Народная керамика Дагестана




 

Самая ранняя керамика, датируемая рубежом 6-5 тыс. до н.э., найдена на территории Дагестана в Гунибском районе (Чохское поселение).Эта керамика была плохо отмучена, слабо обожжена и сохранилась только в фрагментах. Она не имеет художественной ценности, а лишь научно-историческую. Более совершенной является т.н. гинчинская керамика, найденная в Шамильском районе и датируемая 4-2 тыс. до н.э. Гинчинская чернолощенная керамика имеет тонкий черепок, правильные формы и простой, но благородный декор в виде тонких процарапанных линий и налепов в форме рогов. К эпохе бронзы и железа относятся многочисленные археологические памятники, обнаруженные по всему Дагестану, в которых найдены замечательные образцы гончарного искусства наших предков с характерными для всей куро-аракской культуры техническими и художественными приемами.

В эпоху раннего средневековья (4-5 в.в.) в Дагестане появляется гончарный круг. В это время складываются и основные дошедшие до нас центры керамического производства, многие из которых сохранили архаичные, реликтовые особенности как производственного процесса, так и художественного оформления. Всю дагестанскую керамику подразделяют на поливную и неполивную. Исторически неполивная керамика более раннего происхождения. Ее основными центрами являются Балхар (лакцы), Джули (табасаранцы), Кахуль (лезгины) и Эндери (кумыки).

Стадиально наиболее древним и примитивным способом не только в Дагестане, но и на всем Кавказе (без гончарного круга и с обжигом на костре) изготовлялась глиняная посуда в лезгинском с. Кахуль. глиняная посуда в лезгинском с. Кахуль. Гончарным производством здесь занимались женщины, в чем наблюдаются пережитки матриархата. В глиняное тесто они добавляли толченый камень, волос, это придавало особую прочность посуде, что, по-видимому, и помогло сохраниться данному производству вплоть до середины 20 века. Кахульская керамика имеет неправильные формы, кажется неказистой на вид, украшалась тонким процарапанным узором, отчасти напоминающим наскальные изображения. В 50 - е годы население высокогорного Кахуля было переселено на низменность, и, к сожалению, гончарный промысел, протянувший к нам в 20 век ниточку из эпохи неолита, заглох.

В табасаранском с.Джули издавна производили различную хозяйственную посуду: маслобойки, водоносные сосуды, кувшины-водолеи, для хранения зерна, масла, заквашивания овощей и фруктов, миски, чашки и т.п. Джулинская керамика несколько напоминает балхарскую, но она имеет иные, более классичные формы, нередко напоминающие античные амфоры, и более простой, но при этом элегантный декор (волнистые линии, концентрические круги, S-образные элементы). Орнамент в Джули наносился на центральную часть сосуда белым и красным ангобом не тонкой кисточкой, а кусочком войлока.

В Табасаране много лесов, поэтому, в отличие от балхарской, обжиг джулинской керамики производился дровами, в результате чего она имела ровный розовый черепок, серый же здесь считался браком.

В Джули гончарством всегда занимались мужчины. Керамическое производство здесь не получило такого сильного развития, как в Балхаре. В основном оно обслуживало нужды местного сообщества, не выходя далеко за пределы района.

К сожалению, активное гончарное производство в Джули прекратилось в 60-е г.г. 20 столетия. В настоящее время керамикой там занимается единственный мастер Казимагомед Муртазаев, которому уже за 70 лет. Несколько лет назад он по своей инициативе вел керамический кружок в местной школе, но непонимание администрацией школы важности этого дела привело к прекращению работы кружка. В настоящее время гончарное производство в табасаранском с. Джули на грани полного вымирания.

Единственный живой керамический центр Дагестана в настоящее время - это лакское с. Балхар. Точная дата возникновения здесь гончарного производства неизвестна, так как в Балхаре никогда не производилось археологических раскопок. Однако по некоторым сохранившимся архаичным особенностям производственного процесса, древнейшим элементам орнамента и другим косвенным признакам с большой долей вероятности можно предполагать, что гончарное производство в Балхаре имеет достаточно древние традиции.

До сих пор в Балхаре живет легенда о неком человеке по имени Калкуччи. Он был очень бедным. Сидя как-то на берегу местного озера и грустно размышляя о том, как жить дальше, он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла.

Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.

Интересно, что непереводимое имя Калкуччи не встречается не только в Балхаре, но и среди дагестанских имен вообще. Однако, оно имеет некоторое сходство с именем Кулоль - покровителем среднеазиатских гончаров. Причем, словом "кулла" лакцы называют глиняную чашу, а словом "кучча" - подойник или сосуд для бузы. Вряд ли это случайное совпадение, скорее, отголосок древних этнокультурных контактов.

Как известно, женские ремесла более консервативны, этим, видимо, и объясняется сохранение многих древнейших черт не только в организации производства, но в декоре и формах балхарской керамики. В ее орнаментике встречаются элементы, характерные для дагестанской керамики, начиная с 3 тыс. до н.э.: спирали и концентрические окружности, круг и ромб с перекрестием, символы плодородия, древо жизни и т.п. И хотя многие элементы утратили древнее смысловое значение, они по-прежнему широко распространены в росписи балхарской керамики.

"Сохранение древнейших черт в декоре балхарской керамики в течение длительного периода объясняется, прежде всего, своеобразными условиями исторического развития этого промысла. Будучи исключительно женским по своему характеру, это производство было свободно от внешних влияний и рыночной конъюнктуры, так как сбытом готовой продукции занимались мужчины, вывозя ее на дальние рынки. Каждая мастерица, воспитанная на традиционных образцах, творила в рамках традиции, почти в неприкосновенности сохраняя орнаментику, каноны ее распределения и древние формы сосудов, отточенные в результате творчества многих поколений".

В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. Несомненно, этот штраф - одна из пережиточных форм ритуального жертвоприношения. Когда-то в Балхаре открыто поклонялись духу -покровителю своего ремесла, возможно, существовали особые обряды и жертвоприношения, с приходом ислама трансформировавшиеся в действия бытового характера.

Подготовка глины, то есть очистка ее от воздуха и примесей - достаточно трудоемкий процесс, но от ее тщательности зависит качество будущей посуды. После очистки глину заливают водой и оставляют на несколько дней в защищенном от света и тепла месте, чтобы она дошла до нужной консистенции. Балхарский ручной гончарный круг называется "жюлла". Лепка сосудов происходит путем наращивания глиняных жгутов. Затем сосуды лощат с помощью кусочка сердолика, наносят белым ангобом декор и ставят в тенистое место для просушки. Затем наступает самый ответственный момент - обжиг керамических изделий.

Как отголоски древних ритуалов сохранился в Балхаре обычай украшать "чару" (печь для обжига) коровьим или бараньим черепом с рогами для того, чтобы процесс обжига прошел благополучно. Во время обжига, длящегося трое суток, устраивалось ритуальное пиршество с обжиганием бараньих голов в свежевыгребенной золе. С процессом обжига связаны и многие суеверия. В частности, считалось, что "чара" никогда не должна пустовать, поэтому после обжига в печи обязательно оставляли несколько бракованных изделий.

Обжиг производится кизяком - прекрасным органическим топливом, дающим при сгорании окислительно-восстановительные реакции, что придает балхарской керамики неповторимый живописный эффект от нежно-розового до темно-серого. Обычно имеется одна печь на целый квартал, обжиг производится по мере накопления необходимого количества сосудов. На каждый сосуд мастерица ставит свой автограф (ресничку, один или два штриха, условное изображение руки, лапки и т.п.), чтобы отличить свою посуду от чужой, имеющей аналогичную форму. Этот автограф передается от матери к дочери, затем к внучке и т.д.

До середины 20 в. существовало более 30 форм балхарской керамики. К сожалению, многие их них ныне утрачены. Сохранились следующие: "урша" - водоносный сосуд, "куннари" - кувшин-водолей, "кучча" - подойник, маслобойка.

Основным центром поливной керамики Дагестана издавна считается Дербент и примыкающие к нему несколько лезгинских сел. Таким образом, дербентской керамикой мы условно называем полихромную глазурованную керамику, которая изготовлялась в Южном Дагестане, начиная с раннего средневековья до начала 20 века.

Традиции изготовления расписной керамики у лезгин уходят в глубокую древность.

Известно, что уже в 12-14 в.в. в лезгинском с. Кала существовало развитое керамическое производство бирюзовой расписной керамики, типичной в то время для всего Ближнего Востока, в частности, для Ирана. "Образцы калинской бирюзовой керамики сохранились на месте разрушенного селения Цудахар, в развалинах средневековой крепости Аркас и на месте древней крепости Капчугай, разрушенной еще в 14 в. Тамерланом".

Именно в это время прекращается производство бирюзовой калинской керамики в связи с разрушением Калы во время татаро-монгольских завоеваний. С 15в. традиции поливного керамического промысла были продолжены в с. Испик, Сальян, Гезеркент Кюринского округа. Наибольшего расцвета оно достигло в 18 в., распространившись на селения Испик, Мюгюч и Еникет Кубинского уезда. Здесь изготовлялись оригинальные высокохудожественные тарелки, кувшины, миски, блюда и другие предметы поливной подглазурной керамики, украшенные ангобной росписью и налепными, позднее штампованными узорами. В декоре часто встречаются стилизованные изображения коней, птиц, солярные знаки, растительные элементы, реже антропоморфные фигуры. Гончарным делом в Южном Дагестане занимались мужчины, женщины же иногда принимали участие в росписи сосудов.

Керамические изделия изготовлялись из местной красной и серой глины на деревянном станке, состоящем из двух кругов, приводимом в движение ногой. Кстати, использование ножного гончарного круга - одно из главных отличий лезгинской керамики от балхарской. После сушки изделия обычно полировались гладким камнем, а затем обжигались в купольной печи из сырцового кирпича под названием "куъм". Обжиг длился непрерывно в течение нескольких дней. В качестве топлива употребляли дрова, хворост, кизяк.

Для приготовления поливы на сильном огне пережигали свинец. Полученный свинцовый глет разводили водой и яичным белком и употребляли для покрытия мелкой посуды. Для крупных сосудов глет получали в смеси с нефтью. Сосуды украшались солярными знаками и простыми геометрическими элементами. В эпоху позднего средневековья в декорировке испикской керамики стали использовать потечные поливы богатых цветовых сочетаний, в основном зеленых, вишнево-коричневых и желтых оттенков. Для этого прозрачная свинцовая глазурь подкрашивалась окисью меди, марганца, железа и хрома.

В конце 19 в. после присоединения Дагестана к России и проникновения на Кавказский рынок фабричной фарфоровой посуды, наступает глубокий кризис лезгинского керамического промысла и в настоящее время он не существует.

До 50-х годов 20 в. существовало развитое производство поливной керамики в даргинском с. Сулевкент, находящемся в нескольких километрах от знаменитого аула Кубачи. Не одно поколение сулевкентцев наряду с балхарцами снабжали своей продукцией, имеющей замечательные утилитарные качества, весь Нагорный Дагестан. По традиции гончарным делом здесь всегда занимались мужчины. Лепка, как и в Балхаре, выполнялась жгутовым способом на ручном гончарном круге. Обжиг производился древесным углем.

Сулевкентские кувшины, маслобойки, миски, кружки, блюда 19 в. нередко восходят к древнейшим, в частности зооморфным (поросенок), формам и украшались лепными деталями. С конца 19 в. сулевкентцы нередко уходили в отход, открывали мастерские в разных городах Северного Кавказа, где под влиянием местных керамических традиций начали использовать прозрачную свинцовую поливу, а декором служили простые процарапанные или штампованные линии, зигзаги, розетки и т.п.

В середине 50-х годов сулевкентцев переселили в Хасавюртовский район и промысел заглох. Однако, в последние годы наблюдаются достаточно успешные попытки возродить его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: