Функции и компетенция органов государственной безопасности




 

Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности на эти органы возложены следующие обязанности:

информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

проводить во взаимосвязи со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны государственной границы Российской Федерации;

обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также ра-

диоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;

осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации (ст. 12 Федерального закона об органах ФСБ).

Органы федеральной службы безопасности имеют право:

устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие;

осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;

осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности или общественным объединениям (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;

создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий

органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заключать в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;

направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органам федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;

оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности.

Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается (ст. 13 Федерального закона об органах ФСБ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке. Главным образом это касается органов внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, Федерального агентства правительственной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, налоговой полиции, таможенной службы.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 23 Федерального закона об органах ФСБ).

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят (ст. 24 Федерального закона об органах ФСБ).


Заключение

 

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод о том, что совокупность таможенных органов, объединенная перечисленными и другими интегрирующими факторами и признаками, позволяет рассматривать ее в качестве единой подсистемы более общей и целостной системы, которой является состоящая из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и образующая единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В систему таможенной службы входят: 1. Таможенные органы Российской Федерации, • непосредственно осуществляющие функции таможенной службы; 2. организации таможенной службы, которые создаются таможенными органами для обеспечения своей деятельности.

Прежде всего таможенный орган - это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным органом, действующим от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним участках и областях исполнительной деятельности (управления) с помощью присущих ему форм и методов деятельности, осуществления своих задач и функций. Согласно ТК РФ (ст 7) общее руководство таможенным делом осуществляют Президент Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

ГТК России - это центр, штаб организации и функционирования всего таможенного дела в России; он возглавляет систему таможенных органов РФ, направляет, руководит и координирует деятельность и взаимодействие всех таможенных органов, входящих в единую систему таможенных органов Российской Федерации.

Далее важное место в системе таможенных органов занимают региональные таможенные управления (РТУ). Это следующее, второе в иерархии таможенных органов звено в единой системе таможенных органов РФ. РТУ нередко рассматривается как промежуточное звено между ГТК и таможнями, что имеет свои основания, также как и неоднозначная оценка их места и роли в таможенной системе. Тем не менее их существование в целом себя оправдывает, а число РТУ непрерывно растет

Функции таможенных органов очень разнообразны. Вот главные из них. Это - участие в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; обеспечение единства таможенной территории РФ; взимание таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей; систему таможенного оформления и таможенного контроля; организует соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу; ведет борьбу с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела; обеспечивает выполнение таможенными органами функций органов дознания и органов, организует ведение борьбы с нарушениями таможенных правил и др.

Рассмотрим оорганы безопасности. Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности России. Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность. Для документирования деятельности органов ФСБ и ее результатов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерба жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что структура как органов таможенной службы, так и органов государственной безопасности имеет очень сложную структуру. Распределение огромного диапазона функций по всей структуре создает основу для её успешного функционирования.


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1993.

3. Закон от 17.01.92 г. «О прокуратуре Российской Федерации», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 8.

4. Закон РСФСР от 05.03.92 г. «О безопасности», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 15.

5. Закон РСФСР от 18.04.91 «О милиции», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991. № 16.

6. Закон РФ от 01.04.93 г. «О государственной границе Российской Федерации», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 17.

7. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.

8. Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.- М. Проспект, 1997, 344с.

9. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. / Под ред. В.И. Швецова.- М.: Проспект, 1997.-376с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: