Практически в любом коллективе (группе) выделяется лидер. Способности, знания лидера, как показывают психологические исследования, оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Чем же определяется лидерское влияние? Почему одни могут влиять на людей, а другие нет? В науке известны, по крайней мере, три теории лидерства:
1) харизматическая теория;
2) теория черт;
3) синтетическая теория – объединение харизматической теории и теории черт.
Согласно харизматической теории человек рождается с задатками лидерства, ему как бы предписано руководить людьми.
Согласно теории черт личность сама может приобретать качества лидера. Сторонники этой теории считают, что можно воспитать истинного лидера, вождя, если выявить лидерские качества личности, а затем организовать ее обучение и воспитание. Единого мнения о наборе качеств, которыми должны обладать эффективные лидеры, нет.
К таким личностным качествам относятся: инициативность, уверенность в себе (благоприятная самооценка), привязанность к сотрудникам, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин), зрелость, мотивационные способности.
Однако известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества, к которым относятся: высокий интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Тем не менее, лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами, и, напротив, человек, имеющий данные качества не становится лидером.
Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера ситуационный и поведенческий. Согласно ситуационной (ситуативной) теории лидерства лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального ее разрешения. При этом в различных ситуациях группа выдвигает в качестве лидера разных людей. В исследованиях психолога выделены три типа лидеров:
|
1) в зависимости от характера деятельности – универсальный лидер, ситуативный лидер;
2) в зависимости от содержания деятельности – лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер;
3) в зависимости от стиля руководства – авторитарный лидер, демократический лидер.
Рис 1. Отличие босса от лидера.(Босс диктует и командует, лидер ведет и помогает)
Рис 2. Отличие босса от лидера.(Босс говорит «иди» лидер говорит «пойдем», босс говорит»я» лидер говорит «мы»)
Согласно проекту стандарта, блок профессиональных компетенций должен обеспечить формирование у менеджера следующих компетенций социальной направленности:
-способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- способен эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
-способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
-учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;
|
- умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществляют диагностика организационной культуры
Модель компетенций лидерства показана на рис 3
Компетенции менеджера
Рабочее место, должность лидера |
Компетентность и успех лидера |
Высокий эмоциональный интеллект | Навыки в области командообразования и работы в команде |
По существу, лидер – это менеджер ++, где плюсами является эмоциональный интеллект и навыки в области командообразования.
Эмоциональный интеллект – это системное явление, объединяющее такие необходимые в области общение составляющие, как самопознание, управление собственными эмоциями, самомотивация, распознавание и управление эмоциями других людей, поддержание взаимоотношений.
Пять главных областей эмоционального интеллекта
1. Знание своих эмоции. Самосознание-распознавание какого-либо чувства.
Способность время от времени отслеживать чувства имеет решающее значение для психологической проницательности и понимание самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди более уверенные в своих чувствах оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности различных решений начиная с того, на ком жениться и за того кого выйти замуж, и кончает тем, за какое дело взяться.
2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающее рамки, - это способность, которая основывается на самосознание. Это способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревог, уныния или раздражительности и тем самым избежать последствий неудачи при овладении этим основным искусством справляться с эмоциями. Люди, которым не достает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
|
3. Самомотивация (мотивация для самого себя). Приведение в порядок собственных эмоций, чтобы сосредоточиться на достижение целей, овладеть собой и не утратить способность к творчеству. Самоконтроль над эмоциями- отсрочивание удовлетворения и подавления импульсивности- лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения», «драйва» обеспечивает достижение выдающиеся качества любых действий.
4. Распознавание эмоций других людей. Эмпати, еще одна способность, опирающаяся на самосознание, является основным человеческим даром. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкий социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди.
5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. С этим связано понятие социальной компетентности и некомпетентности и сопряженными с ними специфическими навыками и умениями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со своими делами, успех которых зависит от умелого взаимодействие с другими.