Существует несколько классификаций стадий протекания кризиса.
Так Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. выделяются следующие 3 стадии кризисов: 1) развитие кризисной проблематики; 2) пик проблемы; 3) кризис (после события).
Соловейчик М.Я. выделяет три стадии развития кризисного процесса: 1) стадия нормальной адаптации; 2) стадия мобилизации; 3) критическая стадия.
ЕмельяноваЕ.В. выделяет 5 стадий протекания кризиса: 1) нормальная; 2) предкризисное состояние; 3) собственно кризис; 4) возникновение новой формы; 5) комфорт.
Объединив эти три классификации, можно получить следующие стадии протекания кризиса:
1. Стадия нормальной адаптации (развитие кризисной проблематики, нормальная стадия). Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем.
Можно описать два варианта:
а) накопление нерешенных, второстепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки. Незначительная последняя проблема обычно является той каплей, которая переполняет чашу терпения;
б) человек ожидает важного, центрального события, которого невозможно избежать на самом деле или по его представлениям. В процессе приближения этого события развивается кризис (приближение важного экзамена; тяжелая болезнь с предполагаемым смертельным исходом; менопауза; дети покидают родительский дом; пенсия и пр.).
На этой стадии человек постоянно думает о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о ней часто и непроизвольно; как следствие, могут возникать тревожные симптомы: ощущение, что «сердце ушло в пятки», сильное сердцебиение, расстройства сна. Приближающееся событие принимает неясное очертание в виде непреодолимого барьера или неотвратимой угрозы.
|
Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с ней справиться, человек использует прошлый опыт:
ü привычные способы решения проблем и механизмы защиты;
ü задействуются знакомые ресурсы;
ü сохраняется гибкость в решении проблемы;
ü напряжение и релаксация сбалансированы.
Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.
2. Предкризисное состояние (пик проблемы, стадия мобилизации).
Страх перед тяжестью проблемы может быть настолько сильным, что, когда она достигает своего пика, у человека не остается психологических ресурсов. У человека отмечаются следующие состояния:
ü растущее ощущение неуверенности, душевного дискомфорта, страха;
ü ощущение необычности происходящего,
ü внутреннее стеснение,
ü оцепенение мыслей, скованность,
ü заторможенность,
ü ощущение фрустрации, страха;
ü ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами;
ü происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи;
ü пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации;
ü уменьшение гибкости в подходе к проблеме;
ü напряжение повышает релаксацию.
На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он не может получить помощи, наступает следующая стадия.
3. Кризис (после события, критическая стадия).
Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности:
|
ü проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, внутренний конфликт, ощущение хаоса;
ü разрушаются привычные механизмы преодоления проблемы; происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются как источник помощи);
ü ощущение исчерпанности ресурсов;
ü дезинтеграция - крушение самооценки, представления о своем месте в обществе и в жизни;
ü страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами;
ü человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации как суицид, криминальное поведение, возможна депрессия, болезнь (в зависимости от типа реагирования: депрессивного либо агрессивного).
Если мы работаем с клиентом в этой стадии, то работа ведется в русле кризисной интервенции (с уть кризисной интервенции заключается в том, чтобы сделать возможной работу над проблемой). Консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора.
4. Возникновение новой формы. Человек характеризуется тем, что у него:
ü еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение;
ü намечается цель;
ü осознаются новые возможности;
ü происходит освоение новых моделей решения проблемы.
На этой стадии консультация ведется в русле консультирования по принятию решения.
5. Стадия комфорта. Характеризуется следующими параметрами:
ü ситуация прояснилась, наметились пути выхода;
ü интегрированы новые модели решения проблем;
ü появляется чувство уверенности;
ü возвращается хорошее самочувствие;
ü происходит укрепление самооценки.
Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса, совсем не обязательно оказывается клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то, начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.
Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение.