Панфилова А. П.
ГТ167 Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с. 15ВК 5-7695-2982-2
В учебном пособии характеризуются функции и специфика межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния: рассмотрены вербальные и невербальные средства общения, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсорные каналы и убеждающие технологии, устные и письменные коммуникации, ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами, коммуникативная компетентность. Изложение теории сопровождается тестами, практическими заданиями и интерактивными упражнениями, нацеленными на самомаркетинг и развитие у читателя конкретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации.
Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конструктивного взаимодействия — учителям, воспитателям, психологам, социальным работникам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Что представляет собой общение? Многие считают, что это исключительно передача и получение информации. Однако для того чтобы передать информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие. Следовательно, общение связано прежде всего с взаимоотношениями. Далее, общение — это непрерывная деятельность: любая передача информации предполагает взаимодействие и потребность убедить других в тех или иных идеях, мнениях, решениях. Кроме того, общение необходимо, чтобы добиваться практических результатов.
Современная профессиональная деятельность практически вся построена на взаимодействии для обмена информацией, т. е. на коммуникативной компетентности (беседы, переговоры, дискуссии, речи, совещания, презентации или виртуальное общение по Интернету и т.д.). Для того чтобы приобрести необходимые навыки общения, специалисты (учителя, врачи, менеджеры, банкиры, торговые представители, специалисты по связям с общественностью, диспетчеры, налоговые служащие, юристы, секретари и т.д.) вынуждены проходить специальные тренинга, участвовать в интерактивных играх, приглашать в организацию психологов и консультантов для разрешения конфликтных ситуаций. Все это весьма дорогостоящее удовольствие. Гораздо выгоднее развивать коммуникативную компетентность еще в детстве. Сегодня для этого есть практически все условия: огромное количество специалистов, психологов, людей, способных преподавать общение, — позволяющие демонстрировать любые негативные и позитивные примеры, обучать общению с помощью электронной почты; разработаны и востребованы интерактивные технологии (деловые и ролевые игры, кейсы, тренинги).
|
В чем же проблема? Почему на предприятиях и в офисах при взаимодействии работников преобладает деструктивная коммуникация, почему школьные педагогические коллективы раздираемы противоречиями, отчего подростки и молодежь общаются агрессивно, используя сленг, нецензурную речь и почему так много одиноких, никем нее понятых детей? Одна из причин этих явлений, имеющих, на наш взгляд, глобальный характер – негативная коммуникативная культура, и которой живут молодые люди. Эта культура тиражируется телевидением, Интернетом, которые сегодня все более доступны детям. Кардинальные перемены и обществе вызвали ломку моральных ценностей и норм взаимодействия, и этот опыт как губка впитывают молодые люди. Социологическое исследование студентов, проведенное О.Д.Волчек в Санкт-Петербурге, показало, что телевидение негативно влияет на молодежь — навязывает отрицательные стереотипы поведения; снижает устойчивость нервной системы и психики, сказывается на самочувствии и настроении. Отрицательно действуют на молодых людей сцены насилия и неоправданной жестокости, в том числе в детских мультфильмах, в новостях и рекламе; наблюдается нагнетание паники своеобразной подачей информационного материала. Телевидение уничтожает истинные человеческие ценности, внедряя ложные, разрушает личность, зомбируя поведение.
|
Подростки и молодые люди, вместо того чтобы вести здоровый образ жизни, читать, заниматься спортом, часами просиживают у экранов телевизоров и мониторов компьютеров — в Интернете, что в конечном итоге снижает уровень их культуры, развращает, снимая многие табу, сводит чувство любви только к сексу и удовольствию, примитивизирует мышление и интеллект, вызывает, наконец, утрату любви к Родине и прививает стадный инстинкт.
К сожалению, и современная система образования главное внимание уделяет не столько развитию личности ребенка и его внутреннего мира, сколько развитию его интеллекта и эрудированности, освоению и переработке знаковой информации из окружающего внешнего мира. Человек в системе школьного образования формируется в основном как потребитель информации. Уровень самосознания ребенка не успевает за уровнем его интеллектуального и образовательного развития. В результате ребенок не получает опыта использования всех своих ресурсов, главный из которых — формирование своей личностной целостности и приобретение разнообразного житейского, социального опыта, пережитого и освоенного. При таком недоразвитии самосознания уже у взрослого человека формируется и закрепляется способность в процессе взаимодействия смотреть и не видеть, слушать и не слышать. Все это негативно сказывается на общении с другими людьми, порождает конфликтные ситуации.
|
Что можно противопоставить такому влиянию? Прежде всего систематическое обучение детей, подростков и молодых людей конструктивному общению, формирование у них коммуникативной и психологической компетентности, развитие социального интеллекта. Представления о добре и зле, категории нравственности, объективная информация (знания) — все это необходимые составляющие процесса формирования человека, его личности. И проявляются они лишь при взаимодействии с другими людьми, в конкретной деятельности. Р.Роллан справедливо отмечал, что добро — не наука, а действие. Именно в общении представляются и закрепляются конкретные нравственные ценности, принятые в обществе.
Однако освоить все эти ценности, научиться их применять не так-то просто. Недостаточно лишь прочесть лекцию на эту тему. Следует повсеместно внедрять в учебный и досуговый процесс, а также в контекст различных обучающих программ для подростков специальные интерактивные психологические игры, тренинги и упражнения. Как отмечает немецкий психолог К. В. Фопель в книге «Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе», основное отличие интерактивных игр от традиционных методов обучения состоит в том, что они не только обращаются к интеллекту участника, но и затрагивают личность обучаемого в целом — его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Интерактивные имитационные игры, по свидетельству разных специалистов, позволяют организовывать интенсивное межличностное взаимодействие и осваивать не только коммуникативную компетентность, но и нравственные нормы, принципы и ценности, развивать духовные потребности, обучать сотрудничеству, партнерским взаимоотношениям, пониманию друг друга и себя самого, корректировке своего потенциала для успеха в личных и профессиональных отношениях.
Данное учебное пособие как раз и направлено на всестороннее решение описанных выше задач. Главные цели пособия:
1) охарактеризовать и рассмотреть основные понятия теории общения, показать значение для успешного построения межличностных и деловых контактов и эффективного взаимодействия таких составляющих конструктивного общения, как функции, модели, стили, стратегии, средства, формы и методы, техники и технологии;
2) расширить или развить личную психологическую и коммуникативную компетентность читателя, обогатив его специальными знаниями, умениями и навыками, ибо, как заметил И.Гете, «чего человек не понимает, тем он не владеет»;
3) показать несомненные преимущества использования таких умений и навыков при практическом взаимодействии;
4) научить осуществлять самомаркетинг для понимания собственного потенциала и рационального его использования в практической деятельности при общении с другими людьми, для самокоррекции и развития тех характеристик, которые недостаточно сформированы;
5) приобрести коммуникативный опыт в процессе непосредственного участия в интерактивных играх и упражнениях и выполнения специальных заданий (вспомним слова Б. Паскаля: «Человек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни. И начать ему следует с размышлений о себе самом»);
6) помочь применить усвоенные знания в реальных жизненных ситуациях, в общении с другими, повышая, таким образом, коммуникативную компетентность.
Пособие выстроено в соответствии с перечисленными целями: в каждой главе представлен теоретический материал по актуальным проблемам общения, по ходу рассмотрения темы даются практические упражнения для самостоятельной и (или) групповой работы. В конце каждой главы предложен набор тестов, выявляющих тот коммуникативный потенциал, который прописан в теории. Читатель должен ответить на все вопросы тестовых заданий и подвести итоги, которые помогут ему выявить свои достоинства и недостатки. Ответы на контрольные вопросы и задания позволят проверить усвояемость теоретического материала главы.
Сводный анализ достижений на основе самооценки (по итогам тестирования), приобретенных знаний и ключевых умений (по итогам практического выполнения всех заданий и интерактивных упражнений) поможет читателю гибко и последовательно использовать их в реальном общении, добиваясь успехов и получая удовлетворение. Ибо, как писал Д.Дидро, «предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость».
По этому принципу написаны все восемь глав. В конце книги представлен глоссарий основных терминов, использованных в пособии, приведен список основной и дополнительной литературы. Все это поможет дальнейшему закреплению полученных знаний и умений.
Глава I. ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Лишь те действия могут быть признаны справедливыми, полезность которых подтверждается в потребностях взаимного общения людей.
Эпикур
Основные цели этой главы:
- раскрыть категории и основные составляющие общения, показать его многоплановый, многофункциональный характер и востребованность;
- рассмотреть виды и уровни, модели и стили общения;
- развить практические умения, навыки самоанализа и самодиагностики читателя.