Финансовое обеспечение учреждений социальной сферы в свете проводимой реформы бюджетного сектора экономики




Филиал федерального ГОБУ ВПО

«Государственный университет Минфина России»

 

Обучающая программа

По учебной дисциплине

«Бюджетная система Российской Федерации»

 

Тема:

Финансовое обеспечение учреждений социальной сферы в свете проводимой реформы бюджетного сектора экономики

Преподаватель: Кузина Т.Г.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии (протокол № 3 от 31.10 011)

 

 

2011г.

Настоящая программа составлена с целью оказания конкретной практической помощи студентам, обучающимся по специальности «Финансы» (по отраслям), в процессе изучения целого ряда бюджетных дисциплин. Актуальность её обусловлена проводимой в стране в настоящее время реформой бюджетного сектора экономики, направленной на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений, изменение их правового статуса. В работе над программой использованы следующие источники:

1.Бюджетный кодекс РФ

2 Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

3 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

4 Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

План изучения темы:

 

1. Необходимость, цель и задачи реформирования бюджетного сектора экономики.

2. Совершенствование статуса государственных (муниципальных) учреждений:

2.1 Казённые учреждения

2.2 Бюджетные учреждения

2.3 Автономные учреждения

3. Сравнительная характеристика новых типов государственных (муниципальных) учреждений:

Вопрос 1.

Одним из ключевых звеньев реформы бюджетной системы является

реформирование бюджетного сектора экономики.

Побудительным мотивом к этому явилась низкая эффективность оказания государственных (муниципальных) услуг.

Основные причины:

- За счет средств бюджета осуществлялось содержание сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказанных ими услуг.

- У бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что объяснялось сметным финансированием

Правовой основой проводимой реорганизации в этой сфере явился федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

С принятием Федерального закона № 83-ФЗ изменяются основные финансовые механизмы функционирования государственных (муниципальных) учреждений.

Реформирование бюджетного сектора российской экономики направлено в первую очередь на обеспечение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг для населения. В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества.

Государственные (муниципальные) услуги – это "услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями".

В частности, закон устанавливает новые правила финансирования бюджетных учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) им будут выдаваться на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который в полной мере воплощает идеологию бюджетной реформы – государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги или выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ.

Государственное (муниципальное) задание – это "документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)".

Цели проводимой реорганизации в бюджетной сфере:

- повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению;

- создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества;

- устанавливаются новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений;

- вместо существующей информации об исполнении сметы, предметом отчетности бюджетного учреждения становится отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества;

- вводятся новые нормы контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством контроля за финансовым состоянием (просроченной кредиторской задолженности, за совершением крупной сделки, информацией о деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части выполнении государственного задания, о результатах проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий.Для бюджетных учреждений устанавливаются государственные (муниципальные) задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления. Такие услуги будут в полном объеме профинансированы за счет бюджета

-создание условий и стимулов для более эффективного использования

бюджетным учреждением средств, предоставленных из бюджета

Механизмы достижения:

- расширение объема прав части бюджетных учреждений (по аналогии с АУ):

- переход на субсидии по госзаданию;

- устранение субсидиарной ответственности;

- полученные доп.доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения.

Механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должен зависеть напрямую от сферы их деятельности.

 

Основным нововведением Закона № 83-ФЗ явилось совершенствование статуса государственных и муниципальных учреждений, их правового положения.

Все государственные и муниципальные учреждения стали делиться на казенные, бюджетные и автономные. Остановимся на их характеристике

 

Вопрос 2.1. Казённые учреждения

С 1 января 2011 года для ряда государственных и муниципальных учреждений вводится новая организационно-правовая форма - казенное учреждение. Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

В целом, статус казенного учреждения аналогичен статусу прежнего бюджетного учреждения.

В частности, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечень казенных учреждений будет ограничен.

Законом № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

 

Вопрос 2.2. Бюджетные учреждения

 

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения ( п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (перечень которого будет установлен дополнительно), а также недвижимым имуществом.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (критерии крупной сделки см. в п. 13 ст. 9.2 Закона о НКО).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществления операций со средствами бюджетных учреждений, а также обращения на них взыскания установлен статьей 30 Закона № 83-ФЗ.

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений при переходе к новому статусу

1. Счета учреждений по-прежнему открываются в Казначействе (финансовом органе)

2. На все закупки распространяется действие Закона № 94-Ф

3. Система управления:

не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения(в т.ч. военнослужащих, и приравненныхк ним лиц)

4. Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника

5. Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать

6. Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: