Модели массовой коммуникации. Теории «волшебной пули».




Типология коммуникаций.

Коммуникация- это организация взаимодействия между индивидами по средствам общей для них знаковой системы.

Виды коммуникаций:

1. по масштабу процесса коммуникации и количеству вовлекаемых в него лиц:

а) внутриличностная- человек обсуждает проблему сам с собой.

б) межличностная- осуществляется между двумя людьми. Обе стороны могут выступать в качестве передающей и принимающей. Существует эмоциональность общения.

в) внутригрупповая (10-12 человек)- каждый участник имеет примерно равный шанс учувствовать в процессе общения.

г) внешняя- организация взаимодействия между внешними соц.образованиями.

д) массовая- система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, не зависимо от их месторасположения, соц.статуса, такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщений. Организацию этого процесса осуществляют специальные учреждения (СМИ).

2. в зависимости от способа установления и поддержания контакта в коммуникации:

а) прямая (непосредственная) – коммуникация осуществляется напрямую между индивидами в использовании вербальных и невербальных средств, в пределах визуального восприятия.

б) опосредованная- взаимодействие, осуществляемое через посредника.

3. по инициативности коммуникаторов:

а) активная- в процессе коммуникации участвуют все задействованные лица.

б) пассивная- коммуникатор воздействует на реципиента, а реципиент играет пассивную роль.

4. в зависимости от используемых знаковых систем:

а) вербальные.

б) невербальные.

 

Сущность и функции системы массовой коммуникации.

Основные характеристики СМК:

1. наличие массовой аудитории, которая обладает определенной общей ценностной ориентацией. Причем массовая аудитория имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является анонимной. В массе люди ведут себя иначе, чем, если бы они были изолированы.

Основные характеристики массы:

а) анонимность

б) отсутствие организованности – массы являются хорошим объектом манипулирования.

2. социальная значимость информации, т.е. способствование возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации.

3. наличие соответствующих средств, поддерживающих процесс функционирования м.к.- м.к. реализуются через опосредованные техническими средствами общение. Тех. средства м.к. должны быть доступны:

а) доступны в чисто физическом смысле.

б) доступны в финансовом смысле- стоимость технических средств должна быть доступна самым широким массам населения.

4. многоканальность коммуникации- м.к. характеризуются преимущественно односторонней направленностью канала на потребителя. Обеспечивает свободу выбора информации потребителем. Технические средства параллельно можно использовать визуальные и аудиальные каналы.

5. опосредованность общения- связана с тем, что СМК- это «промышленное производство» с максимальным разделением труда, где каждый участник имеет узкую специализацию.

Массовая коммуникация- это система распространения информации (знания, духовные ценности и т.д.) с помощью технических средств (радио, ТВ и т.д.) на численно большие рассредоточенные аудитории.

Функции СМК:

1. информационная- предоставление массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Эффекты антенны и усилителя.

2. регулирующая- влияние м.к. на формирование общественного сознания, общественного мнения, социальных норм, тем самым реализует социальный контроль общества.

3. культурологическая- СМК выполняет познавательную задачу в сфере культуры, искусства и сохранения культурных традиций.

 

Модели массовой коммуникации. Теории «волшебной пули».

Исследование СМК активно начали осуществляться с начала 20 в. и вопросы, которые интересовали исследователей:

1. особенности воздействия СМК на индивида и общество в целом.

2. изучение особенностей использования аудиовизуальных средств в СМИ.

3. эффективность СМК в обществе.

Исследования м.к. основываются на положении: СМК явялется мощным средством влияния на аудиторию.

Теории «волшебной пули»- это первые теории м.к. Строились по типу стимул-реакция. Данные теории подкреплялись безграничной верой в возможности СМК и всесилие пропаганды. При этом сообщения, передаваемые в рамках СМК одинаково воспринимались всеми членами общества. И далее данное сообщение вызывало одинаковую реакцию у всех.

а) теория Ласуэлла (1948).

Коммуникатор Сообщение Средство

Кто? Что? По какому каналу?

Контрольные исследования Контент-анализ Исслед.СМИ

 

Реципиент Обратная связь

Кому? С каким эффектом?

Исслед. Аудитории Анализ эффектов СМИ

 

В схеме зафиксировано признание того, что коммуникатор имеет определенные намерения повлиять на реципиента, следовательно, коммуникацию можно рассматривать как процесс убеждения, а сообщение можно считать всегда эффективным. Схема была разработана для анализа политической коммуникации и массовой пропаганды.

+: выделение основных элементов

-: отсутствие обозначения обстоятельств, на фоне которых проходит процесс коммуникации.

б) линейная модель Шеннона и Уэвера (1949).

 

Сообщение сигнал принятый сигнал сообщение

Источник передатчик приемник пункт

Информации назначения

Источник шума

+: выделение фактора дисфункции процесса коммуникации (источник шума), следовательно, на качество передачи сообщения влияет шум, который может исказить смысл передаваемого сообщения. В дальнейшем эта модель стала активно использоваться.

Дальнейшее развитие теорий м.к. показало, что индивидуальный опыт человека, его личностные особенности, уровень интеллекта, определяет его реакцию на сообщение, поступающее по системе м.к. При этом, человек склонен забывать воспринимаемую информацию в зависимости от своих ожиданий и предпочтений.

в) В изучение СМК начинают подключаться индивидуальные особенности человека. Ховланд установил, что идеологический или монологический принцип организации сообщения может быть успешным для разных типов зрительной аудитории. И, тем самым, он показал, что модель СМК, построенная на концепции бихевиоризма имеет свои ограничения. При этом, он выделил, что эффективность СМК зависит от достоверности источника информации. Коммуникатору предъявляются следующие требования:

1. надежность (прав/не прав)

2. профессионализм/ компетентность (опытный/ не опытный)

3. динамизм (активный/ не активный)

4. объективность.

Ховланд обнаружил «эффект задержки»: мнение выраженное источником информации с низкой степенью доверия, оказывает всё-таки влияние на отношение реципиента к теме, но не сразу, а через определенный промежуток времени.

Для данного этапа характерно то, что модели коммуникации стоятся либо с позиции активного коммуникатора, либо с позиции активного реципиента. Тем самым, данные модели страдают односторонностью представления о сущности СМК.

г) Модель Шрамма.

Схема взаимной обусловленности:

Сообщение

Кодирует Декодирует

Интерпретирует Интерпретирует

Декодирует Кодирует

Сообщение

Шрамм рассматривал процесс коммуникации как два различных процесса, образуемых коммуникатором и реципиентом. При этом, участники коммуникации выполняют одни и те же функции:

1. кодирование

2. декодирование

3. интерпретация

В данной схеме коммуникации процесс бесконечен. Шрамм описывает скорее систему межличностной коммуникации, так как здесь существует прямая обратная связь.

Вывод: на данном этапе выделены основные элементы СМК (коммуникатор, реципиент, сообщение, шум). Начинают изучаться особенности восприятия информации в СМК. Процесс м.к. взаимообусловлен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: