Новая социология образования




Из истории развития социологии образования за рубежом

Функционализм

Основы социологии образования заложены Дюркгеймом; отличительная черта функционалистов – норму для государства составляет консенсус, а конфликт вызывается деградацией части общественных ценностей.

4 целевые области в процессе обучения:

· интеллектуальные цели обучения – выработка базисных когнитивных навыков (чтение, письмо, математика); передача специфического знания (литература, история); помощь студентам в приобретении мыслительных навыков высшего порядка (синтез, анализ).

· политические цели - воспитание верности существующему политическому порядку; подготовка граждан к принятию участия в его поддержании; помощь культурным группам в ассимилировании; обучение детей основным законам общества.

· социальные цели – социализация детей ролям, нормам поведения и ценностям общества.

· экономические цели – подготовка студентам к их будущим социальным ролям и отбор, обучение и распределение индивидов согласно разделению труда.

Коулман: количественное исследование американского образования; модель – сравнение студента на входе (социально-классовая принадлежность, раса, академ. способности) и на выходе (общее кол-во баллов в стандартизированных тестах). Модель подразумевает, что есть скрытые связи между ценностями школы и ценностями общества.

Вывод: проблема неравенства возможностей в доступе к получению знаний, учитываются индивидуальные способности учащихся и различия между школами и однотипными учебными заведениями, основанными на объеме знаний, но не учитываются факторы и внутренние процессы, оказывающие влияние на мобильность молодого поколения.

Теория конфликта

Социальный порядок - продукт принуждения и идеологической манипуляции.

2 версии теории конфликта – марксистская и веберовская.

Марксистская: взаимоотношения между школой и обществом базируются на неравенстве и классовом господстве. Пример: соответствие между обучением и классовой системой. Студенты, выходцы из высшего класса, получают образование в школах, которое готовит их для поступления в вузы и для работы, требующей высокоинтеллектуальных способностей. В то же время студенты, вышедшие из рабочего класса, в школах получают образование, которое готовит их лишь к ручному труду и соответствующим профессиям.

Веберовская: что значат для рабочих удостоверения (свидетельства) об образовании? В образовании рабочих сохраняется социальный порядок неравенства с помощью предоставления упомянутых удостоверений, которые, казалосьбы, базируются на способностях, а на самом деле основаны на привилегиях. Большинство рабочих рассматривают удостоверение об образовании как соответствующее социальному статусу и классовой принадлежности.

Теория воспроизводства: школы играют главную роль в социализации рабочего класса, в формировании качеств рабочего-производителя; помогают капиталистическому классуудерживать свое превосходство над рабочим классом, тем самым воспроизводя базисные капиталистические отношения. 3 основных категории теоретического осмысления института образования - экономика, культура и господство государства.

Экономическое воспроизводство: связь между школами и рынком труда. "Скрытый учебный план" осуществляет селекцию студентов и подготавливает их к работе, которая является подходящей их социальному происхождению. Отличияучебного плана выражаются в целевых установках на различное происхождение и на различное профессиональное "предназначение".Структура высшего образования тоже соответствует потребностям стратификации рынкатруда: для низшего сословия - общественные колледжи, для высшего - элитные институты.

Культурное воспроизводство: выделяются причины, по которым культура в условиях школы воссоздает капиталистические производственные отношения. Студенты-выходцы из разных рас и из разных социальных слоев – имеютразличные культурные представления, языковые различия и отличные стили жизни.

Государственное воспроизводство: школы как часть огромного государственного аппарата, который отражает интересы капиталистического класса. Школы внедряют господствующую

идеологию через учебный план двумя путями; явно - через содержание учебного плана, и бессознательно -через ценности, заложенные в учебный план.

Теория сопротивления: процесс воспроизводства может быть прерван по многим причинам. Преждевсего, студенты являются активными субъектами образовательного процесса. Они привносятв этот процесс собственное мировоззрение, базирующееся на опыте их семей, их сверстников иокружения, часто не соответствующие господствующему мировоззрению, которое преподаватели пытаются вложить в сознание через обучение.

Вывод: внимание на противоречиях интересов различных элементов надстройки общества. Если исходно марксистские концепты рассматривали все проблемы через призму классовых противоречий, где базисом служила экономика, то более поздние представители теории конфликтов стали включатьи противоречия, основанные на неэкономических социальных институтах (культура, политика,религия и т.п.).

Структурализм

Бернстайн: система, код и язык. Код - это принцип регулирования, который действует в глубинных пластах культуры под поверхностными слоями. Код устанавливает, что формы поверхностных представлений могут снятьтолько сленговые уровни, в основе которых лежит "пароль". Бернстайн доказывал, что существуют контрастные коды, которые порождаются различными образцами школьных отношений и культурных форм, соответствующих разным социальным стратам. Это последовательноведет сначала к формированию различных ориентаций в использовании языка, а затем подразумевает различное мировоззрение.

Бурдье: различия и неравенства используются в виде разновидностей культурного кода. Этот код безоговорочно воспроизводит социальные различия (такие, как общественный класс) посредством особого рода культурных отличий. Исходя из этой точки зрения, институции образования могут рассматриватьсякак организации, которые кодируют культуру, а эти коды воссоздают социальные категории.

Новая социология образования

Продукт взаимодействия двух контекстов: профессионального (через деятельность университетов) и социального - культуры и истории.

Знание воспринималось как пристрастное или искаженное представление специфических интересов групп, а не просто в виде зеркального отражения, как «объективная, реальность. Именно этот вид знания начал восприниматься как "идеология". Данный концепт идеологии образования был внесен как в социологию вообще, так и в социологию образования вчастности.

Второе изменение: иное понимание явления "образование". Теперь это не только маскировка идеологии групповых интересов в виде объективного знания или учебного плана, это также воспроизводство социальных образцов неравенства, проявляющихся в различиях индивидуальнойуспеваемости в школе.

 

 

Критическая социология

Образование личностине ограничено системой формального образования. Это сложный, социокультурный процесс.Во-первых, это коммерциализация образования. Во-вторых,увеличение акцента в контексте непрерывного образования на знаниях, необходимых базовойпрофессии, и на обучении, приближенном к жизни, все формы которого берутся институциямиформального образования извне. В этом плане все учреждения и организации могут рассматриваться с позиций "обучающих организаций", пребывание в которых означает не только профессиональный труд, но и постоянное образование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: