Этапы кризисной интервенции




1. Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональ­ном уровне:

• идентифицируйте чувства клиента;

• признавайте его право на эти чувства;

• подтвердите ему, что вы поняли его чувства и признаете за ним право чувствовать именно так;

• старайтесь использовать утвердительные выражения чаще вопроситель­ных, когда отражаете чувства клиента, однако, оставляя клиенту возмож­ность поправить вас, если вы не точны.

Пример: КН: «Я чувствую, что вы потрясены»,

«По-моему, вы очень растеряны».

2. Сбор информации. Фактически начало сбора информации происхо­дит на первом этапе. На втором этапе:

• изучите актуальное состояние проблемы и связанные с нею чувства;

• определите, какое событие или переживание побудило клиента обратиться к вам именно сегодня;

• определите провоцирующее событие;

• исследуйте только ли это событие является причиной кризиса или причи­на лежит глубже;

• старайтесь задавать открытые вопросы, не ограничивающие свободу высказывания; закрытые вопросы, которые требуют ответа: «да» или «нет», или ответ-выбор из предложенных альтернатив, принудит вас говорить по времени больше, чем клиент; может быть это даст вам большую информа­цию, но помешает спонтанному самовыражению клиента и не позволит «вентилировать» его чувства;

• поощряйте вашего клиента высказываться конкретно; если он прибегает к общим фразам, задавайте уточняющие вопросы;

• выясните как долго существует проблема;

• каковы условия, в которых она созревала.

3. Формулирование проблемы:

• суммируйте полученную информацию; сформулируйте проблему в таком виде, с которым ваш собеседник будет согласен;

• иногда бывает необходимо переформулировать проблему: клиент может не учесть всех ее аспектов; иногда проблема слишком велика и ее необхо­димо разделить на более мелкие; к актуальным проблемам могут приме­шиваться прошлые;

• выделите в согласии с клиентом отдельные аспекты проблемы для обсуж­дения;

• в согласии с клиентом выберите последовательность проработки отдель­ных аспектов проблемы — предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной веро­ятностью успеха;

• если определение проблемы увязает, то:

перейдите от общего определения к конкретному;

перейдите от конкретного к общему;

определите, не пропущено ли какое-нибудь действующее лицо при исследовании проблемы;

исследуйте, не ускользнули ли какие-то проблемы, лежа­щие в основе.

4. Исследование возможностей:

• выясните, были ли раньше аналогичные ситуации;

• спросите клиента, что он предпринимал раньше в аналогичной ситуации;

• выясните, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента;

• выясните, обдумывал ли клиент пути выхода из сложившейся ситуации и каковы его идеи на этот счет;

• выясните, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кри­зисной ситуации до обращения к вам и что из этого вышло.

На этапе исследования возможностей нужно избегать принятия реше­ния и оставаться в рамках прояснения текущих событий.

5. Альтернативы:

• если клиент высказывает нереалистические цели - докажите не реали­стичность его целей и стимулируйте клиента отказаться от них;

• остановите стремление клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие си­туации, которая зависит не от него);

• остановите клиента, когда он слишком быстро старается принять необду­манное решение; часто клиенту хочется побыстрее принять решение, что­бы получить ощущение контроля над ситуацией; дайте клиенту возмож­ность понять, что отказ от решения - это тоже решение.

• существует множество проблем, не имеющих решения, в таком случае вы можете переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент по­чувствовал, что она превратилась в решаемую;

• объясните следствия действий клиента, которым вы выдвигаете альтерна­тивы; делайте это, задавая вопросы: «Как вы думаете, что случится, если вы поступите так? Что самое лучшее может случиться, если вы поступите так? Что самое худшее может случиться, если вы откажетесь от этого ре­шения?»

6. Контракт:

• согласуйте с клиентом план его действий;

• проясните ответственность клиента за его действия;

• определите способность клиента действовать по плану;

• спросите, какой следующий шаг собирается сделать клиент.

7. Заключительный этап:

• задача этапа - подвести к окончанию разговора. Заканчивайте общение, если вы чувствуете, что завершен целый смысловой кусок;

• какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение не рекомендуется, так как устают и клиент и консультант, и диалог перестает но­сить конструктивный характер: появляются признаки «жвачки» - повторе­ния одного и того же по несколько раз без всякого продвижения вперед, то есть отсутствует динамика процесса

• завершая общение, следует подвести итоги;

• задайте вопросы: «Что вам дало наше общение? Собираетесь ли вы про­должить наши контакты? О чем вы хотите поговорить в следующий раз?»

• Завершите диалог следующим образом «Мы вынуждены скоро закончить наш разговор. Как бы вы хотели использовать последние десять минут?»

 

Рекомендации ведения кризисной интервенции:

• Сохраняйте спокойствие или хотя бы его видимость. Кризисные стрессовые ситуации могут быть заразительны, поэтому консультант при всей эмоциональности беседы должен сохранять определенную дистанцию от клиента.

• Ваш голос должен выражать поддержку и заботу.

• Воздержитесь от оценочных суждений.

• Используйте простой, ясный язык. Избегайте жаргонных словечек.

• Избегайте вопросов, прямо не относящихся к теме.

• Избегайте нереалистических обещаний и прогнозов.

• Не проявляйте слишком много активности в беседе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: