РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА




Тема 12. Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики

Тема 13. Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения и социальной защиты граждан

Тема 14. Государственное управление в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции

1. Организационно-правовые основы государственного управления
промышленностью и сельским хозяйством.Полномочия государственных органов, осуществляющих надзор в управлении промышленностью и сельским хозяйством.

2. Организационно-правовые основы государственного управления в сфере экологии, в сфере финансов и кредитов.

3. Основы организации управления социально-культурной сферой (основные направления государственно-управленческой деятельности в социально-культурной сфере, основные методы управления).

4. Государственное управление в сфере образования (организационная система управления, органы управления; государственный контроль и надзор).

5. Организационно-правовые основы государственного управления в области внутренних дел РФ.

6. Организационно-правовые основы государственного управления в области юстиции.

7. Понятие обороны. Организационно-правовые формы управления обороной страны. Органы управления в об­ласти обороны.

8. Понятие безопасности. Правовые основы государственного управления безопасностью РФ. Органы управления в области государственной безопасности.

Студенты должны четко представлять, что государственное управление как один из видов государственной деятельности изучается учебной дисциплиной «административное право» в связи с тем, что данная отрасль права регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления государственного управления. Именно государственное управление представляет собой форму реализации исполнительной власти.

Государственное управление можно определить как организующую деятельность органов государственного управления (исполнительной власти и иных органов), осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства.

Государственное управление объективно необходимо, оно охватывает следующие сферы государственной и общественной жизни: экономику (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и другие); социально-культурное строительство (образование, наука, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и др.) и безопасность (оборона, государственная и общественная безопасность и др.).

Следует отметить, что государственное управление осуществляется в отношении объектов государственной собственности. Вместе с тем, определенные управленческие функции распространяются и на объекты негосударственной собственности (муниципальной и частной).

Характерными чертами государственного управления являются следующие:

1. Государственное управление осуществляется от имени государства и является организующей деятельностью.

2. Функции государственного управления реализуются специально создаваемыми в установленном порядке органами государственного управления, основными из которых являются органы исполнительной власти (например, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, администрации краев, областей и др.).

3. Государственное управление осуществляется путем воздействия на определенные объекты управления. Ими являются граждане, предприятия, учреждения, организации, а также нижестоящие органы государственного управления и их должностные лица.

4. Государственное управление часто носит государственно-властный характер, в силу чего оно осуществляется преимущественно в правовых формах. Поэтому велика роль административного права в «обслуживании» государственного управления, в реализации исполнительной власти. Вот почему административное право нередко называют управленческим правом.

5. Государственное управление – подзаконная деятельность, она основывается на законах.

Проработав указанные положения, студенты должны обратить внимание на сущность таких функций государственного управления, как сбор, обработка и передача информации, прогнозирование и планирование, организация и руководство, регулирование, координация, контроль и надзор. Общие функции управления конкретизируются в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.

Изучая поставленные вопросы, студентам необходимо ознакомиться с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 17.01.2012г.), положениями о министерствах и ведомствах РФ, осуществляющих государственной управление перечисленными выше отраслями и др. нормативно-правовыми актами.

Задание 1. Назовите кем, как и в каком порядке осуществляется контрольная, контрольно-надзорная и надзорная деятельность в сфере здравоохранения, науки, образования.

Задание 2. Схематично отобразите организационно-правовую систему управления внутренними делами, безопасностью и юстицией по следующим параметрам:

а) - система органов исполнительной власти;

- система предприятий и учреждений комплекса;

- система органов, осуществляющих административный надзор.

б) – федеральный;

- субъектов РФ;

- территориальный.

Задание 3. Назовите кем, как и в каком порядке осуществляется контрольная, контрольно-надзорная и надзорная деятельность на транспорте и в связи.

Задача 1. Индивидуальный предприниматель Жуковский - владелец кафе «Уют» - обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий главного санитар­ного врача города при проведении проверки деятельности его предприятия, вынесенного постановления о запрещении работы кафе недействительным и возмещении убытков.

В суде Жуковский заявил, что проверка, проведенная санитарно-эпидемиологическим надзором, была уже второй в течение года, во время проверки он не присутствовал - лежал в больнице со сломанной ногой, обследование деятельности кафе затянулось на полтора месяца — не могли найти доказательства нарушения санитарно-эпидемиологических пра­вил, с актом проверки он не был ознакомлен.

Главный санитарный врач города пояснил, что вторая проверка была проведена, по­скольку им была получена анонимная жалоба о плохом санитарно-эпидемиологическом состоянии предприятия.

Дайте юридический анализ дела. Оцените правомерность действий главного санитар­ного врача.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 января 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 26.01.2009. № 4. ст. 445.

Федеральный конституционный закон от 17.12. 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 28.12.2010г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712.

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 17.01.2012г.) //www.kremlin/ru

Положения о федеральных органах исполнительных власти, перечисленных в структуре федеральных органов исполнительной власти.

Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти.

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В.Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, - 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: