Технические решения по охране труда можно объединить в две группы: общеплощадочные и технологические.




К общеплощадочным относятся:

1) организация санитарно-гигиенического и бытового обслужи­вания работающих на строительной площадке;

2) выбор системы искусственного освещения стройплощадки, рабочих мест, проходов и проездов;

3) обеспечение рабочих питьевой водой;

4) ограждение опасных зон и защита каждого нижерасполо­женного рабочего места;

5) устройство временных автодорог, обеспечивающих безопас­ность движения автотранспорта.

К технологическим относятся:

1) разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность про­изводства работ;

2) отбор существующих устройств, оснастки и приспособлений для безопасного выполнения работ или разработка новых;

3) мероприятия, обеспечивающие электробезопасность на строй­площадке;

4) мероприятия по обеспечению безопасности и безвредности труда при использовании токсичных веществ;

5) разработка дополнительных мер по обеспечению безопасного производства работ в зимних условиях;

6) обеспечение безопасности и безвредности труда при одновре­менно проводимых работах несколькими организациями на одном строящемся объекте.

В процессе разработки ПОС и ППР вопросы охраны труда рас­сматриваются и согласовываются группой специалистов строительно- монтажной организации (главный механик, главный энергетик, ра­ботники планового отдела, отдела труда и заработной платы, инже­нер по охране труда). После рассмотрения и согласования проектная документация передается на утверждение главному инженеру строи­тельно-монтажной организации. После утверждения ПОС и ППР должны быть выданы линейным ИТР для ознакомления с планируе­мым строительством не позднее чем за 2 месяца до его начала.

5.4.2. Дороги

В соответствии со СНиП Ш—4—80* до начала работ на строи­тельной площадке должны быть сооружены подъездные пути и внут- риплощадочные дороги, обеспечивающие свободный и безопасный доступ транспортных средств ко всем строящимся объектам, склад­ским площадкам и помещениям.

Наиболее распространенными схемами дорог являются кольце­вая и сквозная, которые позволяют избежать столкновения и скопле­ния автотранспорта на строительной площадке, а также обеспечива­ют нормальный обзор участков дороги.

Безопасное движение транспорта на строительной площадке обеспечивают: рациональная схема движения транспорта, учитываю­щая пути движения рабочих; соблюдение размеров и типов дорожного полотна в зависимости от применяемых транспортных средств. Уста­новка дорожных знаков и надписей; выполнение мероприятий по безо­пасному производству погрузочно-разгрузочных работ в зоне монтаж­ных механизмов.

В кратчайшие сроки с наименьшей стоимостью могут быть по­строены грунтовые дороги. Однако более высокими по качеству явля­ются дороги с гравийным и щебеночным покрытием, асфальтовые и цементобетонные.

В целях обеспечения безопасности движения транспорта за наименьшие расчетные видимости принимают: по направлению дви­жения — 50 м, боковых (на перекрестках) — 35 м. Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги на территории строительства должно быть не менее: до забора — 1,5 м, до оси железной дороги ши­рокой колеи — 3,75 м, до оси железной дороги узкой колеи — 3 м.

Скорость движения автомобилей на территории строящихся объектов не должна превышать 10 км/ч, на поворотах — 5 км/ч.

При наличии на строительной площадке железнодорожных пу­тей количество их пересечений с автомобильными дорогами должно быть минимальным, причем каждое пересечение (переезд) необходи­мо ограждать. Устройство переездов осуществляется по типовым чер­тежам. Как правило, автомобильная дорога должна пересекать же­лезную дорогу под углом 90°, при хорошей видимости пересечение допускается под углом 60°.

5.4.3. Содержание строительной площадки

Проезды, проходы, подкрановые пути, погрузочно-разгрузочные площадки, площадки для складирования, рабочие места необходимо регулярно очищать от снега и льда, дороги посыпать песком, шлаком или золой, а в летнее время поливать водой.

Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и косогорах под уклоном более 20°, следует оборудовать стремянками, трапами или лестницами с односторонними перилами.

Колодцы и шурфы должны быть закрыты крышками, прочны­ми щитами или ограждены. Траншеи и котлованы в местах прохода людей необходимо ограждать, а в темное время суток следует уста­навливать световые сигналы.

В местах переезда транспорта через канавы или траншеи, где это необходимо, устраивают безопасные проходы с ограждениями для пешеходов.

Трубопроводы временных сетей водоснабжения и других коммуни­каций в местах пересечения с дорогами и проездами не должны подвер­гаться повреждению и мешать проезду транспорта и проходу пешеходов.

Строительный мусор со строящихся зданий и лесов следует опускать по закрытым желобам или в закрытых ящиках и контейне­рах при помощи кранов и механизмов для перемещения груза. Ниж­ний конец желоба должен находиться не выше 1 м над землей или входить в бункер.

Сбрасывать мусор без желобов или других приспособлений раз­решается с высоты не более 3 м, а в населенных пунктах — только при безветренной погоде. Места, на которые сбрасывается мусор, сле­дует со всех сторон ограждать или охранять.

При возникновении на строительной площадке опасных усло­вий (оползни грунта, осадка оснований под строительными лесами, скопление снега, твердых выбросов и пыли на покрытиях и перекры­тиях, обрыв проводов электрической сети и т.п.) люди должны быть немедленно выведены из опасных мест, а сами опасные места ограж­дены и обозначены предупредительными знаками.

Из числа ИТР приказом генеральной подрядной организации должно быть назначено лицо, на которое возлагается контроль за своевременным принятием мер по недопущению перегрузок несущих конструкций покрытий и перекрытий зданий в результате скопления на них снега, твердых выбросов, пыли, складирования строительных деталей и т.п.

Опасная зона — пространство, в котором возможно воздейст­вие на работающего опасного и (или) вредного факторов.

Опасные зоны в строительстве могут быть постоянными и вре­менными.

Постоянные опасные зоны должны обозначаться специальными ограждениями (ГОСТ 23407—78) на время выполнения определен­ных СМР или на весь период строительства, а временные опасные зо­ны — сигнальными ограждениями.

Ограждение опасных зон и участков исключает нахождение в их границах посторонних лиц и обеспечивает особое внимание рабо­чих при выполнении работ и передвижении людей на строительной площадке.

Опасной зоной считается:

1) для кранов — граница действия крана, а также зона рельсо­вых путей плюс 7 м (табл. 5.1). Для автомобильных кранов опасной зоной считается вылет стрелы плюс 5 м;

Таблица 5.1 Опасная зона для кранов
Высота возможного падения предмета, м Граница опас­ной зоны, м Высота возможного падения предмета, м Граница опас­ной зоны, м
до 20   120—200  
20—70   200—300  
70—120   300—450  

 

2) для электрических сетей — пространство, в пределах которо­го рабочий может коснуться проводов устанавливающими конструк­циями или переносными длинномерными материалами (табл. 5.2);

Таблица 5.2

Опасная зона линии электропередачи
Напряжение в электросети, кВ Опасная зона, м Напряжение в электросети, кВ Опасная зона, м
до 1 1,5 150—220  
1—20      
35—110   500—750  

 

3) при производстве земляных работ — призма обрушения грун­та, границы глубоких котлованов, зоны работы землеройных машин;

4) для складов и складских площадок — зоны складирования материалов, конструкций, деталей;

5) для транспортных путей — зоны и участки дорог с интенсив­ным движением транспорта, опасные пересечения;

6) для работ, выполняемых на высоте — зоны по периметру строящегося здания шириной не менее 7 м при его высоте до 20 м и не менее 10 м при высоте до 100 м. При большей высоте здания опас­ная зона определяется ППР;

7) для работ, связанных с вредными веществами (ацетилен, ди- бутилфталат, хлор, толуол, ксилол, ацетон, аммиак и др.) — участки выполнения антикоррозионных, малярных, шпаклевочных работ. Участки сварки металлических, полимерных материалов и конструкций.

Размер опасной зоны зависит от многих факторов, но, прежде всего, от количественных параметров технологического процесса, на­пример от величины напряжения и связанного с ним электромагнит­ного поля, от давления рабочей жидкости в растворонасосах, краско­пультах, краскораспылителях, от скорости движения техники, высоты укладки груза и т.п.

Мобильная техника образует подвижные, а стационарная — неподвижные опасные зоны.

Не все опасные зоны могут быть полностью защищены. Работая у таких зон, следует соблюдать повышенную осторожность.

5.4.4. Технические средства обеспечения

безопасности труда на строительной площадке

Для предупреждения несчастных случаев широко применяют различные технические средства обеспечения безопасности: защитные ограждения; предохранительные, тормозные, блокировочные, сигнали­зирующие устройства; дистанционное управление и др.

Виды защитных ограждений подразделяются на группы:

1) ограждения инвентарные строительных площадок и участ­ков производства строительно-монтажных работ (ГОСТ 23407—78). Объекты строительства, расположенные вблизи проездов, проходов и улиц, ограждаются сплошным забором. Если строительство ведет­ся в стесненных условиях и ограждение находится вблизи строяще­гося здания (на расстоянии менее 10 м), оно должно иметь защит­ный козырек над пешеходной дорожкой или проездом. Защитный козырек устраивается так, чтобы угол подъема его от забора состав­лял не менее 20° к горизонту. Если строительная площадка распо­ложена в населенных местах, разрешается устанавливать прово­лочное ограждение. Чаще всего применяются сборно-разборные конструкции ограждений. Они имеют многократную оборачивае­мость, просты в установке и разборке, обладают достаточной прочно­стью и жесткостью;

2) ограждения предохранительные инвентарные (ГОСТ 12.4.059—89).

По функциональному назначению они подразделяются на:

а) защитно-охранные, предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территории и участки с опасными и вредными производственными факторами, обеспечения охраны мате­риальных ценностей строительства;

б) защитные, предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территории и участки с опасными и вредными производственными факторами;

в) сигнальные, предназначенные для предупреждения о грани­цах территорий и участков с опасными и вредными производствен­ными факторами.

По конструктивному решению данные ограждения подразде­ляются на панельные, панельно-стоечные и стоечные. Панели огра­ждения могут быть сплошными и разреженными. Защитно-охранные ограждения должны быть только сплошными.

По исполнению ограждения подразделяют на ограждения с до- борными элементами: защитным козырьком, тротуаром, перилами, подкосами и ограждения без доборных элементов.

Ограждения защитные инвентарные предназначены для пре­дотвращения падения людей с высоты (рис. 5.14);


Рис. 5.14. Ограждения защитные инвентарные: о —инвентарные ограждения проемов; б—рабочая площадка сигнальщика (1 —перила; 2 —цепь; 3 — бортовая доска); в — временное ограждение на лестничных маршах (1 — стойка; 2 — поручень; 3 — струбцина); г — переходная площадка; д — ограждение проемов лифтовых шахт; е — ограждение балконов; ж — ограждение оконных проемов (1 — стойка; 2 — рама; 3 — крюк; 4 — хомут; 5 — струбцина)

 

3) защитные ограждения машин и механизмов. Они отделяют опас­ную зону от человека, препятствуют его контакту с подвижными деталя­ми, токоведущими частями, вредными веществами и излучениями и т.п.

Ограждения могут быть стационарными, входящими состав­ной частью в конструкцию агрегатов, узлов, без которых их функ­ционирование невозможно, а также съемными, открывающимися, откидными, раздвижными, применяемыми для защиты механизмов, требующих периодического обслуживания, регулировок, ремонта, чи­стки, осмотра и т.п. Кроме того, ограждения могут быть постоянными (кожухи машин), временными (щиты, шторы, экраны, ширмы и т.п.), напольными, ручными (щиток электросварщика) и др.

Конструкция кожухов может быть разнообразной. Она зависит от вида и размеров защищаемой зоны, специфики опасных факторов, расположения человека и т.п. Ограждения изготавливают в виде свар­ных или литых кожухов, корпусов, решеток, перил, спинок и т.п. Их выполняют из листовой и проволочной стали, металлической сетки с каркасом, стекла, оргстекла, дерева и других материалов.

Ограждения, открываемые вручную несколько раз в смену, обо­рудуют ручками, скобами и т.п.

5.5. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ

5.5.1. Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы весьма травмоопасны. Причи­нами травм являются неправильная организация работ, ненадежная строповка груза, использование не прошедших техническое освиде­тельствование грузоподъемных машин, тары, строп, работа без средств индивидуальной защиты, особенно рукавиц, касок, плохая подготовка обслуживающего персонала и др.

К постоянным погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опас­ных грузов (взрывчатых веществ, окислителей токсичных веществ и др.), проходят специальное обучение с последующей аттестацией. На опас­ные грузы в соответствии с ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Класси­фикация и маркировка» наносят определенные знаки опасности.

Транспортные средства, поставленные под погрузку (разгрузку) должны быть заторможены. Перемещение груза вручную без приспо­соблений разрешается на высоту не более 1,5 м, а по наклонной плос­кости — на высоту не более 3 м. Для погрузки (выгрузки) штучных грузов из кузовов транспортных средств устраивают специальные эстакады, платформы высотой на уровне пола кузова. Если высота пола кузова и разгрузочно-погрузочной площадки не совпадают, для переноски груза применяют трапы, мостики или сходни, выполнен­ные из дерева или металла, имеющие прогиб при максимальной на­грузке не более 20 см, снабженные поручнями. При длине более 3 м под их середину устанавливают опору. Ширину трапов и мостиков принимают не менее 0,6 м, сходней — 0,8 м при движении в одну сто­рону и не менее 1,5 м — при движении в обе стороны.

Для погрузки (разгрузки) бочек, рулонов, труб, круглого леса и других подобных грузов применяют специальные слеги (покаты) дли­ной не менее 4 м (с крючками для фиксации на кузове), выполненные из дерева диаметром не менее 200 мм или из металла. Длинномерные грузы (бревна, трубы и т.д.) должны переносить с помощью специаль­ных захватных приспособлений не менее чем двое рабочих. Стеклянные емкости с агрессивными жидкостями переносят на специальных но­силках, тачках, оборудованных гнездами с мягкой обивкой; мелкие, штучные, а также сыпучие грузы транспортируют в специальной таре (контейнерах, поддонах, ящиках), укладывая их ниже уровня борта.

Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°.

Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу, которая им поручена.

При погрузке и выгрузке барабанов с карбидом кальция рабо­чие не должны пользоваться крючьями, ломами, лопатами или дру­гими металлическими предметами. Разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам, сбрасывать ба­рабаны с автомашины запрещается.

Погрузку и выгрузку отравляющих веществ (технические спир­ты, растворители, антифриз, мышьячные соединения и др.), способ­ных к образованию взрывчатых смесей, следует производить в специ­ально отведенных местах с соблюдением мер безопасности.

Ручки лопат и носилок должны быть изготовлены из прочных пород древесины и чисто, без заусенец, обработаны. Перед началом работы груз должен быть тщательно осмотрен. В случае повреждения тары груз необходимо брать осторожно.

Кантовать тяжеловесные грузы, подвозить их под стропы необ­ходимо при помощи специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается.

Погрузка и выгрузка пылящих, едких грузов навалом запрещается.

При выгрузке не разрешается выдергивать из середины штуч­ные грузы, уложенные в штабель или кучи, так как верхний груз об­валится. Грузы следует брать только с верха штабеля (кучи).

Чтобы предохранить себя от ушиба в случае падения груза при открывании продольного борта, надо сначала снять средние затворы, а затем, находясь у торцов платформы (машины), концевые.

При укладке грузов следует оставлять проходы и проезды необ­ходимой ширины (не менее 1 м).

Запрещается складывать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи, а также опирать на заборы.

Грузы в мешках, кулях, кипах надо укладывать вперевязку. Грузы должны быть в исправной таре.

Баллоны со сжатым или сжиженным газом (кислородом, аце­тиленом и др.) нельзя подвергать ударам, сбрасывать на землю во избежание взрыва. Их переносят на специальных носилках с мягки­ми гнездами.

На транспортных средствах груз размещают, а при необходимо­сти закрепляют так, чтобы в процессе его транспортировки он не мог самопроизвольно смещаться, выпадать, ограничивать обзорность во­дителя, нарушать устойчивость машины; закрывать световые и сиг­нальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера.

Бочки с жидкостями, стеклянную тару транспортируют пробка­ми (горловинами) вверх, баллоны со сжиженным газом — только на подрессоренных средствах с искрогасителями на выхлопных трубах, укладывая их поперек кузова на специальные стеллажи с выемками под баллоны, обитые войлоком, предохранительными колпаками в одну сторону (вертикально только в специальных контейнерах). Пы­лящие грузы (цемент, известь) транспортируют в специально обору­дованных машинах.

Предельная норма переноски тяжестей для мужчин — 50 кг, для женщин — 20 кг. Перемещение грузов массой более 20—25 кг должно быть механизировано.

Грузоподъемные механизмы на погрузочно-разгрузочной пло­щадке располагают так, чтобы между ними были свободные проходы для людей шириной 0,8 м и проезды для транспортных средств ши­риной не менее 2,5 м.

Подъемно-транспортными средствами разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Нельзя поднимать груз неизвестной массы, вмерзший в грунт, за­щемленный или за что-либо зацепившийся. Перед горизонтальным перемещением груза он должен быть поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

На грузах, а также под грузом в зоне его перемещения подъем- но-транспортным оборудованием не должны находится люди. Грузы укладывают в штабеля высотой не более 3 м при ручной выгрузке и не более 6 м — при использовании механизмов. При скорости ветра более 12 м/с погрузочно-разгрузочные работы с помощью механизмов должны быть прекращены.

5.5.2. Перевозка людей

При перевозке людей травмы происходят вследствие опрокиды­вания транспортных средств, наезда на препятствие, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, падения людей из кузова, движения с повышенной скоростью на поворотах неровной дороги, перевозки людей стоя, самооткрывания бортов, посадки и вы­садки на ходу, несогласованных действий водителя и пассажиров, на переправах и в других случаях.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуще­ствляться водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет и удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С», а при пере­возке более 8 человек — категорий «С» и «Д».

Грузовой автомобиль с бортовой платформой и кузовом-фургоном, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован си­деньями, закрепленными на высоте 0,3—0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки. Скорость движения не должна превышать 60 км/ч.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в кузове-фургоне не должно превышать количества оборудо­ванных для сцценья мест. Запрещена перевозка людей в кузовах са­мосвалов, самоходных шасси, в транспортных прицепах, а также на навесных, прицепных и других машинах.

Переезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров, разрешается лицам, сопровождающим грузы (не более 6 человек); их фамилии должны быть указаны в путевом листе.

Запрещается перевозить людей при транспортировании длин­номерных грузов, если уложенный груз превышает высоту борта, а также при транспортировании огнеопасных и ядовитых грузов.

При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принимать меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом должны быть равномерно раз­мещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сло­жены и укреплены так, чтобы не было их смещения.

При сопровождении груза на автомобиле рабочие должны рас­полагаться в кузове на отдельных местах, расположенных ниже уров­ня бортов.

Запрещается садиться на борта кузова, ездить на подножке, крыше кабины, стоять в кузове, садиться или высаживаться во время движения автомобиля не только на перегоне, но и при маневрирова­нии на стройплощадке.

Запрещается оставлять место для сопровождения рабочих на по­лу кузова автомобиля между грузом и передним или задним бортом, так как при торможении они могут быть прижаты смещенными грузами.

Во время транспортировки груза рабочие обязаны подчиняться шоферу и выполнять все его указания. Они должны следить за гру­зом и в случае его смещения немедленно оповестить шофера.

Рабочим нельзя находиться в кузове автомобиля при транспор­тировке порожних бочек из-под опасных материалов.

5.6. СКЛАДИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

К складам предъявляются следующие требования:

— площадка перед складом должна быть выровнена, утрамбо­вана и иметь уклон в сторону кюветов;

— территория, проезды и подходы к дверям склада должны быть свободными, а в зимнее время своевременно очищаться от снега и льда. Места, где возможно скольжение, следует посыпать песком;

— помещение, предназначенное для складирования, должно бьггь в исправном состоянии;

— ширина дверных проемов должна быть не менее 1,8 м, а вы­сота не менее 2,3 м (СНиП 2.11.01—85*, СНБ 2.02.03-03);

— проходы и проезды, а также подходы к средствам пожароту­шения должны быть свободными;

— для временного хранения использованных обтирочных мате­риалов и тряпок должен быть установлен железный плотно закры­вающийся ящик;

— для укладки и транспортировки грузов весом более 50 кг склад должен быть обеспечен подъемно-транспортными механизмами;

— склады должны быть обеспечены достаточным количеством лестниц-стремянок;

— стеллажи должны быть прочными и соответствовать форме и размерам материалов. Деревянные стеллажи должны обрабатывать­ся огнезащитным составом;

— для складов должен быть разработан план размещения ве­ществ и материалов с указанием их наиболее характерных свойств (взрывопожароопасные, ядовитые, химически активные и т.п.);

— в складских помещениях должны соблюдаться проходы: про­тив ворот — не менее ширины ворот; против дверных проемов — ши­риной, равной ширине дверей, но не менее 1 м; между стеной и шта­белем (стеллажом), а также между стеллажами — 0,8 м. Проходы и места штабельного хранения должны быть обозначены на полу хоро­шо видимыми ограничительными линиями (ППБ РБ 1.01—94);

— расположение закрытых складских площадок в зоне работ кранов не допускается.

5.6.1. Хранение материалов

При хранении карбида кальция:

— помещение склада должно быть наземным, неотапливаемым, с несгораемой легкой кровлей, без чердачного перекрытия, с отдель­ным выходом наружу;

— во избежание попадания воды в склад его кровля должна иметь ширину навеса не менее 0,5 м, а уровень пола должен быть на 20 см выше уровня окружающей территории;

— освещение склада должно быть наружным;

— полы должны быть выполнены из материалов, не вызываю­щих искрообразования;

— склад должен быть укомплектован противопожарными сред­ствами.

При хранении баллонов с газами:

— помещение склада должно быть одноэтажным, без чердачно­го перекрытия;

— стены, перегородки, крыши должны быть сделаны из несго­раемых конструкций;

— окна и двери должны открываться наружу;

— должно быть исключено искрообразование какими-либо предметами;

— отопление закрытых складов для хранения баллонов с газа­ми допускается только центральное (водяное, паровое, воздушное);

— баллоны со сжатыми и сжиженными газами должны закреп­ляться и размещаться так, чтобы они не подвергались механическим воздействиям;

— для предупреждения утечек газа на боковом штуцере вентиля баллона должна ставиться заглушка, а на баллоны объемом 40 л и бо­лее, кроме того, необходимо устанавливать предохранительные колпаки;

— баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении, во избежание падения должны устанавливаться в специально обору­дованных гнездах или ограждаться барьерами;

— баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается хра­нить в горизонтальном положении на рамах или стеллажах, выпол­ненных из несгораемого материала.

При хранении агрессивных химических веществ:

— склад необходимо располагать на расстоянии не менее 100 м от производственных и административных зданий;

— полы должны быть покрыты кислотоупорной керамической плиткой;

— в помещениях, где хранятся химические вещества, способ­ные плавиться при пожаре, необходимо предусматривать устройства, ограничивающие их свободное растекание (бортики, пороги, пандусы и т.п.) (ППБ РБ 1.01—94);

— вещества, которые при нагревании или взаимодействии выделяют токсичные или горючие продукты разложения, должны храниться отдельно от других веществ в специально оборудованном складском помещении;

— в складах и под навесами, где хранятся кислоты, необходимо иметь готовые растворы мела, извести или соды для нейтрализации пролитой кислоты;

— места хранения кислот должны быть обозначены;

— жидкости, которые при нагревании или непродолжительном горении разлагаются или вскипают, следует хранить отдельно от дру­гих веществ;

— химические вещества, хранящиеся в штабелях, следует под­вергать систематическому контролю для предупреждения и своевре­менного обнаружения процессов их разложения и самонагревания; при обнаружении таких процессов необходимо немедленно удалить вещество со склада в безопасное место;

— химически активные жидкости в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики или обрешетки (деревянные, ме­таллические и т.п.) с заполнением свободного пространства прокла­дочными материалами.

При хранении лаков и красок:

— электропроводка в складе должна быть выполнена с выносом электровыключателей за пределы склада;

— в помещении склада должны быть вывешены на видном мес­те предупредительные надписи «Взрывоопасно: взрывоопасная среда», «Запрещается курить» и т.п.;

— разбавители необходимо хранить в хорошо вентилируемых помещениях с температурой воздуха от —2 °С до +20 °С в таре с герме­тическими крышками (пробками);

— места складирования растворителей, красок, лаков и других веществ должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей не менее трехкратного обмена воздуха;

— курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и нагревательными приборами в складах запрещается;

— порожнюю тару во избежание взрыва смеси остатков паров растворителей следует выносить в отдельное помещение или на спе­циально выделенную для этой цели площадку, расположенную в сто­роне от места производства работ;

— металлическую тару для хранения лакокрасочных материа­лов закрывать пробками и открывать инструментом, не вызывающим искрообразования;

— при хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) в таре должны соблюдаться следующие требования:

ЛВЖ в таре должны храниться только в закрытых складах, где исключается резкое колебание температуры окружающей среды;

хранение ГЖ в таре допускается в зданиях, имеющих не более 3 этажей, а ЛВЖ — в одноэтажных, без подвалов и чердаков;

ГЖ допускается хранить на открытой площадке в таре, сделан­ной из материала, который стоек к атмосферным воздействиям;

в помещении склада разрешается хранить не более 200 м3 ЛВЖ или 1000 м3 ГЖ;

при ручной укладке бочки с ЛВЖ и ГЖ должны устанавливать­ся на полу не более чем в 2 ряда, при механизированной укладке бо­чек с ГЖ — не более чем в 5, а ЛВЖ — не более чем в 3 ряда; ширина штабеля должна быть не более 2 бочек;

ЛВЖ в стеклянной таре (бутылях) емкостью более 30 л должны храниться на полу в один ярус;

ящики с ГЖ в мелкой упаковке укладывать в соответствии с предупредительной надписью «Верх»;

запрещается хранить в помещении склада ЛВЖ и ГЖ в повре­жденной таре и с негерметично закрытой горловиной; пролитая жид­кость должна немедленно убираться;

для предупреждения разлива ЛВЖ и ГЖ их необходимо хра­нить на поддонах или устраивать бортики на полу;

емкости с краской (бидоны, бочки, банки) должны иметь эти­кетки или бирки с наименованием материала, его маркой, видом рас­творителя, номером партии, датой изготовления и весом.

5.6.2. Хранение материалов под навесом и на открытой площадке

Площадки необходимо располагать на сухом, хорошо проветри­ваемом месте, под уклон до 2°, рационально в зоне работы с монтаж­ными механизмами на спланированных участках с твердым основани­ем (утрамбованный грунт, сборные железобетонные дорожные плиты, асфальт). От правильности выбора и подготовленности таких участ­ков зависит безопасность складирования в процессе строительства.

В местах складирования автомобильные дороги должны иметь достаточные уширения, позволяющие создавать безопасные условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Так как складские пло­щадки, располагаемые в зоне действия монтажных механизмов, яв­ляются опасными зонами, то они в обязательном порядке должны быть ограждены.

Въезды и выезды оборудуются шлагбаумами с предупредитель­ными знаками безопасности (ГОСТ 12.4.026—76).

На площадках для укладки конструкций и деталей должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ни­ми. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Все конструкции и детали следует укладывать в штабеля до­пустимой высоты. Ширина проходов между ними должна быть не ме­нее 1 м, проездов — в зависимости от обслуживающего транспорта.

Конструкции и детали укладывают на деревянные подкладки, расположение которых должно обеспечивать свободный сток вод, ме­жду отдельными ярусами укладывают инвентарные прокладки.

В штабеля следует укладывать изделия только одной марки. Марка изделий должна быть видна со стороны проезда или прохода, монтажные петли для строповки при этом расположены сверху. Возле каждого штабеля изделий со стороны прохода или проезда должны быть установлены знаки с указанием схем строповки изделий и техническими характеристиками, а также с указанием марок изде­лий согласно ГОСТ 12.4.026—76 ССБТ «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

Хранить пиломатериалы и изделия следует в штабелях, высота при рядовой укладке должна быть не более половины ширины штабе­ля, а при клеточной укладке — не более ширины штабеля (рис. 5,15, а). В одном штабеле необходимо укладывать пиломатериалы одной тол­щины. Перед укладкой в шта­бель пиломатериалы следует очистить от опилок и снега.

Круглый лес следует складировать в штабель вы­сотой не более 1,5 м с про­кладками между рядами и установкой упоров против рас­катывания. Ширина штабеля менее его высоты не допуска­ется. Применение прокладок круглого сечения запрещает­ся (рис. 5.15, б). Разбирать шта­бель лесоматериалов следует уступами, сверху вниз, соблю­дая меры предосторожности.

Рис. 5.15. Складирование материалов: а — пиломатериалы; б — круглый лес

Дверные и оконные блоки следует складировать верти­кально, с прошивкой сплошной доской, наклонно, в пирами­ду, с устройствами концевых подкосов (рис. 5.16, а).

Кирпич в пакетах на поддонах складируют не более чем в два яруса, в контейнерах — в один ярус, без контейнеров — высотой не более 1,7 м (рис. 5.16, б).

Сваи складируют ярусами высотой не более 2 м, рассортировы­вая по маркам и направляя острие в одну сторону.

Правила складирования других материалов следующие:

— фундаментные подушки и блоки стен подвалов — в штабеля на подкладках и прокладках высотой не более 2,6 м (рис. 5.16, в);

— панели стеновые — в кассеты или пирамиды (рис. 5.16, г);

— панели перегородок — в кассеты вертикально;

— плиты перекрытий — в штабеля высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;

0,52 м
Рис. 5.16. Складирование материалов: а — деревянные оконные переплеты, дверные полотна и коробки;б— кирпич; в — фундаментные подушки; г— стеновые панели
t---------- у-----------
&  
  0,5 м

— фермы, балки— в кассеты или пирамиды (рис. 5.17, а);

— подкрановые балки — высотой не более 2 м (рис. 5.17, б);

— кровельные материалы (рис. 5.17, в) асбестоцементные, вол­нистые листы — 1м;

— асбестоцементные кровельные плитки, кровельные рулонные материалы — не более чем в 2 яруса;

— стеновые блоки — высотой 2—2,5 м (рис. 5.17, г);

— блоки мусоропроводов — в штабеля высотой не более 2,5 м;

— ригели и колонны — в штабеля высотой до 2 м на подклад­ках и прокладках (рис. 5.17, Э);

— нагревательные приборы — в виде отдельных секций или в собранном виде в штабеля высотой не более 1 м;

2-3 м
Рис. 5.17. Складирование материалов: а — фермы; б — подкрановые балки; в — кровельные материалы; г— блоки; д— колонны
Чй Чй ^

— стекло в ящиках и рулонный материал — вертикально в один ряд и на подкладках;


\ — битум — в плотной таре, исключающей его растекание, или в специальные ямы с устройством надежного ограждения;

i — блоки санитарно-технические и вентиляционные — в штабе­ля высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках (рис. 5.18, а);

— теплоизоляционные материалы— в штабеля высотой до 1,2 м в закрытом сухом помещении;

— лестничные марши — ступенями вверх в штабеля не более 6 рядов на подкладках и прокладках (рис. 5.18, б);

Рис. 5.18. Складирование материалов: а — санитарно-технические блоки; б— лестничные марши

 

— лестничные площадки — в штабеля не более 4 рядов на под­кладках и прокладках;

— карнизные плиты — штабелем в 5—6 рядов;

— мелкосортный металл ■— на стеллажах, высотой не более 1,5 м;

— трубы 0 до 300 мм — в штабеля высотой до 3 м на подклад­ках и прокладках с концевыми упорами против раскатывания;

— трубы диам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: