Клятвы Антиохийского Патриарха Макария и Собора 1656 года




ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ

Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского НИКОДИМА на Поместном Соборе 31 мая 1971 года

Более трехсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печаль­ного явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоя­щего времени Много усилий с обеих сторон — новообрядческой и ста­рообрядческой— было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны.

Трезво мыслящие церковные люди обеих сторон понимали всю па­губность и никчемность взаимных раздоров и глубоко скорбели о раз­делении русских православных христиан. Предпринимались попытки на определенных условиях достичь соединения. Наибольший успех вы­пал на долю так называемого единоверия, хотя оно окончательно и полностью не решило проблемы прекращения раскола Другие пред­ложения и действия, предпринятые для разрешения этой проблемы, также не далй положительных результатов. Главным препятствием на пути к возможному взаимному сближению Русской Православной Церкви и старообрядцев служат клятвы Большого Московского Собо­ра 1667 года. Возможна ли отмена этих клятв вообще? И если да, кто правомочен окончательно решить этот вопрос, чтобы он был при­емлем и для старообрядцев? Чтобы ответить на эти вопросы, необхо­димо остановиться на истории возникновения клятв, выяснить причи­ны их и понять их истинное содержание, а также отметить, в каком направлении решался вопрос о клятвах Высшей Церковной властью раньше, и на основании всего этого сделать соответствующий вывод.

Непосредственным поводом к возникновению в Русской Право­славной Церкви старообрядческого движения, а затем раскола послу­жили, как известно, реформы Патриарха Никона (1652—1658) по ис­правлению богослужебных книг и церковных обрядов, предприняіые им в целях достижения единообразия между русской и греческой цер­ковно-богослужебной практикой.

Патриарх Никон, изменяя русские богослужебные чины и церков­ные обряды по современным ему греческим образцам, исходил из оши­бочного взгляда, что «существующие у нас с греками разности (в чи­нах и обрядах.— М. Н.) растлевают нашу веру»[1], почему устране­ние этих разностей считал делом таким же необходимым, как и «очи­щение Православия от ересей и погрешений»[2]. Отсюда крутая и по­спешная ломка русской церковной обрядности, к которой Патриарх Никон приступил вскоре после вступления на Патриаршую кафедру.

В 1658 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память», т. е. распоряжение, кото­рым предписывалось при чтении молитвы св. Ефрема Сирина «Гос­поди и Владыко живота моего» класть 4 великих и 12 поясных покло­нов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами[3].

Этим единоличным и совершенно не мотивированным распоряже-


нием Патриарха Никона отменялся прежний обычай класть при чте­нии молитвы св. Ефрема Сирина 16 великих поклонов и совершать крестное знамение двумя перстами. За последним обычаем, двупер­стием, стоял авторитет Стоглавого собора (1551), который вменил в обязанность всем русским православным христианам полагать на себя крестное знамение только двумя перстами '. Естественно, что против та­кого распоряжения Патриарха Никона открыто восстали некоторые вли­ятельные лица из духовенства: епископ Коломенский Павел, протопопы Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и некоторые другие.

Подобная реакция на первые распоряжения Патриарха Никона была вполне закономерной, потому что Патриарх Никон, при всем величии своего положения и патриаршей власти, не имел права единолично от­менять постановление Стоглавого Собора относительно двуперстия.

Встретив со стороны духовенства протест своим первым распоря­жениям, Патриарх Никон в дальнейшем в проведении реформ опи­рался на постановления Поместных Русских Соборов, которые созы­вались им в 1654, 1655 и 1656 гг.

Клятвы Антиохийского Патриарха Макария и Собора 1656 года

За разъяснениями вопросов обрядового характера и поддержкой -своих реформ Патриарх Никон обращался к приезжавшим в Москву Патриарху Антиохийскому Макарию, Митрополиту Сербскому Гаври­илу и другим иерархам, которые за богослужениями заявляли рус­ским, что православному христианину следует изображать на себе крестное знамение тремя первыми перстами, а кто изображает двумя перстами, тот подражает еретикам и проклинается[4][5].

Дальнейшие события с возложением клятв развивались следующим образом- «В начале апреля 1656 года прибыл в Москву молдавский митрополит Гедеон от молдавского воеводы Стефана с просьбою о принятии Молдавской земли под русскую державу, и в Москве, вмес­то трех, было уже четыре восточных святителя Никон решился обра­титься ко всем им разом с письменным посланием от лица своего и других русских архиереев и, указывая на то, что в Москве «нециивоздвизают прю» относительно сложения перстов для крестного зна­мения, и одни крестятся тремя перстами десницы, а другие двумя, умолял этих святителей возвестить, где истина и как следует кре­ститься» [6].

На это послание Патриарха Никона Патриарх Антиохийский Ма­карий дал письменный ответ следующего содержания:

«Предание прияхом с начала веры от святых апостолов и святых отец и святых седми Соборов, творити знамение честнаго креста с тремя первыми перстами десныя руки, и кто от христиан православ­ных не творит крест тако, по преданию ВосточныяЦеркве, еже дер­жа с начала веры даже до днесь, есть еретик... И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята: извеще­ние истины подписах своею рукою»[7].

«Вслед за Антиохийским Патриархом то же самое проклятие по­вторил и подписал своей рукой Сербский Патриарх Гавриил, а за ними повторили каждый особо и подписали митрополиты Никейский Григорий и Молдавский Гедеон»[8].

23 апреля 1656 года в Москве состоялся Собор, который ловопросу о двуперстии постановил:

«Аще кто отселе, ведый, непов'инитсятворити крестное изображение на лице своем... яко же зде прежде православнииІсодержаша, до напе­чатания Слова Феодоритова в псалтырях со восследованием москов­ский печати, еже тремя первыми великими персты десныя руки изобра­жали, во образ Святыя и Единосущныя и Нераздельный и равнопокло­няемыя Троицы, но иматьтворити сие неприятное Церкви, еже соединя два малыя персты с великим пальцем, в них же неравенство Святыя Троицы извещается, и два великосредняя, простерта суща, в них же заключати два Сына и два состава, по Несториеве ереси, или инакоизображати крест: сего имамы, последующе святых отец седми Все­ленских Соборов и прочих Поместных правилом и СвятыяВосточныяЦеркве четырем вселенским патриархом, всячески отлучена от Церкве, вкупе и с писанием Феодоритовьш, яко и на пятом (Соборе) проклята его ложная списания на Кирилла, архиепископа Александрийскаго, и на правую веру, сущая по Несториеве ереси, проклинаем и мы» \

Таков ход события, и таково дословное содержание клятв Патриар­ха Антиохийского Макария и Московского Собора 1656 года. Смысл этих клятв, кажется, довольно ясен. Вчитываясь внимательно в текст клятвенных изречений и запретов Патриарха Макария и определения Собора 1656 года, невольно приходишь к выводу, что клятвы положе­ны на всех крестящихся двушерстно[9][10].

Не ясно ли отсюда, что всем православным христианам предписы­валось совершать крестное знамение только тремя первыми перстами, а кто творит крестное знамение двумя перстами или «инако», тот «есть еретик» и как таковой подпадает под клятву и отлучается от Церкви?

Надо полагать, что анафема и проклятие на всех крестящихся дву­перстно были положены не случайно и не потому, что сама по себе эта форма перстосложения была «неприятно». В этой форме перстосложения увидели не что иное, как «ересь». Так, Патриарх Никон в своей речи на Соборе 1656 года заявил, что сложением перстов при двуперст­ном крестном знамении «неправо 'исповедуется таинство Пресвятыя Троицы., и таинство Воплощения»[11]. Поэтому Собор 1656 года и за­претил под клятвой употреблять старый обряд двуперстия и предписал всем православным русским христианам употреблять для крестного зна­мения только троеперстие.

Признавая за Собором 1656 года право (замены одного обряда дру­гим, справедливости ради мы всё же должны признать приведенные Собором основания для замены двуперстия на троеперстие более чем сомнительными, а, следовательно, и клятву, положенную на двуперст- ников, как «еретиков», совершенно неосновательной. Беспристрастный голос русской церковной истории к тому же свидетельствует, что дву­перстное крестное знамение у православных русских людей, включая единоверцев и старообрядцев, всегда было, есть и, несомненно, будет церковным обрядом, выражающим православное учение веры.

Смешивая обряд с догматом, Патіриах Никон, как было сказано вы­ше, смотрел на разности в обрядах как на различие в вере. При таком воззрении наличие и употребление двух форм одного и того же обряда исключается: одна из форм — в данном случае троеперстие — при­знается истинной, православной, а другая — в данном случае двупер­


стие — ложной, еретической. Если Патриарх Никон пришел ік твер­дому убеждению в православном характере современных ему грече­ских обрядовых форм, в том числе троеперстия, что на самом деле так и есть, а русские обрядовые формы, в том числе двуперстие, признал неправильными и даже еретическими, чего на самом деле нет, то про­тивники его реформ, придерживаясь по существу одинаковых с Патри­архом Никоном воззрений на обряд, как на догмат, были убеждены в обратном. Когда двуперстие, принятое русскими от греков вместе с пра­вославной верой', было объявлено за еретический обряд, то ревнители русской церковной обрядности, в порядке ее охранения, естественно, должны были увидеть то же самое в троеперстии.

По поводу церковных реформ Патриарха Никона начались споры и разделения: одни, послушные голосу церковной власти, приняли их, другие решительно отвергли, несправедливо полагая, что в результате этих реформ искажается чистое русское Православие. Ко времени Боль­шого Московского Собора 1667 года русское церковное общество из-за реформ Патриарха Никона окончательно разделилось на два враждую­щих лагеря. Констатируя появление в Русской Православной Церкви старообрядческого раскола, Большой Московский Собор 1667 года dejureзакрепил лишь то, что defactoуже совершилось к тому времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: