1) Варианты трансформации командной в рыночную систему институтов.
2) Особенности импорта институтов в России.
3) Роль государства в проведении институциональных реформ.
4) Основные направления экономико-социальных преобразований.
№1
Различают два основных варианта перехода к рыночной системе институтов. Один вариант называют градуализм, а второй вариант называют шоковой терапией. Градуализм предполагает эволюционный путь преобразования институтов и рассчитан на длительный, переходный период. Содержанием шоковой терапии является революционное преобразование институтов, при этом предполагается, что переходный период будет относительно коротким.
В России был реализован вариант шоковой терапии. А грудуалисткий вариант имеет место в Китае.
№2
Основная особенность импорта институтов в Россию состоит в полном отсутствии на момент начало реформ аналогов рыночных институтов в Российской экономике. Это объясняется тем, что в отличии от других постсоциалистических стран командная экономика в России имела самую продолжительную историю, а ее формирование было доведено до логического конца, поэтому к началу реформ в России практически отсутствовал у подавляющей части населения опыт взаимодействия в условиях рынка, а неформальные институты не рыночного взаимодействия прочно укоренились, в следствии этого заимствованные зарубежном формальные институты вошли в острый конфликт с неформальными нормами господствующими в стране. Важной особенностью этих норм являлась неуважение к праву частной собственности, поэтому и сегодня спустя 20 лет после начала реформ проблема гарантии прав частной собственности сохраняет в России свою остроту. Пожалуй единственной неформальной нормой облегчавшей переход к рыночным отношениям являлась широко распространившиеся практика обмена взаимными услугами по принципу ты мне – я тебе. Однако эта практика имела локальный характер, поэтому легализация рыночных отношений обеспечила сравнительные преимущества тем локальным сообществам, в которых данная практика наиболее укоренилась.
|
№3
В силу указанных выше причин практически единственным способом институциональных преобразований на начальном этапе реформ стал государственный импорт институтов. Применение данного способа потребовало от государства мобилизации всего потенциала принуждения. В силу ограниченности этого потенциала широкое распространение получило дискреционное поведение экономических агентов, которое выразилось в относительном свободном выборе экономическими агентами наиболее приемлемых для них институциональных форм посредствам рынка институтов. Те же институциональные формы, которые не прошли процедуру отбора на данном рынке были отторгнуты и сегодня либо отменены, либо функционируют крайне не эффективно. Примером не эффективных институциональных форм являются права собственности приобретенные в ходе ваучерной приватизации первой половины 90-х годов. Для большинства населения эти права и сегодня не обрели легитимности – это означает, что уровень гарантий прав собственности на приватизированное имущество крайне низок, а это в свою очередь является одним из самых важных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России. Другими примерами отторжения новых формальных институтов являются: пенсионная реформа, реформа ЖКХ, реформа здравоохранения и другие.
|
№4
Институциональные преобразования в России на протяжении последних 20 лет осуществляются поэтапно и с разной степенью успешности. Институциональными реформами, имеющими базовый характер для перехода к рыночной модели экономики стали реформы хозяйственного механизма и отношений собственности. Переход к рынку фактически начался после отмены системы централизованного ценообразования и распределения ресурсов. Со 2 января 1992 года в России введен рыночный механизм ценообразования, а предприятиям предоставлена самостоятельность в выборе партнеров по бизнесу, поставщиков энергии топлива и сырья, а так же потребителей готовой продукции. Спустя полтора года была развернута ваучерная приватизация государственных предприятий. Ваучеры или по-другому приватизационные чеки распределялись бесплатно среди всего населения России в не зависимости от возраста. Этими чеками гражданин России мог распределится по своему усмотрению, использовав их в качестве взноса или покупательного средства на конкурсах по приватизации бывших объектов государственной собственности. Приватизация была призвана обеспечить смену форм собственности, превратив государственные предприятия в частные. В этот же период в России происходило становление элементов рыночной инфраструктуры, а именно страховых компаний, коммерческих банков, товарных, а позднее и фондовых бирж. Быстрая трансформация институциональной структуры экономики вызвала кризисные явления, выразившиеся в падении объемов национального производства, увеличении безработицы и ускорении инфляции. Особенно болезненно населением была воспринята инфляция. В течении 1992 года уровень цен в России вырос примерно в 14-15 раз и резко обострился дефицит государственного бюджета. Преодолеть кризис и перейти в фазу оживления Российская экономика сумела только в самом конце 90-х годов. Одновременно с реформами в экономике в России стали осуществляется преобразования социальной сферы на рыночных принципах, произошел переход к страховой медицине, в сфере образования все шире применяется предоставление услуг на платной основе, а многие учебные заведения преобразуются в автономные некоммерческие организации, которые будут финансироваться не за счет госбюджета, а за счет средств полученных в качестве платы за обучения и из некоторых других источников. Еще в 90-ые годы пенсии в России перестали выплачивать из государственного бюджета, а источником пенсий стал пенсионный фонд формируемый за счет пенсионных взносов.
|