Одна из задач маркетинга - формирование положительного имиджа спортивного сооружения.
Компоненты имиджа ледового дворца «Молния» включают: название, бренд, слоган. Рекламная деятельность ледникового дворца «Молния» направлена на улучшение своего имиджа, повышение узнаваемости бренда не только в Челябинске, но Челябинской области и в других городах России.
Рекламная деятельность Конькобежного Центра «Коломна» сосредоточена на:
- информировании и мотивация к использованию услуги;
- увеличении известности бренда;
- создании, расширении, поддержании спроса;
- формировании позитивного имиджа бренда;
- поддержании известности, напоминание о бренде.
Ледовый дворец «Молния», как и каждая компания, желающая добиться успеха и стремительного роста, имеет личный сайт https://www.um74.ru используя его для развития своей стратегии и планов. Сайт формирует представление о компании, ее деятельности.
Для оценки маркетинговой службы спортивного комплекса проводятся выборочные анкетные опросы конечных потребителей услуг с целью выявления их. Исследование проведено потребителей проживающих на территории г. Челябинска. Выборка составила 100 человек.
В программу обследования включены вопросы о потребительских предпочтениях при выборе услуг; о качестве предоставляемых услуг, их ценовом диапазоне и др. В ответах учитывалось, что одни и те же посетители пользуются несколькими видами услуг.
Выяснилось, что посещаемость ледового дворца «Молния» жителями города не велика, всего лишь 17% респондентов посещают Центр 2-3 раза в неделю, но именно они являются постоянными потребителями, приносили большую часть дохода. По частоте посещения Потребители распределились следующим образом: 10% - 1 раз в неделю; 20% - 1 раз в месяц; 53% - реже 1 раза в месяц, исключение составляют профессиональные спортсмены, у которых тренировки проходят каждый день (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Частота посещений ледового дворца «Молния»
Ответы на вопрос «С какой целью вы посещаете ледовый дворец «Молния»? распределились следующим образом: 57% респондентов посещают Центр для занятий спортом; 30% являются зрителями спортивных состязаний и 13% зрители общественно-культурных мероприятий (рис. 2.4).
Рис. 2.4 Количество респондентов по целям посещения ледового дворца «Молния»
Результаты анкетного опроса позволили оценить эффективность воздействия рекламных средств на потребителей.
Большинство респондентов ответили, что узнали о ледовом дворце «Молния» от знакомых - 60%, 30% - по информация на рекламных щитах, 10% - из рекламных телероликов и рекламы в печатных СМИ. Полученные показатели соответствуют маркетинговым усилиям спортивного комплекса (рис. 2.5).
Рис. 2.5 Динамика освещения мероприятий ледового дворца «Молния» в СМИ
Оценка качества предоставляемых услуг проводилась по пятибальной шкале. В ходе опроса большинство респондентов оценили качество всех предоставляемых услуг на 5 баллов, получили оценку в 4 балла услуги столовой и игрового зала; при этом сравнительно небольшая доля респондентов 10 % оценило качество предоставляемых услуг столовой на 3 балла (рис. 2.6).
Рис. 2.6 Оценка качества услуг
Самый узнаваемый конькобежный комплекс среди опрошенных лиц является ледовый дворец «Молния» (его узнаваемость 87%), на втором месте - КЦ «Крылатское» (г. Москва) - 41% и на третьем месте - ледовый дворец КЦ» Коломна» (г. Челябинск) - 38%.
Представляется, что эти спортивные комплексы нельзя считать прямыми конкурентами, так как они предоставляют лишь малую часть тех услуг, которые имеются в ледовом дворце «Молния»».
Оценка влияния различных факторов на поведение покупателей при выборе услуги осуществлялась посредством балльной оценки по критериям: качество услуг, цена, ассортимент, бренд, уровень обслуживания. Минимальный балл «1» присуждался критерию, оказывающему наибольшее влияние на поведение потребителя; максимальный «5» - наоборот, самому слабому фактору. Суммарная оценка определялась как среднеарифметическая величина:
а) качество - 1,5 балла;
б) бренд - 2,75 балла;
б) ассортимент - 1,75 балла;
в) уровень обслуживания персоналом потребителей - 3 балла;
г) цена-3,15балла;
Таким образом, качество услуг, предоставляемых предприятием, играет наибольшую роль при выборе спортивного комплекса, а цена - наименьшую. Непосредственная оценка бренда КЦ «Коломна» проводилась по итогам суммирования баллов по следующим компонентам:
- соответствие оценки качества, цены и имиджа;
- положение на рынке и дальнейшие перспективы развития.
Итоговые оценки бренда ледового дворца «Молния» в сравнении с «идеальным брендом» (1700 баллов) представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Балльные оценки восприятия потребителей марки ледового дворца «Молния» как бренда
Показатель оценки | Сумма баллов | |
КЦ «Коломна» | «Идеальный бренд» | |
Качество | +245 | +300 |
Цена | +230 | +300 |
Дизайн марки | +125 | +300 |
Итого за 1-й блок: | +600 | +900 |
Известность | +95 | +100 |
Стабильный спрос | +65 | +100 |
Перспективность | +75 | +100 |
Необходимость | +95 | +100 |
Идеальность (лучшая марка) | +75 | +100 |
Итого за 2-й блок: | +405 | +500 |
Общая оценка | +195 | +300 |
Итого за 3-й блок: | +195 | +300 |
Итого за 3 блока: | +1200 | +1700 |
Максимальная сумма баллов по трём критериям составляет 1700 баллов - наилучший показатель бренда. Однако этот показатель зависим от методики маркетингового и имеют большую степень погрешности. Можно считать бренд, признанным рынком при его оценке в 850 баллов и более.