СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УХТА»

НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Ухта» на период до 2035 года (далее - Стратегия) является основным документом стратегического планирования муниципального образования.

Стратегия определяет миссию и главную цель развития муниципального образования городского округа «Ухта», приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития городского округа на долгосрочную перспективу, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Республики Коми, механизмы её реализации. Количественные и качественные результаты достижения целей Стратегии характеризуют целевые показатели Стратегии.

Стратегия служит основой для формирования системы стратегического планирования муниципального образования - единого механизма обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля их реализации.

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городского округа «Ухта».

Стратегия сформирована с учетом положений:

- Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;

- Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года;

- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

- Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;

- иных федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих сферы деятельности, охваченные Стратегией;

- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года;

- Приказа Министерства экономики Республики Коми «Об утверждении рекомендаций по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Коми»;

- Прогноза социально-экономического развития Республики Коми на период до 2036 года;

- Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Ухта» на период до 2020 года (далее - Стратегия 2020).

 

I. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УХТА»

1. Общие сведения о муниципальном образовании городского округа «Ухта»

Характеристика экономико-географического положения муниципального образования городского округа «Ухта»

Муниципальное образование городского округа «Ухта» расположено в центральной части Республики Коми и граничит с муниципальными образованиями «Город Сосногорск», «Ижемский район», «Княжпогостский район», «Усть-Куломский район», «Корткеросский район».

В состав городского округа входят: город республиканского значения Ухта, поселки городского типа Боровой, Водный, Шудаяг, Ярега, поселки сельского типа Гэрдъель, Веселый Кут, Изъюр, Кэмдин, Нижний Доманик, Первомайский, Седъю, Тобысь, село Кедвавом, деревни Гажаяг, Изваиль, Лайково, Поромес.

Расстояние от города Ухта до города Сыктывкар - 325 км.

Муниципальное образование расположено в основном в орографической области Тиманской возвышенности. Основными орографическими элементами на территории городского округа являются Вольско-Вымская гряда (восточный склон) и возвышенность Очьпарма.

Климат умеренно-континентальный с продолжительной зимой и коротким прохладным летом. Самым теплым месяцем года является июль, самым холодным - январь.

Город Ухта приравнен к районам Крайнего Севера.

Природные ресурсы

 

Минерально-сырьевые ресурсы

 

Основное промышленное значение среди минерально-сырьевых ресурсов муниципального образования городского округа «Ухта» имеет топливно-энергетическое сырье и, в первую очередь, нефть и газ горючий.

Начато промышленное освоение титановых руд Ярегского нефтетитанового месторождением, по запасам которых городской округ является важнейшим в стране. В МОГО «Ухта» ранее были выявлены месторождения бокситов, а в 2011 году выявлена небольшая промышленная россыпь золота.

Неметаллические твердые полезные ископаемые представлены разведанными месторождениями карбонатных и глинистых пород для цементной промышленности и флюсовых известняков, перспективными для разведки месторождениями огнеупорных каолиновых глин.

Промышленное значение имеют пресные подземные воды и лечебные минеральные воды, а также лечебные грязи.

 

 

Таблица 1

Минерально-сырьевые ресурсы

 

Вид ресурса   Характеристика ресурса
Нефть, газ Начальные суммарные ресурсы углеводородов оценивались ООО «ТП НИЦ» на 1 января 2011 года в 171,335 млн. тонн извлекаемой нефти, 0,684 млрд. куб. м - растворенного газа и 16,631 млрд. куб. м - свободного газа. Всего на территории городского округа открыто 13 месторождений углеводородов (Нижнечутинское, Чибьюское, Ярегское, Западно-Ухтинское и Восточно-Крохальское - нефтяные; Сускинаельское, Нямедское, Кушкоджское, Северо-Седъельское, Крохальское и Западно-Изкосьгоринское - газовые, а также 2 нефтегазовых - Изъель-Петровское и Среднеседъельское), учтенных Государственным балансом запасов полезных ископаемых. В разработке находятся 3 месторождения: Чибьюское, Ярегское, Среднеседъельское. На Государственном балансе Российской Федерации по Республике Коми числятся 5 подготовленных к глубокому бурению структур (Верхнечутинская, Южно-Акимская, Южно-Крохальская, Верхнеухтинская, Западно-Акимская), из них в бурении числятся 2 структуры (Верхнеухтинская и Западно-Акимская), а также 2 структуры (Турунвожская и Дачная), которые не числятся на Государственном балансе. Базовым месторождением в городском округе по-прежнему остается Ярегское месторождение тяжелой нефти с выработанными запасами 23,5%. Выработанность Чибьюского месторождения 35,3%. За счет нелокализованных ресурсов возможно выявление мелких месторождений газа как на севере Ухтинской складки, так и южнее Ярегского месторождения
Каменные и бурые угли   В южной части Тимана известны Южно-Тиманское углепроявление (угли каменные) и Вольско-Черская угленосная площадь (угли бурые). Первые имеют локальные размеры, а вторые - высокую зольность, в связи, с чем практическое их значение как топлива весьма проблематично даже в далеком будущем
Горючие сланцы   Прогнозные ресурсы участка оценены в 471,6 млн. тонн, но учитывая низкое качество горючих сланцев, удаленность участка от промышленно освоенных районов, перспективы его дальнейшего изучения в обозримом будущем невелики
Железные руды   Ваповское рудопроявление железных руд может рассматриваться вместе с одноименной бокситовой залежью как одно месторождение. Руды гетит-гематитовые, пизолито-обломочные. Содержание Fe2O3 - обычно 30-45%. Ресурсы руд соизмеримы с запасами бокситов, но по своим параметрам в настоящее время не представляют промышленного интереса
Титан   Крупнейшим в России по запасам титана, учитываемых государственным балансом запасов, является Ярегское месторождение. Концентраты из Ярегских руд могут быть использованы для получения цветных пигментов, сварочных электродов, а также титанокремниевой лигатуры и титанового шлака для металлургического и пигментного производств. В 2019 году добыча титановой руды велась на Участке Титановый 1 (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»). Прогнозные ресурсы руд по состоянию на 1 января 2010 года в Ярего-Водненском рудном узле соответствовали крупному месторождению. На границе Ухтинского и Княжпогостского районов выделяется Вымская перспективная площадь, которая в будущем будет представлять интерес для поисков промышленных залежей титановых руд
Алюминий   Выявлены месторождения Кедвинское, Лоимская, Ваповская, 1-ая и 2-ая Вольские залежи, Димтемъельское проявление (скважина 310). Объекты лишь частично оценены. Проектируемое крупное глиноземное предприятие в Республике Коми, перерабатывающее бокситы по комбинированной схеме, способно использовать в заметных количествах спекательные руды Южного Тимана, что делает бокситовые объекты района более привлекательными
Тантал, ниобий, редкие земли, галлий   Государственным балансом запасов по Ярегскому титановому месторождению учитываются запасы сопутствующих - тантала, ниобия и редкоземельных металлов. Галлий является обычным сопутствующим элементом в бокситах. В случае дальнейших разведочных работ на бокситы встанет и проблема учета запасов галлия
Золото   Государственным балансом учитывается 4 россыпных месторождения. В настоящее время ООО «Ухтагеосервис» имеет две лицензии на разведку и добычу россыпного золота в пределах Кыввожского и Среднекыввожского месторождений
Алмазы   Крайняя северная часть городского округа соответствует южной части Вольско-Вымской площади, перспективной на наличие коренных месторождений алмазов с учитываемыми Министерством природных ресурсов Российской Федерации крупными прогнозными ресурсами
Известняки флюсовые и для целлюлозно-бумажной промышленности   В Республике Коми государственным балансом запасов флюсового известняка учитывается только участок Бельгоп-2, являющийся частью крупного Бельгопского месторождения известняков. Месторождение находится в нераспределенном фонде. Запасы флюсового известняка участка по состоянию на 1 января 2020 года составляют 25083 тыс. тонн кат. A+B+C1 и 178317 тыс. тонн кат. C2. Участок Бельгоп - 4 того же Бельгопского месторождения учитывается балансом запасов как месторождение известняков для целлюлозно-бумажной промышленности (единственное в Республике Коми). Месторождение находится в нераспределенном фонде недр. Площадь участка в настоящее время почти полностью занята сельхозугодиями
Цементное сырье   Бельгопское месторождение включает 5 участков цементного сырья. Эти участки разведывались как сырьевая база будущего Ухтинского цемзавода мощностью 2300 тыс. тонн цемента в год. Запасы сырья находятся в нераспределенном фонде
Лечебные грязи   На месторождении Озеро Пионерское сапропели относятся к низкозольным, водорослевым и по бальнеологическому заключению Всесоюзного центра медицинской реабилитации и физиотерапии могут применяться при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, кожных заболеваниях, для лечения парадонтозов и др. заболеваний. В настоящее время балансовые запасы составляют 193,6 тыс. куб. м

 

Земельные ресурсы

 

Общая земельная площадь муниципального образования составляет 13261,1 кв. км (3,2% площади республики), в том числе: земли сельскохозяйственного назначения - 214,6 кв. км; земли населенных пунктов - 140,7 кв. км; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного назначения - 39,2 кв. км; земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,4 кв. км; земли водного фонда - 9,4 кв. км; земли запаса - 20,9 кв. км; земли лесного фонда - 12835,9 кв. км.

 

Лесные ресурсы

 

Общая площадь земель лесного фонда Ухтинского лесничества составила 12801,3 кв. км, в том числе лесные земли - 11513,3 кв. км, из нее покрытые лесной растительностью - 11497,6 кв. км.

Общий запас насаждений составил 104,0 млн. куб. м.

Лесистость в муниципальном образовании составляет 87,6% при средней лесистости в республике 72,7%.

 

2. Социально-экономическая ситуация МОГО «Ухта»

Социально-экономическая ситуация муниципального образования приведена в приложении 1.

 

3. Результаты анализа факторов социально-экономического развития муниципального образования

Анализ состояния, основных тенденций и проблем социально-экономического развития муниципального образования по сферам жизнедеятельности (отраслям) приведен в приложении 1.

Анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития МОГО «Ухта» выявил следующие основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также влияние (позитивное/негативное) основных политических, экономических, социальных факторов на развитие муниципального образования:

 

Таблица 2

SWOT-анализ

 

Внутренние факторы Сильные стороны Слабые стороны
Выгодное географическое расположение Богатый природно-ресурсный потенциал Наличие крупных организаций Устойчивая работа нефтяного комплекса, трубопроводного транспорта Наличие развитой транспортной системы Наличие средних профессиональных и высших учебных заведений Достаточно стабильная работа объектов социально-культурной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры и спорта, социального обслуживания населения) Достаточно развитая система финансово-кредитных учреждений Стабильная общественно-политическая ситуация Наличие трудовых ресурсов Достаточно развитое малое и среднее предпринимательство Высокий уровень износа основных фондов Неустойчивая ситуация в ряде производств Изношенность инфраструктуры Рискованное сельское хозяйство (земледелие) Наличие труднодоступных населенных пунктов Снижение покупательского спроса в сфере строительства, в том числе в строительстве жилья Высокая стоимость жилья и его эксплуатации Негативная демографическая динамика, ухудшение возрастной структуры населения Низкая плотность населения Дефицит квалифицированных кадров, профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынке труда Высокий уровень расходов на жилищно-коммунальные услуги Рост объемов образования и накопления отходов производства и потребления Превышение числа умерших над числом родившихся
Внешние факторы Возможности Угрозы
Рост спроса на природные ресурсы Инвестиции в нефтегазовую промышленность Участие в государственных программах, во всероссийских конкурсах (возможность привлечения дополнительных финансовых средств) Возможности сотрудничества с организациями и предприятиями в рамках социального партнерства   Нестабильность внешней экономической и политической среды Управление деятельностью крупных промышленных организаций города из-за пределов региона в связи с их вертикальной интегрированностью Постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы Большая часть собираемых налогов и сборов перечисляются в бюджеты вышестоящих уровней Суровые климатические условия Миграционный отток Риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  

 

Указанные факторы оказывают положительное и отрицательное влияние на все стороны жизни муниципального образования: развитие промышленных и агропромышленных организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, модернизацию социальной сферы, эффективность управления, безопасность жизнедеятельности и комфортность проживания населения.

По итогам проведенного анализа развития муниципального образования определены основные проблемы: миграционный отток населения, в том числе трудоспособного возраста; снижение рождаемости; дисбаланс в спросе и предложении рабочей силы; недостаточная материально-техническая оснащенность учреждений социальной сферы; высокий износ жилищного фонда; отсутствие сформированных земельных участков; изношенность коммунальной инфраструктуры; наличие труднодоступных населенных пунктов и др.

Ухта обладает высокими производственными, трудовыми и научно-образовательными ресурсами, богатым природно-ресурсным потенциалом, является крупнейшим транспортно-распределительным узлом.

Экономика городского округа в значительной мере зависит от внешних факторов конъюнктуры рынков, цен на сельскохозяйственное сырье и продукты питания, размеров тарифов на транспортные услуги, цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, интереса инвесторов и доступности заемного финансирования. В этих условиях приоритетным становится: модернизация обрабатывающей промышленности; повышение конкурентоспособности производимой продукции (товаров, услуг); ускоренное внедрение энергосберегающих технологий; устойчивая работа добывающего сектора; реализация «малых» инвестиционных проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства; проведение комплексных кадастровых работ, развитие информационных и инновационных технологий во всех областях деятельности.

 

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГО «УХТА»

1. Стратегический выбор и стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования

Определены следующие стратегические установки социально-экономического развития муниципального образования на период до 2035 года.

Миссия муниципального образования городского округа «Ухта»: динамично развивающийся муниципалитет с богатыми человеческими и природными ресурсами, научно-образовательным потенциалом, с комфортными условиями для жизни населения.

Перспективы социально-экономического развития территории будут связаны с дальнейшим освоением и переработкой материально-сырьевых ресурсов, вовлечением в производство и эффективным использованием имеющегося потенциала. Таким образом, основными локомотивами роста экономики - точками роста муниципального образования являются крупные инвестиционные проекты, такие как: «Разработка Ярегского нефтяного месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», «Создание промышленного хаба по переработке нерудных материалов на базе Бельгопского месторождения».

Перечень инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории муниципального образования представлен в приложении 2.

Перспективные сферы деятельности (основные) в населенных пунктах муниципального образования приведены в приложении 3.

 

2. Основные направления, цели и задачи социально-экономического развития МОГО «Ухта»

Главной стратегической целью социально-экономического развития муниципального образования является формирование социальных и экономических условий, обеспечивающих устойчивое повышение благосостояния населения.

Основываясь на стратегическом выборе (миссии) муниципального образования, исходя из результатов SWOT-анализа, стратегическими приоритетами (основными направлениями) в развитии муниципального образования являются:

 

Приоритет 1. Человеческий капитал: динамично развивающийся человеческий капитал за счет повышения качества образования, развития культурного потенциала, совершенствования системы физической культуры и спорта на территории муниципального образования.

Стратегической целью и основными задачами приоритета «Человеческий капитал» являются:

Цель - развитие социальной сферы и обеспечение социальной стабильности муниципального образования городского округа «Ухта».

Задачи по ее реализации:

1. Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей населения муниципального образования.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- обеспечение доступности качественного дошкольного образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- удовлетворение потребностей населения в качественном дополнительном образовании детей;

- воспитание у молодежи патриотизма и гражданской ответственности;

- организация отдыха детей и трудоустройство подростков.

2. Развитие культурного потенциала, сохранение культурного наследия и гармонизация культурной жизни населения муниципального образования, а также развитие туризма и народных художественных промыслов.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- укрепление и модернизация материально-технической базы объектов сферы культуры;

- создание условий для реализации мер, направленных на гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений и на сохранение и поддержку языков народов, проживающих на территории муниципального образования;

- повышение эффективности деятельности учреждений культуры;

- содействие развитию туризма, сохранению объектов культурного наследия и участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов и ремесел.

3. Оказание социальной поддержки гражданам.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- совершенствование системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

- создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество.

4. Совершенствование системы физической культуры и спорта, направленной на укрепление здоровья, улучшение качества жизни населения и развитие массового спорта.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- обеспечение населения муниципального образования возможностями для удовлетворения потребностей в занятиях физкультурой и спортом;

- вовлечение всех категорий населения муниципального образования в массовые физкультурные и спортивные мероприятия.

 

Приоритет 2. Экономика - создание конкурентоспособной экономики муниципального образования.

Стратегической целью и основными задачами по основному направлению «Экономика» являются:

Цель - содействие росту экономической активности в муниципальном образовании.

Задачи по ее реализации:

1. Создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития городского округа.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- развитие системы стратегического планирования социально-экономического развития городского округа;

- развитие малого и среднего предпринимательства.

2. Создание условий для удовлетворения потребностей населения в качественном жилье и жилищно-коммунальных услугах.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- поддержка и стимулирование жилищного строительства, повышение доступности жилья для граждан, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- содержание муниципального жилищного фонда;

- обеспечение доступности и улучшения качества коммунальных и бытовых услуг для населения.

 

Приоритет 3. Территория проживания - это муниципальное образование с рациональным и эффективно используемым комфортным пространством жизнедеятельности населения за счет повышения уровня безопасности жизнедеятельности населения, благоустройства территории муниципального образования, экологической безопасности.

Стратегической целью и основными задачами по основному направлению «Территория проживания» являются:

Цель - обеспечение безопасных и комфортных условий для жизнедеятельности населения городского округа.

Задачи по ее реализации:

1. Создание надежной дорожной инфраструктуры и обеспечение потребности населения в качественных и доступных транспортных услугах.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах городского округа;

- строительство объектов дорожной инфраструктуры;

- содержание объектов дорожной инфраструктуры.

2. Повышение уровня благоустройства территории муниципального образования.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- обеспечение надлежащего содержания территорий муниципального образования;

- развитие благоустройства на территории муниципального образования;

- управление реализацией проектов благоустройства.

3. Содействие повышению уровня безопасности жизнедеятельности населения в городском округе.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- предотвращение угроз безопасности населения и территории муниципального образования;

- повышение уровня экологической безопасности;

- снижение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

 

Приоритет 4. Управление

Стратегической целью по приоритету «Управление» является - повышение экономической эффективности и качества управления совокупностью ресурсов системы муниципального управления.

Задачей по реализации цели является совершенствование системы муниципального управления в городском округе.

Основными направлениями решения данной задачи станут:

- повышение уровня эффективности и открытости деятельности органов местного самоуправления МОГО «Ухта», совершенствование системы предоставления муниципальных услуг;

- совершенствование системы развития и эффективного использования кадрового потенциала в администрации МОГО «Ухта»;

- обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы МОГО «Ухта»;

- эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами.

 

III.МЕХАНИЗМЫИ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

 

1. Механизмы реализации Стратегии

 

Основными механизмами реализации Стратегии станут: нормативно-правовые, финансово-экономические (ресурсные), управленческие, информационные.

С целью приведения в соответствие с целями, задачами и основными направлениями социально-экономического развития муниципального образования, определенными Стратегией, будет осуществляться разработка и корректировка муниципальных правовых актов МОГО «Ухта», в том числе документов стратегического планирования.

Документами стратегического планирования муниципального образования городского округа «Ухта» являются:

- стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

- прогнозы социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный периоды;

- бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

- муниципальная программа МОГО «Ухта».

Основными инструментами реализации Стратегии являются разработка и реализация документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования:

- плана мероприятий по реализации Стратегии;

- муниципальных программ МОГО «Ухта»1.

_______________________________

1 Перечень муниципальных программ МОГО «Ухта» приведен в приложении 4.

 

Основными источниками ресурсного обеспечения реализации Стратегии будут являться средства федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и бюджета МОГО «Ухта». Так же источниками ресурсного обеспечения реализации Стратегии будут являться средства инвесторов.

Привлекать финансовые средства для комплексного и эффективного решения проблем в области социально-экономического развития муниципального образования позволяет участие в реализации мероприятий государственных программ Республики Коми (в сфере образования, физической культуры и спорта, культуры и туризма, развития транспортной системы, обеспечения доступным и комфортным жильем граждан и др.) и Российской Федерации.

Муниципальное образование принимает активное участие в реализации региональных проектов посредством реализации мероприятий муниципальных программ МОГО «Ухта».

 

Таблица 3

Участие МОГО «Ухта» в реализации региональных проектов

Национальные, федеральные проекты Региональные проекты
Демография Старшее поколение Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет Финансовая поддержка семей при рождении детей Спорт - норма жизни Укрепление общественного здоровья
Образование Успех каждого ребенка Поддержка семей, имеющих детей Цифровая образовательная среда
Жилье и городская среда Формирование комфортной городской среды Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
Экология Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами Чистая вода
Культура Культурная среда Цифровая культура Творческие люди
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства Популяризация предпринимательства
Безопасные и качественные автомобильные дороги Дорожная сеть

 

Кроме того Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ухтинский государственный технический университет» принимает участие в реализации регионального проекта «Социальная активность».

Население муниципального образования принимает участие в реализации проекта «Народный бюджет» (в 2018 году реализован 1 проект, в 2019 году - 3 проекта, в 2020 году реализуется 7 проектов). С участием финансового и нефинансового вклада юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан открываются большие перспективы для решения жизненно важных проблем, возникающих в населенных пунктах.

Организация бюджетного процесса будет осуществляться с учетом стратегических ориентиров муниципального образования.

Продолжится практика применения механизма заключения соглашений о социальном партнерстве между администрацией МОГО «Ухта» и организациями, направленных на решение инфраструктурных, социальных вопросов.

Управление реализацией Стратегии будет осуществляться отраслевыми (функциональными) органами, структурными подразделениями администрации МОГО «Ухта» (далее - ответственные исполнители). Ответственные исполнители обеспечивают реализацию плана мероприятий по реализации Стратегии, комплексных планов действий по реализации муниципальных программ МОГО «Ухта», осуществляют ежеквартальный мониторинг, формируют отчеты о реализации Стратегии, годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, обеспечивают координацию деятельности соисполнителей муниципальных программ.

Информационным механизмом реализации Стратегии будут являться: осуществление обратной связи с населением, организациями и предприятиями города, субъектами малого и среднего предпринимательства, другими заинтересованными сторонами посредством средств массовой информации, Официального портала администрации МОГО «Ухта» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; продолжение работы по организации информационных потоков, документооборота и его автоматизации в администрации МОГО «Ухта»; совершенствование информационных баз по стратегическим вопросам.

 

2. Сроки и ожидаемые результаты реализации Стратегии

Сроки реализации Стратегии предусмотрены до 2035 года.

Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках четырех основных этапов:

I этап (2021-2022 годы) - разработка плана мероприятий по реализации Стратегии, новых муниципальных программ МОГО «Ухта», участие в реализации региональных проектов, реализация инвестиционных проектов, способствующих достижению стратегических целей муниципального образования.

II этап (2023-2025 годы) - совершенствование комплекса инструментов управления путем актуализации действующих, разработки новых программ, проектов, направленных на качественный рост экономики и уровня жизни населения муниципального образования, продолжение реализации инвестиционных проектов.

III этап (2026-2030 годы) - модернизация обрабатывающей промышленности, повышение конкурентоспособности производимой в муниципальном образовании продукции (товаров, услуг).

IV этап (2031-2035 годы) - достижение установленных Стратегией значений целевых индикаторов, устойчивая работа добывающего сектора, разработка документов стратегического планирования.

Основные ожидаемые результаты реализации Стратегии:

Реализация основных целей и задач Стратегии позволит обеспечить активизацию всех факторов, направленных на формирование социальных и экономических условий, обеспечивающих устойчивое повышение благосостояния населения. Целевые показатели (индикаторы), установленные для достижения целей Стратегии, в разрезе основных направлений (приоритетов) приведены в приложении 5.

 


 

Приложение 1

 

АНАЛИЗ

СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СФЕРАМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОТРАСЛЯМ)

 

Направление Состояние, основные тенденции Основные проблемы
Демографическая ситуация Ухта - второй по численности жителей город в республике. Плотность населения муниципального образования составляет 8,8 чел/кв. км. Численность населения МОГО «Ухта» на конец 2018 года составила 116249 человек, в том числе городское - 113725 человек (из них: в городе Ухта - 95960 человек, пгт Боровой - 1037 человек, пгт Водный - 5884 человека, пгт Шудаяг - 3376 человек, пгт Ярега - 7468 человек), сельское население - 2524 человека. Устойчивая убыль населения наблюдалась в 2017-2018 годах. Естественная убыль населения муниципального образования за 2018 год составила 195 человек, тогда как в 2015 году прирост населения составлял 29 человек. Это связано с сокращением численности женщин детородного возраста и увеличением доли пожилых людей в общей численности населения. Миграционная убыль населения с 781 человека в 2015 году увеличилась до 1333 человек в 2018 году. Общая убыль населения с 752 человек в 2015 году увеличилась до 1528 человек в 2018 году (число родившихся в 2018 году составило 1025 человек, в 2015 году - 1428 человек, число умерших в 2018 году составило 1220 человек, в 2015 году - 1399 человек). В результате численность населения МОГО «Ухта» снизилась с 119,8 тыс. человек на начало 2016 года до 116,2 тыс. человек на начало 2019 года, в основном за счет миграционного оттока населения, а также численные потери населения увеличила естественная убыль, которая сменила естественный прирост. Среднегодовая численность населения муниципального образования за 2018 год составила 117,0 тыс. человек. Традиционно сохраняется превышение численности женского населения над численностью мужского населения. Численность мужского населения на 01.01.2019 составила 55,9 тыс. человек (48,1%) (в 2015 году - 57,4 тыс. человек), женского населения - 60,3 тыс. человек (51,9%) (в 2015 году - 62,4 тыс. человек) <


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: