ВВЕДЕНИЕ
С развитием рыночной экономики термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин «управление» имеет более широкий смысл. Вообще, управление — это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, коснемся самого понятия «менеджмент» — от американского management — управление. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента1.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение менеджмента, то мы увидим, что в него входит:
♦ изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;
♦ производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
♦ управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели
|
Ведь основная функция менеджмента, я считаю, — это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных — менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:
В 1981 г. компания «Крайслер» пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что «Крайслер» в 1980 г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства Ли Яккока в то время занимал 1-е место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, так как Ли Яккока никак не соглашался на переход в «Крайслер», несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на «Крайслере». Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на «Крайслере» согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка «Крайслер» достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985 г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка
|
Этот пример показывает, насколько важна профессия менеджера и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера, и пойдет речь в настоящей книге.
СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
При изучении данной темы важно рассмотреть роль общественного процесса труда в возникновении и развитии такого вида человеческой деятельности, как управление. Трудовая деятельность человека осознанна и целенаправленна. Когда люди начинают совместно трудиться над созданием какого-либо вида изделия, появляется объективная необходимость в координации и согласовании деятельности участников для достижения поставленной цели.
Истоки управления как деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков, но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма. И, тем не менее, немало управленческих идей и принципов было известно задолго до капитализма
Каждое поколение решало свои проблемы с производством материальных благ, спросом и предложением, убытками и прибылью, трудом и управлением, и хотя во многом человеческие отношения следуют одним и тем же образцам, идеи управления не всегда были такими, как сегодня. Но не следует представлять это так, что современные идеи лучше прежних. Просто другие условия жизни: производительные силы, окружающая среда и сам человек изменяются, а значит, должны изменяться подходы куправлению1.
|
Что же такое управление и какова его сущность2?
Управление имеет двойное значение. Мы можем представить управление как систему (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов) и управление как деятельность (взаимосвязь управленческих функций). Вначале рассмотрим управление и сущность этого понятия как системы.
Управление — это целенаправленное воздействие на систему, осуществляемое таким образом, чтобы она переходила из одного состояния в другое, необходимое состояние.
Система управления — это целостная совокупность элементов, принимающих участие в процессе управления.
Система управления содержит совокупность элементов, которым необходимо дать характеристику.
Итак, субъект управления — это управляющая- система, которая: 1) формирует цели; 2) осуществляет управленческое воздействие на объект; 3) принимает решения для поддержания стабильности системы или перевода ее на более качественный уровень развития.
Рис. 1.1. Система управления
В роли объекта управления выступают управляемые системы. Это отдельные работники, рабочие группы, персонал организации в целом, кто, непосредственно воздействуя на материально-вещественные факторы производства, создает конечный продукт деятельности.
Управленческое воздействие субъекта на объект осуществляется с помощью методов управления. В науке управления устойчивые и эффективные способы и приемы достижения целей принято называть методами управления. На практике методы управления разнообразны:
♦ организационно-административные (правовые);
♦ экономические;
♦ социально-психологические.
Методы применяются субъектом управления комплексно, во взаимосвязи, обеспечивая эффективное воздействие на управляемый объект.
Обратная связь — это реакция объекта на управленческое воздействие, его оценка принимаемых субъектом решений.
Нельзя говорить об эффективности системы управления, если ее отдельные компоненты не согласованы между собой для достижения наилучших (в данной ситуации) результатов. Поскольку поведение частей системы и окружающих систем (персонал и различные его социальные группы, поставщики, клиенты, инвесторы) определяется собственными интересами, невозможны точные прогнозы, планы, решения. Следовательно, речь не может идти об абсолютно безупречной оптимальной системе управления, а лишь о непрерывном процессе ее совершенствования, причем в последние годы в практике российского менеджмента со все большим акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды. Из этого положения вытекают следующие следствия:
♦ любая рекомендация по построению эффективной системы управления — лишь общий контур, эскиз;
♦ каждый руководитель может и должен иметь свою собственную концепцию решения проблемы совершенствования системы управления;
♦ систему управления необходимо совершенствовать постоянно.
Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы. Так, систему управления электростанцией можно считать подсистемой системы управления электрообъединением, а последнюю подсистему — системой управления инфраструктурой региона.
Целостное представление о системе основывается на понятиях:
♦ открытой системы;
♦ взаимодействия с внешней средой;
♦ анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимодействие с внешней средой.
Новая управленческая парадигма означает переход «от века машин к веку систем». Мышление в «век машин» подчинялось логике анализа системы, т.е. обращения внутрь ее. Алгоритм мышления в «век систем» предполагает, что понимание частей происходит из понимания целого, а не наоборот.
К сожалению, мышление российских менеджеров пока больше соответствует методологии «века машин». Сталкиваясь со сложной проблемой, менеджер сразу стремится «разрезать ее» — разбить на более мелкие и решить их. Сумма же частных, пусть и хороших, решений не является лучшим решением для целого. В современной практике российского менеджмента очень важен системный методологический подход к управлению, а следовательно, и к менеджменту1.
С переходом к рыночной системе государство, сохраняя за собой монополию на установление общих «правил игры», не может и не должно напрямую вмешиваться в менеджмент предпринимателей, а тем более командовать ими. При этом сторонами трудового отношения являются работники и работодатель. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.
Государство осуществляет прямую хозяйственную деятельность: предоставляет рабочие места Однако в этом случае оно выступает в роли работодателя, т. е. находится в одном ряду с другими работодателями, и обязано подчиняться тем же законам, что и все другие предприниматели. В тех же случаях, когда государство как особый институт определенным способом воздействует на трудовые отношения, оно остается вне этих отношений, как бы стоит над ними. Следовательно, субъектов трудовых отношений два — работодатель, во-первых, и наемные работники, во-вторых. Ниже приведена эффективная система документооборота.
Впервые в российском законодательстве введено обязательное заключение коллективных договоров. При этом зафиксирована возможность значительного расширения поля деятельности отраслевых и региональных соглашений.
Именно договорная форма объективно приемлема для рыночных отношений — так обстоит дело в развитых странах.
Договор определяет добровольность сделки, поиск компромисса, увязку противоположных интересов покупателя и продавца (на рынке труда — работодателя и наемного работника).
Основной принцип здесь — каждый соблюдает свой истинный интерес, но в конечном итоге реализуются интересы всех. При этом роль профессиональных объединений резко возрастает, что открывает дополнительные возможности для участия работников в менеджменте (управлении производством).
В условиях системы наемного труда, безусловно, действует институт нормирования труда. Во многих государствах существует единая система нормирования и тарификации труда. Ни одно грамотно организованное производство не может обойтись без него. Уповать на то, что «рынок все сделает» — это загонять менеджмент в явный тупик1. Нормирование и тарификация труда разрабатываются по определенным критериям, единым методикам для предприятий всех форм собственности2.
Менеджмент во многом определяет результативность производства — от того, как он среагировал на конъюнктуру рынка, как организовал производство продукции, рекламу, продвижение товаров и обновление цикла.
Поведение на «рынке» товаров и услуг определяется следующими обстоятельствами:
♦ кто, что и сколько приобретает, склонен ли к покупке того или иного товара (услуги);
♦ что важно при покупке (известность, цена, вкус, цвет, запах и пр.);
♦ попадают ли в среду (поле) воздействия рекламы, склонны ли следовать рекламным обращениям;
♦ привычки потребления товара (услуги) — где, в какое время, с кем, с чем и с какой частотой;
♦ сколько готовы платить, а сколько откажется от покупки;
♦ что и сколько стоит в разных регионах страны.
Обстоятельный аналитический прогноз и измерения позволяют:
♦ определить доли потребителей, склонных к покупке определенного товара, а также доли лиц, которых данный товар никогда не заинтересует;
♦ описать покупателей по значимым параметрам (пол, возраст, бюджет, психология и пр.);
♦ определить целевую группу для такого товара (на кого направить рекламу);
♦ определить критерии позиционирования товара (образ в сознании покупателей);
♦ выявить наиболее значимые факторы для первоначальной «раскрутки» и последующего развития;
♦ подготовить основы для ведения продуманной рекламной кампании и, шире, для продвижения товара, и, еще шире, осознанной конкурентной борьбы;
♦ возможно, построить экономическую модель рынка, способную отвечать с высокой долей вероятности на вопросы типа:
«что будет, если?» Например: «Что будет с прибылью при изменении определенного фактора на определенную величину?»
Последний пункт напрямую связан с применением уникальной (для нашей страны) технологии стратегического планирования, основанной на методе анализа иерархией (Analytical Hierarchy Processes). Технология активно разрабатывается на Западе примерно с середины 70-х гг.
Метод анализа иерархией основан на многоуровневой декомпозиции проблемы в более простые составляющие подпроблемы, к которым применяются специально организованные экспертные оценки. На основе таким образом организованной экспертизы впоследствии лицо, принимающее решения, выносит свое суждение. В экспертных оценках может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эта интенсивность затем выражается численно. Метод анализа иерархией включает процедуры синтеза множества экспертных оценок, получения приоритетности элементов и нахождения альтернативных решений. Полученные таким образом значения являются оценками в шкале отношений и соответствуют так называемым жестким оценкам1.
Стратегическое планирование способно дать следующие результаты:
♦ понимание ситуации, в которой находится организация или фирма;
♦ осознание последствий каких-то действий или решений руководителей организации или фирмы;
♦ осознание последствий каких-то действий или решений руководителей других организаций, фирм или властных структур;
♦ понимание последствий, если организация или фирма будет действовать так же, как сейчас;
♦ знание того, как добиться развития событий по наиболее желательному сценарию их развития;
♦ знание наиболее вероятного сценария развития событий;
♦ понимание того, какие ресурсы потребуются для реализации тех или иных сценариев развития.
Обычно человеческое поведение сводят к двум-трем стимулам — таким, как удовольствие, боль и инстинкт выживания. Но так ли это? Зигмунд Фрейд подвел все человеческие стремления к единому знаменателю: либидо, исходя из чего большинство современных теоретиков «науки о душе» — психологии утверждают, что разнообразные устремления в равной степени свойственны всем людям. Абсолютно новую, опровергающую подобные постулаты теорию предложил профессор психологии и психиатрии американского университета Огайо Стивен Рейсе. В течение пяти лет он проверял и обосновывал свою концепцию, после чего опубликовал результаты исследований в книге, которая называется «Кто я?» 16 основных желаний, которые мотивируют наши поступки и определяют нашу личность». Основные желания, которые, по словам американского ученого «руководят нашими повседневными действиями и делают нас такими, как мы есть», — это власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие. По крайней мере четырнадцать из шестнадцати предложенных стимулов имеют генетическую основу. Это уже доказано современной наукой. Только стремление к идеалу и одобрению, по-видимому, не связано с наследственностью.
Для того чтобы выделить перечисленные желания-стимулы, Стивен Рейс провел исследование, охватившее более, шести тысяч человек «Комбинация этих стимулов и их расстановка по приоритетности — это именно то, что делает личность неповторимой», — утверждает ученый.
ПЕРСОНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление современной организацией — это результат деятельности группы людей, разрабатывающих планы, собирающих информацию, готовящих решения, мотивирующих работников на достижение конкретных целей. Совокупность специалистов, осуществляющих функции управления, называют персоналом менеджмента.
Рис 3.1. Персонал менеджмента
Менеджмент — это самостоятельная сфера профессиональной деятельности, а менеджер — дипломированный специалист, занимающий постоянную должность в фирме и наделенный полномочиями в области управленческой деятельности.
Рис. 3.2. Базовые функции менеджера
У менеджеров особый предмет труда — информация, анализируя и преобразовывая которую он принимает решения, необходимые для выполнения всех функций управления. Работа таких специалистов оценивается по достижению поставленных целей, по результативности работы коллектива, организации. Результат работы положителен, если организация развивается и процветает, а при отрицательных результатах, наоборот, организация разоряется, что приводит в тупик судьбы многих людей. На менеджера ложится важнейшая ответственность, как моральная, так и материальная, и в зависимости от его умения принимать решения в конкретных ситуациях определяется его роль в уровнях управления1.
Все менеджеры выполняют определенные функции при вертикальном и горизонтальном разделении труда.
Самая развитая горизонталь управления (по количеству менеджеров) — младшие начальники-мастера, заведующие отделами, кафедрами — соответствует низшему звену. Первое низовое звено состоит из операционных руководителей, которые непосредственно управляют рабочими и операторами. Они выдают задания и осуществляют контроль за их выполнением, непрерывно обеспечивая верхние этажи пирамиды управления прямой информацией о ходе технологического процесса. Работа руководителей низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями, охватывает большое количество частных задач2.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низшего звена, готовят им задания и принимают соответствующие решения. Работа руководителей этого звена специализируется по отдельным направлениям (функциям), например, плановым, технологическим, инновационным, производственным и т.п. При этом они одновременно собирают информацию от низших звеньев, фильтруют ее, анализируют и готовят предложения для решений высшего звена управления.
Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Типичные должности руководителей высшего звена — это президенты фирм, председатели советов, казначеи корпораций и т. п. Руководители этого звена, как правило, — сильные личности, поэтому они влияют на совокупный результат, деятельности организаций.
Рис 3.3. Уровни менеджеров
Пирамида управления организацией имеет широкое основание — большое количество управляющих низшего звена, количество руководителей среднего звена — меньше, вершина пирамиды — руководители высшего звена
Главную задачу, которая сегодня стоит перед любым руководителем российской организации, можно записать так
Дано: основные цели деятельности и плановые задачи; ресурсы; права на использование ресурсов; разнообразные ограничения деятельности в виде законов, включая трудовое законодательство, правил техники безопасности, правовых норм, регулирующих взаимоотношения с финансовыми и другими органами.
Требуется: постоянно поддерживать работоспособность системы управления и обеспечивать ее развитие. Повышать эффективность производства не за счет вовлечения новых ресурсов, а все лучшего использования имеющихся.
Одни менеджеры эту задачу решают лучше, другие хуже, третьи вообще не могут решить.
От чего же зависит успех?
Он определяется многими факторами, но главный — компетентность руководителя, его жизненная позиция.
Профессиональность менеджера включает:
1. Структуру знаний.
2. Готовность к видам управленческой деятельности.
3. Тип мышления (или профессиональное сознание).
- Тип личности (развитость определенных способностей, лидерство).
- Освоение ролевых позиций руководителя.
- Интеллектуальный потенциал (фундаментальность знаний, методологии подходов и оценок).
- Навыки диагностики проблем анализа, общения, организации, планирования, принятия решений, психологической гибкости.
Такой менеджерский профессионализм должен иметь совокупность ресурсов, составляющих основу для гармоничного развития всех составляющих профессиональной компетентности руководителя. Их можно представить в виде схемы (рис 3.4).
Рис. 3.4. Ресурсы менеджера
Профессионально подготовленный менеджер по сравнению с неподготовленным лучше видит задачи и направления развития производства, умеет подчинить себе события, сознательно регулирует свое время и время подчиненных, умеет в тесном контакте работать с различными организациями, правильно строит свои отношения с коллегами и подчиненными. В результате он обеспечивает более высокую эффективность производства1.
Однако современное экономическое развитие России и мировых процессов предполагает ряд требований к менеджеру нового тысячелетия, кардинально нового витка развития цивилизации2.
Динамизм внешней среды требует частых глубоких изменений в системе управления, что, в свою очередь, вызывает необходимость в новой генерации менеджеров-дженералистов, выполняющих функции генерального конструктора организационно-экономических систем, созидателя, архитектора нового.
Менеджер-дженералист должен обладать:
♦ многомерным стратегическим мышлением;
♦ чувством внешней среды, ее динамизма и тенденций;
♦ умением анализа стратегий;
♦ качествами политического деятеля;
♦ умением творчески решать сложные проблемы;
♦ готовностью рисковать;
♦ методами проведения реформации;
♦ навыками функционального управления по различным
сферам: ценообразования, планирования, снабжения, сбыта
и т.д.
Менеджер такого типа должен стать «капитаном команды», т. е. модель управления будет больше ориентирована на взаимодействие сотрудников в процессе подготовки и принятия решения.
С психологической точки зрения возрастает роль таких факторов, как стрессы, неопределенность, эрозия традиционных ценностей.
В практике российского менеджмента для управленца такого типа резко возрастает взаимодействие с территориальными, общественными органами и органами власти в плане экологии, ресурсо- и энергосбережения, занятости, бюджетных платежей. Появляется потребность в новых качествах менеджера — умение быть политиком, проявлять государственный подход. Он должен работать с общественностью (паблик рилейшнз), знать политику, разбираться в культуре, обладать гуманитарным мышлением, владеть искусством переговоров, гибкостью, быть хорошим психологом.
В настоящий момент в мире мы наблюдаем информационный взрыв. Это обусловлено как усложнением технических систем в производстве, их автоматизацией, так и возросшей сложностью управленческих решений. Все большее значение будет придаваться созданию формальных систем для опережающей информации о внешней среде.
Коммерциализация деятельности потребует предпринимательской инициативы и творческого, готового к риску типа мышления. В этих условиях все более значимым фактором становится умение менеджера использовать знания экспертов.
В целом существенно возрастает интеллектуализация управления. Только при ней возможен учет «длинных» причинно-следственных связей в современной практике менеджмента1.
Уровень интеллектуализации управления измеряется длиной причинно-следственных связей, на которые современная система управления во главе с современными менеджерами способна реагировать. Деинтеллектуализированная система управления может реагировать только на то, что уже случилось, а всякая попытка заглянуть вперед, в будущее, отвергается как «философствование».