Лирику Т. Кибирова относят к постмодернизму, соц-арту и концептуализму. Для него характерно пересмешничество, пародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов. Практически все жанры, которые использует Кибиров в своем творчестве, пародийно обыгрываются, отсюда возникает видимый эффект внутреннего разрушения жанра. Однако Кибиров пародирует не жанры, но сам тип лирического сознания, который в этих жанрах воплощался. Особенно часто деконструкции Кибирова подвергается романтический тип сознания. Классицистическая традиция, воплощенная в некоторых стихотворениях, связанных с жанром песни, также осмысляется поэтом иронически.
Для ироничного вложения нового содержания в традиционный стиль поэзии Кибиров использует принципы деавтоматизированного письма: тавтологичность стиля, интертекстуальность, игровая эстетика, выход за границы собственно литературы, ирония, пародийность.
Важнейшими стилеобразующими факторами в творчестве Кибирова являются интертекстуальность и диалог. Помимо этого, есть еще множество формальных показателей, по которым, несомненно, поэзия Кибирова - чистый постмодернизм. По И.П. Ильину, постмодернизм - это «многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений» [7].
Тимура Кибирова обоснованно называют «классиком» отечественного постмодернизма. Сегодня в литературной критике довольно часто можно встретить суждения, что постмодернизм себя исчерпал или и вовсе завершился. На наш взгляд, постмодернизм как крупнейший культурный феномен и литературное течение в частности имеет все права на существование до тех пор, пока не изжили себя основополагающие реалии современной постиндустриальной эпохи, составившие его базис: развитие новейших электронных технологий (в том числе виртуальной реальности); осознание невозможности описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности; плюрализм взглядов, мнений и норм (порождающих эпистемологическую неуверенность); использование специфического «стиля письма», характерными чертами которого являются смешение жанров, отсутствие заданной структуры, фрагментарность, децентрированность, цитатность, контекстуальность, многогранность, ироничность. Примерами использования данного специфического стиля письма изобилуют тексты Тимура Кибирова.
|
В его поэзии можно найти все приметы постмодернистского мировосприятия: обращенность поэтической рефлексии на внутренний мир, языковой плюрализм, стремление к совмещению несовместимого, контекстуализм и проч. Мир в творчестве Т. Кибирова представляется как «лежащий во зле», бессмысленности. Мир нуждается в спасении, а защита мира производится через защиту обыденного, простых событий, простой немудреной жизни. «Мудрость непритязательного довольства доступно-бытовым есть опора перед стучащимся в мир ужасом, который изображен в виде недвижного времени… Стоячее время есть символ зла, в котором лежит мир» [5].
|
Т. Кибиров играет не только художественными, но и научными текстами, становится под вопрос не просто поэзия, но и филология в широком смысле слова. Это дает нам право предположить автора интересует как процесс письма, так и его результат.
У Тимура Кибирова язык как инструмента описания мира, теряет свое значение и становится объектом описания, т.к. язык понимается поэтами не только как коммуникативное средство, но и как форма существования автора - субъекта, как его сущность. Поэт - лишь инструмент языка. Кибиров умело пользуется методами филологической науки, научным дискурсом, даже есть стихотворение на этот счет: «Мы говорим не дискурс, а дискуʹрс!».
Творческая индивидуальность Т. Кибирова строится на религиозной мировоззренческой платформе: именно к духовным ценностям христианства обращается поэт в сложных ситуациях. Если рассматривать в ценностном плане, творческая индивидуальность Кибирова опирается на культурные традиции, связь с которыми устанавливается за счет соотнесения себя с литературой прошлого и на гуманистических идеалах поэта.
Вывод: Т. Кибиров захватывает совей иронией все жанры, в частности типы лирических героев. Автор использует принципы деавтоматизированного письма, что образует его основные приемы: интертекстуальность и диалог, причем диалогизация проявляется в творчестве Т. Кибирова не так давно, с выходом его сборника «На полях «A Shropshire Lad»» (2007 г.). Во всей поэзии можно проследить принципы постмодернистского восприятия. Т. Кибиров как филолог имеет синкретическое мышление, об этом говорят его произведения, где он пользуется методами филологической науки. Творческая индивидуальность автора соотносится с литературой прошлого.