Оценки численности населения оглала




DATA ЛЮДИ ВОИНЫ ПАЛАТКИ ОБЩИНЫ ПРИМЕЧАНИЯ
          Льюис и Кларк. Шесть человек в палатке; 2 воина на палатку.
  1,500         Сообщение Полковника Аткинсона.
  2,000             Преподобный С. Паркер, из сообщения торговца. Медвежий Быка имел 100 палаток.
  2,500           Преподобный С. R. Riggs.
              Скулкрафт: Индейские Племена.
  3.200           Скулкрафт: Индейские Племена.
  3.680         Лейтенант. Г. K. Уоррен. Он, кажется, включает Важажа как Оглала.
                Лейт. Полковник У. O. Колинз.  
      1,000       Сиу оценены в это время. Красное Облако 250 палаток; Боящийся Человек 250 палаток.
  2,100           Отчет Б.Д.И. Оценка слишком низкая: некоторые общины отсутствуют.
  3,000             Мирная комиссия. Слишком низкая оценка.
  4.200           Собственная оценка Красного Облака племени; 7 на палатку.
  6.320             " Сиу — главным образом Оглала " в агентстве. Смешивание племен здесь начинается.
  7,000     1,000     Собственная оценка Оглала. 400 палаток, добавилось за 4 года!
  6.035             "Сиу" в Агентстве Красного Облака, Важажа (Wazhazhas) отсутствуют, не включены.
  7.202             "Оглала" в Сосновом Хребте — 14 общин. В Стоящей Скале 556 Оглала.
  4.452             "Оглала" в Сосновом Хребте. Приблизительно еще 600 в Стоящей Скале.
  6.602             "Оглала" в Сосновом Хребте.

 

 

Социальная организация оглала.

 

Около 1850г Прескот, долгое время живший среди сиу Миннесоты, заявил (в Индейских племенах Скулкрафта, том II), что перед приходом белых, сиу не имели племенных вождей, их вожди были главами родственных тотемических групп, и пока их не поддерживали сильные группы родственников, они имели мало власти в племени. Мы обнаружили среди оглала и других племен тетон сиу много намеков прежней организации в тотемические группы родственников, чьи семьи сохранили определенные личные имена, одна семья имела имена, связанные с медведем, другая с бизоном и третья с уткой. Оглала и другие тетоны всегда протестовали против того, что система племенных вождей и главных вождей была связана с их старой организацией и была навязана им правительством США.

В Миннесоте в 17 и 18 веках сиу были организованы в семь групп, различно называемых племен, селений и огней совета. Тетоны, или Селение Прерий, образовали одно из семи подразделений, и, очевидно, оглала, первоначально, были меньшим подразделением, или группой родственников, в пределах подразделения тетон.

Когда, около 1700г оглала и другие тетоны повернулись спиной к своей старой родине вдоль Миссисипи и начали свою долгую миграцию к Миссури, они постепенно потеряли контакт с сиу Востока, их вожди недолго заседали у костров совета сиу. Общие интересы, что веками связывали их так тесно к другим подразделениям сиу, ослабли и они, в конце концов, разделились.

Эти дикие тетоны, постоянно передвигались, добывая средства к существованию преследованием бизоньих стад, и имели мало общего с общинами сиу, расселившимися вдоль Миссисипи и низовьев реки Миннесоты, которые проводили большую часть времени в постоянных селениях, добывая часть пропитания обработкой земли. Очевидно, к 1730г тетоны отвергли власть вождей сиу. В их перемещающихся лагерях все были равны, вожди были просто главами родственных групп, и не имели власти вне своего маленького лагеря родственников, которые считались их традиционными лидерами. Когда осеньб 1794г Трудо встретил лагерь тетонов на Миссури, эти люди сказали ему, что они не имеют вождей или важных людей в своих лагерях. Они бродили в поисках пищи, и, найдя ее мало, пришли к Миссури. Мужчины в их лагере не признавали власти, они проводили большую часть времени, ссорясь и сражаясь за лошадей, женщин, ружья и другую желанную собственность. Той же самой зимой Джеймс Маккей встретил этих тетонов на Миссури и, посчитав некоторых из лидеров вождями, дал им испанские медали и флаги. Здесь мы имеем свидетельства, что оглала и другие тетоны, правы, когда утверждают, что они не имели вождей, обладающих властью над всеми людьми, пока белые не возвели определенных людей в такие позиции.

Среди сиу было два священных числа, 4 и 7. Эти числа всегда появлялись в каком-либо деле, которое они считали важным. Семь племен сиу в Миннесоте, и тетоны, одно из этих племен, имели семь подразделений. Когда тетоны пересекли Миссури, их семь подразделений стали семью отдельными племенами, каждое из которых пыталось организоваться в семь новых подразделений или общин, образовав племенной круг. Кажется, это было целью: но дикая, кочевая жизнь, которую вели эти люди, непостоянство общин, делала такую организацию трудной и практически невозможной.

Прежде чем оглала ушли в резервацию, каждая община зимовала там, где ей нравилось, и вела свою собственную жизнь, вполне независимо от остального племени. Весной общины встречались и образовывали племенной круг. Палатки устанавливали в форме огромного круга, каждая община находилась в своем предназначенном месте. Ведущая община занимала место почета у «рога» или у входа в круг. Каждая община имела своих собственных вождей и «солдат», но эти люди не имели власти вне своего собственного маленького лагеря, и когда племенной круг был образован весной, четыре человека назначали wakicunsa (вожди лагеря).

Выбранные племенным советом осуществляли руководство лагерного круга. Не вожди, а выдающиеся воины (ogle taka’un, «носящие рубахи») были избраны wakicunsa. Красное Облако был только носящим рубаху в 1866-1871гг, когда правительство настояло на определении его главным вождем оглала. Носящие рубахи не были вождями среди оглала. Эти четыре вакичунша имели верховную власть над людьми, пока племенной круг не был сломан осенью. Они отдавали приказы о перемещении лагеря с места на место и контролировали все другие действия. Когда четыре вакичунша были выбраны, одно из военных обществ было выбрано поддерживать порядок в лагере и смотреть, чтобы приказы вакичунша были выполнены. Большая палатка, принадлежащая к этому военному обществу, служила местом встречи племенных советов. К этой палатке поступала информация относительно движения стад бизонов, или о приближении врагов. Все другие новости дня здесь обсуждались на совете, решение выносили вакичунша и были отданы приказы, за исполнением которых следил главный воин (akicita-itancan). Настоящие вожди не имели власти, за исключением дел, которые касались их собственного лагеря. Они приглашались на племенные советы представлять интересы своих общин. Такая форма организации, естественно, толкала выдающихся воинов вперед в делах племени, препятствуя традиционным вождям играть важную роль. Наше правительство совершило ошибку, предположив, что некоторые выдающиеся воины были «главными вождями», чьи слова были законом для сиу. Они думали, что Красное Облако был «главный вождь», в то время как оглала знали его, как выдающегося воина.

Южные оглала, которые жили южнее Платт, имели свой собственный племенной круг и совершенную организацию, в то время как северные оглала на Паудер, имели свой. Когда после 1871г большинство племени осело в агентстве, этот народ агентства имел совершенную племенную организацию, и в то же самое время маленький лагерь диких оглала на реке Паудер, состоящий главным образом из Плохих Лиц, образовал свою собственную племенную организацию, с четырьмя носящими рубахи, четырьмя вакичунша. Этот дикий народ считали вождей агентства ничтожествами, и достаточно странно, что большинство людей агентства придерживались того же самого взгляда, заявляя, что настоящие вожди и солдаты находились в лагере Плохих Лиц на реке Паудер.

Из двух общин оглала, перечисленных Льюисом и Кларком в 1804г, Истинные Оглала и Shiyo («Острохвостая Куропатка»), первая осталась главной в племени, в то время как вторая вскоре покинула оглала и присоединилась к брюле. К 1825г оглала имели, по крайней мере, четыре крупных общины, из которых мы знаем определенно имена только двух: Истинные Оглала и Киюкса. К 1835г Киюкса отстранили старую «главную общину», взяв руководство в свои руки, и сделав своего воина, Бычьего Медведя, реальным главой племени.

Список, представленный Скулкрафтом в 1850г, показывает шесть общин оглала, но список не упоминает Киюкса. Действительно, этот список показывает Вихря, вождя Киюкса главой Истинных Оглала. Следовательно, в это время оглала имели, по крайней мере, семь общин:

1. Истинные Оглала, связанные с Киюкса во главе племени.

2. Киюкса. Эта община осталась с племенем, и стала ведущей общиной южных оглала.

3. Minisha, или Красная Вода. Община вождя Красная Вода. Они были тесно связаны с Киюкса. Эта община исчезла из племенного круга оглала где-то между 1849 и 1860гг. Возможно, старик Красная Вода умер во время холеры 1849г, или его община покинула Платт в течение войны брюле1854г. Они, кажется, ушли назад, к своему старому обитанию между Черными Холмами и Миссури. Возможно, они присоединились к санс арк, чью ведущую общину после 1860г иногда называли Миниша.

4. Ожерелье Старой Кожи. Эта община не упоминается где-либо в другом месте. Ожерелье Волчьей Кожи было обычным личным именем среди сиу.

5. Peshla или Короткие Волосы. Эта община еще была среди оглала в 1880г.

6. Ночное Облако. Ничего не известно об этой общине в 1850г.

7. Красная Палатка. Ничего не известно об этой общине. Некоторые лагеря имели прекрасные красные палатки, в которых принимали торговцев. Желтый Орел был вождем этой общины в 1850г. Он был позже вождем в общине Hunkpatila, вождя Человека-Боящегося-Своих-Лошадей, но в течение войны 1866-1868гг перешел в лагерь Плохих Лиц, и был вождем в общине Плохих Лиц Маленького Ястреба.

Таким образом, к 1850г оглала имели племенной круг идеального типа сиу, состоящий из семи общин, но племя раскололось, Киюкса, Истинные Оглала и несколько меньших групп двинулись южнее Платт, народ Дыма, ведомый Плохими Лицами, отправился на север. Каждое из этих двух подразделений организовало свой собственный племенной круг.

Когда Красное Облако спустился к форту Ларами с реки Паудер в 1870г, он привел с собой пять общин: Плохие Лица (Народ Красного Облака), Оюхпе (старая ведущая община народа Дыма под предводительством Красной Собаки), Хункпатила (лагерь Человека-Боящегося-Своих-Лошадей), Истинные Оглала (вел Сидящий Медведь и молодой Американский Конь), и Важажа (под предводительством Красного Листа). Последняя община в действительности была брюле. Этого взгляда придерживались сами оглала еще в 1875г. Они всегда говорили, «Оглала и Важажа». Они даже дали регулярное место этой общине в племенном кругу оглала. В 1870г Киюкса, Бездельники и некоторые другие группы оглала находились в агентстве Ветстоун на Миссури. Важажа завершали семь крупных общин племенного круга.

В 1875г в агентстве Красного Облака находилось четыре главных общины: Истинные Оглала (названная Главной Общиной), Киюкса под началом Маленькой Раны, Оюхпе, под началом Красной Собаки, и Важажа под началом Красного Листа. Красное Облако имел горстку своих собственных людей, Плохих Лиц. Почти вся эта община находилась в лагере на реке Паудер. Человек-Боящийся-Своих-Лошадей был в агентстве, но его старая община Хункпатила разделилась, и он имел мало последователей. Община Бездельников находилась в агентстве Пятнистого Хвоста с брюле.

Известная перепись Красного Облака, сделанная в 1878г самими оглала в форме известных пиктограмм, представляли семь или восемь общин, если мы посчитаем Красное Облако и его Плохих Лиц, большинство которых были с Сидящим Быком в Канаде. Этот интересный список включал Истинных Оглала, Киюкса, Оюхпе, Важажа, Tapishlecha или Селезенка, Payabya (старая община Хункпатила под новым названием) и Бездельники. Добавив Плохих Лиц, мы получим семь крупных общин оглала, исключая Важажа.

В 1879г, когда ломка старых племенных организаций только начиналась, был образован следующий круг. Номера указывают позицию общин в круге, №1 занимал место почета у «рога», или входе:

1. Payabya, «отстраненные», община Человека-Боящегося-Своих-Лошадей, отстраненная и почти разрушенная как община Красным Облаком и его Плохими Лицами в 1864-1874гг, эта община с помощью правительственного агента восстановила ведущую позицию.

2. Tapishlecha, «селезенка животного». Старая община теперь снова сильная. Её также называли Shkopa, Изгиб и Расщепленная Печень.

3. Kiyuksa, «Ломают свои собственные». Относится к нарушению племенного обычая женитьбы народом этого лагеря. Эта община была также названа «Отсеченные» и «Раскусившие Змею на Двое». Последнее имя, говорят, относиться к использованию кожи змеи в старом определении девственности. Женщина этой общины проходила тест и была признана не девственницей, пришла в такую ярость, что раскусила кожу змеи на две части. Некоторые оглала сегодня думают, что Киюкса образовались после того, как Бычий Медведь был убит в 1841г, когда его община и некоторые другие отделились от остального племени. Однако Киюкса была общиной среди восточных сиу еще в 1730г. Этот народ, кажется, пришел из Миннесоты с группой саоне из тетон. Имя должно быть очень старое, так как обнаружено среди других племен сиу.

Эти первые три общины в 1878г составляли первую половину племени, известную как Народ Медведя – большинство из прежних последователей старого Бычьего Медведя. Они расположились на ручье Лекарственного Корня и других реках в восточном краю резервации оглала, и сохранили тесный контакт с брюле, чуть восточнее их.

Человек-Боящийся-Своих-Лошадей и Маленькая Рана были их вождями.

1. Важажа, значение неизвестно, но я подозреваю, что это относится к змее. В книге Индейский Справочник, говорится, что Важажа означает оседж. Это очень старое имя, обнаруженное среди нескольких племен сиу. Важажа среди оглала были брюле, которые присоединились к ним во время экспедиции Харни в 1855г. Они были дикой общиной, всегда на стороне Красного Облака. Они расположились на ручье Хвост Дикобраза, между двумя подразделениями оглала, Народом Медведя к востоку от них, и Народом Дыма к западу от них.

2. Iteshica, «Плохие Лица». Это была община Красного Облака. Она была маленькой группой в Пайн-Ридж в 1879г, большинство из этой общины были на севере с Большой Дорогой. В Пайн-Ридж община Красного Облака расположилась в юго-западной части резервации, около агентства, и около современного поселения Оглала. Красное Облако был похоронен там.

3. Oyukhpe, «сбрасывающие» или «где они складывают свои вьюки». Одна из старейших и сильнейших общин оглала. Они расположились восточнее народа Красного Облака, на ручье Раненое Колено и около него. Их вождь, Красная Собака, дожил до глубокой старости, оставаясь «непрогрессивным» до конца жизни.

4. Waglukhe, «Бездельники». Им было дано имя из-за обычая следовать за обозами эмигрантов вдоль дороги Платт, чтобы выпросить что-либо у белых и из-за того, что проводили большую часть времени около форта Ларами. Этот лагерь включал большинство полукровок (сыновей переводчиков) и семьи, чьи дочери вышли замуж за белых людей в форте. Бездельники были как оглала, так и брюле, находились в агентстве Пятнистого Хвоста в 1879г, «Бездельники» оглала воссоединились со своим собственным племенем.

Эти три последние общины в 1879г составляли вторую половину племени оглала, Народ Дыма, или община Дыма, прежние последователи вождя Дыма. Это подразделение племени последовало за Красным Облаком, но в 1881г агент сделал вождем Молодого-Человека-Боящегося-Своих-Лошадей. Красное Облако был отстранен из-за того, что был «непрогрессивным». В то же самое время молодой Американский Конь стал главой Народа Медведя, бедный старик Маленькая Рана, который так сильно пытался служить белым людям, был отброшен в сторону, подобно старому мокасину, из-за того, что не мог принять новый путь жизни, достаточно быстро, как того хотел агент.

Эти семь общин дополняли маленькие лагеря, каждый со своим собственным именем. Среди этих общин были прежде гордые Истинные Оглала, теперь не считающиеся достаточно важными, чтобы иметь место в своем собственном племенном круге. Некоторые общины были прежде сильными и известными, подобно Истинным Оглала. Маловажные лагеря с сильными вождями могли внезапно выйти на первый план. Пока племя придерживалось своей старой кочевой жизни, сильные лидеры были способны держать оглала вместе в нескольких компактных общинах, в целом, укрепляя племенную систему. В резервации политика правительства разрушала силу ведущих вождей, в результате ломки племенного контроля, крупные, сильные общины, распадались, а маленькие люди, которые не могли отважиться бросить вызов Красному Облаку, Красной Собаки, или Человеку-Боящемуся-Своих-Лошадей в старые дни, устремились вперед, требуя руководства. В 1879г племя имело семь общин, в 1883г было уже 14 общин, которые были признаны и около сотни маленьких групп, которые предъявляли права на то чтобы быть наравне с такими общинами как Киюкса и Оюхпе. Старые вожди опирались на власть вакичунша и сильную палатку акичита, следившими за выполнением приказов. Но индейские акичита теперь стали полисменами за правительственную плату, и помогали агенту в его работе развала племенной организации.

 

Дополнительные заметки

 

Имя Красного Облака. Если оглала прошлых двух поколений знали настоящее происхождение имени этого вождя, они забыли его. На протяжении прошлых 25 лет эти индейцы выдвинули, по крайней мере, дюжину различных историй на эту тему. Индейский Справочник, сделал бедный выбор, опубликовав рассказ о том, что тысячи воинов Красного Облака, которые находились на холмах, закутанные в красные одеяла, выглядели издалека, подобно красному облаку. Этот детский лепет пришел от самих оглала. Его опровергают те факты, что Красное Облако носил имя, когда был молодым человеком, не имея последователей, и что когда он имел тысячи последователей в войне 1866-1868гг, оглала не торговали несколько лет, и практически не имели одеял какого-либо цвета. Недавно один автор, ссылаясь на самих индейцев, заявил, что семья Красного Облака получила свое имя из видения бизона и красного облака, и что отец Красного Облака имел палатку с нарисованным на ней видением. В этом рассказе говорится, что это имя семьи. Это имя одного ребенка в большой семье. Отец Красного Облака, должно быть, умер около 1825г, и совершенно абсурдно предполагать, что оглала сегодня помнят, какую палатку он имел. Имя Красного Облака было записано в нескольких перечнях зим, и многие пиктографические изображения имени были сделаны на его собственных глазах. Ни одного бизона не было изображено на этих индейских пиктограммах, они изображали вождя и над его головой красное облако. Истинную причину, почему Красному Облаку было дано это имя - невозможно предугадать. Он родился в зиму, когда огненный шар метеорита прошел над страной сиу с Запада на восток. Метеорит можно было наблюдать в форте Снеллинг в устье реки Миннесоты, ночью 20 сентября 1822г. Это событие отмечено в перечнях зим сиу как «зима 1821-1822гг». Вид этой ревущей, ярко горящей звезды, осветившей небо огненной вспышкой, произвел сильное впечатление на индейцев, и многие из них назвали своих детей в память об этом событии. Красное Облако, очевидно, один из тех, что был назван таким образом.

Слово махпийа можно перевести как «облако» или как «небо». Когда сиу говорят «синее облако», они подразумевали «синее небо». В этом примере слово можно отнести к метеориту. Инкпадута имел сыновей близнецов, родившихся в то же самое время. И он, кажется, назвал их в честь этого события. Одного назвали Шумное Облако, другого Огненное Облако. Я знаю старика шайенна по имени Красное Облако, который был примерно одного возраста с известным вождем оглала. Отец этого человека был оглала, мать из северных шайеннов.

Родители Красного Облака. Пёс, сын сестры Красного Облака, в 1931г дал имя отца вождя как Ishna Witca (от isnala, одинокий и wichasha, человек). Одинокий Человек был вождем брюле, и мы обнаружили, что имя Одинокий Человек носили вожди нижних брюле в поздние дни. Мать Красного Облака была Идет Когда Думает. Она, должно быть, была саоне. Старик Дым, который был саоне, всегда называл ее «сестра». Он также взял ее осиротевших детей в свой лагерь, где они выросли. Пёс назвал общину отца Красного Облака как Kuhee или Kuhinyan, Стоят В Стороне, так как они стояли лагерем отдельно от других общин. Это явно брюле, о которых слышал лейтенант Каспер Коллинз в 1863г, как о живущей на Миссури группе Coolaweechasha, или Община, что Жила Отдельно от Остальных. Чула является Кухи, а wichasha, здесь означает народ. Я не нашел подобной общины и предполагаю, что это искаженное название всех Верхних Брюле: Kheyatawichasha. Нижние Брюле были Kutawichasha. Отец и мать Красного Облака, должно быть, умерли около 1825 года. Пёс указал, что дети были молодыми, когда родственник их матери, Дым, взял их в свой лагерь. Картина Чарльза Истмен о заботливом воспитании Красного Облака своим отцом - чистое воображение.

Американский Конь. В этом томе я заявил, что молодой Американский Конь вел общину Истинных Оглала в 1870г, но свежие изучения показывают, что эта община была представлена на совете в форте Ларами в октябре 1870г Сидящим Медведем, который выступал как их вождь. Записи в других местах ставят во главе Американского Коня. Перечень зим, хранимый Американским Конем, содержит запись рождение отца, Сидящего Медведя, весной 1840г. Следовательно, Сидящий Медведь был вождем общины Истинных Оглала в 1870г в возрасте около 30 лет. Американскому Коню, его сыну, в это время не могло быть более десяти лет, кроме того, Американский Конь был записан взрослым человеком и вождем этой общины. Тот же самый Американский Конь неоднократно упоминается как вождь в агентстве Красного Облака в 1871-1877гг. Оглала, кажется, сами неспособны, прояснить эту путаницу. Я могу только предположить, что Сидящий Медведь мог также быть известен как Американский Конь, и в записях советов в форте Ларами он был внесен под обоими именами. Старик Американский Конь был сыном Старого Дыма, и был вождем очень дикой общины. Он никогда не приходил к агентству Красного Облака, но в своих случайных визитах приходил к агентству Пятнистого Хвоста. Пёс, который знал его хорошо, заявил, что он не был родственником молодому Американскому Коню, который был южным оглала и сыном Сидящего Медведя. Люди, утверждающие, что старик Американский Конь (убитый в 1876г), был отцом или дядей молодого вождя, обычно сами оговаривались, противореча дальнейшими заявлениями. Таким образом, Истмен добавил, что после смерти старого вождя его община была приведена к агентству его племянником, молодым Американским Конем, который впервые пришел в агентство. Записи доказывают, что молодой Американский Конь находился в агентстве все это время, с 1871 по 1879гг, записи показывают, что он принадлежал к другой общине и половине племени, которая всегда противостояла народу Дыма, к подразделению которого старик Американский Конь принадлежал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: