Изобразив жизнь обычных людей, Гомер расширил традиционные рамки жанра героического эпоса, который подразумевает описание жизни богов, царей и героев.




В экфразе, самой обширной в обеих поэмах, так же, как и в сравнениях-отступлениях, поэт развернул перед слушателями картины, по-видимому, современной ему жизни. Без описания сцен, изображенных на щите, мы не имели бы представления о некоторых сторонах быта гомеровской эпохи. Скажем, сцена суда является самым ранним источником по изучению греческого судопроизводства. В дискуссии по поводу периодизации, возникшей во время защиты докторской диссертации Ю.В.Андреева, И.А.Зайцев сказал, что, обращаясь к социальной и культурной истории Греции, невозможно не использовать, наряду с археологическими источниками, материал эпических поэм, и в первую очередь – сцены, изображенные на щите Ахилла.

Знаменитая гомеровская экфраза нашла подражание в поэме «Щит Геракла» Псевдо-Гесиода, в описании щита Энея у Вергилия («Энеида», VIII, 617-731), щита Диониса у Нона Панополитанского («Деяния Диониса», XXV, 387-562). Однако автор «Щита Геракла» старается испугать слушателя и читателя нагромождением страшных образов, бесконечное перечисление которых делает описание однообразным, а «ужасы» безопасными. На щите Энея Вергилий помещает события римской истории (VIII, 629). На щите Диониса изображены мифологические сцены из его жизни.

О «Щите Ахилла» написано немало книг и статей, в которых исследуются самые разные проблемы: роль «Щита Ахилла» в композиции поэмы; «Щит» как древнейший пример античной экфразы; реминисценции «Щита» в античной и европейской литературе; проблемы археологии и искусствоведения, попытки реконструкции щита и др. Один из исследователей метко сравнил «Щит Ахилла», эту поэму в поэме, со своего рода китайским шаром.

 

ФЕТИДА У ГЕФЕСТА

Эпитет дома Гефеста – либо сияющий, как о доспехах, либо украшенный звездами, как о небе. Речь может идти об орнаменте, изображающем звезды, подобном тому, который украшал Сокровищницу Атрея в Микенах… Еще одно определение к дому – медный. // «Одиссея»: у царя Алкиноя стены дворца сделаны из меди, а остров Эола окружен медной стеной.

Эпитет Гефеста – хромоногий на обе ноги (1 песнь, 18 песнь). Представление о хромом боге-кузнеце складывается под влиянием практики, бытовавшей среди людей: «и человек просто со слабыми ногами, и хромой не могли ни сражаться, ни пахать, и вынуждены были избирать занятие типа кузнечного ремесла. Кузнецы часто хромые и в жизни, и в фольклоре многих народов, особенно там, где разделение труда в обществе зашло еще недалеко и для человека с физическим недостатком может оказаться всего одно возможное место в обществе» (Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. СПб, 2004).

С хромотой Гефеста не все понятно. Зайцев пишет: «У Гомера он ковыляет на тонких слабых ногах; эта картина несовместима с представлением о том, что у него искусственно повреждена нога (или обе ноги). Впечатление такое, что перед нами гиперболическое отражение реального факта: непропорционально сильно развитых рук и плечевого пояса при сравнительно слабых ногах, что как будто встречается у кузнецов и некоторых других ремесленников».

Ноги «тонкие», «слабые».

Изобретения Гефеста:

· Треножники на золотых колесах, видимо, служили самодвижущимися столами на пирах у богов; надо полагать, здесь описан не волшебный предмет, а искусное изобретение мастера. На Итаке и в Олимпии были найдены треножники на колесах 8 в.до н.э.

· Кресло искусной работы с серебряными гвоздями и скамеечкой для ног.

· Золотые девы, обладающие умом, даром речи и знанием искусств от богов (как Пандора). – роботы?

· Когда речь идет о мастерстве Гефеста, используется формула: букв. «знающей душой», «знающим умом», т.е. со знанием дела. В оригинале – грудобрюшная преграда (седалище души),

 

· Мехи у Гефеста тоже самодвижущиеся и, видимо, наделены интеллектом («Щит Ахилла» внутри 18 песни): «Раздувальные мехи, все двадцать, стали дуть в горнила, чтобы выпустить сильный жар со всех сторон, чтобы он был под рукой у усердно работающегото в одно рвемя, то в другое, всякий раз как Гефест пожелает и потребует дело (букв. дело будет совершаться)…» или: «чтобы жар был сильным и, наоборот, чтобы он прекращался, в зависимости от того, как захочет Гефест…»

 

· золотая и серебряная собаки, стерегущие дворец царя Алкиноя («Одиссея», 7).

Фетиду встречает Харита (жена Гефеста), Гефеста она позовет позже. --- в «Одиссее» сказано, что Гефест женат на Афродите. Это явно позднее и негомеровское. Афродита – сторонница троянцев. Странно было бы Фетиде идти к ней в дом за доспехами для Ахилла. Хариты (римские Грации) Евфросина, Талия и Аглая – дочери Зевса и Евриномы, внучки Океана. У Гесиода Гефест женат на самой юной харите Аглае.

Пришел нежданный гость, жена хлопочет и зовет мужа, который работает у себя в мастерской, начинаются приветствия, расспросы, воспоминания. У Гомера обыденные стороны человеческой жизни нередко появляются именно в описании богов, а не героев или простых смертных.

Психологическое наблюдение не без ехидства: Фетида изображена похожей на смертную женщину, у которых в обычае не отвечать прямо на то, о чем спрашивают, но говорить о свеем, наболевшем.

 

Есть 2 версии мифа о том, почему Зевс выдал Фетиду замуж за смертного Пелея: 1) из-за предсказания Фемиды, что нереида родит сына сильнее отца, 2) из мести: Фетида отвергла любовь Зевса, опасаясь гнева Геры.

 

Родители дважды сбрасывали Гефеста с Олимпа. В 1 песне «Илиады» Гефест рассказывает о том, как Зевс сбросил его с Олимпа, когда он пытался защитить Геру. Видимо, это и стало причиной его хромоты. В 18 песне речь идет о втором падении Гефеста, когда его сбросила с Олимпа уже сама Гера, стыдившаяся его хромоты. Последняя история повторяется и в «Гимне Аполлону».

Согласно Павсанию, после того как Гера сбросила с неба Гефеста, он в течение 9 лет он занимался не только тем, что делал украшения для своих спасительниц Фетиды и Евриномы, но также готовил месть для матери, сооружая золотой трон-капкан с невидимыми оковами. После того, как Гера попалась, Гефест отказывался освободить ее, пока Дионис, напоив его допьяна, не привел на небо. Пленение Геры – один из распространенных сюжетов вазовой живописи.

Гомер называет Гефеста «пелор», т.е. чудовище, монстр. Так же Гомер называет циклопов и Сциллу. Видимо, Гефест с мощной грудью и руками кузнеца на своих слабых ногах выглядел как «пелор».

Гефест отправляется вместе с другими богами, чтобы сражаться на стороне ахейцев.

 

РИТМ. Необычный ритм и тяжеловесность стиха, возможно, являются сознательным приемом, позволяющим имитировать ритм кующего Гефеста. Предположительно Гефест работал на острове Лемнос.

Аллитерация (r) имитирует шум реки (???).

 

Формула рукопожатия: «соединилась с ней рукой».

Формула гостеприимства: ….

 

Скейские ворота. Точно неизвестно, какие ворота Трои назывались Скейскими, однако ясно, что они были обращены в сторону ахейского лагеря, т.е., видимо, на запад от Трои, поскольку именно с них троянские старцы во главе с Приамом наблюдали за сражением Менелая с Парисом в знаменитой сцене тейхоскопии («Илиада», 3). Именно у Скейских ворот погиб Патрокл, Фетида знает, что здесь погибнет и сам Ахилл (см.предсказание Гектора – «Илиада», 22).

 

Гефест: «То, что у него будут доспехи, так же точно, как и то, что я не смогу спасти его от смерти».

 

Океан – «текущий вспять Океан», текущий в самого себя, т.е. и берущий начало из себя, и впадающий в себя, поскольку это река, которая течет по кругу, вокруг земли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: