1) Понятие института, проблема его происхождения и роль в экономике.
2) Формальные и не формальные институты.
3) Понятия трансакции и ее параметры.
4) Классификации трансакций Дж. Комонса и концепция трансакций Уильямсона.
№1
До настоящего времени не существует общепринятого определения института. К их числу относят такие явления как государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, мораль, право и другое. Веблен например относил к институтам традиции и нормы поведения основанные на обычаях, а так же порядки закрепленные в законах и в деятельности различных учреждений. Наиболее распространенное определение институтов предложил Дуглас Норд, согласно которому институты это создаваемые людьми рамки, структурирующие отношения между ними. Основными элементами институциональной среды являются: неформальные ограничения, формальные правила и механизмы принуждения обеспечивающие их соблюдение. Основой институциональной среды является норма, которая предписывает как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение нормативного предписания может быть добровольным или основанным на санкциях. Санкции в свою очередь бывают юридическими и связанные с остратизмом со стороны социального окружения.
Различают три вида норм: совместные стратегии, неявные соглашения и правила.
Совместные стратегии – это спонтанно выбираемые всеми индивидами вариант поведения в конкретной ситуации. Такой вариант в свою очередь предполагает наличие так называемой фокальной точки. Пример: люди потерявшиеся в большом магазине обычно надеются встретится у выхода.
Неявные соглашения – общеизвестные варианты поведения. Пример: принятый порядок общения между попутчиками в вагоне поезда.
|
Правила – это рамки имеющие обязательным характер, их не соблюдение влечет применение санкций.
Происхождение институтов связанно с закреплением норм и правил обеспечивающих рациональные варианты поведения в конкретных ситуациях. Институты можно разделить на группы в зависимости от типа ситуации. Всего выделяют три типа ситуации: 1) Ситуации выбора, в них институты призваны минимизировать потери группы партнеров. 2) Ситуации координации (Пример: правила ПДД). 3) Ситуации закрепляющие неравенство (Пример: спецификация прав собственности).
Роль институтов в экономике состоит в улучшении процессов взаимодействия экономических агентов. Хорошо отлаженная система экономических институтов ведет к снижению неопределенности и риска и соответственно к экономии издержек и как следствие ускоряет оборот капитала, улучшает инвестиционный климат, повышает производительность труда и стимулирует экономический рост.
№2
К неформальным институтам относят: обычаи, традиции, привычки, правила приличия, общественную мораль, этические кодексы. Существуют два подхода к разграничению формальных правил и неформальных норм. Согласно первому подходу для соблюдения неформальных норм участие государства не обязательно. Согласно второму подходу отличия между формальными правилами и неформальными нормами состоит в том, что первые устанавливает государство, а вторые возникают спонтанно.
За несоблюдение неформальных норм могут применяться следующие санкции:
|
1) Автоматическая санкция.
2) Чувство вины, что и побуждает соблюдать неформальную норму.
3) Стыд.
4) Информационная санкция, связанна с прекращением общения.
5) Двусторонние санкции, требующие издержек от наказывающей стороны.
6) Многосторонние санкции.
К формальным правилам относят: конституция, своды законов, различные административные акты, писанные контракты.
Типы взаимодействия формальных и неформальных институтов:
1) Они находятся в гармонии, прекрасно сочетаются друг с другом. (Пример: закон пресекает воровство).
2) Формальные и не формальные институты могут принуждать к разным видам поведения, но быть совместимыми, поскольку содействуют достижению одних социальных целей
3) Они не согласованны друг с другом, обычно в данной ситуации работают неформальные нормы, а формальные правила не применяются.
4) Они противоречат друг – другу, в этом случае неформальные нормы подталкивают к несоблюдению формальных правил.
№3
Трансакция – это обмен или отчуждение или присвоение прав собственности и свобод принятых в обществе, таким образом трансакция это не обмен товарами, а обмен правами. Такое понимание сущности трансакции сформулировал Дж. Коммонс, после чего оно и вошло в экономический оборот. Трансакция является неявным отражением трех видов социальных отношений: конфликта, порядка, взаимозависимости. Конфликт является выражением несовпадения интересов экономических агентов. Взаимозависимость есть понимание возможностей повышения своего благосостояния по средствам взаимодействия. Порядок есть завершение конфликта как выражение достигнутого соглашения по распределению выигрыша от взаимодействия. Существуют некоторые общие параметры трансакции: 1) Повторяемость (частота трансакции), чем она выше тем больше стимулов к обеспечению заинтересованности партнеров в продолжении сотрудничества. 2) Неопределенность ожидаемых выгод или издержек, чем она выше, тем меньше заинтересованности в осуществлении трансакции. 3) Специфичность активов вовлеченных в трансакцию, чем она выше, тем больше заинтересованность в сохранении сотрудничества.
|
№4
В настоящее время в институциональной теории применяют две основные классификации трансакций. Автором первой из них является Коммонс, автором другой Ульемсон. Классификация Коммонса основана на различении трансакций по характеру процесса обмена, это позволило выделить три различные группы трансакций, а именно:
1) Трансакции сделки.
2) Трансакции управления.
3) Трансакции рационирования.
Трансакция сделки состоит в обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами, основными примерами таких трансакций являются во-первых обмен между продавцом и покупателем товара или услуги, особенность данного вида трансакций состоит в том, что из рук продавца в руки покупателя переходит не только весь набор прав собственности на определенный товар, но и сам товар в своей физической сущности. Другим примером трансакции сделки являются отношения между работодателем и наемным работником, в данном случае физическая сущность того экономического ресурса, который приобретает работодатель остается неизменный, ее непосредственным носителем как был, так и остается наемный работник, однако право распоряжения услугами труда предоставляемыми наемным труженикам переходят к работодателю на срок и на условиях зафиксированных в трудовом контракте. Еще одним видов трансакции сделки имеющие свои особенности, являются отношения между кредитором и заемщиком, в этом случае происходят прямая передача покупательной способности эквивалентной соответствующей денежной сумме из рук кредитора в руки заемщика одновременно к заемщику переходят часть прав связанных с распоряжением и использованием соответствующей покупательной способности, но при этом право собственности на нее остается за кредитором, кроме того в результате данной трансакции кредитор приобретает дополнительные права связанные с обязанностью заемщика выплатить кредитору определенный процент в качестве платы за пользование предоставленных ему кредитных ресурсов.
Трансакции управления, в этом случае происходит передача права принятия решений от одной стороны в пользу другой стороны в обмен на определенные выгоды, решения в этом случае принимаются по средствам команд, которые отдает сторона приобретшая такое право. При этом передачи права на принятие решений, может происходить посредством как экономического так и внеэкономического принуждения. Примером внеэкономического распределения прав по принятию решений являются отношения раба и рабовладельца в античную эпоху, в данном случае выгоды раба состоят в том что рабовладелец обязуется сохранять рабу жизнь и здоровье да еще и кормить его, а выгода рабовладельца в том что он использует труд раба с минимальными для себя издержками. Примером трансакции управления основанные на экономическом принуждении являются отношения между начальником и подчиненным в рамках современной деловой организации эти отношения строятся на основах свободного найма когда подчиненный дает согласие подчиняться распоряжениям начальника в обмен на денежное вознаграждение. Особенностью данного вида трансакций является так же и то в современных условиях является так же и то, что начальник может отдавать только те распоряжения которые соответствуют его компетенции и строго регламентированы соответствующими формальными институтами. Данные обстоятельства принципиально отличает данный вид трансакций, от аналогичных трансакций в эпоху рабовладения, когда распоряжения рабовладельца характеризовались почти абсолютным произволом, правда такой произвол существовал только с точки зрения формальных институтов, на сомом же деле и тогда действовали определенные неформальные нормы ограничившие произвол рабовладельца. Подтверждению данному факту можно найти в частности в произведении древнегреческого автора Ксенофонта под названием “Домострой”.
Трансакция рационирования, это такой вид распределения правомочий, которое осуществляется третьей стороной в отношении двух или более претендентов на приобретения прав. Примерами трансакции рационирования являются разрешение арбитражным судом хозяйственных споров. Принятие государственной думой принятие бюджета на очередной финансовый год, в данном случае претендентами на права являются все потенциальные получатели средств из расходной части бюджета страны. Любой конкурс, в частности конкурс красоты.
В основе классификаций трансакций разработанной Уильемсом лежит разделение труда. Согласно его определению трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологичного процесса к исходной точки другого смежного с первой, говоря иначе в данной трактовке трансакция есть переход от одной стадии изготовления продуктов к другой стадии. Подобный вид трансакций хорошо описан еще Адамом Смитом в его исследовании о природе и причинах богатства народов на примере разделения труда внутри предприятия. Важной особенностью такого понимания трансакций является то, что речь идет непременно о физическом перемещении ресурсов, притом оно может быть основано на единичном, частном, или общем разделении труда и осуществляться как внутри фирмы, так и на рынке. Внутрифирменные трансакции опосредуют единичное разделение труда, границами такого разделения труда является фирма, оно отражает специализацию между отдельными участниками единого процесса изготовления конечного для данной фирмы продукта. Общее и частное разделение труда связанно с рыночными трансакциями, поскольку частное разделение труда отражает специализацию между отдельными видами производств и отраслями в рамках национальной экономики. Общее разделение труда это уже специализация между крупными секторами национального хозяйства. Например между умственным и физическим трудом, между производством овеществленных продуктов и производством услуг, а так же между городом и деревней. Общее и частное разделение труда как правило опосредуется рыночным обменом, что и ведет к доминированию рыночных трансакций в данном случае, хотя даже в случае общего разделения труда имеют место внутрифирменные трансакции поскольку в любой современной фирме можно встретить работников умственного и физического труда.
Рассмотренные здесь концепции трансакций не противоречат, а дополняют друг друга. Процессы обмена в экономике являются составной частью всего множества социальных трансакций, под которыми понимают социальные действия необходимые для создания и поддержания институциональных в которых осуществляется экономическая деятельность.
Любая норма может включать в себя ряд элементов. Первым элементом нормы являются атрибуты которые определяют группу людей на которых распространяется норма. Вторым элементом нормы может являться фактор долженствования, говоря иначе он определяет что может, должен или не должен делать индивид на которого распространяется данная норма. Еще одним элементом конструкции нормы является цель. Четвертый элемент это условия при которых действует норма. Пятый элемент – это санкции.
Совместная стратегия = Атрибуты + Цель + условия.
Неявное соглашение = Атрибуты + Фактор долженствования + Цель + условия.
Правило = Атрибуты + Фактор долженствования + Цель + условия + Санкции.
“Чарку пить – здорову быть, повторить – ум развеселить, утроить – ум устроить, много пить – нестройну быть”
Лекция №3
Трансакционные издержки
1) Подходы к определению трансакционные издержки.
2) Факторы возникновения трансакционных издержек.
3) Классификация трансакционных издержек.
4) Трансакционные издержки и проблема аллокативной нейтральности институтов. Налоги как трансакционные издержки.
№1
Трансакционные издержки - это издержки возникающие при осуществлении трансакций. При том они могу возникать до, во время и после осуществления трансакций. И принимать форму денежных затрат, затрат времени или упущенной выгоды.
Существует целый ряд определений трансакционных издержек, одно из наиболее известных принадлежит К. Эрроу, который определил их как издержки поддержания экономических систем в ходу. Поясняя свою мысль, Эрроу сравнивает трансакционные издержки с трением механических систем. Подобно трению они препятствуют перемещению ресурсов пользователям оценивающем эти ресурсы наиболее высоко.
Стивин Чен определил трансакционные издержки как издержки существования которых невозможно в экономике Робинзона Крузо. В экономике, где действует не один, а двое или несколько человек возникают дополнительные издержки взаимодействия между участниками на ряду с собственно производственными издержками.
Дуглас Норт и Уоллес согласно их определению трансакционные издержки для покупателя это все издержки, которые не входят в цену уплачиваемые продавцу, а для продавца это издержки которых не было бы, продавай он товар самому себе.
Трансакционные издержки необходимо отличать от производственных издержек. Производственные издержки связаны с изменением физических свойств блага, а трансакционные издержки с перераспределением прав собственности. Например издержки фирмы связанные по непосредственному преобразованию ресурсов в готовую продукцию являются производственными, а издержки связанные с ведением бухгалтерского учёта продвижением товара на рынок, заключением контрактов и покупателями готовой продукции, с осуществление взаиморасчётов относятся к трансакционным. Деление издержек на трансакционные и производственные относительно. Например для предприятий реального сектора экономики. Затраты на банковское обслуживание являются элементом трансакционных издержек, однако издержки самого банка также делятся на производственные и трансакционные.
Производственные издержки иногда называют трансформационными поскольку это издержки связанные с трансформацией ресурсов в готовую продукцию, однако этим же термином обозначают затраты на трансформацию институтов, которые имеют место при переходе от одной модели национальной экономики к другой.
№2
Возникновение трансакционных издержек обусловлены целым рядом факторов:
1. Неполнота информации и асимметричность её распределения между контрагентами, что ведёт к неопределённости в экономических отношениях и выражается в неполноте контрактов. Недостаток информации всегда требует дополнительных затрат на поиск дополнительных сведений о контрагенте, а не полнота контрактов в свою очередь вызывает дополнительные расходы, на введение контроля за соблюдением договорённостей, а так же на согласование позиций в случае возникновения ситуаций непрописанных в контракте.
2. Не совпадение экономических интересов взаимодействующих сторон что порождает проблему надёжности обязательств. Расхождение интересов служит источником оппортунистического поведения, что всегда вызывает дополнительные издержки. Сопряжённые с контролем и обеспечением гарантий соблюдения контракта.
3. Недостаточность гарантий прав собственности и связанная с этим проблема её защиты от незаконных посягательств со стороны третьих лиц.
4. Не совершенство институтов что определяет существование различных препятствий, поведению экономической деятельности выходу на рынок, взаимодействию с потенциальными партнёрами, потребителями и инвесторами.
5. Ограниченная рациональность экономических агентов и связанные с этим риски.
№3
Общепринятой классификацией трансакционных издержек сегодня не существует. Тем не менее есть несколько наиболее популярных классификаций одна из них принадлежит Милгромову и Робертсу. Милгромов и Робертс делят трансакционные издержки на издержки координации и издержки мотивации. Издержки мотивации в свою очередь подразделяются на издержки связанные с неполнотой информации и издержки являющиеся следствием оппортунистического поведения.
Эггертсон Раури основываясь на подходе Дугласа Норта выделяет следующие виды издержек:
1.Издержки поиска информации
2.Издержки ведения переговоров
3.Издержки составления контрактов
4.Издержки мониторинга договорённостей
5.Издержки принуждения
6.Издержки защиты от 3-х лиц
Классификация Далмана наиболее широко используется в публикациях по институциональной экономики. Классификация Далмана похожа на классификацию Норта Эгенсона, однако в ней классификации Далмана некоторые виды издержек объединены, а другие напротив разделены.
Всего в ней фигурирует следующие пять видов издержек:
1. Издержки поиска информации.
2. Издержки измерения.
3. Издержки введения переговоров и заключения контрактов.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.
5. Издержки оппортунистического поведения.
В виду своей простоты и удобства именно классификация Далмана приводится в большинстве учебников по институциональной экономике.
№4
Главное назначение экономических институтов состоит в обеспечении оптимального распределение ограниченных ресурсов. Оптимальность в данном случае понимается, как возможность перемещения ресурсов к тем экономическим агентам которые способны использовать их наиболее эффективно, и соответственно оценивают более высоко. Однако в реальной экономике функционирование институтов всегда связано с трансакционными издержками. Чем выше издержки совершение трансакций тем дольше и сложнее перемещаются ресурсы к тем лицам, которые способны к их наиболее эффективному использованию. Поэтому любая самая совершенная система институтов не обеспечивает полностью оптимально распределения ресурсов. Задача состоит только в том, что бы минимизировать трансакционные издержки функционирования системы институтов. Самостоятельной проблемой являются налоги и сборы сопряжённые с функционированием отдельных экономических институтов, они прямо увеличивают затраты связанные с осуществлением трансакций кроме того на ряду с официальными налогами и сборами присутствуют теневые выплаты отражающие коррупционную составляющую функционирования государственного аппарата, при этом чем выше административные барьеры тем больше и величина трансакционных издержек.
Лекция №4
Теория контрактов.
1) Базовые принципы экономической теории контрактов.
2) Совершенные (полные) и не совершенные (неполные) контракты.
3) Классификация контрактов.
№1
Контракт в юридическом смысле – это договор устанавливающий права и обязанности сторон, а так же сроки его действия. Под контрактом понимают так же гражданское правоотношение, возникающие из договора и документ в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме. В узком смысле это документ. Контракты как обязывающие соглашения защищенные законом в первые появляются в Европе в 16 веке, до этого права и обязанности сторон зависели главным образом от их места в социальной иерархии.
Контракт в экономической теории рассматривается не только как чисто рыночное соглашение, но и как отношение, которое стороны стремятся поддерживать, в силу взаимной заинтересованности. В первые подход к контрактам, как к отношениям был сформулирован Австрийским экономистом Е. Бём - Баверком, он подчеркнул. Что в экономическом смысле, контракт – это любое соглашение об обмене правомочиями и их защите. В отношенческой трактовке такие соглашения могут иметь неопределенную длительность, быть неявными, подразумеваемыми, невыраженными словами и незафиксированными в документе в письменном виде.
В качестве примеров подобных контрактов Бём – Баверк приводил отношения между хозяином магазина и его постоянными клиентами, между врачом и его пациентом, между юристом поверенным в делах семьи и его клиентами.
Центральное значение для эффективной аллокации ресурсов, имеет принцип свободы контракта, что позволяет собственнику ресурса передавать правомочия по пользованию ресурсом, тому лицу, которое ценит его наиболее высоко. Важными принципами экономической теории контракта, являются так же доверие, эмпатия и целерациональность.
В отношенческой трактовке примерами контрактов являются отношения раба и рабовладельца, крепостного крестьянина и феодала, но разумеется в этих случаях свобода контракта может быть только относительной.
№2
Совершенный или полный контракт, должен четко определять что обязана делать каждая сторона при любых обстоятельствах, четко распределять издержки и выгоды, при любых случайностях, а так же предусматривать санкции в случае неисполнения обязательств одной из сторон, однако предусмотреть все возможные обстоятельства тем более случайности практически не возможно, поэтому подавляющее большинство реальных контрактов являются не полными. Основными причинами несовершенства контрактов служат ограниченная рациональность, асимметрия информации и оппортунистическое поведение.
Ограничение определяющие природу ограниченной рациональности согласно классификации Саймона:
1)Ограниченность прогностических способностей человека и невозможность в силу этого предвидеть все будущее обстоятельства.
2)Издержки осуществления расчетов и ведения переговоров, при заключении контрактов.
3)Неточность и сложность языка которым написаны контракты.
4)Наличие ненаблюдаемых третьей стороной обстоятельств, способных существенно повлиять на выгоды сторон заключивших контракт.
Асимметрия информации. Это означает что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющие отношение к сделке.
Выделяют три типа оппортунистического поведения, каждый из которых соответствует разным видам информационной асимметрии:
1)Имеют место, когда покупателю не известны скрытые характеристики приобретаемого блага, что может привести к неблагоприятному отбору.
2)Скрытые действия вызывающие моральный риск у стороны не обладающей всей полнотой информации.
3)Скрытые намерения партнера по сделке, чреватые вымогательством с его стороны.
Таким образом не полные контракты позволяют сторонам гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства, но одновременно они таят проблему несовершенства обязательств и чреваты проявлениями оппортунистического поведения.
№3
Контракты подразделяются на:
1)Эксплицитные и имплицитные.
2)Классические, неоклассические, отношенческие.
Эксплицитный (явный) контракт - это взаимные обязательства сторон, определяющие их будущие действия в течении периода исполнения договоренности, при этом их действие основано на использовании механизмов принуждения.
Имплицитный (неявный) контракт – это ожидания индивидов находящихся во взаимодействии с кем либо относительно будущих действий партнёра, эти ожидания воздействуют на поведение до тех пор, пока реальные действия не расходятся с ожидаемыми.
Классический контракт является полным и целиком специфицирует характеристики предмета обмена и условия осуществления контракта. Типичен для сделок купли-продажи уже имеющейся продукции.
Неоклассический контракт отличается большей неопределенностью и поэтому включает в себя характеристики вариантов условий реализации контрактов. Типичен для производства новой продукции и строительства.
Отношенческие контракты отличаются высокой неопределенностью, поэтому они фиксируют лишь общую направленность совместной деятельности, а так же внутренние механизмы контроля и улаживания конфликтов, которые создаются сторонами сделки.
Лекция №5