Занятие 2. «КАК Я ВИЖУ СЕБЯ И ДРУГОГО»




Цели:

- закрепление тренинга во го стиляобщения;

- раскрытие сю его внутреннего мира;

- по мочьу частникам зафиксировать и на этой основе начать развивать сю и умения видеть чувствовать, адекватно юсприниматьдругих люд ей, его поведение, ситуации, возникающие в процессе общения;

- формировать чу вствительность к невербальным средствам общения.

/. Входная рефлексия Цель:

Отр аботка н авыка рефл ексии, самодиагности ка со сто яни я. Ведущий предлагает сесть всем в круг и просит каждого участника выразить,чего он ждетотэтого занятия, его пожелания,запрос.

2. «Кто Я?», «Какой Я?»

Инструкция фу ппе: У частникам пр едл агается разделить л исто кбу маги вертикальной чертой надвечасти. Влевой части написать в столбикЮ ответов на юпрос «Кто Я?», а впраюй части написать в столбикЮ ответов на вопрос «Какой Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «Я». Послетого как все ответили, каждый участникпо кругу зачитывает свои ответы. Другие у частники при этом могутзадавать вопросы, напонимание представляемых ответов.

После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся сюими впечатлениями. Трен ер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникапиу вас в ходе работы?».

3. Игра-активатор "Друг к дружке".

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, ю время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себепартнераи быстро пожмите ему ру ку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тел а вам нужно будет оченьбыстро "поздороваться" друг с другом. А когдая скажу: "Друг к дружке!", вы должны будете поменять партнера.

- Правая ру ка к правой руке!
-Нос кносу!

*■ Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро кбедру!

- Ухо куху!

- П ятка к п ятке!

- Друг кдру жке!

- Носо к киоску!

- Живот к жи юту!

- Лоб ко лбу!


 

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Кол ено к юл ену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- 3 атыло к к затып ку!

- Локоть клоктю!

- Кулак к кулаку!

Все. Спасибо.Садитесь!

4. Слепой и поводырь

Участники разбиваются на пары. В помещения, где проходят занятия, расставляются стулья нарасстоянии полутора-двух метровдруготдруга.

Инструкция: «Один из участников пары закроет глаза как будто он слепой, адругой будет поводырем. Его задача про вести партнерапо комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор, спуститься — подняться по лестнице и т. д.) После того, как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями»,

После того как задание выполнено, тренер может задать группе следующие вопросы: «Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения?»,«Как вы себячувствовали, когдабыли вроли слепого и когда были в роли поводыря?», «На что вы ориентировались, выбирая средства „управления" слепым?» и т.д.

Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть во время упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех сю их качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с дру ги ми л юд ьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один «слепой» говорит о том, что ему хотелось, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давления. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведо мо му.

Кроме того, отвечая на второй юпрос, участники развивают сюю способность выражать вербально сюи чувства и состояния, свои рефлексив­ные способности.

5. Инопланетяне

Ц ел и:

- развитие пар алии генетических средств общения;

1(1


шяя^^^^^ш^^^^^^^^^^^я^^^ш^ш^^ш^шш^^^т^^^^^я^^^ш^лт^ш^^^ш^^^аяш^ш^^^ш^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^


- самодиагностика стиля взаимодействия;

- формирование умения о пред ел ять со сто яниедругого человека по невербальным компонентам.

Группа делиться на две команды - «инопланетяне» и «космонавты». Далее инстру кция дается отдельно обеим командам. «Космонавтам»: «Вы -члены экипажа космической ракеты. Вы потерпели аварию, ваши приборы сломались, вы не знаете, где вы находитесь, что это за планета, кто ее жители,на каком языкеони говорят, если говорят вообще. Вашацель-найти общий язык с инопланетянами, сориентироваться, где вы находитесь, починить свой корабль».

«Инопланетянам»: «Вы - жители очень хрупюй планеты, на нее приземляется космический корабль с непонятными и неизвестными существами. Вы не знаете их целей, их языка, их намерений. Вам необходимо встретить их, у знать, кто они, что они хотят, проследить, чтобы они не повредили вашей планете». Обеим командам дается 5 минут на подготовку, затем игра начинается. После идет обсуждение стратегий поведения команд, каждого игрока вотдельности.

6. Выходная рефлексия Цепь:

-Отработка навыка рефлексии, само диагностики состояния. Участники делятся ощущениями и впечатлениями отзанятия.

Занятие 3. «Я + ДРУГИЕ Я»

Цели:

- помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы
взаимодействия с другими людьми, способы реагировать в сложных
ситу аци ях, у мени е регулиро вать процесс общени я;

-отработка вербальных и невербальных средствобщения;

- сплочение группы.

/. Входная рефлексия Цель: - -Отработка навыка рефлексии, самодиагностика состояния. Ведущий предлагает сесть всем в круг и просит каждого участника выразить,чего он ждетотэтого занятия, его пожелания,запрос. 2.«Никто из вас не знает,что...» Это упражнение особенно подходит для проведения на первом этапе работы фу ппы (этап создания работоспособности) в группе знакомых между собой людей.

Участники группы сидятпо кругу.У тренера вру ках мяч. «Сейчас мы будем бросать друг другу этоп мяч и тот, у кот окажется мяч, завершает фразу „Никто ич вас не maci, ччч я (шш у меня) 1>у нем


внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

3. Созвучие ВариантА:

Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.

«Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, поверну вшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча, не перего­вариваясь друг с другом. Задан а— всем по вернуться лицом в одну сторону и по стар аться сд ел ать это как мо жно б ыстр ее».

Тренер прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.

Упражнение дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению. Вопросы: «Что помогало группе справиться с поставленной задачей?», «Что помешало выполнить задачу быстрее?» («Что могло бы по­мочь выполнить задану быстрее?») и т. п. — дают возможность выявить моменты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда группа выраба­тывает совместное решение, должна о чем-то договориться и т. д. Обычно при этом выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику, позицию других; обнаруживается, что не стоит оказывать давления в си­туациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения.

ВариантБ:

Все у частники садятся по кругу.

«Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно выбрасывают пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы понять, справились л и мы с задачей, не опускаем руки. Если задан а не решена, мыделаем очередную попытку.Понятно? Давайте начнем».

ВариантВ:

Всеучастники садятся по кругу.

«Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какоечисло прозвучало (небольшеи не меньше). Например, если я говорю „четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следу ет выргбатывать в процессе работы, ориентируясь на действия другдруга».

Тренер несколько раз называет ipynne разные числа. Вначале лучше напит. 5 7, и середине I 2. В ходе выполнения упражнения тренер

i '


блокирует попытки участию в группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее вы­полнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности зато,что происходите группе.

4. Воздушный шар

Настройка начинается с обычных формул расслабления, с дальнейшим пер входом к теме «Полет на воздушном шаре».

— Какхорошо быть в кругу друзей! Каждая команд сейчас находится в
корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть
лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги
превращаются в ниточки — и вы летите под облаками. Вы летите над
городами и лесами, ветер силен,и ют выуже над океаном. Океан неспокоен,
вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш
воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте
появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел,
он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над
шаром, исчезает из поля вашего зрения — и вдруг вы слышите клекот,
царапанье по обшивке шара, удары и

шипение.У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу —и орел,теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз.Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей — и долететь до остроюв. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло,но какова зима?

Все открыли глаза — и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, что бы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в пер вую очередь, второй номер — во вторую, семнадцатым номером — то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего и» и л л\<лл\ I. пел 1»зя. На нет работу у вас 10 мину i

i 1


Индивидуальная работа в течение 10 минут. После того как сюй выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда — долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего — упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, — погибнете. Выкинуть сразу все равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 20-30 минут. Раньше решили —больше вещей у вас останется. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других». КоманднаяработавтечениеЗО минут.

Очень часто в группах идет энергичное, но бесплодное препирательство,
в ходе которого никаких решений не принимается. Тогда ведущий должен
вмешиваться: «Все закрыли глаза. Время становилось, вы наблюдаете
ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем.
Неспокойно синее море, легко перевернуться корзине, и большие голодные
акулы нетерпеливо ждут этого момента. А в корзине идут разговоры, и чем
дольше они идут, тем ниже падает корзина... Интересно, смогут ли выжить
эти люди? И от кого это зависит?.. Время включается снова! Работаем!» Те
группы, что выработали решение раньше, составляют список победителей
обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список, и есть список
общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности. То
есть если по п.1 (кружки и др.) у Васи ранжир 3 (он решает скидывать это
третьим номером), а группа поставила

это на5-еместо,то по этому пункту разницаравнадвум.Еслибыу Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы за 2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от групповэго,и сравнить,чьерешение к групповому оказалосьближе.

Если же группа не сумела справиться с заданием досрочно, ранжир победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой:что,наих взгляд, важнее — умение доказать сюю правоту или работать в целом на спасение группы?

Несложно представить себе тактику, когда Вася может быстро «подмять» под себя всю группу. Он просто заявляет: «Друзья! Вот мое решение, и я предлагаю всем принять его. Дело в том, что решение по условию задачи должно приниматься только единогласно, а никаких поправок к своему решению яне приму. Я готов погибнуть, а вы, наверное, хоппс жить. И вы останетесь живы только в том случае, если без спора, примете решение мое..л Па самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в пес каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад

м


Щ-ЩП ||П|;


внес, кто нас спасал и наоборот(с кем бы ты неполетел)?На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для ребят все происшедшее окажется только увлекательной, но не психологичесюй игрой,только ифой в приключение,но неуроюм жизни. Список вещей,находящихся в корзине шара:

Миски, кружки,ложки.......................................................9 кг

Ракетница с сигнальными ракетами.................................6 кг

Географические картыи компас...................................... 2 га-
Кон сер вы мясные.......................................................... 20 кг

Топоры,ножи,лопаты........................................................ 12 кг

Канистра с питьевой водой............................................. 20 кг

Бинты, вата, перекись водород а, зеленка........................7 кг

Винтовка с запасом патронов.......................................... 30 кг

Шоюлад............................................................................. 10 кг

Золото,бриллианты.......................................................... 25 кг

Большая собака............................................................... 55 кг

Рыболовные снасти............................................................ 1 кг

Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь.................... 3 кг

Сол ь, сахар,набор витаминов..........................................9 га-
Медицин ский спирт......................................................... 10 л

5. Выходная рефлексия Цель:

-Отработканавыкарефлексии,самодиагностики состояния. Участники делятся ощущениями и впечатлениями отзанятия.

Занятие 4. «Я + ТЫ= МЫ»

Цель:

- сплочение группы и созданиеблагоприятного эмоционального климата в коллективе.

/. Разминка «Ласковое имя»

Инструкция: Участникам необходимо встать в круг. Ведущий просит вспомнить как его ласково зовут дома. Затем предлагается бросить друг другу мяч.Тотккому попал мяч называет, своеласююеимя. По еле то го как все назвали сю и имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать л асковое имя того, кому бросают мяч.

2. Упражнение «Портрет»

Ваша задачаописать кого-то из сидящих в круге: какой этотчеповек? Зачто его любят, что лично вы в нем цените. О стал ьные у частники тренинга должны у знать в этом описании себя. Человеку знавший в о писании себя, в свою оч ередь описывает кого-то из о ставшихся. И фане запрещает повторятся, но будет справедливее, если каждый услышит о себе


ЗУ пр ажн ени е «Скульптура»

Группаделитсяпополам. Ведущий даетинстру кцию:«Вылепите в своей подфуппе скульптуру одного из членов сю ей пли другой подфуппы. Придайте скульптуре то выражение лица, ту позу, которые являются ти­пичными дл я выбр анно го у ч астни ка. П одб фите матфиал, цвет, поду майте над ситуацией, в которой ваш гфой мог бы наиболее полно себя выразить. По окончании работы каждая подфуппапредставляетсвою скульптуру. Задачадругой подфуппы — отгадать, кого пытались изобразить, каков замысел, какими чертами наделили,что по казалось неожиданным, не соответствующим облику данного Гфоя».

Примечания для ведущего

1.Ведущему желательно стимулироватьобсуждение,вфуппетаких вопросов:

— Что большевсегохфактфизуетэтого человека? —Со впадает л и мнение«скульптуры» о себестем, какой ее видит скульптор?

— Какиерасхожцениябылиу членовфуппы, югдаони лепили «скульптуру»?

— Какой матфиал выбран скульптором, и что это может значить?
2.Желательно во фемяпредстаюения«скульптуры» сделать

небольшую сцену и фительный зал.

4. При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто

наблюдал,затем те, кто был участниюм«представления». Ведущий бфет слою последним.На этой встрече целесообразно использовать видеомагнитофон. Это позволит иметь обратную связь.

4. Упражнение«Сравни себя»

Участникам предлагается фавнить себя с животным,растением, насекомым. Для этого раздаются л и сточки на которых участники записывают фавн ени я. Затем эти листочки отдаются ведущему.Затем у частники объединяются в пары и также налисточках фавниваютсвоего пфтнфас каким-нибудь жи вотным, растением, н асе ко мым.З атем обсу задают это между собой.Затем в конце занятия ведущий зачитываетлисточки.а остальным нужно у гадать кто это.

5. Упражнение «Ассоциации» Один участник выходитзадвфь, фуппа загадывает какого-либо члена фуппы. Выходивший отгадывает загаданного, задавая членам фуппы вопросы типа:«С каким цветом ассоциируется это т чел о век?»,«С какой погодой?» и т.д.

6 Упражнение «Как рождаются сплетни»

4-5 желающих выходят задвфь, а ведущий зачитывает какую либо историю оставшейся группе у частников (или фупп а сама придумывает нсюри1о)-Затем ириглашаетсяодин из вышедших и ведущий зачитывает ему данную историю Дал ее приглашается второй участник,Пфед пфвым

1ft


ставится зад ач а пересказать ему только что услышанную историю в мельчайших подробностях.И такдальшеисториярассказываетсядо последнего участника. Затем сравнивается первоначальный вариант истории стой, ко то рую рассказал последний участник.

7. Упражнение «Мой герб»

Всеучастники делятся на2 -3 равные группыи им дается задание придумать своей команде девизи герб. Затем когда все будут готовы представить его другим командам и объяснить почему они выбрали именно это изображение.

8. Упражнение «Благодарю тебя»

Все образуют круг. Начинает ведущий.Он протяги вает ру ку и говорит стоящему справа у частнику:«Спасибо,....,мнебыло приятно стобой выполнять упражнения». Тот, чье имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу и такдо завершения круга. В заключение все громко аплодируютдругдругу и говорят:«Спасибо».

Занятие 5. «Я + МНОГО ДРУГИХ Я»

Цели:

- выявлениепроблем, не позволяющих каждому члену группы эффективно участвовать в групповых формах взаимодействия;

-диагностика и отработка необходимых для это го умений(слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрениядругого, доносить сюе мнение до каждого).

{.Входная рефлексия

Цель:

-Ото аботка н авыка р ефл ексии, самодиагноста ка со сто яни я.

Ведущий предлагает сесть всем в круг и просит каждого участника выразить, чего он ждет от этого занятия, его пожелания, запрос. 2. Упражнение "Договорись взглядом"

Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнер а. Вам нужно будет дого юр иться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать голо вой, подмигивать, махать руками запрещается.

Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то по еле его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуюту становлению контакта. Однако, довольно часто вгруппеесть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае и фа приостанавливается, и анализ проводится фазу.

3. Необитаемый остров

I


И фа может запускаться и самостоятельного вживание в нее происходитб ыстр ее и лучше, если она и дет как продолжение игры «Катасфофана воздушном шаре». Этот вари ант здесь и предлагается.

Инсфукция кифе: «Волею судьбы вы оказалисьнанеобитаемом осфове. Здесь богатый животный и растительный мир, но естьопасности: ядовитые растения холодная зима, возможны визиты каннибаловс соседних осфовов. Сплоченной фуппойпродфжаться можно, а в одиночку —почти нфеально. В ближайшие 2 лет вы не сможете вфнуться к нормальной жизни вродные края. Вашазадача — создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите ефьезность и драматичность происшедшего, тем более что за такой фоклюди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивают ярость и драки наемфть. Тутне место длялегкомыслия — вам нужно чем-то питаться и нужно выжить. Насфойте себя соответствующим обр азом, наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

Вы дол жн ы о своить о слро в, организо вать хозяйство. Н алисте бу маги нарисуйте карту остро ваи нанесите обозная ения.

Кто ваш лидф?Какиеу него рычаги власти? Вам нужно наладить социальную жизнь: наметитьпфвоочфедныедела.распределить обязанности. Каковы будут санкции за невыполнение или плохое выполнениеобязанностей?Еслиу вас случится ситу ация«сфекозыи муравья», то что муравьи скажутсфекозе?А если муравей один, а о стальные — сфекозы?

Вы примете свои законы,религию су же известными фадициями?А если феди вас, неверующих, кто-либо вфующий станетфатить время на посфойку часовни и на молитвы, вместо то го чтобыфудиться нао городе или юевать вместе со всеми, — как вы поступите?

Как вы будете решать задачу распределения? Всем поровну?По фудовому вкладу? Дадите больше больным и слабым? Дадитебольше сильным, ибо от них бол ьш е пол ьзы? А если один из вас, сердобольный, будетподкармливать лентяя, которого все решили не кормить?

Станетли вашаобщинанриниматьрешениябольшинством голосов? Могутли мужчины, если их бол ми им сто, решать за женщин?

Како е будет н аказан и с за со Itqi темное преступление? Будет ли емфтная казнь? Кто будет палачом?

Как вы будете решать отношении между му жчинами и женщинами? Как будетерешать вопросы секса и семейных отношений? Как вы будетерешать во про сы пл ан иро вани я сем ьи, во СП ИНН НИЛ Г1ЧЙ '!

Нетлиу вас сейчас обиженных, недоипдшы.ч одиноких? Сможете л и вы им чем-нибудь помочь?

Буду тли у вас выходные, праздники',1 К пине, мил»? Каких будете устраивать? Каких ритуалов вы захотитеирнмцнмтмп.ся?

Вам предо ставя яется полная свобод ium'IU'Ihh И и рамках задания. Выберителетописца,чтобы фиксировать ш | ПИШИ ринения, вести «летопись леи (ни».11 о старайтесь, чтобы ваше пробы ими in и и* норове был о акта вным и


богатым событиями. Можетбыть, вам удастся не только выжить, но и создать идеал ьноеобщество.

Вы почта благополучно спаслисьи оказалисьнанеобитаемомострове. Вынаостровене с пустыми руками, у вас есть вещи (треть списка), а также зажигал ка с запасом жид ко го газа.

Игр а «Необитаемый остров» обычно проходит в два этап а. Пфвый — пробнаяифа, которая у страивается фазу по еле «Катастрофы...» и продолжается недолго. За это фемя все принимаютееусловияи к следующему разу, ко второму разыгрыванию «Острова»,хорошо эмоционально подготовлены.

По итогам пфюго этапаифыстоитобсудить, какие команды сделали Ифу интфесной, какие — нет. Стоит, в частности,подсказать,что не интфесно,если вы какифоки:

зан яты тол ько делом, а не психологией (полчаса обсуждаете, буду тли на острове юзы,и непоинтфесуетесь, кто согласился быть палач ом);

неделитесь своими пфеживаниями по ходу ифы(кого-то принятый на острове образ жизни у же тяготит, но он тфпити молчит);

все р еш ени я п ф екл ад ываете н а л ид ф а («Будет пробл ема — старший решит».Пусть решает сейчас! Как бы вырешили на месте старшего?);

уходите от пробл ем, а надо делиться на семьи.

Продолжениеифы в«Необитаемый остров»:ифаначинается снова, ВОЗМОЖНО с обновлением состава команд и с большим феменем.Пфед ифой следует напомнить основные правилаи предупредитьо важности решения вопроса О власти. Власть можетбыть захвачена: напримф, один сильный договаривается сдругим сил ьн ым, привлекает на сю ю сторону колеблющихся и подавляет раздробленную оппозицию, диктуя ей свои условия;дру гаяопасность — демократия советов,при которой каждый незначительный во про с дол го дебатируется, а общее решение не вырабатывается.

Пф вое об суждение в фуппах: какую жизненную задачу вы ставите на острове? Чему хотите научиться?Индивидуальные задания(5 минути до кл ад ы).

Дополнительное задание: рассказать о своем острове изложить сюи жи зн ен н ые у стан о вки.

По окончании проводятся обсуждение:. а) дружественная,добрая, веселая атмосффа: кто создает тепло, а кто ко н фл и ктен?

б) конструктивны ли принятыерешения; кто виновен в
неконструктивных диску ссиях, кто выдвигаетдело вые решения?

в) динамичен ли придуманный сюжет, активны ли участники в
придумывании сюжета?

г) кто п асси вен в и гр е?

Спи со к вещей необходимых для ифы«Необитаемый остров»

Миски, кружки.ложки

Ракетница с си гн ал ьн ыми р акетами

м-

11111 I ^Н|ННН


Подборка полезных книгпро все

Консфвы мясные

Топор ы, но жи, лоп эта

Канистра с питьевой водой

Бинты, вата, Пфекись водорода, зеленка

Винтовка с запасом патроном

Презфвативыи другие федства контрацепции

Шоколад

Золото, бриллианты

Большая собака

Р ыбо ло вн ые сн асти

Ту ал етно е зф кало, шило, мыло, ш ампу н ь

Теп л ая од ежд а и одеял а

Соль,сахар,набор витаминов

Медицинский спирт

4. Чемодан

Инструкция ведущего: «Это основная процедура данного занятия. Мы проведем ее следующим образом. Один участии к фуппы садиться в центр на стул, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человек в его дальнейшей жизни). В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению фуппы, поможет ему в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые коллектив особенно ценит в нем».

Обязательно «отъезжающему» напомнитьо том,что будет мешать ему в дороге, т.е. обратить внимание на его отрицательные качества, с которыми необходимо поработать, чтобы жизнь сталаболее приятной и продуктивной.. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5—7 характфистик, как положительных, так и отрицательных.. Выходит следующий участник (по Мфе психологической готовности), и вся процедура повторяется, И так до тех пор, пока каждый не получит свой «чемодан». Психологический комментарий. Заключительная процедура предназначена для ефьезного настроя на будущее. Тренинг заканчивается, но это не означает, что все проблемы позади, поэтому каждый получает напутствие группы, в котором сформулированы общие выводыи впечатлениядруго друге.

5..Выходная рефлексия «Связующая нить»

Цели:

- отработка навыка рефлексии, самодиагностики состояния

- фор миро вание чувства близости с другими людьми;

- принятиечленами фуппы друг друга;

Чл ены фуппы, сидя в кругу, пфедаютдру гдру гу клубок ниток, сопровождая это высказываниями, начинающимися со словтипа:«Я

 


благодарен тебе за то,...» и т. п. Когда клубок вернется к тому, кто начинал, членам группы следует натянуть нить, закрыть глазаи погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других людей, окружающего мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: