ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА ГКУ «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЛЕНИНОГОРСКА»




2.1 Организационно-экономическая характеристика ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска»

 

Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Лениногорска» (далее ЦЗН) является государственным учреждением, образованным в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.11.2000 года №1243-рк 4 марта 1991года [2].

Расположено данное государственное учреждение по адресу: г. Лениногорск, 423250, ул. Гагарина 51.

В соответствии с передаточным актом от 26 декабря 2006 года, утвержденным Росимуществом, и распоряжением Росимущества от 18 декабря 2006 года №514-р, Центр занятости передан в собственность субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан. Центр Занятости находится в ведении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Центр занятости является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде[6].

Центр занятости является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории Лениногорского муниципального района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.

Имущество центра занятости является собственностью субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан и закрепляется за центром занятости на праве оперативного управления в установленном законодательством порядке.

Центр занятости является получателем бюджетных средств, имеет самостоятельный баланс по основной деятельности, открывает лицевые счета в установленном порядке в органах федерального казначейства, имеет печать с изображением герба Республики Татарстан, наименованием вышестоящей организации и своим наименованием, другие печати, штампы и бланки[6].

Цели организации - достижение максимальной занятости населения в городе Лениногорске.

Основными задачами службы является обеспечение государственных гарантий в области занятости населения и оказание, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции[17, c.92].

ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» является органом исполнительной власти Лениногорского муниципального района, обеспечивающим реализацию на территории района единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений и осуществляющим переданные полномочия в сфере содействия занятости населения. ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» имеет сокращенное название - ГКУ ЦЗН г. Лениногорска. Управление ЦЗН реализует полномочия в сфере занятости населения непосредственно, а также через районные государственные учреждения службы занятости населения.

ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Лениногорскому муниципальному району, органами исполнительной власти Лениногорского муниципального района, структурными подразделениями Администрации района, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями[6].

ГКУ ЦЗН г. Лениногорска в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативными правовыми органов государственной власти Республики Татарстан и муниципальными актами Федеральной службы по труду и занятости, Уставом (Основным Законом) Республики Татарстан, законами Республики Татарстан, иными нормативными правовыми актами[6].

Финансирование расходов на содержание ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» осуществляется за счет средств Федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, собственных средств учреждения[6]. Основные статьи расходов: пособия по социальной помощи населению, безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям, заработная плата, начисления на выплаты по оплате труда, транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, увеличение стоимости основных средств, пособия по социальной помощи населению, прочие работы и услуги.

Основные направления деятельности:

1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Основные формы работы в данном направлении заключаются в приеме и регистрации лиц, ищущих работу и желающих работать. Проводится информирование населения о возможностях трудоустройства. Немаловажным является совершенствование сотрудничества центра занятости с работодателями: расширение банка вакансий, привлекая к сотрудничеству максимальное количество работодателей; улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, а также включение в банк вакансий и активное использование для трудоустройства граждан рабочих мест других регионов (межтерриториальное перераспределение рабочей силы).

2. Информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации - поддержка в актуальном состоянии Интернет-ресурсов по вакансиям работодателей Республики Татарстан.

3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Указанными мероприятиями создаются оптимальные условия для встречи граждан, ищущих работу или желающих ее сменить, с представителями множества предприятий и организаций, имеется возможность ознакомиться с компьютерным банком данных о вакансиях, получить комплекс консультационных услуг по наиболее актуальным для них вопросам труда и занятости. Участие граждан в мероприятиях, проводимых в рамках ярмарок вакансий, повышает их самооценку и стимулирует мотивацию к труду. Работодатели, в свою очередь, могут осуществлять подбор кадров из большего количества претендентов.

4. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Основной функцией профориентации является повышение обоснованности выбора гражданами вида трудовой деятельности, форм занятости, направлений профессиональной подготовки и вариантов обучения в соответствии с интересами, склонностями, личностными особенностями человека и потребностями рынка труда. Государственная услуга по профессиональной ориентации граждан направлена на оказание помощи в планировании профессиональной карьеры, формирование навыков самостоятельного поиска работы, самопрезентации, поддержке предпринимательской активности молодых людей к самостоятельной занятости[42].

5. Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. Услуги по психологической поддержке оказываются безработным гражданам с целью повышения мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, а также снижению психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации.

6. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Государственная услуга по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляется гражданам, обратившимся в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения и признанным в установленном порядке безработными.

7. Организация проведения оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Для организации и проведения общественных работ центр занятости выявляет спрос и предложение на участие в общественных работах. С заинтересованными работодателями рассматривается вопрос совместного финансирования[42].

8. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В настоящее время возросло внимание к организации занятости учащихся в период летних каникул, так как это не только пора отдыха, укрепления здоровья, а время, когда предоставляется возможность дополнительного заработка подросткам. Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в предупреждении и профилактике правонарушений среди подростков. Одним из элементов защиты от безработицы среди безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, а также безработных граждан из числа выпускников общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, и ищущих работу впервые, является расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место.

9. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.

10. Содействие самозанятости безработных граждан. Самозанятость представляет собой возможность самореализации для активных людей, которые имеют соответствующий личностный и профессиональный потенциал, а также желание открыть свой бизнес. Центр занятости населения выделяет безработным гражданам финансовую помощь на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или путем создания (учреждения) юридического лица[42].

11. Содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности. Основные направления деятельности для повышения занятости населения на селе: проведение работы по содействию гражданам в трудоустройстве путем использования вахтового метода, организации выездных встреч с работодателями, испытывающими потребность в работниках; взаимодействие с работодателями, испытывающих потребность в кадрах с условием предоставления жилья; поддержка в актуальном состоянии Интернет-ресурсов по вакансиям работодателей Республики Татарстан для трудоустройства граждан с переменой места жительства, вахтовым методом, на временные и сезонные работы[42].

На равне с вышеперечисленным ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» оказывает методическую помощь организациям внебюджетного сектора экономики в осуществлении тарифного регулирования оплаты труда работников на основе социального партнерства, в разработке механизмов, стимулирующих рост заработной платы. Готовит заключения о правильности включения в стаж гражданской службы соответствующих периодов службы (работы) для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим. Разрабатывает основные направления развития социального партнерства в Лениногорском муниципальном районе. Обеспечивает условия для участия районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Лениногорского муниципального района в установленной сфере деятельности. Организует подготовку проекта и заключение районного (местного) соглашения между районными объединениями работодателей и администрацией района о совместных действиях по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, участвует в переговорах по разработке проекта указанного соглашения, а также аналогичных районных отраслевых (межотраслевых) соглашений, осуществляет контроль над ходом их выполнения. Проводит уведомительную регистрацию районных и местных соглашений, информирует представителей сторон о выявленных им условиях, ухудшающих положение работников по сравнению с нормами действующего законодательства. Ведет регистр районных и местных соглашений[6].

ГКУ «Центр занятости населения» является службой по урегулированию коллективных трудовых споров в Лениногорском муниципальном районе. Производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров и содействует в урегулировании коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий.

Рассмотрим структуру управления центром занятости населения города Лениногорска.

 

 


Рис. 1. Структура управления центром занятости населения города Лениногорска.

 

Центр занятости возглавляет директор, назначение на должность и освобождение от должности которого производится министром труда и занятости Республики Татарстан. Директор центра занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на центр занятости функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации директор центра занятости осуществляет прием и увольнение работников центра занятости.

Директор центра занятости утверждает структуру и штатное расписание в пределах установленного фонда оплаты труда и предельной численности работников; представляет в Министерство для утверждения смету доходов и расходов на содержание центра занятости; без доверенности действует от имени своей организации, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников центра занятости; представляет Министру предложения по проекту ежегодного плана и прогнозным показателям деятельности центра занятости, а также отчет об их исполнениях[6].

В прямом подчинении у директора ЦЗН находятся два структурных подразделения - отдел бухгалтерского учета и отдел регистрации и трудоустройства, а также четыре отдельно выделенных по функциональным признакам специалиста: заместитель директора, начальник отдела анализа, специалист социальных выплат и администратор баз данных.

Главный бухгалтер находится в прямом подчинении у директора центра занятости. Главный бухгалтер обеспечивает руководство отделом бухгалтерской отчетности, отвечает за своевременное и в полном объеме освоение средств, выделяемых из федерального бюджета, ведение бухгалтерской отчетности и своевременное ее предоставление в вышестоящие и контролирующие органы. В отделе бухгалтерского учета ведется работа по начислению и выплате пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению центра занятости, материальной помощи безработным гражданам, материальной поддержки гражданам, трудоустроенным на рабочие места, организованные при содействии центра занятости в рамках мероприятий по содействию занятости[6].

Начальник отдела регистрации и трудоустройства безработных граждан находится в прямом подчинении у директора центра занятости, осуществляет руководство и координацию деятельности отдела, контроль за исполнением специалистами отдела законодательства о труде и занятости, за соблюдением технологий работы, разработанных и утвержденных приказами Управления ФГСЗН. Отдел регистрации и трудоустройства включает в себя специалиста по профориентации и профессиональному обучению, специалиста по работе с работодателями, спецмалиста по первичному приему граждан и двух ведущих инспекторов, занимающихся повторным приемом граждан, ищущих работу и безработных.

Заместитель директора взаимодействует с администрацией Лениногорского муниципального района и работодателями района с целью организации проведения общественных работ, организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников, учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Заместитель директора организует работу по содействию самозанятости безработных граждан, участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, организует работу по содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности, принимает участие в реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения на территории Лениногорского муниципального района, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы, принимает участие в формировании предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию центра занятости.

Администратор локальной компьютерной сети находится в прямом подчинении у директора центра занятости, осуществляет работу по сопровождению, администрированию информационных систем, применяемых в работе центра занятости, установке нового программного обеспечения и обновлению существующего. Несет ответственность за бесперебойную работу компьютерного и сетевого оборудования, своевременное устранение возникающих сбоев и ошибок в работе программного обеспечения, принимает меры по их недопущению.

Таким образом, основные направления деятельности центра занятости города Лениногорска сводятся к следующим:

- участие в осуществлении единой государственной политики в сфере занятости населения на территории Лениногорского муниципального района;

- обеспечение оказания в пределах своей компетенции государственных услуг в сфере занятости населения на территории района;

- информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов Государственной власти города Лениногорска, органов местного самоуправления, организаций по вопросам, входящим в компетенцию ГКУ ЦЗН.

Говоря о финансировании службы занятости необходимо отметить, что ежегодно наблюдается прирост объема средств на обеспечение деятельности указанных учреждений. Так, на 01 января 2015 года, согласно отчету от исполнении бюджета, на содержание учреждения было выделено 28 миллионов рублей. Количество средств, выделяемых на содержание ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» достаточно, финансирование осуществляется принципу фактической потребности в расходах учреждений. При таком финансировании 86% бюджетных ассигнований, выделенных муниципалитетами на содержание службы занятости, расходуется на первоочередные расходы (оплата труда и коммунальные платежи). На обеспечение уставной деятельности и укрепление материально-технической базы направляется только 14% бюджетных средств.

Для достижения целей деятельности в ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» построена линейно-функциональная система управления с блочной дифференциацией функциональных звеньев, когда вводятся звенья функционально-линейного типа (заместители руководителя по комплексу функций) и по этим блокам проводится дифференциация функциональных звеньев. Особенность такой организационной структуры управления в дифференциации связей линейной и функциональной подчиненности, что делает систему адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала профессионализма и во временной организации ее функционирования.

 

2.2 Анализ социальной политики ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск»

 

Социальная политика ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» - составная часть корпоративной системы управления, основанная на положениях коллективного договора на 2013-2015 годы, и приложениях к нему, утвержденных распоряжением директора с учетом мнения профсоюзной организации учреждения[7]. Коллективный договор - одна из форм регулирования трудовых отношений. В коллективном договоре стороны могут установить правила, которые касаются всего коллектива: систему оплаты труда, механизм ее регулирования, обязательства работодателя по вопросам занятости работников, их профессионального обучения, охраны труда, социального обеспечения, предоставления отпусков, льгот и гарантий. Кроме того, в нем могут быть отражены такие обязательства работников, как соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, отказ от забастовок.

Как правило, заключение коллективного договора оказывает положительное влияние на мотивацию труда. Люди трудятся с большей отдачей, когда видят, что руководитель считается с их мнением и интересами. Наличие коллективного договора - признак солидной организации, уверенно смотрящей вперед, заботящейся о своем кадровом потенциале. В процессе работы над проектом коллективного договора у руководителя появляется уникальная возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом[31, c.35].

Анализ положений коллективного договора ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» выявил, что социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива: улучшение условий труда, обеспечения социальной защиты работников, организацию их отдыха и медицинского обслуживания.

Исходя из коллективного договора ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» своей главной задачей в области социальной политики руководство предприятия считает создание условий для эффективной работы сотрудников, их профессионального роста, обеспечение возможностей для достойного заработка и развитие культуры производства. Практикуется выплата премий и надбавок за профессиональное мастерство.

В коллективном договоре ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска» предусмотрены разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам, что должно привлекать и удерживать наиболее ценные кадры, укреплять лояльное отношение работников к организации, способствовать достижению целей предприятия.

В коллективном договоре закреплен следующий пакет социальных льгот и гарантий работникам:

1. Предоставление дополнительных оплачиваемых дней по следующим причинам: смерть близких родственников (супругов, родителей, детей, брата, сестры) - 3 рабочих дня; рождение ребенка (для отца) - один календарный день; свадьба работника или его детей - 3 рабочих дня; родителю для проводов ребенка в школу 1 календарный день - 1 сентября для родителей первоклассников; родителям для проводов сына в Вооруженные силы - 2 календарных дня; за выход в ДНД (Добровольная народная дружина) - 1 дополнительный выходной день в удобное для работника время; в день рождения работника - 1 день; с переездом на новое место жительства - 2 календарных дня; для ликвидации аварии в доме - 1 рабочий день; женщинам, а так же одиноким родителям, имеющим детей в возрасте до 16 лет, предоставляется не менее двух часов в неделю свободного от работы времени или один свободный день в месяц полностью оплачиваемые (при нахождении работника в текущем месяце в ежегодном отпуске и больничном по уходу за ребенком - свободный день не предоставляется)[7].

2. Оказание материальной помощи. Поощрение работников в честь юбилейных дат (при наличии экономии Фонда оплаты труда):

- 50 лет со дня рождения для женщин - в размере одного должностного оклада;

- 55 лет со дня рождения для женщин, 60 лет со дня рождения для мужчин - в размере двух должностных окладов при стаже работы в организации не менее 5 лет.

Устанавливается единовременное поощрение из фонда экономии заработной платы работникам:

- многодетным (имеющим 3 и более несовершеннолетних детей) в День семьи;

- инвалидам в декаду инвалидов (работающим);

- неработающим пенсионерам в День пожилых людей.

Поощрение работников, принимающих активное участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, проводимых в масштабах Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (при экономии Фонда оплаты труда). Оказание единовременной материальной помощи в следующих случаях:

- при рождении ребенка в размере 1000 (одна тысяча) рублей;

- в случае смерти работника или неработающего пенсионера в размере 1000 (одна тысяча) рублей;

- на похороны близких родственников в размере 1000 (одна тысяча) рублей;

- неработающим пенсионерам ко Дню пожилых людей в размере 500 (пятьсот) рублей[7].

3. Организация отдыха работников учреждения. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность рабочего времени работников устанавливается 40 часов в неделю. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с графиками отпусков и составляет 28 календарных дней. По желанию работника ежегодный отпуск может быть разделен на части. При этом продолжительность одной из частей не может быть менее двух недель. Отпуска без сохранения заработной платы предоставляются с учетом причины заявления и производственной возможности в соответствии со статьей 128 ТК РФ. На основании письменного заявления работника для санаторно-курортного лечения предоставляется 14 дней без сохранения заработной платы[7].

4. Медицинское обслуживание: часть направлений социальной политики предприятия реализуется в рамках комплексной программы «Здоровье». Комплексная программа «Здоровье» направлена на снижение уровня заболеваемости работников ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск». Она охватывает множество направлений: повышение качества медицинских услуг, профилактическую работу по предупреждению заболеваний через здравпункты и поликлинику, вакцинацию, приведение рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, обеспечение реализации мероприятий по снижению негативного влияния условий труда и характера трудового процесса на здоровье работающих. Согласно коллективному договору все работники ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск» проходят обязательный входной и периодический медицинский осмотр и получают бесплатную медицинскую помощь. При проведении медосмотров используется компьютерная программа «Аналитическая система информационного обеспечения профилактических осмотров», позволяющая оперативно проводить анализ результатов осмотра и получать необходимую информацию для организации профилактической и целевой реабилитации персонала[7].

5. Формы социальной защиты работников и пенсионеров. Работодатель обеспечивает реализацию Федеральных законов №165-ФЗ от 16.07.1999 (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования»; №81-ФЗ от 19.05.1995 (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; №186-ФЗ от 21.07.2007 (ред. от 01.12.2014) «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях». Работодатель осуществляет меры социальной поддержки неработающих пенсионеров по старости и пенсионеров по инвалидности, ушедших на пенсию из организации. Предоставляется до 4 дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, инвалидами с детства до достижения ими 18 лет за счет средств ФСС (Фонда социального страхования). Работодатель обеспечивает через комиссию по социальному страхованию организацию мероприятий по санаторно-курортному лечению и оздоровлению работников и членов их семей; обеспечивает своевременную и полную оплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; своевременно предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации достоверные индивидуальные сведения о работниках[7].

6. Организация досуга работников. Работодатель способствует созданию работникам и членам их семей условий для занятий физической культурой и спортом, проведения физкультурных, спортивных мероприятий, а также способствует проведению смотров-конкурсов художественной самодеятельности, спартакиад, Дней здоровья. Большое внимание уделяется здоровому образу жизни работников предприятия. Для проведения спортивных соревнований, а также для мероприятий по поддержанию здоровья работников, организация заключает договор с Муниципальным бюджетным учреждением «Спортивное сооружение - «Теннис Холл»[7].

7. Система охраны и безопасности труда. Для реализации вопросов по совершенствованию обеспечения охраны здоровья работников и безопасности в ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск», в соответствии законодательством РФ и нормативными документами, создан отдел по надзору за безопасностью и охране труда. Руководство деятельностью Отдела осуществляет заместитель директора, который, в соответствии с утвержденной должностной инструкцией ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск», непосредственно подчиняется директору и отчитывается перед технической инспекцией труда профсоюзной организации. В обязанности службы входит контроль выполнения в полном объеме правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, промышленной, пожарной, радиационной безопасности, системы менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны здоровья и безопасности труда. Работодатель обязуется: обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организовать в установленные сроки проведение предварительных и периодических медицинских работников учреждения; проводить расследования и учет несчастных случаев на производстве; систематически пополнять аптечки первой помощи. Совместно с профсоюзным комитетом работодатель обязуется обеспечить проведения контроля над соблюдением законодательства об охране труда, состоянием условий и безопасностью труда в подразделениях, выполнением коллективного договора по охране труда[7].

Наряду с коллективным договором, обеспечивающим социальные гарантии работников, для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы[1]. Защитная функция профсоюзов - это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Профсоюзный комитет совместно с работодателем принимают на себя обязательства по организации культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с работниками организации и членами их семей, организуют чествование работников в связи с торжественными событиями. Профсоюзный комитет проводит организаторскую работу по оздоровлению детей и проведению новогодних елок.

Профсоюзный комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, законом Российской Федерации №10-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 22.12.2014) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законом Республики Татарстан №2303-XII от 18.01.1995 (ред. от 18.04.2011) «О профессиональных союзах»[4, 5]. Профессиональный союз способствует росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины, оказывает работодателю всестороннюю поддержку в этих вопросах, а также контролирует соблюдение законности условий найма, увольнения, оплаты и охраны труда.

Таким образом, обязанности отдела кадров, профессионального союза и специалиста по охране труда сводятся к надзору за выполнением следующих задач:

- проведение мероприятий по снижению текучести кадров и укрепления трудовой дисциплины;

- оформление отпусков, больничных листов, командировочных удостоверений;

- обеспечение прав, льгот и гарантий работников предприятия;

- учет использования рабочего времени;

- подготовка и оформление документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;

- ведение единого учета работников Учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также проведение мероприятий по обеспечению работников и членов их семей путевками в лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные, детские подведомственные учреждения;

- подготовка и заключение договоров, регистрация и рассылка документов по вопросам обеспечения работников медицинским и санаторно-курортным обслуживанием;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;

- проведение совместно с Профсоюзным комитетом Министерства, единой социальной политики, направленной на защиту интересов и гарантий в пределах своей компетенции.

Анализ положений коллективного договора ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск» выявил, что социальные мероприятия, разработанные в учреждении, охватывают все аспекты социального развития коллектива. При реализации социальной политики применяются программы, льготы и гарантии, имеющие наибольшее мотивационное воздействие; порядок их применения согласуется с профсоюзной организацией коллектива.

 

2.3 Оценка состояния социального развития коллектива ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорска»

 

Социальное развитие коллектива - это многоаспектное понятие, которое включает в себя ряд показателей, характеризующих условия, характер и содержание труда; структуру коллектива; стимулы к труду; удовлетворение социально-бытовых, физических и духовных потребностей работников, морально-психологический климат в коллективе, социальную активность. Для полной и достоверной оценки уровня социального развития коллектива необходимо определить показатели, которые позволили бы однозначно оценить уровень социального развития коллектива предприятия[30, c.65].

Анализ существующих исследований в этом направлении, проведенный Е. Н. Пшеничной, позволил выделить более шестидесяти показателей для оценки уровня социального развития коллектива предприятия. Такое большое многообразие показателей приводит к существенным затруднениям при оценке социального развития коллектива предприятия. Поэтому, основываясь на исследования Е. Н. Пшеничной, была проведена систематизация этих показателей и выделили семь групп по признаку однородности: 1) условия, характер и содержание труда; 2) структура коллектива; 3) стимулы к труду; 4) удовлетворение социально-бытовых потребностей; 5) удовлетворение физических и духовных потребностей; 6) морально-психологический климат в коллективе; 7) социальная активность[35, c.4]. При этом учитывается характер влияния каждого из них на уровень социального развития коллектива предприятия. К показателям, стимулирующим социальное развитие коллектива предприятия, и показателям, тормозящим этот процесс, можно отнест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: