Граф С. Ю. Витте представлял историческую фигуру, настолько выразительную, что о нем не нужно и нельзя писать некролога. Некролог обычно — это собрание умолчаний, плод ретушировки, продиктованный особым чувством невыясненности того лица, оценку которого, после все примиряющей смерти, приходилось давать.
О Витте нельзя спорить и совершенно не нужно писать с умолчаниями и экивоками. Это была сложная и противоречивая фигура; но все различные уклоны, складки и противоречия ее были обнажены, и именно в их обнаженности, если угодно, заключалось в значительной мере своеобразие этой исторической фигуры. Далее, значение людей, становящихся крупными государственными деятелями, часто определяется вовсе не размером личности, а тем, что они попали в определенную историческую минуту на определенную полочку'. Задача и обстановка творят не только человека, они часто создают все значение человека. Исторические деятели часто в буквальном смысле сосуд, в который по какому-то капризу влилось определенное содержание. Часто история выбирает своим орудием если не первого попавшегося человека, то просто того из многих, которые были «под рукой». Витте совсем не принадлежал к таким случайным людям истории: его значение связано с размерами его личности, есть его собственное, а не заимствованное значение.
В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте и одного только человека можно поставить выше его: Сперанского. Но и то не по личной даровитости, которою Витте превосхо-
Российская журналистика XX века
дил всех русских государственных деятелей, облеченных властью, начиная с Александровской эпохи и кончая нашими днями. Витте был, несомненно, гениальным государственным деятелем, как бы ни оценивать его нравственную личность, его образованность и даже результаты его деятельности. Более того: все личные недостатки Витте лишь подчеркивают его политическую гениальность. Подчеркивается она тем, что. как государственные деятель. Витте не обладал никакими знаниями, был, вопреки довольно распространенному противоположному мнению, попросту говоря, необразованным человеком. Экономический «гений» Витте следует искать не в плохих трактатах по политической экономии, написанных чужими руками, а в государственном творчестве, свободном от пут доктрин и с какой-то державной легкостью разрешавшем трудности, перед которыми останавливались мудрецы и знатоки. Способность Витте понимать самые трудные государственные вопросы, находить самые разумные решения в запутанных областях управления, выбирать нужных людей определялась гениальной интуицией рожденного государственного деятеля и администратора, а вовсе не опытом и не каким-либо «знанием». Его тяготение к науке и ученым, его широко либеральная реформа высшего образования, памятником которой навсегда останутся политехнические институты, была выражением гениального инстинкта и пиетета к науке человека, который сам всегда стоял вне науки и ей был глубоко чужд.
Нравственная личность Витте - следует прямо сказать - не стояла на уровне его исключительно государственной одаренности.
" И не говорю об его свойствах как частного человека, которых я не знаю. Но нравственная личность государственного человека проявляется и в политической деятельности. Витте не был просто оппортунистом, его гибкость и приспособляемость шли гораздо дальше того делового приспособления к условиям места и времени, которое необходимо в практической политике.
Он был по своей натуре беспринципен и безыдеен. Политическая история знает много крупных до гениальности политических деятелей, изменивших свои взгляды и соответственно этому переходивших на новые пути. Гладстон, Бисмарк, Чемберлен, Победоносцев принадлежат к числу классических примеров политических превращений. В деятельности Витте' никогда не было идейного центра, к которому он морально тяготел бы. Витте не изменял в этом смысле взглядов и принципов, ибо их у него не было вовсе. Витте никогда не был ни либера-
Российская журналистика XX века
Российская журналистика XX века
лом, ни консерватором. Но иногда он был намеренно реакционером; иногда же присоединялся к силам прогрессивным. Его стихией, однако, была область государственного строительства, политически и нравственно безразличного. Когда он стал лицом к лицу с общим вопросами политики, он не способен был восходить к моральным основам таких вопросов. Оттого такие великие вопросы русской жизни, как община, университет, земство, так легко превращались под его руками в материал для интриг, для «ходов», при которых какие-либо общие начала или даже интересы родины и народа стушевывались перед борьбой за власть и влияние. В Витте не было ни грана идеализма и в его гибкости была изрядная доля органического цинизма. Вот почему могло сложится и широко укоренится представление, что от Витте можно всего ожидать. Отсутствие морально-идейного стержня у Витте было особенно поразительно именно в связи с его политической гениальностью. Это оно налагало на всю его фигуру какой-то почти зловещий отпечаток.
В сущности, ту же самую черту можно выразить и охарактеризовать еще с другой стороны. Одним из творцов конституционной России, сам Витте был совершенно лишен всякого чувства права Мы знаем, что Сперанский под ударами судьбы согнулся и согнул свое правосознание. Но Сперанский не только как юрист, а как моральная личность в самые тяжелые времена был напоен чувством идеей права. Этого Витте совсем не было дано. И не потому, повторяем, что он не был юристом, а потому, что права и правды Витте никогда не чувствовал, в них никогда не жил.
В других условиях государственной жизни атмосфера права обнимала бы со всех сторон такого государственного деятеля, как Витте, и самый вопрос о том, было ли у него чувство права, не возникал бы вовсе. Но в России конца XIX и начала XX века нужно было и нужно до сих пор вести борьбу за право. Витте душой никогда не мог вести такой борьбы, и в этом громадное отличие ответственного автора манифеста 17 октября от автора плана государственного преобразования России Сперанский, поскольку он начертывал новое право, делал это смело, упреждая свое время, дерзновенно прозируя в будущее. Витте, как гениальный делец, только раскрыл затворы для чуждого ему буроно потока нового правосознания и правообразования. который - это было уже явно - нельзя было остановить и который поэтому необходимо было канализировать.
Для правового творчества необходимы подъем и полет особого
рода, не просто деловая и деляческая гениальность. И этого подъема и полета, несмотря на всю изумительную одаренность Витте, ему не было дано.
Но понимать и оценивать Витте нужно именно в масштабе таких сопоставлений. Всякие современники склонны создавать мнимые, дутые величины и рядом с этим пременьшать свое время именно в его самых крупных проявлениях. По этой психологической причине Витте недостаточно оценивался у нас при жизни. Его слабости и недостатки скрадывали совершенно необычные размеры его личности. Смерть сразу может и должна в этом отношении внести должные поправки и пролить истинный свет.
Витте не только был исключительно одаренным государственным деятелем. Он вложился своею личностью в великие события и воплотил свою энергию в больших делах. Преобразование тарифного дела, управление русскмим финансами в сложную этоху окончательного перехода всего русского народного хозяйства на капиталистический путь, самая смелая и грандиозная валютная реформа, когда-либо произведенная, введение казенной продажи вина и вообще подъем техники финансового управления до черезвычайно высокого уровня, опрос России об ее нуждах через достопамятные сельскохозяйственные комитеты, Портсмутский мир, манифест 17 октября, ряд важнейших законов 1905 и 1906 гг. - все это и многое другое связано с именем Витте в русской истории.
Витте потерпел неудачу в деле осуществления манифеста 17 октября. Но как бы строго ни судить его деятельность в трудную эпоху между обнародованием великого манифеста и созывом первой Государственной Думы, - не в ошибках Витте, конечно, ключ к неудаче этих первых шагов нашей конституционной жизни.
Бесспорно, он сделал много ошибок, но и без них переход к новому государственному строю был соединен с трудностями непреодолимыми. Великая реформа 1905 года была неизбежна, но она нашла и власть, и народ неподготовленными к принципиально новым отношениям. Сам Витте не умел даже технически приступить к разрешению новых задач совершенно иного порядка, чем задачи того чисто бюрократического управления, в делах которого он искусился. Между провозглашением начал правового государства и их осуществлением в практике взаимодействия народа и власти лежало огромное расстояние, воздвигались препятствия, которые никакая личная воля не могла побо-
Российская журналистика XX века
роть. Правда, Витте не только не преодолел трудностей, он в значительной мере потерялся в них и среди них. Тут обнаружились роковые пределы, в которые не могла быть заключена деятельность Витте, как гениального администратора-практика старого абсолютного порядка и как человека, которого гений правды совершенно не коснулся.
Витте понял необходимость коренного преобразования нашего государственного строя, но, как человек старого порядка, он в новых условиях, рожденных в буре и грозе, не мог разом и победоносно разобраться. Состояние, в котором находился Витте после 17 октября 1905 года, было состоянием недоумения, растерянности и пассивности. Между тем только активная борьба направо и налево и чрезвычайная творческая активность управления могли бы тогда кристаллизовать и в правительстве, и в обществе дееспособные элементы, которые были бы в силах осуществить властвование в духе новых начал. В этой обстановке Витте положительно не нашелся. Но никто не может сказать, что даже если бы он в ней нашелся, его деятельность увенчалась бы успехом. Конечно, активность Витте в эпоху с октября 1905 года по апрель 1906 года, может быть, иначе направила бы развитие некоторых наших политических отношений, но основных трудностей, заключавшихся в самой стремительности перехода от старого порядка к новому, даже она не смогла бы преодолеть. Ведь ошибки и неподготовленность цвета русской оппозиции - кадетов - в эту эпоху были вряд ли меньше, чем ошибки и неподготовленность власти и превительства.
Фигура Витте стоит на рубеже двух эпох русской истории и принадлежит им обеим. Размеры этой фигуры таковы, что для нее в известном смысле разом наступила история, и в самый день смерти стала принципиально возможна справедливая оценка.. При такой оценке нужнц большие массштабы. Исчез с исторической сцены человек, исключительная одаренность которого только подчеркивается его слабостями и недостатками, - несмотря на все свои очень большие недостатки и весьма крупные ошибки, Витте вложился в дела, великого исторического значения не как случайная фигура, которой выпал счастливый жребий, а как человек, отмеченный государственным призванием.
Российская журналистика XX века
П.Б. СТРУВЕ
СКОРЕЕ ЗА ДЕЛО!
ГОД
«Много дренажа требуют наши черноземы». Эти слова великого
русского публициста, сказанные сорок лет тому назад, - увы! - до сих
пор звучат жизненной правдой. В том возбуждении, которое охватило
страну, еще не свободную; но уже освобождающуюся, господствует
страшная трагическая путаница. Культура и бескультурье сталкивают
ся друг с другом в причудливых, хаотических сочетаниях.. Црркля^ая
сложность положения сковывает мысль и запечатываетуста. Но ужаса
ющая серьезность этого положения обязывает бЪсстращно..продумать
его до конца и смело выговорить свою мысль. >
Что всего страшнее для страны? Что ей всего нужнее? Вот два
вопроса. ;,ч1
Общество пугают 1ребованиями, выставленными крайними партиями. Словом, как таковые, в настоящее время есть вещь самая неважная, самая безобидная. И те, кто путает ими, говорят сущие пустяки.,Не страшна там и реакция бравых и не бравых генералов самодержавия. Страшна прежде всего хозяйственная дезорганизация страны, потому что на этой почве может вырасти реакция, застой и падение культуры.
В виду этого стихийно надвинувшегося врага все мы обязаны отбросить доктринальные формулы, партийные мерки, кружковые, пристрастия и антипатии и начать рассуждать по существу. По существу стране нежна равная для всех свобода и равные политические права всех. По существу стране нежно нормальное течение хозяйственной жизни и прочные социальные реформы. В сумятице хозяйственной дезорганизации могут быть забыты и действительно забываются и право и права. «Черная сотня» есть живое ужасное воплощение этого забвения. «Черно-сотенцы» попирают чужое право, и топчут в грязь, и заливают кровью всякие права, даже свои собственные. Всего менее понятно, что хозяйственную дезорганизацию страны готовы как будто возвести в принцип социалисты. Социализм есть идея хозяйственной организации, идея социального порядка. И наш долг сказать: в хаосе хозяйственной дезорганизации могут быть смяты и раздавлены не только
Российская журналистика XX века
социалисты - самая идея социализма может быть на долгое время погублена. Об этом стоит задуматься социалистам.
Октябрьская политическая забастовка была великим событием и делом (если только она была вообще чьим-либо делом). Русские люди смело могут назвать ее достославной забастовкой. Но не будем себе делать кумира, ни «иного подобия» из этого могучего разрушительного орудия. Сегодня спасительная и достославная, завтра забастовка может явиться губительной и преступной. Забастовка минувшего была велика в своей стихийной силе. Но постараемся, но напряжем свои силы для того, чтобы поскорее выйти из-под власти стихий. Из народной стихии должна скорее родиться нация, сознательная и самоопределяющаяся, нация, как совокупность свободных и соглашающихся между собой граждан. Создать нацию и пронести чрез тяжелый кризис русскую культуру не умаленною и ослабленною, а умноженною и укрепленную - вот что должно теперь быть лозунгом всех русских граждан. Если это так, то нам необходимо как можно скорее покончить с процессом культурной дезорганизации, охватившим наше высшее и среднее образование. Молодежь возбуждена, она не может учиться, говорят нам. Пусть так, но мы обязаны сказать молодежи, что она не может, не должна своего возбуждения возводить в принцип отношения к науке и научной культуре. Диктатура политики над культурой несостоятельна, потому что революция не может стать противокультурной, не рискуя подорвать самое себя. Вот почему мы во имя революции должны протестовать и активно бороться против методов революционизма, подрывающих революцию. Культура никогда, даже в самые революционные моменты. не бывает несущественной мелочью.
В атмосфере русской жизни висит диктатура, диктатура тех, кого именуют «черной сотней», и тех, кто себя именует «революционным пролетариатам». Мы скажем и тем и другим, что в стране не нужна и противна всякая диктатура, что она нуждается, что она жаждет только права, свободы и хозяйственного возрождения. И никому так не нужно хозяйственное возрождение, как именно тем, кто стихийным возбуждением вовлечен в процесс экономической дезорганизации и социальной анархии: рабочему классу и крестьянству. Фабриканты могут уйти от хозяйственной дезорганизации, заколотив фабрики и переселившись за границу вместе со своими капиталами. Рабочие и крестьяне со своими женами и детьми могут уходить от нее только - в могилу. Мы должны прочувствовать этот ужасный баланс жизни и смерти для того, чтобы
' ..!-- ——------- —- '---------------- мп
Российская журналистика XX века
смело стряхнуть с себя гипнотизирующее иго формул и фраз и рассуждать и действовать по существу.
Время не терпит. Мы должны сейчас же активною организационного и творческою работой вступить в борьбу с хозяйственною дезорганизацией страны, в чем бы она не выражалась, с идеями и вожделениями диктатуры и захвата, откуда бы они ни исходили. Ни о каком компромиссе направо от права, свободы и политического равенства при этом не может быть и речи. Крайние левые партии мы не станем убеждать бесполезными речами. Мы должны поставить их лицом к лицу с нашими действиями, - единственный метод, гарантирующий успех. Идти в массы и дать им свободную, не навязанную политическую и экономическую организацию - таков должен быть наш тактический лозунг. Мы понесем в массы программу политической демократии и широких демократических социальных реформ. Эта программа диктуется не партийными соображениями, а всеми интересами нации и культуры.
Время страшно серьезное, критическое. Мы не должны ни дать себя смять в общем переполохе, ни забиваться в угол «избранной» и привилегированной интеллигенции, отрезанной от народа. Мы должны вмешаться в самую гущу жизни, смело и твердо заняв в ней свою позицию, не поддаваясь никаким внушениям ни справа, ни слева. Скорей за дело!
МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МЕНЫЦИКОВ
КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ
«Новое время», 10 февраля 1914г.
Красивая жизнь - великое дело; едва ли есть страна в большей степени, чем Россия, нуждающаяся в том, чтобы укреплять в себе среди скифской дичи и глуши начала великих цивилизаций, набала вкуса и изящества во всем, начала законченности и сдержанности, которых не признает вульгарный цинизм. О красивой жизни мечтает не один народ наш, но и заметно одичавшее общество. «Красота спасет мир», - говорил Достоевский, достаточно настрадавшийся от безобразия русской действительности. Но служение красоте, как служенье муз - «не терпит
![]() |
Российская журналистика XX века
— —
суеты, прекрасное должно быть величаво». Размениваясь на мелочи и
отзываясь на жаждущее рекламы тщеславие, талатливый редактор «Столицы и Усадьбы» рискует многое красивое подменить сомнительным.
Того же формата, на такой же бумаге и со столь же роскошными иллюстрациями выходит и второй еженедельник - «Армия и Флот» А. Д. Далматова. И тут наряду с внешней роскошью много неприбран-ного и торопливого, что объясняется первым дебютом. Первый номер журнала открывается очень наивною статьею г. К. Дружинина. Почтенный автор пытается переложить вину наших поражений на Востоке с генералов на штатских людей. «Отсутствие воинского духа и всякой воинственности в среде русского народа и в верхах его интеллигенции, вызвавшее полный индифферентизм России к несчастной судьбе действовавшей на Дальнем Востоке ее военной силы, и было главною причиною ее неудачи и бесславного мира». Конечно, это вздор, притом явно оскорбительный для России. Не «полный индифферентизм» переживала тогда наша родина, следя за целым рядом поражений своей когда-то непобедимой армии, а жгучие страдания, заставлявшие многих тогда стонать от боли, и плакать, и колотиться головою об стену. Нашим неудачным генералам легко теперь сваливать вину с больной головы на здоровую, но кто же им поверит хотя бы на минуту, что в среде русского народа замечается отсутствие воинского духа и всякой воинственности. Когда были Суворовы, Кутузовы, Багратионы - русская армия заставляла дрожать Европу и Азию, а ведь она была набрана из того же народа, будто б лишенного всякой воинственности. Когда же во главе армии появились генералы милютинской школы, армия не выиграла, точно на смех, ни одной победы. «А теперь, говорим смело, - заявляет г. Дружинин, - стоит только русскому народу во главе со своей интеллигенцией, тес тем, что мы называем обществом, постигнуть необходимость жить интересами армии и флота, заботиться о них, готовить для них настоящий боевой материал, - и никакие вооруженные силы наших вероятных противников не могут быть страшны России.»
Боже, как это не умно! Г. Дружинин рекомендует не военному ведомству, а нам русскому народу и обществу, то есть крестьянам, помещикам, купцам, священникам и пр. и пр., — «жить интересами армии и флота» (точно у нас никаких своих интересов и занятий нет), «готовить для них настоящий, боевой материал». Но, позвольте, как же это какой-нибудь профессор зоологии, или писатель, или садовод будет готовить настоящий, боевой материал для армии и флота? Это дело пра-
Российская журналистика XX века
вительства, и в частности - военного министра. Перед войной таким министром был генерал А. Н. Куропаткин, который имел шесть лет для подготовки «настоящего боевого материала». При чем тут отсутствие «всякой интеллигентности» у общества и народа?
Со времен Милютина, который сам гордился своим писательством и поощрял писательство среди военных, и армия, и флот выдвинули множество пишущих людей; между ними были и есть талантливые. Нет сомнения, что сотрудников у А. Д. Далматова найдется очень много, гораздо больше, чем в состоянии вместить один журнал. Поэтому между ними следует делать тщательный выбор. Хотя у-лас уже есть целый ряд журналов, обслуживающих интересы армии и флота, то и еще один не лишне иметь. Но каждый новый журнал должен быть непременно лучше прежних или пополнять пробел между ними, иначе существование его ничем не объяснимо.
По словам, изящной внешности, по обилию прекрасных иллюстраций «Армия и Флот», конечно, выше всех военных изданий, - и если издатели хотели завоевать невоенное общество, то цель эта будет достигнута. Журнал по содержанию общедоступен, он легко читается и просматривается. Но самая идея издавать военно-морской журнал для невоенных и для не моряков, мне представляется сомнительной. Я не знаю, на какой предмет помещику изучать минное дело или скотоводу -артиллерию. У каждого обывателя, занимающегося каким-либо серьезным трудом, есть своя специальная литература, за которой он должен следить: помещик - по сельскому хозяйству, скотовод - по скотоводству и т. д. В России, правда, есть обычай интересоваться иногда всем на свете, кроме собственного ремесла, - но дальше верхоглядства это ни к чему не ведет. Если скажут, что пора политически-мыслящему обществу знакомиться с такими важными сторонами государственности, как армия и флот, и знакомиться не из одних газет, то я спорить с этим не буду. Но много ли у нас людей, серьезно увлеченных политикой? Мне кажется, современный военный журнал должен поменьше иметь в виду штатскую публику и побольше - военную. Бросте, господа, насаждать воинственность в штатской публике - озаботьтесь, чтобы воинственной была армия, и этого за глаза будет достаточно. Мы, как народ, принадлежим уже от рождения к мужественной расе. Храбрость русского народа на протяжении тысячелетия засвидетельствована в тысяче сражений. Наконец, мы вовсе не равнодушны к армии и флоту. Наоборот, пока они были победоносными, то были нашими народными идолами, наи-
Российская журналистика XX века
Российская журналистика XX века
более любимыми, перед которыми мы не жалели никаких курений. Последние войны - и особенно та, бесславная, о которой вспоминать не хочется, - конечно, пошатнули это идолопоклонство, и прежнего обаяния у нас уже нет. Но обаяние - вещь тонкая, оно создается и исчезает помимо воли. Как влюбленность, восхищение к военной среде не подскажешь и не внушишь. Нужно ждать новых победоносных войн - и только они в состоянии вернуть ореол армии и флоту. Никогда, до последнего своего вздоха, великий народ русский не помирится с поражением его, и пока клеймо это не снято с него, он будет глядеть на родное детище свое - армию и флот - иначе, чем смотрел прежде. Пусть вы, военные, молодцы из молодцов, пусть вы внушаете большие надежды, но... оправдайте же их! Дайте победу - и тогда не будет границ нашей благодарности: не будет предела восторга и поклонения пред вами!
Вы скажете: для победы нужна моральная поддержка. Да. Она есть. Она всегда есть и была в последнюю войну, как во времена суворовских походов. Моральною поддержкой на войне служат не громкие фразы и не дутые похвалы, оскорбительные, если они не заслужены. Моральною поддержкой воина служит бодрствующий в нем дух народный, вера в родного Бога, глубокая жалость к родине, решимость умереть за нее. Моральною поддержкой воина служит гордость народная и государственная честь, которую чувствует солдат, если армия не деморализована своими собственными начальниками. В них-то вся и суть. С тех пор, как свет стоит, считалось истинной военная аксиома: »лучше армия баранов под предводительством льва, чем армия львов под руководством барана». Эта банальная истина записана во все учебники военного дела и входит даже в прописи. Ужасно подумать, если наша армия и наш флот станут искать внушений не в собственном мужестве, а в воинственности нас, штатских обывателей...
В журнале А. Д. Далматова (пока вышло два номера) имеются очень содержательные статьи и заметки (особенно хорош морской отдел), и мне не раз, вероятно, придется знакомить читателя с выдающимися статьями этого органа. Пока он еще в зачатии - хотя весьма бодром и жизненном, - остается пожелать ему блистательного успеха. Успех непременно и будет достигнут, если молодой журнал взглянет на себя как на продолжение офицерской школы. Нельзя оставаться в области элементарного и повторять зады, нельзя, с другой стороны, и вдаваться в техническую ученость. В военном деле, как во всяком, есть нечто выше науки - именно искусство. Научиться, вообще говоря, ничему не труд-
но внедрить в себя искусство владеть этим научением - вот в чем вопрос. Я не сторонник милютинского метода - изучать войну че-бумагу. Несравненной и ничем незаменимой школой для войны навсегда останется не академия, а война. Но за отсутствием войны следует учиться ей как и где доступно. Если военный журнал не философствует и не впадает в публицистику, если он не подлаживается к начальству и не рекламирует тех и этих, если он с умом и талантом передает только факты и факты, обсуждая их в условиях боевой обстановки, - то такой журнал очень поучителен для офицерства и очень полезен. Военное сословие нужно держать в особой атмосфере, насыщенной мыслью о войне, страстью к войне, опытом войны, поэзией войны, религией войны. Если роскошный по внешности журнал А. Д. Далматова разовьется в своего рода военно-электрическую станцию, способную своей энергией военного чувства заражать и возбуждать военный наш мир, -это будет большая заслуга перед Россией. -,.,,
Всуе строить столицы и усадьбы, всуе мечтать о высокой культуре народной и человеческом счастье, если все это в грозный день Господень, в день войны, - нельзя отстоять с победою и славой.
Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ СВИНЬЯ МАТУШКА
I
Один современный русский писатель сравнивает два памятника -
Петра I и Александра III.
«К статуе Фальконета, этому величию, этой красоте, поскакавшей вперед России... как идет придвинуть эту статую России через 2UU лет после Петра, растерявшего столько надежд!.. Как все изящно начиналось и как неуклюже кончилось!»
• Это тогда! - мог бы сказать обыватель, взглянув на монумент на
Сенатской площади.
■ Это теперь! - подумал бы он. взглянув на новый памятник.
«Водружена матушка Русь с царем ее. - Ну, какой конь Россия -свинья, а не конь... Не'затанцует. Да, такая не затанцует, и, как мундштук не давит в нёбо, матушка Русь решительно не умеет танцевать ни по
Российская журналистика XX пека
Российская журналистика XX века
чьей указке и ни под чью музыку... Тут и Петру Великому «скончание», и памятник Фальконета - только обманувшая надежда и феерия».
«Зад, главное, какой зад у коня! Вы замечали художественный вкус у русских, у самых, что ни на есть аристократических русских людей приделывать для чего-то кучерам чудовищные зады, кладя под кафтан целую подушку? - Что за идеи, объясните! Но, должно быть, какая-то историческая тенденция, «мировой» вкус, что ли?..»
Мировой вкус к «заду» - это и есть «родное мое, наше российское». - «Крупом, задом живет человек, а не головой... Вообще говоря, мы разуму не доверяем»...
«Ну и что же, все мы тут, все не ангелы. И до чего нам родная, милая вся эта Русь!... Монумент Трубецкого, единственный в мире, есть именно наш русский монумент. - Нам другой Руси не надо, ни другой истории».
Самообличение - самооплевание русским людям вообще свойственно. Но и среди них это небывалое; до этого еще никто никогда не доходил. Тут переступлена какая-то черта, достигнут какой-то предел.
Россия - «матушка», и Россия - «свинья». Свинья - матушка. Песнь торжествующей любви - песнь торжествующей свиньи.
Полно уж, не насмешка ли? Да нет, он, в самом деле, плачет и смеется вместе: «смеюсь каким-то живым смехом» от пупика». - и весь дрожит, так что видишь, кажется, трясущийся кадык Федора Павловича Карамазова.
• Ах, вы, деточки, поросяточки! Все вы - деточки одной Свиньи Матушки. Нам другой Руси не надо. Да здравствует Свинья Матушка!
Как мы дошли до этого?
: II' '
Дневник А.В. Никитенко* (1804 -1877) - едва ли не лучший ответ на вопрос: как мы до этого дошли?
Это исповедь, обнимающая три царствования, три поколения - от наших прадедов до наших отцов. Год за годом, день за днем, ступень за ступенью - та страшная лестница, по которой мы спускались и, наконец, спустились до Свиньи Матушки.
Рабья книга о рабьей жизни. Писавший - раб вдвойне, по рождению и по призванию: крепостной и цензор; откупившийся на волю крепостной и либеральный цензор. Русская воля, русский либерализм.
Рабы, влачащие оковы.
Высоких песен не поют.
Вся жизнь его - песнь раба о сврбоде. «Боже, спаси нас от рево-юции!» - вот вечный припев этой песни. - «Безумные слепцы! Разве пни не знают, какая революция возможна в России? - Надо не иметь ни малейшего понятия о России, чтобы добиваться радикальных переворотов. - Я вышел из народа. Я плебей с головы до ног, но не допускаю мысли, что хорошо дать народу власть. - Либерализм надо просевать сквозь сито консерватизма, - Один прогресс сломя голову, другой постепенно; я поборник последнего. - Мудрость есть терпение. - Вот я любуюсь стебельком растения в горшке, стоящем на моем окне, которое, не смотря на недостаток земли и на холод, проникающий сквозь стекло, все-таки растет и зеленеет».
Бедное растение, бедная рабья свобода!
Только изредка, когда впивается железо до костей, уже не поет он, а стонет. «Искалечений, измученный, лучше сразу откажись от всяких прав на жизнь и деятельность - во имя... Да во имя чего же, Господи?»
В 1841 году предложил он гр. Шереметеву выкуп за мать и брата,
еще крепостных.
«Вот я уже полноправный член общества, пользуюсь некоторой
известностью и влиянием, и не могу добиться - чего же? Независимос
ти моей матери и брата. Полоумный вельможа имеет право мне отка
зать: это называется правом! Вся кровь кипит во мне; я понимаю, как
люди доходят до крайностей».,,;...
Сам он до них не дошел. «Я всегда был врагом всяких крайностей». Несмотря на все испытания, все искушения, а их, видит Бог, было много, - остается он до конца дней своих либеральным постепеновцем.
«Стоять посреди крайности, соблюдать закон равновесия - ничего слишком - вот мой девиз. - Терпение, терпение и терпение. - Мудрость есть терпение. - Нет такого зла которого люди не могли бы снести: все дело только в том. чтобы привыкнуть к нему. - Да будет все так, как иначе быть не может».
Да будет все так, как есть.
Мы видим здесь воочию, как европейское лицо либеральной постепеновщины превращается в истинно русский реакционный «зад»; как утверждение либеральной середины переходит в самую чудовищную крайность: да здравствует Свинья Матушка!
Российская журналистика XX века
Ш
«Не правда ли, я говорил, что в Европе будет смятение?» - сказал Николай 1 в 1848 году представлявшимся ему русским католическим епископам.
• «Только что я услышал об этих беспорядках, - ответил один их них, - как впомнил высокие слова вашего величества и изумился их пророческому значению».
• «Но будет еще хуже, - продолжал государь. - Все это от безверия и потому я желаю, чтобы вы, господа, как пастыри, старались всеми силами об утверждении в сердцах веры. Что же меня касается, - прибавил он, сделав широкое движение рукой, - то я не позволю безверию распространяться в России, ибо оно и сюда проникает».
Еще откровеннее выразил эту главную мысль николаевского царствования министр народного просвещения Уваров:
• «Мы живем среди бурь и волнений политических. Народы об
новляются, идут вперед. Но Россия еще юна... Надобно продлить ее
юность.. Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет, то я исполню
свой долг.»
Никитенко знает, откуда пошла эта «русская вера»: «о, рабыня Византия! Ты сообщила нам религию»...
Борьба России с Европой, всемирно-исторического «зада» со всемирно-историческим лицом есть возрождение Византии в ее главной религиозной сущности.
«Теперь в моде патриотизм, - продолжает Никитиненко. - отвергающий все европейское и уверяющий, что Россия проживет одним православием без науки и искусства...Они точно не знают, какой вонью пропахла Византия, хотя в ней наука и искусство были в совершенном упадке... Видно по всему, что дело Петра Великого имеет и теперь врагов не менее, чем во времена раскольничьих и стрелецких бунтов. Только прежде они не смели выползать из своих темных нор... Теперь же все гады выползли.
Кто главный Враг дела Петрова, он тоже знает.
В том самом 1848 году, когда объявлена священная война Европе. Никитенко записывает: «Думают навсегда уничтожить дело Петра. -Наука бледнеет и прячется. Невежество возводится в систему. Еще немного - и все, в течение ста пятидесяти лет содеянное Петром и Екатериною, будет вконец низвергнуто, затоптано Чудная земля Россия! Пол-
Российская журналистика XX века
тооаста лет прикидывались мы стремящимися к образованию. Оказывается, что все это было притворство и фальшь: мы улепетывали назад быстрее, чем когда-либо шли вперед. Дивная земля!»
Вот когда начался «мировой вкус к заду», превращение Коня в
Свинью.
Почти ни одной черты не надо менять, якобы картина тогдашней реакции сделалась картиною наших дней.
Неземная скука «вечных возвратов», повторяющихся снов: «в с е это уж было когда-то», - вот что в русских реакциях всего отвратительнее.
Никитенко - не Тацит; но иные страницы его напоминают римского летописца, может быть, оттого, что нет во всемирной истории двух самовластий более схожих по впечатлению сумасшествия, которое производит низость великого народа. Ибо что такое самовластие, возведенное на степень религии, как не самое сумашедшее из всех сумасшествий?
IV
Другой министр народного просвещения, кн. Ширинский-Шах-матов, утверждал, что «польза философии не доказана, а вред от нее возможен»..
Понятно, что, с этой точки зрения, все философские системы в России не более, как те галки, которые садятся на крестах и пакостят.
Да и где уж тут философия, когда один цензор в учебнике арифметики запрещает ряд точек, поставленный между цифрами, подозревая в них вредный умысел; а другой - не пропускает в географической карте места, где говорится, что в Сибири ездят на собаках, требуя, чтобы сведение это получило подтверждение от министерства внут