Для организации информационных технологий финансового менеджмента в электронном офисе необходимо наличие программной платформы, базовыми элементами которой являются:
· системное программное обеспечение для организации процесса компьютерной обработки информации и взаимодействия между компьютером и пользователем;
· офисное прикладное программное обеспечение.
Системное программное обеспечение включает операционную систему (ОС), сервисные программы, программы технического обслуживания.
Анализ применения различных ОС показывает преимущественное использование ОС Microsoft Windows 9х в качестве ОС персональных компьютеров. Эта многозадачная операционная система с развитым графическим интерфейсом устойчива в работе, поддерживает все виды мониторов, принтеров. Большинство офисных программ и системы мультимедиа работают только в этой среде.
В зависимости от назначения сетевые ОС используются при построении сетей рабочих групп (отделов), сетей масштаба крупного подразделения (нескольких отделов) или масштаба предприятия.
Сеть отдела используется небольшой группой сотрудников, решающих общие задачи. Главной задачей ОС в этом случае является разделение локальных ресурсов (файлов, приложений и принтеров). Обычно такая сеть имеет один или два файловых сервера и не более 30 пользователей, обычно организуется как одноранговая сеть, в которой все компьютеры равны в правах доступа к ресурсам друг друга. Сетевые ОС отделов просты в обслуживании. обеспечивают невысокую защиту данных и скорость доступа, имеют слабые возможности по взаимодействию с другими типами сетей и худшую производительность. Такие ОС хорошо отработаны и разнообразны. Как правило, в сети отдела устанавливается одинаковая ОС на всех компьютерах, например. Windows Эх, Windows NT Workstation. Personal Ware.
|
Корпоративная сеть соединяет находящиеся на значительных расстояниях сети всех подразделений предприятия. Наряду с базовыми возможностями сетевая ОС для корпораций поддерживает более широкий набор, в который обычно входит почтовая служба. средства коллективной работы, поддержка удаленных пользователей, факс-сервис, видеоконференции и др. Сетевая ОС масштаба предприятия обеспечивает возможность соединения разнородных систем - как рабочих станций, так и серверов. ОС масштаба предприятия поддерживает разнообразные протоколы (например, TCP/IP, IPX/SPX, NetBIOS, OSI), обеспечивает доступ к удаленным ресурсам. Примеры таких сетевых ОС - Windows NT Server, Novell NetWare 4. x, UNIX NeXTStep Sun, OS/2.
Каждая ОС имеет отличия и специфику работы. Например,
Некоторые сведения об ОС, используемых в качестве ОС рабочих станций:
К базовому офисному прикладному программному обеспечению относятся:
· текстовые процессоры для создания и обработки текстовых документов. Наиболее популярной офисной программой для обработки документов является Word for Windows (Microsoft Inc.).
· табличные процессоры для автоматизации расчетов над большими объемами табличных данных, представления данных в графическом виде. Кроме того, они предоставляют возможности проведения математического, статистического и графического анализа данных: эффективного моделирования проблем вида "что будет, если"; прямого доступа к внешним базам данных; разработки пользовательских программ на языке высокого уровня; поддержки средств мультимедиа. Примеры табличных процессоров: Excel for Windows (Microsoft Inc.), Quattro Pro for Windows (Corel Corp.), Lotus 1 -2-3 for Windows (Lotus Development Corp.).
|
· системы управления базами данных (СУБД) для создания на компьютере общей базы данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия для компьютерных приложений (таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и др.), поддержания базы данных в актуальном состоянии и обеспечения эффективного доступа пользователей к хранящимся в ней данным в рамках предоставленных им полномочий.
Более предпочтительным является вариант интегрированного пакета прикладных программ, основу которого составляют текстовый и табличный процессоры. СУБД, средства телекоммуникаций, графические возможности. Программы пакета имеют общий интерфейс пользователя, который позволяет применять одни и те же приемы работы с разными приложениями пакета, создавать документы сложной структуры. Наибольшее распространение получил пакет Microsoft Office фирмы Microsoft. Для более крупных предприятий, где недостаточно возможностей предоставляемых пакетом Microsoft Office, фирма Microsoft предлагает систему Back Office.
Помимо базовых компонентов в офисе могут использоваться:
· коммуникационные ППП для организации взаимодействия пользователя с удаленными абонентами или информационными ресурсами сети (браузеры, электронная почта, средства создания Web-страниц);
· средства автоматизированного ввода информации и распознавания образов, обеспечивающие обработку и преобразование информации, считанной сканером (например, Fine Reader);
|
· программы поддержки факсимильной связи при использовании факс-модема для отправки и приема факсимильных сообщений (например, WinFax);
· системы компьютерного перевода, позволяющие автоматически осуществлять перевод текста на различные языки (например. Stylus, Prompt'98);
· программные средства мультимедиа и др.
Для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по различным аспектам финансовой деятельности предприятия в электронном офисе финансового менеджмента может быть использовано специальное программное обеспечение. К таким программным продуктам относятся:
· пакеты математического анализа для анализа рисков, исследования и описания нелинейных зависимостей между экономическими показателями (MathCAD PLUS (Math Soft, США), Mathematica (Wolfram Research Inc., США), MathLab (MathWorks Inc., США);
· пакеты статистического анализа для прогнозирования временных рядов, анализа рисков и др. (SPSS (SPSS Inc., США), Statistica (StatSoft, США), (Эвриста (МГУ), ОЛИМП: Статэксперт (РОСЭКСПЕРТИЗА) и др.);
· пакеты для решения задач фундаментального анализа:
· для оценки и управления инвестиционными проектами (COMFAR (разработка UNIDO), Project Expert (ПРО-ИНВЕСТ-КОНСАЛТИНГ), Альт-Инвест (АЛЬТ), Инвестор (ИНЭК) и др.);
· пакеты для комплексного анализа и диагностики финансового состояния предприятия (Audit Expert (ПРО-ИНВЕСТ-КОНСАЛТИНГ), Альт-Финансы (АЛЬТ), ОЛИМП: ФинЭксперт (РОСЭКСПЕРТИЗА), БЭСТ-Ф (Интеллект-Сервис). ЭДИП (Центринвестсофт) и др.);
· специализированные программы (@RISK, Forecast Expert (ПРО-ИНВЕСТ-КОНСАЛТИНГ), Marceting Expert (ПРО-ИНВЕСТ-КОНСАЛТИНГ) и др.);
· пакеты для решения задач технического анализа (MetaStock (Equis, США), Windows on Wall Street Professional (Market Arts, США) и др.).
При функционировании на предприятии комплексной автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью АРМ финансового менеджера выполняет роль рабочей станции, подключенной к компьютерной сети предприятия и использующей ее информационные ресурсы. В состав такой системы включены специальные модули или подсистемы, обеспечивающие поддержку управления финансами предприятий. Примерами комплексных систем управления предприятием являются БААН (BAAN, США), R3 (SAP, Германия), ОЛИМП (РОСЭКСПЕРТИЗА), БОСС (АйТи), ГАЛАКТИКА (Галактика) и др.
Эти программные продукты работают на базе архитектуры клиент/сервер. Обработка информации может проводиться большим числом пользователей в режиме реального времени с использованием "дружеского" графического интерфейса.
ВЫВОДЫ.
1. Электронный офис представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации работы финансовых менеджеров и других работников управления в составе информационной системы предприятия или организации.
2. Особая разновидность электронного офиса - виртуальный офис, информационные технологии которого основываются на локальной сети, соединенной с региональной или глобальной сетью.
3. АРМ финансового менеджера ориентировано на решение конкретных задач финансового менеджмента (от сбора и корректировки информации до анализа, в котором используются различные методы).
4. В зависимости от технологических решений по организации автоматизированной обработки на предприятии АРМ может играть роль автономного рабочего места, рабочей станции в локальной сети, интеллектуального терминала с удаленным доступом к ресурсам главного компьютера или внешней сети.
5. Базисом всего комплекса технических средств информационных технологий финансового менеджмента являются средства компьютерной техники, предназначенные для обработки и преобразования различных видов информации, используемой в деятельности финансового менеджера.
6. Коммуникационная техника обеспечивает передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой с использованием разнообразных методов и технологий.
7. Для организации информационных технологий финансового менеджмента в электронном офисе необходимо наличие программной платформы, базовыми элементами которой являются системное программное обеспечение и офисное прикладное программное обеспечение.
8. Офисные интегрированные пакеты прикладных программ предназначены для обеспечения сотрудников офиса широким набором средств для повседневной совместной работы, автоматизации выполнения рутинных операций, помощи в комплексном решении задач финансового менеджмента.
9. Для АРМ финансового менеджера необходимо как общее, так и специальное программное обеспечение, которое используется для решения экономических задач. входящих в состав сложных многофункциональных систем поддержки принятия решений и бизнес-планов.