Занятие ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ




Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на

Формирование адекватной самооценки и рефлексивной деятельности и

Повышение профессиональной мотивации и профессиональной

Готовности старшеклассников

П р актич еско с ру ю вод ство

Тобольск 2008


Программа представляла собой проведение системы коррекционно-развивающих занятий, проходил в условиях специально смоделированных колл екти вн ых у пр ажн ений. Работа подр азд ел ял ась н а д ва р азд ел а:

1. Занятия, направленные на повышение самооценки и рефлексивной деятельности.

2. Занята я, направленные на повышение профессиональной моти вации и профессионал ьной гото вности.

Каждый раздел предполагал работу по основным этапам:

1. Ориентировочный

2. Основной

3. Завершающий

Суть групповой психоюррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, направленной на то, чтобы каждый участник имел юзможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной обратной связи, позюляющеи старшекласснику адекватнее и глубже понять самого себя.

Занятия предполагают тренинга вые занятия, творческие занятия (написание сочинения), про ведение дискуссии.

 

Тема Цель Упражнения Количество часов
Раздел № 1. Развитие самооценки и рефлексивной деятельности
  «Знакомство с группой» Создание атмосферы самопознания, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях. «Нетрадиционное приветствие», «знакомство», «что изменилось», «представление партнера», «подарок», «спасибо за прекрасный день». 1,5
  «Как я вижу себя и другого» закрепление тренингового стиля общения; раскрытие своего внутреннего мира; адекватное восприятие себя и других. «Кто Я9 Какой Я?», «Друг к дружке», «Слепой и поводырь», «Инопланетяне» 1,5
  «Я+ другие Я» осознание себя, помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми «Никто из вас не знает, что...», «Созвучие», «Воздушный шар» 1,5
  «Я + Ты-Мы» Развитие внимания к поведению другого, создание благоприятного tMoiuiona.ii.Hoi n к iumiitu. развитие «Ласковое имя». «Портрет», «Скульптура». «Сравни себя», «Ассоциации». «Как рождаются сплетни», «Мой герб» «U.iai aiapio тебя». 1.5

 

    рефлексии.    
  «Я+много других Я» Развитие представлений о ценности другого человека, развитие активности. «Договорись ВЗГЛЯДОМ», «I [еобитаемый остров», «Чемодан», «Связующая НИТЬ». 1.5
  Раздел №2. Развитие профессиональной мотивации и готовности
  «Я и мир профессий» расширение у участников знаний в мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. «Профессия на букву.. », «Спящий город». 1,5
  «Какие разные профессии» лучше осознать специфические моменты какой-либо профессиональной деятельности. «Подарок», «Профессия-специальность», «Самая-самая» 1,5
  «Учимся выбирать профессию» повысить готовность учеников выделять приоритеты при планировке своих жизненных и профессиональных перспектив «Цепочка профессий», «пять шагов» 1,5
  Творческое занятие проследить динамику развития профессиональной мотивации и профессиональной готовности после завершения программы Сочинение на тему «Моя будущая профессия» 1,5
  Дискуссия Актуализировать и структурировать знания о мире ггрофессий Дискуссия на тему «Как много на свете профессий» 1.5
Общее количество часов:  

Цели тренинга:

1. Сплочение группы;

2. Созданиеблагоприятного эмоционально-психологического климата в группе;

3. Усвоение норм и правил взаимодействия в группе.
Задачи:

1. Знакомство и сближениеучастников группы;

2. Преодолениебарьеровобщения между участниками группы;

3. Раскрытие на общение каждого участника группы;

4. Формирование навыко в рефлексивного мышления;


5. Формированиеуменияактивного слушания.

6. Помощь в развитии адекватной самооценки.

Занятие ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ

Цели:

— самоопределениечленовгруппыи определение группой целей сю ей работы;

— создание в группетакой атмосферы, котораябы способствовала самопознанию и само про явлению;

— закреплениетренингового стиляобщения.

1. Правила группы

Цели:

— у становление принципов работы в группе;

— созданиечу встваотносительнойобособленности группы.
1.Предложить группе сесть лицом друг к другу.

2. Предложить для свободного об суждения принципы работы в группе.

Основные принципы р аботы в группе:

1.Искренность вобщении.

В группене стоитлицемеритьи лгать. Группа— это то место, где вы мо жете р ассказать о том,что вас действительно волну ети интересует, об су ждать такие проблемы, которыедо момента у части я в группепо каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса—лучше про молчать.

2.0бязател ьноеучастие в работе группы в течение всего времени.

Этотпринцип вводится в связи стем,что ваши мысли и чу встваочень значимыдлядругих членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутри групповых отношений, кто му, что у других небудет воз­можности услышать ваше мнениепо обсуждаемому вопросу.

3.Невынесениеобсуждаемых проблем запределыгруппы.

Все что говорится здесь, должно остаться между нами. Это —одно из этических оснований нашей работы.Не стоитобсуждатьчьи-то,проблемы с людьми,неучаству ющими в тренинге, а также с членами группывне тренинга. Лучше это делать непосред ствен но на занятии.

4.Право каждого члена группы сказать «стоп» —прекратить обсуждение его проблем.

Если вы чу вству ете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму — воспользуйтесь этим принципом.

5. Каждый участии к го воритза себя,от своего имени.


Н е стоиту ходить отоб суждения и допускать рассуждения типа: «все так думают», «бол ьшинство так считают». Попытайтесь строить сю и рассуждения примерно так: «я думаю...»,«я чувствую..», «мне кажется..».

6.Не критиюватьи признавать право каждого на высказывание сю его мнения.

Нас достаточно критикуюти оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого,чу встювать, что человекхотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

7.Общение между всеми участниками и ведущим—на«ты».

Этотпринцип создаете группеобстановку,отличнуюоттой,что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если вам тяжел о фазу пфейти на«ты» —не торопите себя.

2.Нетрадиционное приветствие Чело век живет в мире стфео типов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энфгию для творчества и раздумийо смысле жизни.Но они и мешают,обедняянашу жизньи отношения сблизкими людьми. Напримф, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказатьи показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что выпри это м испытываете? Навф но е, не очень много эмоций, так как это дело привьиное. Вы всегда так здороваетесь. Тепфь давайте попробуем испытать но вые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сдел ать? Прошу. Для начал а предлагаю несколько вариантов приветствия:

1)ладонями,но только их тыльной стороной;

2) стопами ног(внутренней частью,только оченьлегмэ,чтобынебыло больно);

3) коленями (внутренней стороной юэленалевой ноги слегка коснуться внутренней стороны коленаправой ноги партнфа);

4) плечами (правое плечо легонько прикасается клевому плечу партнфа,азатем наоборот);

5)лбами (нооченьосторожно,чтобынеповредитьни собственной голо вы, ни тем бол ее голо вы п артн ф а).

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать.

Рекомендации ведущему. Во время этой разминки вы должны настаивать на том, чтобы всеучащиеся обязательно выполняли предлагаемые виды приветствий. Следует обратиться к ним с просьбой установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Целесообразно провести такие приветствия организованно, т.е. сначала объявляется приветствие тыльной стороной ладони и дается время 1 —2 минуты, с тем чтобы нес успели поздороваться друг с другом именно этим способом. Затем объяви яется новый тип приветствия и также дается 1 —2 минуты. Итакдо тех пор, пика не испробуются нес варианты. После окончания этого этюда участи «и мту'1 поделиться upyi с цругом и со всей группой своими


МИМШЮИИ ИНИНИ


ощущениями.

Психологический комментарий. Это психологическая разминка, призванная в считанные минуты включить всю группу в активную деятельность. Кроме того, успешное проведение упражнения позголяет участникам осознать, что стереотипы не всегда помогают чу вствовать себя свободным и раскованным, часто затрудняют выражение истинного отношения кпартнеру по общению.

3 Знакомство

Материал: клубокниток.

Сядьте, пожалуйста, в о дин большой круг.У каждого из вас сейчас есть возможность сообщитьнам своеимяи что-нибудьрассказатьо себе. Можетбыть, кто-нибудьиз вас захочет рассказать о своейлюбимой игрушке, о том,что у него лучше всего получается, или о том,чем он любит заниматься в сюбодное время.У вас есть минута, что бы поду мать, что вы хотите нам рассказать о себе....

Меня зовут...и яоченьлюблю петь...(Зажмите свободный конец нити крепко врукеи киньте клубок сидящему напротив.)

Если тыхочешь,ты можешь назвать нам своеимяи что-нибудьо себе. Если ты не хочешь говорить, то можешь про сто взять нить вру ку,а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальшеи дальше, пока вседети не о кажу тся ч астью одной постепенно нарастающей паутины. Затем поговорите сдетьми обо всем,что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их:«Как выдумаете, почему мы составили такую паутину'Л)

Послеэтого разговор а нужно будет сновараспуститьпаутину. Для этого каждый ребено к дол жен возвращать клубокпредьиущему, называя его по имени и, можетбыть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор,пока клубокне вернется к вам обратно.

4. Что изменилось?

Инструкция группе: «Встаньте, пожалуйста, вдварядатак,чтобы вы о казались напротив друг друга. Оглядите внимательно с но г до голо вы то го, кто стоит напротив вас, и постарайтесь запечатлеть в памяти все подробности -сделайте как бы мысленную фотографию своего партнер а(1 мин'.). Теперь по вернитесь спиной кдругдругу. Я прошу каждого изменить что-нибудь в своей внешности. Меняйте все, что хотите,- снимите одну сережку,л енточ ку, наденьте кольцо на другую ру ку и т.п.».

5.Представл ение партнера

Участникам предлагается образовать пары. После этого каждый участник опрашивает сюего партнера в течении 10 минут, стараясь собрать как можно больше информации о нем. По окончании времени происходит смен а рол ей.


Для того чтобы лучше структурировать процедуру, ведущий может предложить участникам макет вопросника, который они могут использовать в процессе сбор а информации. В него могут входить следующие вопросы:

1. Каким именем вы предпочитаете,чтобы вас называли?

2. Сколько вам лет?

3. Чем вы занимаетесь большую часть вашего времени?

4. Чем вам нравится заниматься?

5. Что вы думаете по поводу сюего участия в данном тренинге?

6. Если бы вы хотели что-то изменить в себе, то что бы это было? И др.

Через 20 минут участники возвращаются в круг, и каждый представляет сюего пфтн фа, рассказывая о том,что ему удалосьузнать.

6.Подарок

Инструкция группе: «Пусть каждый из вас по очфеди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Под арок надо сделать („вручить") молча(невфбально),но так,чтобы, ваш сосед понял,что вы ему дарите. Тот, кто получает под арок, дол жен постараться понять, что ему дарят.Покавсене получ ат подарки, го ворить ничего не надо. Все делаем молча»

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренф обращается к тому участнику фуппы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подфок он получил. После того как тот ответит, тренф обращается кучастнику, который фучал подфок,и спрашиваето том, какой подфокон сделал. Если вответах есть расхождения, нужно выяснить, счем конкретно связано непонимание. Если участник фуппы не может сказать, что ему подфили, можно спросить об этому фу ппы. Полученный матфиал позголяет обсудить идеи, относящиеся к закономфностям подготовки Пфедачи и приема информации в процессе общения.

7. «Спасибо за прекрасный день»

Инструкция фу ппе: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой цфемонии, которая поможет н ам выр азить дру жески е чу вства и бл агодфность дру г другу. И ф а проходит следующимобразом:один из вас становится вцентр,другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему дфжась за руки. Затем подходит третий ученик, б фет за сю бодну ю руку либо пф во го, л ибо второго, пожимает ее и го горит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, фуппапостоянно увеличивается. Все Дф жат дру г дру га за руки. Когда к вашей фуппе присоединится последний участник, замкните круги завфшитецфемонию безмолвным крепким троекратным пожатие рук. Этим и фа и завфшается».

8. Выходная рефлексия Цель:

- Отработка навыка рефлексии, самодиагности ки состояния. Участники дел ятся ощущениями и впечатлениями от занятия.


X


 


■■■ННННННнннянм




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: