Кризисы развития и кризисы жизни




Кризисы и кризисная интервенция

Кризис по определению означает «развилку на доро­ге» или поворотную точку. Это подразумевает напряжен­ное, тревожное состояние, которое не может переносить­ся индифферентно.

Кризис это – нормальная реакция человека на аномальные события.

Кризис ограничен во времени: что-то должно измениться, нельзя оставаться в кризисе постоянно.

Решение любого кризиса может быть достигнуто только решимостью на какое-либо действие.

 

Характерными особенностями кризиса является:

1) Находящийся в кризисе человек выби­вается из привычного ритма, не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. Но кризис – это не тупик, а не­кие противоречия, которые накапливаются у человека. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые пере­живания, с другой – в этот момент человек максимально открыт новому опыту. Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом.

2) Кризис может являться результатом длительно разви­вающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов. Травматические кризисы связны с травматической ситуацией (однократной или постоянно действующей). Кризис может возникнуть как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»). Кризисы развития и жизненные кризисы разворачиваются в течение определенного периода.

3) Каждый кризис характеризуется индивидуальным и, присущим и только ему признаками, соответственно, ис­пользуются разные виды помощи и выбираются разные профилактические мероприятия. Интервенция, или вме­шательство в кризис, осуществляется по определенным принципам, исходя из особенностей данного кризиса.

4) Кризис ограничен во времени: что-то должно измениться, нельзя оставаться в кризисе посто­янно. В типичных случаях продолжительность психологи­ческого кризиса ограничивается сроком от одной до ше­сти недель.

5) Решение любого кризиса невозможно без решимо­сти на какое-либо действие.

Кризисы бывают:

1) Внутренние кризисы. Это естественные, природосообразные поворотные пункты во внутреннем развитии. Их проходит каждый человек, и он не нуждается в ПТ и мед. лечении.

Внутренние кризисы бывают:

- возрастные – это потеря старой и приобретении новой идентичности. Базовыми считаются: кризис новорожденности, пубертатный кризис, кризис смысла жизни (29-35 лет), кризис середины жизни (45-55 лет).

- экзистенциональные – смысловые. Происходит кризис в мироощущении человека, в социуме. Он болезненно переживается. Человек расстается с иллюзиями.

Экзистенциональный кризис связан с 4 базовыми экзистенциональными проблемами:

Проблема бытия на земле. Возникает тема бессмысленности (Зачем я живу, если все равно умру?).

Проблема конечности. Тема смерти (Что останется, когда я умру?).

Проблема изоляции. Тема одиночества.

Проблема свободы. Человек постоянно стремится к свободе, а когда достигает ее – не знает, что с ней делать.

Эти проблемы, выход из них позволяют выбрать дальнейший жизненный путь.

2) Внешние кризисы. Это психогенные, антропогенные, техногенные травмы. Возникает острый стресс и ПТСР. Возможны такие выходы из внешнего кризиса как суицид, трансформационный кризис. Человек нуждается в помощи, возможно применение мед. препаратов.

Рис. 1. Стадии формирования постстрессовых нарушений

3) Кризисы, вызванные потерей. Потери могут быть внутренние и внешние. Важно – насколько природосообразна потеря. При смерти пожилого человека – это может опираться на экзистенциональные техники, при смерти ребенка – они не работают.

4) Трансформационные кризисы. После травм человек как бы просветляется. У него происходят изменения, он как бы вырастает в своем развитии. Симптоматика отсутствует. Работать с этим не нужно, необходимо разъяснение (такое иногда бывает).

 

ТИПЫКРИЗИСОВ

(Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. выделяют следующие типы ризисов)

Травматические кризисы

Травматические кризисы вызываются экстремальны­ми ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям (угроза потери здоровья или жизни, природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т. п.*). Подобные события, независимо от их результатов, суще­ственно нарушают базовое чувство безопасности челове­ка и могут приводить к развитию болезненных состоя­ний – травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций на сегодняшний день не имеют исчерпывающего и однозначного определения. К таким ситуациям следует относить природные и технологические катастрофы, стихийные бедствия, меж­национальные и межрегиональные конфликты, военные действия, физическое, психологическое и сексуальное насилие, террористические акты, и т.д. Недостаточно рассматривать только их объективные особенности (количество смертей, физические травмы и пр.), важно учитывать психологические составляющие: восприятие, понимание, реагирование и поведение людей, попадающих в эти ситуации. Поэтому диапазон ситуаций, способных вызвать тяжелые психологические последствия у детей и взрослых расширяется. Это оскорбления, несправедливость, обида, утраты. Мы сталкиваемся с ними в повседневности и часто думаем, что это всего лишь неприятный эпизод, а то и просто не обращаем на них внимания (особенно если это касается детей).

В конце 80-х гг. возникло понятие «психическая травма» (психотравма) – событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу "я". Оно нарушает нормальную жизнедеятельность человека (Черепанова). Главное содержание психотравмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. Травма влияет на восприятие времени, на видение прошлого, настоящего и будущего (Малкина-Пых).

Чрезвычайные (экстремальные) ситуации характеризу­ются сверхсильным воздействием на психику человека. Это вызывает травматический стресс. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен всей предыдущей жизни. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием, разделяющим жизнь на «до и после».

Психо­логические последствия травматического стресса в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрес­совом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни или здоровья.

Интенсивность стрессогенного воздействия бывает столь велика, что личностные особенности или предшествующие невротические состояния уже не играют решающей роли в генезе ПТСР. Конечно, их наличие может способствовать развитию, отражаться в течении или клинической картине ПТСР, однако последнее может развиться в катастрофиче­ских обстоятельствах практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположен­ности.ПТСР возникает при­близительно у 20% лиц, переживших ситуации травматиче­ского стресса (при отсутствии физической травмы, ранения).

Нарушения, развивающиеся после пережитой психо­логической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

Когда в школе или в семье есть травмированный ребенок, и учителя, и родители часто не знают, как вести себя с ним, как можно помочь ему. Тем более что многие родители, имеющие таких детей, тоже травмированы. А взрослый, который не может помочь себе, конечно же, не сможет помочь и своему ребенку.

 

В группе травматических кризисов выделяются:

А) Кризис целостности спровоцирован угрозой целям или системе ценностей, «перекрытием» источников жизненно­го смысла (блокада жизненных целей, представление о не­возможности самоактуализации, разрыв между «должным» и «сущим», между собственной жизнью и жизнью окружа­ющих). Результирующая всех этих воздействий выражает­ся в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспек­тивы, а, следовательно, и стимулов к деятельности. Возни­кают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощу­щения ее тягостности, мучительности до отвращения. По­добные состояния могут возникать как в итоге длительно­го ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм. Любое измене­ние в жизни означает потерю некоторых аспектов привыч­ных представлений о собственном «Я» и объекте, неизбежно влекущую за собой их постоянное тестирование и ревизию. Такой кризис трудно выявить. Обычно при таком кризисе чаще обращаются к друзьям или родственникам, а не к про­фессиональным психотерапевтам.

Б) Кризис «пересадки корней» это ситуация, когда чело­век как бы переходит в иную культурную, информацион­ную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак. Многое зависит от качества «почвы», на которую они попадают.

В) Кризис лишения представляет собой наиболее частый тип, он связан с утратой близкого человека. Реакция на ут­рату особенно тяжела, когда отношения с утраченным че­ловеком были сложными и ничего уже не исправить. Это событие может вызвать травматический кризис, если оно неожиданно, если смерть безвременна и трагична. Но даже если это событие естественно и закономерно, оно заставля­ет страдать и горевать об умершем, по-другому увидеть свою собственную жизнь и изменить систему ценностей.

Г) Ситуационный кризис – это некая утрата, связанная с разрушением определенной жизненной ситуации, но не связанная с потерей близкого человека. Эмоционально значимой ут­ратой, вызывающей переживания, могут оказаться собы­тия, не столь трагичные на первый взгляд: разрушение Со­ветского Союза, кража, особен­но кража из личного жилища, первый сексуальный опыт, измена, гибель домашнего животного.

Кризисы становления

На разных этапах жизни люди могут переживать психо­логические кризисы, оказываясь перед необходимостью выдержать новые испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости. Без этого невозмож­на социализация, поскольку по мере превращения ребен­ка во взрослого требования к нему и его ответственность возрастают. Вот несколько примеров таких испытаний: по­ступление в школу, экзамены, первая работа, безработица, смена работы или специальности, эмиграция.

Кризисы развития и кризисы жизни

Эти кризисы связаны с особенностями человеческого существования и постоянными изменениями в жизни че­ловека. Появление новых качеств, физиологических и пси­хологических, зачастую требует перестройки всего орга­низма и личностных изменений, что само по себе может быть трудным и болезненным. С точки зрения статистиче­ской нормы, кризисы развития считаются нормативными, однако каждая конкретная история жизни имеет свою ва­риацию кризисных периодов. К кризисам развития и кризисам жизни относят:

А) Половое созревание. Период физиологического и пси­хологического взросления может быть кризисным пе­риодом, поскольку подросткам трудно контролировать свои эмоции и сексуальное влечение. Свойственное воз­расту стремление к независимости от родителей порож­дает множество конфликтов. С этим периодом часто свя­зана первая любовь, которая также может привести к кризису, особенно если чувства безответны. Хотя первая влюбленность далеко не всегда надолго сохраняет свою интенсивность, многие ее «жертвы» знают, что ощу­щение потери при разрыве может быть таким же силь­ным и оставлять не менее болезненный след, как и при расставании с близким человеком, с которым проведена большая часть жизни.

Б) Начало супружеской жизни. Процесс адаптации парт­неров к нуждам и потребностям друг друга сопровождает­ся напряжением, которое может привести к кризису отно­шений. Часто кризис в начале совместной жизни означает не утрату взаимных чувств, а необходимость научиться жить вместе.

В) Отцовство и материнство. Беременность, рождение ребенка требует осознания разницы между состояниями «только мы вдвоем» и «мы – семья», ответственности и за­боты о ребенке. Этот период также связан с сильным на­пряжением, которое может привести к серьезному кризи­су у обоих супругов, к кризису семьи.

Г) Обособление детей от родителей, уход из родительско­го дома. Родители могут переживать стресс, чувствовать себя ненужными, что тоже иногда приводит к кризису. Кризис становится еще серьезней, если дети не хотят поддерживать близкий контакт с родителями. Тогда изо­ляция, которой так боялись родители, становится реаль­ностью.

Д) Болезнь. Тяжелое заболевание, в результате которого человек становится частично или полностью нетрудоспо­собным, – это сильный стресс, который ведет к кризису. С началом заболевания для некоторых людей заканчивается жизнь, к которой они привыкли. Больному необхо­димо смириться с инвалидизацией, но это нелегко. Его близкие люди, с другой стороны, сталкиваются с необхо­димостью приспособить свою жизнь к произошедшим изменениям и заботиться о нем.

Е) Самопроизвольное или искусственное прерывание беремен­ности. Выкидыш, который обычно происходит в течение первых трех месяцев беременности, может быть серьезным ударом, особенно если супруги хотят иметь ребенка. Про­блема усложняется, если у женщины и раньше были выки­дыши или трудности, связанные с беременностью. Искус­ственное прерывание беременности на ранних стадиях так­же может привести к кризису, поскольку женщина может испытывать сильное чувство вины, даже если она решила или добровольно согласилась сделать аборт. Решение сде­лать аборт уже само по себе может быть причиной много­численных серьезных проблем в зависимости от того, как было принято это решение: самой женщиной либо под давлением мужа (других людей).

Ж) Менопауза может привести к многостороннему кризи­су у женщины, ее мужа, к кризису их отношений. Многие женщины воспринимают потерю способности к деторож­дению как однозначный признак того, что определенная фаза жизни заканчивается. Они могут переживать депрес­сивные состояния. Гормональные изменения также вызы­вают физический дискомфорт, что усугубляет проблемы.

З) Кризис середины жизни в 35-45 лет, делящий жизнь пополам, он переживается обычно весьма болезненно, болезненнее чем кризис 30 лет. Он связан с утратой смысла жизни, когда меняются работа, друзья, личная жизнь. Идет обесценивание того, чего человек достиг. К этому периоду накапливаются противоречия. Может показаться, что жизнь проходит незаметно и совсем не так, как хотелось. Занимаешься не своим делом. Жи­вешь рядом не с теми людьми. Все вроде бы благополучно, но все катастрофически не так. Мужчины и женщины не­сколько по-разному переживают этот кризис.

Достигшему жизненного апогея мужчине вдруг начина­ет казаться, что у него остался последний шанс сделать свое дело, такое, которое без него не сможет никто. У сорокалет­него мужчины нередко появляются увлечения на стороне. Мужчина в 40 лет начинает предъявлять претензии к своей внешности: ему не нравится лишний вес, намечающаяся лысина. Стра­хи мужчины связаны с роковым, как ему кажется, снижени­ем потенции. Мужчина, переживающий этот кризис, стано­вится непредсказуемым даже для самого себя.

А у женщины, которая находится с ним рядом, в это же вре­мя приближается собственный кризис. Она уже не нужна практически взрослым детям, многие из них просто выле­тают из гнезда, оставляя родительский дом пустым. У нее обычно нет таких профессиональных успехов, как у мужа. Ей трудно спрятаться в работу, быстро найти себе достойное профессиональное занятие. Она все чаще разглядывает се­бя в зеркале, и ее выводы неутешительны.

И) Кризис предпенси­онного возраста, когда человека ожидает автоматическое изменение его социального статуса. Те люди, которые хо­тели бы, чтобы их оставили на работе, начинают работать даже лучше, чем их коллеги, пребывающие в кризисе сред­него возраста. Открывается второе дыхание. Примерно лет в 65 или чуточку позже, когда постепенно закончится активная трудовая деятельность, будет еще один возрастной кризис. Главной задачей станет необходимость принять свое прошлое, свою жизненную историю, принять все, что успел в этой жизни сделать. Не отвергать, не стыдиться, не обвинять себя и других, а принять.

К) «Узелковый период». Он не имеет временных рамок. Условно — это когда человек со­бирает вещи в узелок и хранит их, готовясь к смерти. Он существует как бы в двух мирах. Некоторые больше себе позволяют, стремятся получить то, чего у них не было. Отсюда поздняя любовь, творчество, большая свобода.


Чувства в кризисе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: