Стадии протекания кризиса




Существует несколько классификаций стадий протекания кризиса.

Так Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. выделяются следующие 3 стадии кризисов: 1) развитие кризисной проблематики; 2) пик проблемы; 3) кризис (после события).

Соловейчик М.Я. выделяет три стадии развития кризисного процесса: 1) стадия нормальной адаптации; 2) стадия мобилизации; 3) критическая стадия.

ЕмельяноваЕ.В. выделяет 5 стадий протекания кризиса: 1) нормальная; 2) предкризисное состояние; 3) собственно кризис; 4) возникновение новой формы; 5) комфорт.

 

Объединив эти три классификации, можно получить следующие стадии протекания кризиса:

1. Стадия нормальной адаптации (развитие кризисной проблематики, нормальная стадия). Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем.

Можно описать два варианта:

а) накопление нерешенных, вто­ростепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки. Незначительная последняя проблема обычно явля­ется той каплей, которая переполняет чашу терпения;

б) че­ловек ожидает важного, центрального события, которого невозможно избежать на самом деле или по его представле­ниям. В процессе приближения этого события развивается кризис (приближе­ние важного экзамена; тяжелая болезнь с предполагаемым смертельным исходом; менопауза; дети покидают родительский дом; пенсия и пр.).

На этой стадии человек постоянно дума­ет о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о ней часто и непроизвольно; как следствие, могут возникать тревожные симптомы: ощущение, что «сердце ушло в пят­ки», сильное сердцебиение, расстройства сна. Приближа­ющееся событие принимает неясное очертание в виде не­преодолимого барьера или неотвратимой угрозы.

Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с ней справиться, человек исполь­зует прошлый опыт:

ü привычные способы реше­ния проблем и механизмы защиты;

ü задействуются знакомые ресурсы;

ü сохраняется гибкость в решении проблемы;

ü напряжение и релаксация сбалансированы.

Если привычные способы решения проблем не срабаты­вают, наступает вторая стадия.

2. Предкризисное состояние (пик проблемы, стадия мобилизации).

Страх перед тяжестью проблемы мо­жет быть настолько сильным, что, когда она достигает сво­его пика, у человека не остается психологических ресурсов. У человека отмечаются следующие состояния:

ü растущее ощущение неуверенности, душевного дискомфорта, страха;

ü ощущение необычности происходящего,

ü внутреннее стеснение,

ü оцепенение мыслей, скованность,

ü заторможенность,

ü ощущение фрустрации, страха;

ü ощущение безысходности при неудачной попытке решения про­блемы старыми способами;

ü происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи;

ü пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации;

ü уменьшение гибкости в подходе к проблеме;

ü напряжение повышает релаксацию.

На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он не может получить помощи, наступает следующая стадия.

3. Кризис (после события, критическая стадия).

Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезор­ганизацией личности:

ü проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, внутренний конфликт, ощущение хаоса;

ü разрушаются привычные механизмы преодоления проблемы; происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются как источник помощи);

ü ощущение исчерпанности ресурсов;

ü дезинтеграция - крушение самооценки, представления о своем мес­те в обществе и в жизни;

ü страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами;

ü человек может обращаться к таким способам разреше­ния ситуации как суицид, криминальное поведение, возможна депрессия, болезнь (в зависи­мости от типа реагирования: депрессивного либо агрессивного).

Если мы работаем с клиентом в этой стадии, то работа ведется в русле кризисной интервенции (с уть кризисной интервенции заключается в том, чтобы сделать возможной работу над пробле­мой). Консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора.

4. Возникновение новой формы. Человек характеризуется тем, что у него:

ü еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нере­шительности, но чувствуется также некоторое успокоение;

ü намечается цель;

ü осознаются новые возможности;

ü происходит освоение новых моделей решения проблемы.

На этой стадии консультация ведется в русле консультирования по принятию решения.

5. Стадия комфорта. Характеризуется следующими параметрами:

ü ситуация прояснилась, наметились пути выхода;

ü интегрированы новые модели решения проблем;

ü появляется чувство уверенности;

ü возвращается хорошее самочувствие;

ü происходит укрепление самооценки.

Если человек, находящийся на первой стадии разви­тия кризиса, совсем не обязательно оказывается клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то, начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получе­нии помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.

Кризис может завершиться на любой стадии, если исчез­нет опасность или обнаружится решение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: