Подумай и выполни задание. Оцените выражение собственного лица, поучитесь управлять своей мимикой




Оцените выражение собственного лица, поучитесь управлять своей мимикой. Внимательно посмотрите на себя в зеркало.

Словесно прокомментируйте увиденное вами в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как можно больше мимических сигналов. Например: я морщу лоб, мои губы сжаты, у меня довольный (недоволь­ный) взгляд, появились постоянные складки вокруг глаз и пр.

Опишите себя:

1) как вы сейчас выглядите;

2) какое впечатление производите на окружающих. Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Есть люди»:

Есть люди: мысли их и жесты

До оскорбительности ясны.

Есть люди: их мечты — как тихие невесты,

Они непознанно-прекрасны.

Есть люди — с голосом противным,

Как резкий, жесткий крик шакала.

Есть люди — с голосом глубоким и призывным,

В котором Вечность задремала.

О, жалок тот, кто носит крики

В своей душе, всегда смущенной.

Блажен, с кем говорят негаснущие лики,

Его душа — как лебедь сонный.

Во время чтения придайте своему лицу выражение безразличия, радости, враждебности и т.д. (темы выбираются по желанию). Ответьте на вопросы:

- Легко ли вам управлять мышцами лица?

- Насколько удалось точно выполнить задание?

- Получилось ли нужное выражение лица?

Жесты это внешнее проявление внутреннего эмоциональ­но-психологического состояния человека. Обычно под языком жестов подразумеваются движения рук, кистей, пальцев, ног, головы, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внима­ния собеседника, а также многие другие сигналы в виде действий (собеседник открывает дверь или форточку, вынимает сигареты, застегивает пуговицу, листает бумаги и т.п.). Специалисты по не­вербальной коммуникации выделяют пять типов жестов: сим­волы, иллюстраторы, регуляторы, проявления аффекта, адаптеры.

Символы считаются языком знаков, они эквивалентны словам или фразам. Например, движение пальца из стороны в сторону — в США, России, в Италии — означает легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано, а в Голландии — отказ.

Иллюстраторы связаны непосредственно с вербальным язы­ком, эти жесты иллюстрируют слова, которые произносит собе­седник. Когда он говорит: «Мой третий вопрос...», поднимая три пальца, такой жест называется иллюстратором.

Регуляторы управляют устными коммуникациями, заставляя отправителя поторопиться, замедлиться или повторить что-ни­будь. Примером может служить частое поглядывание на часы или постукивание пальцами по столу во время беседы.

Проявления аффекта указывают на эмоциональные состояния, такие, как гнев или смущение, и обычно проявляются в выражении лица. Проявления аффекта отличаются от трех предыдущих типов жестов тем, что люди почти не могут ими управлять. На­пример, многие краснеют, когда они сердятся, и при этом сжи­мают кулаки, стискивают зубы, но они мало что могут сделать, чтобы управлять этим проявлением.

Адаптеры также относятся к жестам, которыми человеку труд­но управлять. Часто люди не осознают, что делают такие жесты. Подавленный зевок или обхватывание руками лица от страха яв­ляются жестами-адаптерами.

Жесты бывают условные и неусловные, причем условные жес­ты не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам от­носится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интер­национальными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для ин­дейцев — гнев. Однако ни один жест нельзя интерпретировать абсолютно точно. Психологи рекомендуют отслеживать «жест в связке с лицом» и считают, что он несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Различают также жесты: коммуникативные (приветствие, про­щание, утверждение, вопрос, отрицание); модальные (выражаю­щие оценку и отношение — одобрение, неудовлетворение, дове­рие, растерянность); описательные, имеющие смысл в контексте речевого высказывания.

Особенно важны при общении руки и их движения. Знамени­тый оратор древности Демосфен на вопрос «Что нужно для хоро­шего оратора?» ответил: «Жесты, жесты и жесты!», так как они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы — более убедительными. Движения рук выполняют при общении следующие функции:

- помогают снять скованность и напряженность;

- направляют внимание собеседника;

- структурируют подачу информации;

- поддерживают ритмику речи;

- побуждают собеседника к действиям;

- выражают сопутствующие эмоции;

- усиливают отдельные высказывания.

Участникам общения следует помнить, что жестовые сигналы кроме поддержки речи и расстановки акцентов свидетельствуют также об уверенности или неуверенности человека. У неуверенно­го человека жесты, как правило, ниже талии, порой на уровне коленок. О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти (как будто говорящий локтями держит тело), напряженная поза, скованные пальцы, трясущиеся руки и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: