Кризисы и кризисная интервенция
Кризис по определению означает «развилку на дороге» или поворотную точку. Это подразумевает напряженное, тревожное состояние, которое не может переноситься индифферентно.
Кризис это – нормальная реакция человека на аномальные события.
Кризис ограничен во времени: что-то должно измениться, нельзя оставаться в кризисе постоянно.
Решение любого кризиса может быть достигнуто только решимостью на какое-либо действие.
Характерными особенностями кризиса является:
1) Находящийся в кризисе человек выбивается из привычного ритма, не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. Но кризис – это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой – в этот момент человек максимально открыт новому опыту. Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом.
2) Кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов. Травматические кризисы связны с травматической ситуацией (однократной или постоянно действующей). Кризис может возникнуть как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»). Кризисы развития и жизненные кризисы разворачиваются в течение определенного периода.
3) Каждый кризис характеризуется индивидуальным и, присущим и только ему признаками, соответственно, используются разные виды помощи и выбираются разные профилактические мероприятия. Интервенция, или вмешательство в кризис, осуществляется по определенным принципам, исходя из особенностей данного кризиса.
|
4) Кризис ограничен во времени: что-то должно измениться, нельзя оставаться в кризисе постоянно. В типичных случаях продолжительность психологического кризиса ограничивается сроком от одной до шести недель.
5) Решение любого кризиса невозможно без решимости на какое-либо действие.
Кризисы бывают:
1) Внутренние кризисы. Это естественные, природосообразные поворотные пункты во внутреннем развитии. Их проходит каждый человек, и он не нуждается в ПТ и мед. лечении.
Внутренние кризисы бывают:
- возрастные – это потеря старой и приобретении новой идентичности. Базовыми считаются: кризис новорожденности, пубертатный кризис, кризис смысла жизни (29-35 лет), кризис середины жизни (45-55 лет).
- экзистенциональные – смысловые. Происходит кризис в мироощущении человека, в социуме. Он болезненно переживается. Человек расстается с иллюзиями.
Экзистенциональный кризис связан с 4 базовыми экзистенциональными проблемами:
Проблема бытия на земле. Возникает тема бессмысленности (Зачем я живу, если все равно умру?).
Проблема конечности. Тема смерти (Что останется, когда я умру?).
Проблема изоляции. Тема одиночества.
Проблема свободы. Человек постоянно стремится к свободе, а когда достигает ее – не знает, что с ней делать.
Эти проблемы, выход из них позволяют выбрать дальнейший жизненный путь.
2) Внешние кризисы. Это психогенные, антропогенные, техногенные травмы. Возникает острый стресс и ПТСР. Возможны такие выходы из внешнего кризиса как суицид, трансформационный кризис. Человек нуждается в помощи, возможно применение мед. препаратов.
|
Рис. 1. Стадии формирования постстрессовых нарушений
3) Кризисы, вызванные потерей. Потери могут быть внутренние и внешние. Важно – насколько природосообразна потеря. При смерти пожилого человека – это может опираться на экзистенциональные техники, при смерти ребенка – они не работают.
4) Трансформационные кризисы. После травм человек как бы просветляется. У него происходят изменения, он как бы вырастает в своем развитии. Симптоматика отсутствует. Работать с этим не нужно, необходимо разъяснение (такое иногда бывает).
ТИПЫКРИЗИСОВ
(Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. выделяют следующие типы ризисов)
Травматические кризисы
Травматические кризисы вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям (угроза потери здоровья или жизни, природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т. п.*). Подобные события, независимо от их результатов, существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний – травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.
Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций на сегодняшний день не имеют исчерпывающего и однозначного определения. К таким ситуациям следует относить природные и технологические катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, военные действия, физическое, психологическое и сексуальное насилие, террористические акты, и т.д. Недостаточно рассматривать только их объективные особенности (количество смертей, физические травмы и пр.), важно учитывать психологические составляющие: восприятие, понимание, реагирование и поведение людей, попадающих в эти ситуации. Поэтому диапазон ситуаций, способных вызвать тяжелые психологические последствия у детей и взрослых расширяется. Это оскорбления, несправедливость, обида, утраты. Мы сталкиваемся с ними в повседневности и часто думаем, что это всего лишь неприятный эпизод, а то и просто не обращаем на них внимания (особенно если это касается детей).
|
В конце 80-х гг. возникло понятие «психическая травма» (психотравма) – событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу "я". Оно нарушает нормальную жизнедеятельность человека (Черепанова). Главное содержание психотравмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. Травма влияет на восприятие времени, на видение прошлого, настоящего и будущего (Малкина-Пых).
Чрезвычайные (экстремальные) ситуации характеризуются сверхсильным воздействием на психику человека. Это вызывает травматический стресс. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен всей предыдущей жизни. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием, разделяющим жизнь на «до и после».
Психологические последствия травматического стресса в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни или здоровья.
Интенсивность стрессогенного воздействия бывает столь велика, что личностные особенности или предшествующие невротические состояния уже не играют решающей роли в генезе ПТСР. Конечно, их наличие может способствовать развитию, отражаться в течении или клинической картине ПТСР, однако последнее может развиться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположенности.ПТСР возникает приблизительно у 20% лиц, переживших ситуации травматического стресса (при отсутствии физической травмы, ранения).
Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.
Когда в школе или в семье есть травмированный ребенок, и учителя, и родители часто не знают, как вести себя с ним, как можно помочь ему. Тем более что многие родители, имеющие таких детей, тоже травмированы. А взрослый, который не может помочь себе, конечно же, не сможет помочь и своему ребенку.
В группе травматических кризисов выделяются:
А) Кризис целостности спровоцирован угрозой целям или системе ценностей, «перекрытием» источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между «должным» и «сущим», между собственной жизнью и жизнью окружающих). Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, а, следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения ее тягостности, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм. Любое изменение в жизни означает потерю некоторых аспектов привычных представлений о собственном «Я» и объекте, неизбежно влекущую за собой их постоянное тестирование и ревизию. Такой кризис трудно выявить. Обычно при таком кризисе чаще обращаются к друзьям или родственникам, а не к профессиональным психотерапевтам.
Б) Кризис «пересадки корней» – это ситуация, когда человек как бы переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак. Многое зависит от качества «почвы», на которую они попадают.
В) Кризис лишения представляет собой наиболее частый тип, он связан с утратой близкого человека. Реакция на утрату особенно тяжела, когда отношения с утраченным человеком были сложными и ничего уже не исправить. Это событие может вызвать травматический кризис, если оно неожиданно, если смерть безвременна и трагична. Но даже если это событие естественно и закономерно, оно заставляет страдать и горевать об умершем, по-другому увидеть свою собственную жизнь и изменить систему ценностей.
Г) Ситуационный кризис – это некая утрата, связанная с разрушением определенной жизненной ситуации, но не связанная с потерей близкого человека. Эмоционально значимой утратой, вызывающей переживания, могут оказаться события, не столь трагичные на первый взгляд: разрушение Советского Союза, кража, особенно кража из личного жилища, первый сексуальный опыт, измена, гибель домашнего животного.
Кризисы становления
На разных этапах жизни люди могут переживать психологические кризисы, оказываясь перед необходимостью выдержать новые испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости. Без этого невозможна социализация, поскольку по мере превращения ребенка во взрослого требования к нему и его ответственность возрастают. Вот несколько примеров таких испытаний: поступление в школу, экзамены, первая работа, безработица, смена работы или специальности, эмиграция.
Кризисы развития и кризисы жизни
Эти кризисы связаны с особенностями человеческого существования и постоянными изменениями в жизни человека. Появление новых качеств, физиологических и психологических, зачастую требует перестройки всего организма и личностных изменений, что само по себе может быть трудным и болезненным. С точки зрения статистической нормы, кризисы развития считаются нормативными, однако каждая конкретная история жизни имеет свою вариацию кризисных периодов. К кризисам развития и кризисам жизни относят:
А) Половое созревание. Период физиологического и психологического взросления может быть кризисным периодом, поскольку подросткам трудно контролировать свои эмоции и сексуальное влечение. Свойственное возрасту стремление к независимости от родителей порождает множество конфликтов. С этим периодом часто связана первая любовь, которая также может привести к кризису, особенно если чувства безответны. Хотя первая влюбленность далеко не всегда надолго сохраняет свою интенсивность, многие ее «жертвы» знают, что ощущение потери при разрыве может быть таким же сильным и оставлять не менее болезненный след, как и при расставании с близким человеком, с которым проведена большая часть жизни.
Б) Начало супружеской жизни. Процесс адаптации партнеров к нуждам и потребностям друг друга сопровождается напряжением, которое может привести к кризису отношений. Часто кризис в начале совместной жизни означает не утрату взаимных чувств, а необходимость научиться жить вместе.
В) Отцовство и материнство. Беременность, рождение ребенка требует осознания разницы между состояниями «только мы вдвоем» и «мы – семья», ответственности и заботы о ребенке. Этот период также связан с сильным напряжением, которое может привести к серьезному кризису у обоих супругов, к кризису семьи.
Г) Обособление детей от родителей, уход из родительского дома. Родители могут переживать стресс, чувствовать себя ненужными, что тоже иногда приводит к кризису. Кризис становится еще серьезней, если дети не хотят поддерживать близкий контакт с родителями. Тогда изоляция, которой так боялись родители, становится реальностью.
Д) Болезнь. Тяжелое заболевание, в результате которого человек становится частично или полностью нетрудоспособным, – это сильный стресс, который ведет к кризису. С началом заболевания для некоторых людей заканчивается жизнь, к которой они привыкли. Больному необходимо смириться с инвалидизацией, но это нелегко. Его близкие люди, с другой стороны, сталкиваются с необходимостью приспособить свою жизнь к произошедшим изменениям и заботиться о нем.
Е) Самопроизвольное или искусственное прерывание беременности. Выкидыш, который обычно происходит в течение первых трех месяцев беременности, может быть серьезным ударом, особенно если супруги хотят иметь ребенка. Проблема усложняется, если у женщины и раньше были выкидыши или трудности, связанные с беременностью. Искусственное прерывание беременности на ранних стадиях также может привести к кризису, поскольку женщина может испытывать сильное чувство вины, даже если она решила или добровольно согласилась сделать аборт. Решение сделать аборт уже само по себе может быть причиной многочисленных серьезных проблем в зависимости от того, как было принято это решение: самой женщиной либо под давлением мужа (других людей).
Ж) Менопауза может привести к многостороннему кризису у женщины, ее мужа, к кризису их отношений. Многие женщины воспринимают потерю способности к деторождению как однозначный признак того, что определенная фаза жизни заканчивается. Они могут переживать депрессивные состояния. Гормональные изменения также вызывают физический дискомфорт, что усугубляет проблемы.
З) Кризис середины жизни в 35-45 лет, делящий жизнь пополам, он переживается обычно весьма болезненно, болезненнее чем кризис 30 лет. Он связан с утратой смысла жизни, когда меняются работа, друзья, личная жизнь. Идет обесценивание того, чего человек достиг. К этому периоду накапливаются противоречия. Может показаться, что жизнь проходит незаметно и совсем не так, как хотелось. Занимаешься не своим делом. Живешь рядом не с теми людьми. Все вроде бы благополучно, но все катастрофически не так. Мужчины и женщины несколько по-разному переживают этот кризис.
Достигшему жизненного апогея мужчине вдруг начинает казаться, что у него остался последний шанс сделать свое дело, такое, которое без него не сможет никто. У сорокалетнего мужчины нередко появляются увлечения на стороне. Мужчина в 40 лет начинает предъявлять претензии к своей внешности: ему не нравится лишний вес, намечающаяся лысина. Страхи мужчины связаны с роковым, как ему кажется, снижением потенции. Мужчина, переживающий этот кризис, становится непредсказуемым даже для самого себя.
А у женщины, которая находится с ним рядом, в это же время приближается собственный кризис. Она уже не нужна практически взрослым детям, многие из них просто вылетают из гнезда, оставляя родительский дом пустым. У нее обычно нет таких профессиональных успехов, как у мужа. Ей трудно спрятаться в работу, быстро найти себе достойное профессиональное занятие. Она все чаще разглядывает себя в зеркале, и ее выводы неутешительны.
И) Кризис предпенсионного возраста, когда человека ожидает автоматическое изменение его социального статуса. Те люди, которые хотели бы, чтобы их оставили на работе, начинают работать даже лучше, чем их коллеги, пребывающие в кризисе среднего возраста. Открывается второе дыхание. Примерно лет в 65 или чуточку позже, когда постепенно закончится активная трудовая деятельность, будет еще один возрастной кризис. Главной задачей станет необходимость принять свое прошлое, свою жизненную историю, принять все, что успел в этой жизни сделать. Не отвергать, не стыдиться, не обвинять себя и других, а принять.
К) «Узелковый период». Он не имеет временных рамок. Условно — это когда человек собирает вещи в узелок и хранит их, готовясь к смерти. Он существует как бы в двух мирах. Некоторые больше себе позволяют, стремятся получить то, чего у них не было. Отсюда поздняя любовь, творчество, большая свобода.
Чувства в кризисе