I.«ВЕЛИКАЯ РОССИЯ» ИЛИ «БОЛЬНАЯ РОССИЯ»?




ВВЕДЕНИЕ

В НАЧАЛЕ ВЕКА

Составителем сборника выделены блоки тем, которые наиболее часто обсуждались российской журналистикой в начале 20 века Тема реформирования государства была главной. Представители разных те­чений по-разному оценивали перспективы России. Государственник-ка­дет Струве и либерал Столыпин отстаивали открытость России во внеш­ний мир и жесткую, направленную на улучшение благосостояния под­данных сословий, внутреннюю политику. Патриот-националист Мень­шиков ратовал за самодостаточность России и ее отстраненность от Ев­ропы-хищницы. Мятущийся анархист Розанов «плакал» о непонятнос­ти России и неумении россиян любить свою страну сознательной лю­бовью. Декадент Мережковский издевался над государственным поряд­ком своей страны. Веховцы, все семеро: Кистяковский, Франк, Гершен-зон. Изгоев, Бердяев, Струве, Булгаков как представители либеральной конституционно-демократической партии так подвели итог полуторас-толетней пропагандистской работы либералов: — она носила разруши­тельный, а не созидательный характер; азрушая монархическое созна­ние масс, интеллигенция ничего не предложила взамен, более того, не нашла в себе смелости трезво оценить утопичность, несостоятельность своих идеалов (равенство, братство, свобода). Второй раздел книги дает представление о постановке в печати идей о предназначении русской интеллигенции.

Общественно-политический кризис вызвал экономический кризис на рубеже веков,- На смену мелкотоварному производству шел крупномасштабный капитализм со всеми его недостатками и достоин­ствами. Перестраивалось самосознание масс. Тысячелетние идеалы общинности, коллективизма стали подвергаться пересмотру. Ценность отдельной личности, развитие ее творческих дарований, учет ее инди­видуальных способностей, национальной специфики стали предметом внимания журналистики. Появились новые журналистские концепции

Психология массового поведения, мотивация поступков больших
групп людей (по сословному, классовому признаку, по интересам, по
национальной принадлежности), возможности управления обществен­
ным поведением и общественным сознанием активно обсуждались в
печати. ___________


Российская журналистика XX века

Среди наиболее распространенных тем в публицистике этого пе­риода оказалась национальная тема. Можно найти много причин дан­ному феномену, назовем лишь некоторые. Склонное к реформации пра­вославное самосознание стремилось объяснить себе, в чем ущербность русского архетипа, медленно вписывающегося в систему капиталисти­ческих отношений. Философ-публицист Бердяев предположил, что «ба­бья ментальность» мешает быть русским агрессивно сознательными, они больше привыкли надеяться на то, что их во всех перипетиях жиз­ни спасет «земля - матушка», а не индивидуальная воля; сознание гре­ховности на пути создания материальных ценностей мешает Предпри­нимателям ценить «успехи в жизни»; русский почитает превыше всего не честность в делах, а икону и святость — понимая недостижимость идеала, но стремясь к нему, он не успевает наслаждаться своим успе­хом в делах, а рефлексирует, замаливая грех, запивается и не думает о продвижении своего дела «в века»...

Один из разделов сборника посвящен публицистике начала XX века, исследующей национальную психологию. Журналисты стреми­лись поставить диагноз болезни общества, надеясь, что диагноз помо­жет «лечению» - конструктивному созиданию личности, соответствую­щей новому этапу производственно-экономических и общественных отношений. Поляки и финны, имеющие, выражаясь современными по­нятиями, права национальной автономии, заявили о своем нежелании участвовать в этом процессе. «Польский вопрос», »финский вопрос» обсуждались в прессе как право наций на самостоятельные государства. Другое преломление получил в прессе «еврейский вопрос». Талантли­вый публицист, переводчик, политолог В. Жаботинский активно уве­щевал еврейские массы не поддаваться «русской ласке, не очаровываться русской литературой, театром, музыкой»...

Православие, как государственная религия и идеология, пережи­вала на рубеже веков эпоху ревизионизма, пересмотра позиций; множи­лись ереси, сектанты, большевики проповедовали атеизм.

Религиозные философы-публицисты понимали, что они должны отыскать в тысячелетнем наследии актуальные положительные нрав­ственные принципы и напомнить о них народу в нужный момент, что­бы не потерять связующую нить поколений, укрепить нацию в пере­ломный этап истории.

Заключительную часть сборника составляют статьи публицистов-литераторов по вопросам искусства. Эпоха мощного переосмысления


 

Российская журналистика XX века

русской действительности не могла не повлиять на мировосприятие художников. В борьбе идей рождалась новая эстетика. А. Белый, В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилев, А. Блок размышляли о судьбах искусства в 20 веке. Представленные в сборнике статьи даны без ку­пюр, ибо журналисту, изучающему мастерство, важно проследить ло­гику' автора, способы доказательства, стратегию аргументов, роль обра­за в композиции материала, место заголовка в образно- логической струк­туре произведения.

Представленные в сборнике статьи принадлежат авторам «эли­тарной» журналистики, для которых были характерны философичность, профессиональное владение словом, полемичность, культура изложе­ния - все это уходящие в невозвратное прошлое качества. Как бы ни были прекрасны и глубоки идеи, они не могли быть востребованы в эпоху, когда новые социальные слои, буржуазия и пролетариат, заявля­ли о своей претензии на лидерство. А у пролетарской и буржуазной журналистики — свои законы функционирования

В первые годы «перестройки» (1987 - 1993 гг.), когда российская интеллигенция снова воспыл&да желанием построить в России либе­ральное общество, были созданы реальные условия для продолжения традиций классиков либерального журнализма Снова их имена появи­лась на страницах журналов и газет И снова интеллигенция не учла уроки истории: выбрав азимут на капитализм, она была должна помнить, что идеалы «общества потребления» и идеалы русского классического либерализма несовместимы. Журналистика по давно опробованным в истории законам разделилась на «деловую» и «бульварную». Идеи пост­либерализма, пышно расцветя на никому уже ненужной клумбе, на миг украсили постсоветское пространство и поникли, не успев дать плоды, не найдя благодатной почвы для редких полновесных элитных сортов.

б


Российская журналистика XX века

I.«ВЕЛИКАЯ РОССИЯ» ИЛИ «БОЛЬНАЯ РОССИЯ»?

Реформирование государственного устройства России стало ак­туальной темой общественной жизни, а следовательно и прессы, в на­чале XX века. Необходимость реформ назревала давно. Впервые идея введения конституции и тем самым расширения прав граждан и огра­ничения монархии была сформулирована государем Александром I, разработана Сперанским еще в первой трети XIX века. По многочис­ленным объективным и субъективным причинам идее не было суждено претвориться в жизнь. Это чрезвычайно расстроило русскую интелли­генцию. Большинство российских изданий наполнились статьями луч­ших образованных людей России, воодушевленных идеей разрушения монархической государственности.

Как сладко отчизну ненавидеть И жадно ждать ее, уничтожения. И в разрушении отчизны видеть Всемирную денницу возрожденья!

Эти строки написад профессор Московского университета Пече-рин. Лейтмотивом публицистики демократов Некрасова, Чернышев­ского, Белинского. Писарева и их многочисленных последователей была та же мысль. Три четверти века разрушали патриотическое, обществен­ное, государственное сознание русские публицисты, обдуманно не за­мечая успехов в науке, экономике, образовании, военном деле монархи­ческого государства.

В начале XX века введение конституции в России было объявле­но Манифестом 17 октября 1905 года. Как и предполагалось, она вызва­ла продолжительные народные волнения: бунты, восстания, вооружен­ную борьбу Часть здравомыслящей интеллигенции, понимающей пра­вомерность такой реакции масс, призывала скорее оправиться от эйфо­рии и приняться за будничную работу. Видными представителями та­кой позиции были кадет (конституционный демократ) Петр Струве и монархист Михаил Меньшиков. «Скорее за дело! - призывал Струве. — Анархия в общественной жизни ведет к ослаблению государства». Вслед за премьер-министром П. А. Столыпиным он убеждал, что наци­ональные амбиции и образование национальных государств Финлян-


Российская журналистика XX века

дии, Польши может привести к ослаблению как новых суверенитетов,
так и самой России С ней перестанут считаться за рубежом, потеря
государственной независимости приведет к потере личной независи­
мости (статья «Великая Россия»)..'

Публицист М. Меньшиков настойчиво проводил мысль о протек­ционизме, поддерживая новый закон о таможенных тарифах Д. И. Мен­делеева, известного химика. Меньшиков писал, что необходимо на не­которое время закрыть границы для иностранных товаропроизводите­ля. Эта мера заставит собственных промышленников производить не­обходимые товары высокого качества, удовлетворяя самый требователь­ный и изысканный вкус потребителей. Когда конкурентоспособность отечественных товаров будет высока, можно будет снять ограничения на ввоз импортных товаров (статьи «Закрытое государство». «Где стро­ить флот?» и др.).

Однако «созидательная тема» в журналистике еще долго не мог­ла противостоять «разрушительной теме», по инерции из века J 9-го. продолжающей преобладать на страницах газет и журналов. Не слу­чайно В Розанов констатировал: «У французов есть «дорогая Франция». у англичан - «старая Англия», у немцев - «наш старый Фриц». Только у прошедших русскую гимназию и университет - «проклятая Россия». Д. Мережковский, оценивая роль интеллигенции в разрушении поло­жительно заряженного общественного сознания, поставил диагноз об­щественной жизни России начала XX века - «больная Россия».В сбор­нике представлены статьи авторов разных взглядов.

* * *


Российская журналистика XX века

П.А.СТОЛЫПИН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: