песнь «Илиады» посвящена описанию щита Ахилла.

 

· Она начинается с известия о гибели Патрокла,

· известие о гибели друга побудило Ахилла показаться противнику, чтобы вселить в него страх;

· по воле Геры до времени наступает ночь, в течение которой троянцы держат совет, отступать ли в Трою или продолжать атаковать корабли ахейцев;

· ахейцы же в это время, совершив, положенные обряды, оплакивают Патрокла,

· а Гефест на Олимпе трудится над оружием,

· к утру Фетида принесет сыну оружие.

 

Эта песнь длится в течение ночи и является мирной паузой перед поединком главных героев.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫГЕРОЕВ (ГЕКТОРА И АХИЛЛА). ИРОНИЯ.

Гомер нарисовал психологические портреты Гектора и Ахилла перед сражением: один, воодушевленный победами троянцев, полон решимости сдержать данное перед войском слово и сразиться с противником; другой, словно лев, у которого охотник убил детенышей, готов идти по следам убийцы, пока не настигнет его, чтобы осуществить свою месть. Между тем, песнь пронизана горькой иронией. В отношение Гектора она заключается в том, что слушатель знает, а Гектор не догадывается, что отныне лишился благоволения Зевса, поэтому решимость и бесстрашие Гектора и даже его издевательский тон по отношению к Полидамасу вызывают острую жалость – так, как это будет в трагедиях Софокла, когда герой сам не ведает, что говорит и что творит. Что касается Ахилла, то он с открытыми глазами идет навстречу своей гибели. Здесь ирония состоит в том, что, когда Гефест кует новое оружие, которое должно защитить Ахилла от смерти, бог-кузнец прекрасно знает, что труды его напрасны и гибель Ахилла неизбежна (ст.464-467).

 

Эта песнь, в которой нет ни батальных сцен, ни поединков героев, стоит особняком в «Илиаде ». В самом деле, она начинается с каталога нереид, который размеренно течет, в то время как Ахилл оплакивает смерть Патрокла. Затем за драматическим диалогом Ахилла и Фетиды следует почти барочная сцена, изображающая семейный быт Гефеста и Афродиты, мифологический экскурс в тяжелое детство Гефеста и, наконец, поэма в поэме – описание щита Ахилла, где каждый круг изображает новую картину по большей части из мирной жизни: здесь пашут землю, а здесь собирают виноград, вот суд, а вот и свадьба, и т.д.

Своего рода парадокс – щит, олицетворение войны, несет на себе изображение мирно пашущих волов, пахарей, освежающих себя вином в конце борозды, свадебного шествия с факелами, почтенных старцев, решающих судьбу тяжущихся, басилевсов, с радостью в сердце взирающих на свой народ, и т.д. Песнь походит на передышку для поэта и слушателя – мечта о доме и мире между описаниями кровавых сражений и смерти. Это также и пауза-ретардация, в конце которой наступает эмоциональный перелом поэмы: затянувшееся бездействие героя и напряженное ожидание должно уступить место возмездию, как только Гефест изготовит новые доспехи.

 

Главная тема 18 песни – кратковечность Ахилла – впервые возникает уже в самом начале поэмы, в диалоге Ахилла и Фетиды (1, 414-418), и находит свое выражение в сцене прощания матери с сыном (XVIII, 73-137), перед тем как Фетида принесет Ахиллу его последнее оружие.

О смерти Ахилла от рук Париса говорилось в «Эфиопике», одной из киклических поэм, которую приписывали Арктину. В ней Ахилл вступает в сражение, мстя за гибель друга: как в «Илиаде» Гектору за Патрокла, так в «Эфиопике» Мемнону за Антилоха, того самого, который в начале 18 песни «Илиады» приноси Ахиллу весть о гибели Патрокла.

Щит Ахилла представляет собою древнейший в античной литературе образец экфразы, развернутого описания, например, предмета искусства. Примечательно, что Гомер, описывая украшение щита, все сцены, представленные на нем, изображает живыми: движется свадебная процессия, прыгают акробаты, горят свадебные факелы, старейшины поояередно стают с гладких камней, чтобы высказать свое мнение; воины осаждают город, скот идет на водопой, быки бустрофедоном бороздят поле… Перед нами словно бы кинематограф с короткометражными фильмами.

Марк Эдвардс высказал интересное соображение относительно смысла этой картины в поэме о гневе Ахилла, и в частности именно в этой песни: Ахилл принял окончательное решение, выбирая между жизнью, возможно, долгой, но обыкновенной, и смертью, оборачивающейся вечной славой, - и Гомер показывает, от чего Ахилл отказался: под пером поэта жизнь во всей своей неприхотливой обыденности кажется прекрасной.

Эта песнь представляется в какой-то степени авторской, если такое определение применимо к жанру эпоса. Примечательно, сцены на щите написаны в той же манере, что и развернутые гомеровские сравнения, которые, по мнению исследователей, в значительной степени свободны от условностей эпического стиля. Есть даже буквальные совпадения: так, сцена нападения львов на стадо коров (579-585) описана также и в развернутом сравнении в «Илиаде», XVII, 61-67.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: