Клятвенные запреты Большого Московского Собора 1667 года




В связи с делом Патриарха Никона в Москве в 1666—1667 тг. был созван так называемый Большой Собор с участием приглашенных рус­ским правительством Патриархов Александрийского Паисия и Антио­хийского Макария. Кроме названных патриархов, на Соборе присут­ствовали еще десять иерархов от Константинопольской, Иерусалим­ской, Грузинской и Сербской Церквей[12][13]. На Соборе, в частности, был рассмотрен и старообрядческий вопрос. Собор одобрил церковные ре­формы Патриарха Никона, а всех, не принявших этих реформ, пре­дал анафеме и проклятию, как еретиков и непокорных.

Чтобы правильно понять смысл и значение этих клятвенных запре­тов, необходимо обратиться к деяниям Московского Собора русских архипастырей, который состоялся ів Москве в первой половине 1666 го­да и на котором происходили прения с предводителями старобрядчества. В изданном от лица Собора «Наставлении» предписывалось со­вершать церковные службы по новоисправленным при Патриархе Ни­коне богослужебным книгам, в которых, как изъяснили отцы Собора, нет ничего, противного православной вере[14], и изображать крестное зна­мение тремя первыми перстами[15]. Но Собор 1666 года не изрек общей анафемы и проклятия на всех старообрядцев за содержание ими ста­рых книг и обрядов, как это сделал Собор 1667 года.

В этом отношении Собор 1666 года проявил более такта, осторож­ности и трезвого подхода в решении старообрядческого вопроса. Собор предписал принять новые книги и обряды, как правильные и соответст­вующие потребностям времени, но если бы Собор 1666 года счел воз­можным предоставить желающим право содержать старые книги и об­ряды, находясь при этом в общении с Церковью, что было даровано позднее, с учреждением единоверия, то в деле умиротворения церков­ного, к чему стремился Собор, несомненно, были бы достигнуты луч­шие результаты.


Большой Московский Собор 1667 года занял по отношению к старо­обрядчеству совершенно иную позицию, чем Собор русских иерархов 1666 года, и вынес свой окончательный приговор в отношении старо­обрядчества в духе (клятвенных изречений Патриарха Антиохийского Макария, возглавлявшего вместе с Патриархом Александрийским Паи­сием заседания Собора 1667 года, и клятвенных запретов Московского Собора 1656 года, хотя и с учетом сложившейся позже церковной об­становки. Собор принял это решение еще и потому, что на старо­обрядцев продолжали смотреть, как на еретиков. Подтверждение это­му находим в книге «Деяний» Собора 1667 года, где в отношении дву­перстного крестного знамения говорится буквально следующее: «Всем убо явлено есть, яко исповедаша во Святей Троице неравенство, яко ариане, и несториане, и духоборцы, и аполинариане и прочие прокля­тии еретицы» *.

На это «толкование» обряда двуперстия, употреблявшегося когда-то у греков и русских и поныне остающегося у старообрядцев православ­ным обрядом, резонно можно заметить, говоря словами приведенного текста, что не «всем убо явлено есть», где, когда и кто из старообряд­цев соединял с двуперстием столько «ересей». Им приписывали это, их обвиняли в этом, но они никогда не могли исповедовать этого.

Проф. Н. Ф. Каптерев во втором томе своей монографии «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» (Сергиев Посад, 1912) устанавли­вает дословное сходство некоторых постановлений Собора 1667 года с полемическим сочинением против старообрядцев архимандрита Мо­сковского Никольского греческого монастыря Дионисия[16][17], который тен­денциозно представил Патриархам Паисию и Макарию вопрос о рус­ском старообрядчестве. Отсюда становится ясным, почему Собор 1667 года вынес такой строгий суд в отношении старообрядцев. Патри­архи Паисий и Макарий, «призванные на Соборе 1667 года произвести свой компетентный и окончательный приговор о русском старообряд­честве, в основу своих суждений о нем положили те именно воззрения на старый русский обряд, какие высказал в своем сочинении грек архи­мандрит Дионисий»[18].

Итак, Большой Московский Собор 1667 года предал старообрядцев проклятию и анафеме, исходя и<з неправильных воззрений на старые русские церковные обряды, как еретические, которых придерживался, но только в отношении двуперстия, Московский Собор 1656 года, учи­тывая характер антицерковной деятельности вождей старообрядчества, подтверждением чего является утверждение Собором 1667 года поста­новлений Собора 1666 года. В первом случае возложенную Собором 1667 года клятву и анафему на старообрядцев, которых из-за их при­верженности к старым церковным обрядам сочли за еретиков, надо признать, как и клятву Московского Собора 1656 года, неоснова­тельной.

Во втором случае клятву и анафему Собора 1667 года можно счи­тать справедливой и законной, но в отношении лиц, действительно ви­новных перед Церковью в том, в чем обвинялись они и на Соборе

1666 года, т. е. во враждебных против нее действиях. Если бы Собор

1667 года в своем суждении о старообрядчестве исходил из правильных представлений, ему достаточно было утвердить или вновь повторить определение Собора 1666 года. Но, к сожалению, Собор 1667 года исхо­дил из неправильных воззрений на старые церковные обряды, как ерети­ческие. И возложенная Собором анафема стала роковой: окончательное разделение Русской Православной Церкви совершилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: