Искусство резьбы по камню - рельефной, пластичной, контурной, плоской и скульптурной, является одним из древнейших художественных ремесел Дагестана и ведет свою историю с эпохи палеолита. Именно камень был освоен человеком как один из первых природных материалов. В эпоху же средневековья в Дагестане формируются локальные центры, вычленяются отдельные группы и формы декоративно обработанного камня по художественному стилю и орнаментальным традициям. В своем развитии искусство пластической резьбы по камню прошло четыре этапа:
- эпоха бронзы (III - II тыс. до н. э.) - расцвет петрографики.
- эпоха средневековья (VII - XIV вв.) - период развития экономических, политических и культурных связей. Бурный рост строительства, культурного обмена, торговли. Расцвет высокого рельефа, скульптуры, тенденции к пышной декорировке зданий, господство изобразительных мотивов и сюжетики.
- позднее средневековье (XV-XVIII вв.) - формирование локальных художественных центров, развитие орнамента, в частности, растительного, полная отмена изобразительных сюжетов; основное внимание уделяется декоративному убранству надгробий и культовых строений.
- новое время (XIX-ХХ вв.) - в орнаменте теряется композиционная цельность, резьба приобретает дробный характер, ювелирную проработка деталей, максимальная плотность заполнения декором поверхности камня. Формируются узколокальные варианты надгробий и их орнаментировка.
Наиболее крупными художественными центрами камнерезного искусства Дагестана были созданы интересные, самобытные, веками отработанные формы и типы каменной пластики, что позволяет нам сегодня классифицировать и датировать огромное наследие безымянных памятников народного искусства, относя их к тем или иным школам. На сегодняшний день мы выделяем несколько художественных школ с ярко выраженным орнаментальным и стилевым почерком - Табасаранская (Южный и Северный), Гидатлинская, Кубачинская (Кубачино-Даргинское нагорье), Кумухская и т.д.
|
К основным видам декоративно обработанного камня относятся следующие группы:
. Детали архитектурного декора - камни-вставки, тимпаны, консоли, фризы, колонны. Лицевая часть их богато покрывалась резным " рисунком " (сюжетная композиция, орнамент, знак, элемент). Данный вид памятников имел распространение во многих регионах Дагестана, но наибольшее развитие получил в Кубачах и Кубачино-Даргинском нагорье в ХIV - ХV в. в.
2. Надгробные каменные памятники - саркофаги, стелы (антропоморфные, трапецевидные, прямоугольные), по типу орнамента и технике исполнения совпадающие с основными художественными центрами -"табасаранский", "гидатлинский", "кумухский", "кубачинский", "акушинский". 3. К третьей группе памятников мы относим небольшую группу т.н. предметов быта, выполненных из камня и украшенных резьбой - светильники, подставки под прялку, ступки-чесночницы, ступы-поилки, надкаминные плиты и т.д. Их появление относится к более позднему периоду (ХVIII - ХIХ вв.) и не имеет особых устойчивых традиций. Традиционными техниками резьбы по камню были высокий и низкий рельеф (барельеф, горельеф), плоский рельеф, врезанная линия, трехгранно-выемчатая и двускатно-желобчатая резьба. Те или иные технические приемы стали характерными для тех или иных локальных камнерезных школ - пластическая резьба с высоким рельефом была в основном свойственна Кубачи, трехгранно-выемчатая - Табасарану, линейная ("врезанная линия ") Гидатлю, плоская резьба с низким рельефом - Кумуху.
|
Искусство резьбы по камню - искусство народное, органично существовавшее и развивавшееся в русле богатого декоративного - прикладного искусства Дагестана, составляя достаточно глубокий пласт в истории народного искусства. Памятники камнерезного искусства разбросаны по всему Дагестану и составляют, как и в прошлые века, неотъемлемую часть быта и жизнедеятельности горца.
Наиболее ранним опытом человека в резьбе по камню является петрографика (наскальные резные рисунки). Дагестан является одним из крупных очагов петрографики на Кавказе, самые ранние образцы которых относятся к 8-6 тыс. до н.э. /эпоха неолита/, расцвет приходится на II тыс.до.н.э. /эпоха бронзы/, традиция же и иконография прослеживаются в горной части Дагестана вплоть до ХIХ века. Характерный круг образов для петрографики: элементы-символы (круги, спирали, лабиринты, кресты, треугольники), разрозненные и единичные сюжеты - изображение людей (всадники, пешие, сцены охоты, ритуальные действия), изображения культовых животных (олени, горные бараны, козы, туры) - все это по представлениям древних людей составляло их очерченный, "защищенный жизненный круг". Все рисунки, наносясь на гладкую поверхность скалы тонкой или чуть расширенной врезанной линией, имеют очень схематичный и условный характер.
Совмещенные на одной площади, рисунки и знаки не имели общей объединяющей композиционной линии. Среди сюжетов и рисунков есть наиболее часто повторяемые, но имеющие разнообразную трактовку.
|
В последующие столетия наскальные рисунки претерпевали изменения - постепенно образы утрачивали реалистичность, становились более схематичными, утрировалась тематика, усложнялись, видоизменялись знаки. Декоративная обработка и стилизация переводила многие элементы петрографики в орнаментальные мотивы, которые затем легли в основу всей богатой орнаментальной культуры народного искусства Дагестана. При этом сохранялась и сама традиция петрографики, когда на крупных каменных блоках подчас наивно, без всякой взаимосвязи вырезались различные бытовые сцены, знаки, символы в традиционном, архаичном их исполнении и трактовке. Каменные блоки с такими изображениями вставлялись в кладку жилого или общественного строения и служили единственной цели - оберега, сохраняя свою древнюю охранную функцию.
Наиболее ярко связь с системой образов петрографики на протяжении многих веков и особенно в XVIII - XIX веках прослеживается в горном Дагестане и особенно на территории т.н. Гидатлинского вольного общества (именно там, по итогам исследовательских экспедиций выявлено наибольшее количество "современной" петрографики). Это - Шамильский и часть Чародинского районов - селения Мачада, Хиндах, Хотода, Ириб, Гоор, Сомода, Урада и др. Нередко здесь встречается изображение спиралевидного лабиринта.
На лицевой гладко обтесанной поверхности, крупного каменного блока врезанной линией изображается лабиринт, состоящий из закрученных к центру двух пар линий, которые при раскручивании в обратную сторону дают четыре (по концам света) спиралевидных завитка. Данный знак является наиболее популярным в мифических и религиозных представлениях горцев как оберег и талисман и по сегодняшний день. В этом и состоит феномен устойчивости этого и многих других знаков с эпохи бронзы и до наших дней.
Детали архитектурного декора - тимпаны, колонны, консоли, фризы, мемориальные плиты, вставки в стену - создавались, практически, по всему Дагестану с учетом местной стилистики, орнаментальных традиций и общего уровня востребованности. Все это относится ко второму периоду развития камнерезного искусства Дагестана (XII - нач. ХV в.в.)
Искусство пластической резьбы по камню в эпоху средневековья наиболее высокого совершенства достигло в с.Кубачи, которое выступало в рассматриваемый период одним из крупнейших центров художественной культуры Дагестана. Дошедшие до нас в большом количестве архитектурные детали, вставки в стены жилых домов, средневековых башен и культовых сооружений (мечетей, медресе, храмов), а также резные надмогильные памятники уже давно привлекают внимание исследователей. Говоря об особенностях кубачинских рельефов и условий взаимосочетания изобразительных мотивов, академик И. А. Орбели отмечал, что возможно большинство этих рельефов "когда-то были обработаны мастерами для постройки, одного, а вернее, двух выдающихся дворцов какого-то местного феодала". Вероятно, они были частью своеобразного общественного комплекса в центре Кубачи, куда входили Общественный дом, пять мечетей (в том числе Джума-мечеть и женская), христианская церковь, чиннальский дом (старейшин), древнее кубачинское кладбище, площадь Ханжилла (игровая площадь).
Наиболее распространенными образами и темами кубачинских рельефов являются изображения львов, барсов, птиц, фантастических животных /грифоны, сирины/, сцены охоты, звериного гона и терзания хищником копытного животного. Ряд сюжетов связан с изображением человека (т.н. антропоморфный мотив) - сцены состязаний, охоты, единоборства, пиршества, ритуальные церемонии жертвоприношений и различные жанровые сцены. По сюжетам, особенностям трактовки и пластическим приемам памятники Кубачи обнаруживают близость с более ранними памятниками Закавказья, Ближнего Востока и особенно сасанидского Ирана. Однако, изобразительные и орнаментальные мотивы растительного характера, в значительной степени переосмыслены и подвергнуты творческой переработке местными мастерами.
Всего на сегодня насчитывается около 550 каменных кубачинских рельефов. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира (Метрополитен -Музей, Лувр, Эрмитаж), зарубежных частных коллекциях и музеях Дагестана (ДМИИ и ДГОМ). Часть камней сохранилась в самом Кубачи.
По иконографии образов рельефы можно объединить в три группы - изображения льва (барса), птиц и оленей, изображение человека. Пасть хищника обычно раскрыта, зубы оскалены, хвост либо закинут на спину, либо пропущен через заднюю лопатку и выведен верх кисточкой. Передние и задние видимые лопатки животного декоративно обработаны штриховыми линиями либо орнаментом. Несмотря на композиционную схожесть данные рельефы выполнены в различных не только технике, но и манере исполнения. Их не связывает единая стилистическая линия и уровень исполнения, и, возможно, создавались они не в одно время. Данные обобщающие факты свидетельствуют о большом количестве безымянных мастеров и разнообразии их творческих почерков.
Образ оленя не часто встречается в резном камне. Чаще всего олень - это легкое, гибкое, динамичное животное, изображаемое крупным планом, являющееся символом свободы и независимости. Подчас фигуры нескольких оленей заполняют всю поверхность и даны как бы на разных уровнях, в пространстве. Птица, наиболее излюбленный на Востоке образ, символизирующий небо и свет, и ее изображение в каменной пластике имеет огромное количество вариантов. Нередко встречаются парные геральдические композиции или одиночные, сцены терзания с изображением орлов, павлинов, а также грифонов и сиринов.
Достаточно распространенной в Кубачи деталью архитектурного декора являются тимпаны для дверей и окон.
Тимпан с изображением двух борющихся мужчин из коллекции ДМИИ является своеобразной визитной карточкой не только искусства резного камня, но и всего декоративно-прикладного искусства средневекового Дагестана в целом. Памятник, датируемый 14в., был вывезен из сел. Кубачи в составе коллекции рельефов (22 шт.) в 1924г. русской этнографической экспедицией для дальнейшей закупки Дагмузеем. Ранее же тимпан украшал окно западного фасада Хуннала-мечети. Тимпан имеет арочную полукруглую форму с выступающей архивольтой, центральное поле заполнено сюжетным "рисунком", выполненным на высоком художественном уровне. Это сцена борьбы (спортивный поединок) двух атлетически сложенных мужчин. Мотив единоборства очень древний, и воспринят из "восточного, сасанидского иконографического круга", но при этом данный рельеф достаточно ярко отражает местную тему и имеет реальную основу.
Существование в средневековом Кубачи т.н. "мужских союзов " (особых мужских организаций "батирте" и "чине") предполагало постоянное физическое совершенствование посредством проведения всевозможных соревнований, состязаний, поединков. Во всем изображении чувствуется высокое напряжение, накал, момент решительной схватки. Архивольта тимпана заполнена рельефной персидской надписью, но выполненной арабскими буквами. Здесь воспроизведена часть распространенного в Иране в конце ХII - ХIV в.в. благопожелательного стиха: " Да будет покровителем творец мира, да будет покровителем..."
Каменная скульптура не имела такого же широкого развития как каменные рельефы, по крайней мере, до нас дошли лишь малые единицы, находящиеся сегодня в различных коллекциях. Все они представляют собой образцы скульптуры высокого художественного уровня - объемные изображения животных /львы, барсы, кабаны/. Редки они и по причине их массового уничтожения в период окончательной исламизации Дагестана (II пол. ХV в.), так как они изображались более реалистично и живо.
Каменная скульптура создавалась для украшения наиболее важных частей зданий - фасадов, порталов. Она была достаточно крупная по размерам, вся поверхность тулова покрывалась в невысоком рельефе различными сюжетами, образами, орнаментом, не связанными единой темой. Второй крупный раздел дагестанского камнерезного искусства составляют намогильные памятники. Их отличают богатая орнаментальная, видовая, графическая традиция, огромный временной промежуток (с эпохи бронзы 1II -II тыс. до н.э. и до XX века включительно), сложившиеся типы (саркофаги, прямоугольные и антропоморфные стелы), ярко выраженные локальные типы орнаментики ("кубачинский", "гидатлинский", "кумухский", "табасаранский"). Если провести условное разграничение по видам и стилям, то можно разделить все имеющиеся памятники-стелы /прямоугольные и антропоморфные/ по двум локальным вариантам - "кубачинскому " и "кумухскому". Все они имеют достаточно широкую прямоугольную форму, и при различии традиционной орнаментальной трактовки и техники резьбы /плоский, низкий, высокий рельеф, графическая линия/ их объединяет два устойчивых элемента. Это аркообразное обрамление по краю плиты, заполненное растительным /"византийская ветка"/ либо эпиграфическим орнаментом, и расположенное вертикально по центральной оси стилизованное "древо жизни", венчаемое сверху крупным цветком, кругом, фиалом. Существовала известная дифференциация между мужскими и женскими памятниками, о чем свидетельствует определенная атрибутика: на мужских надгробиях высекались изображения кинжала, сапог, газырей и т.п., на женских - кувшина, ножниц, украшений.
Из камня вырезали небольшие сосудообразные предметы - ступки, ступы-поилки, подставки под прялки, светильники, большие тимпанообразные надкаминные плиты, сплошь покрытые тонким резным узором. Мелкая каменная пластика, к сожалению, мало изучена. В основном, мы имеем представление лишь о т.н. кубачинских предметах быта из камня, выполненных в достаточно позднее время (X1Х - нач.XX в.в.). По традиции вся лицевая поверхность покрывалась растительным орнаментом типа "мархарай", реже сюжетным орнаментом, и по форме эти предметы носили устойчивый монументальный характер.
Камень в горах во все времена был неотъемлемой частью жизни горца. Его значение не замыкалось на утилитарных функциях. Природное чувство гармонии, красоты мастера-резчика превращало в его руках любой необходимый в жизни предмет в произведение искусства. Детали кладки дома превращались в каменные " картины", резной камень на могиле - дань уважения предкам и гимн вечной, не умирающей красоте, обычное бытовое подспорье в нелегком домашнем труде - милые, забавные вещицы в убранстве дома.