Анализ деятельности торговых организаций




Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая и, как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений [3].

Внутренняя торговля включает оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля осуществляет продажу товаров крупными партиями для производственного потребления или перепродажи.

Розничная торговля представляет собой продажу товаров единичными предметами или их небольшим количеством конечному потребителю. Этот процесс выступает завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.

Розничные торговые организации классифицируются по следующим признакам:

- по виду реализуемого ассортимента.

Ассортимент товаров – важный признак классификации организаций розничной торговли [6].

В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов, а именно торговых предприятий:

- универсальные;

- специализированные;

- магазины с комбинированным ассортиментом;

- магазины со смешанным ассортиментом товаров.

Универсальные магазины – магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных магазинов являются:

- универсам, супермаркет, гипермаркет;

- универсальных непродовольственных – универмаг, торговый дом.

Специализированные магазины – магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами.

Магазины с комбинированным ассортиментом товаров – магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Все для рукоделия», «Диета»).

Магазины со смешанным ассортиментом товаров – магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Такими магазинами является в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.

Анализ деятельности состояния торговых предприятий показывает, что в настоящее время происходит процесс универсализации торговых организаций, растет число смешанных магазинов.

- по форме торгового обслуживания.

Форма торгового обслуживания включает особенности торгово-технологического процесса. К ним относятся:

- методы продажи товаров;

- дополнительные услуги;

- персональные методы продажи.

В магазине различают следующие методы продажи товаров:

- индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи);

- открытая выкладка товаров;

- продажа товаров по образцам или каталогам;

- продажа товаров по предварительным заказам;

- продажа методом самообслуживания.

Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей представляет собой метод продажи, при котором все основные операции по обслуживанию (встреча покупателя и выявление его намерения, предложение и показ товара, помощь в выборе товара и консультация; операции, связанные с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок) осуществляются при участии продавца.

Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, например, радиотоваров, электротоваров, мебели.

Разновидностью этого метода является продажа товаров по каталогам, когда вместо натуральных образцов товаров прилагается каталог их фотографий с описанием вариантов – после выбора товара и расчетов за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета. В узле расчета покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.

Дополнительные услуги, так же как и методы продажи товаров, являются еще одной составляющей форм продажи товаров. Дополнительные услуги имеют большое значение для повышения культуры торговли, создания положительного имиджа организации и повышения ее конкурентоспособности, и соответственно получение положительных результатов в процессе экономического рынка.

Отдельно можно выделить персональные методы продажи.

Персональные методы продажи распространяются на внемагазинную торговлю и связаны с индивидуальным обслуживанием покупателей на дому.

Прямой продажей называется любая форма личного контакта продавца и покупателя за пределами стационарной точки торговли, часто на дому у покупателей, например с привлечением торговых агентов.

Прямой маркетинг отличается от прямых продаж тем, что непосредственный контакт с покупателем организуется с помощью средств информации, а не торгового персонала. В качестве источников информации используются рекламные объявления, каталоги, почтовые отправления. Ознакомившись с рекламными материалами, покупатель принимает решение посетить магазин или заказать товар по почте. Оплата производится предварительно или в момент получения товара по почте. Там же могут быть и каталоги для заказа нужных товаров. Целевые сегменты при почтовых отправлениях отбираются с помощью специальных списков баз данных.

Электронный маркетинг – особая форма прямого маркетинга, осуществляется с помощью электронных информационных средств. Включает в себя:

- продажу товаров по телефону;

- продажу товаров по электронным каналам;

- продажу в электронном магазине и др.

- по уровню розничных цен.

Дискаунты – это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам. Специалисты называют эти магазины «усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняется тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Торговая площадь этих магазинов в среднем составляет 600 кв. м., хотя известны магазины с площадью до 3000 кв. м. Низкие цены в дискаунтах обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Характерная деталь дискаунтов – отсутствие в торговом зале продавцов. Это также позволяет снизить издержки, а значит, и розничную цену товара. Функцию информирования покупателей выполняют ценники, которые являются одним из важнейших элементов системы организации торговли. Как правило, эти магазины не размещаются в центре города, а строятся в жилых, так называемых «спальных» районах. Точка зрения о том, что дискаунт – это «магазин для бедных», является неверной. Дискаунт ориентирован на всех жителей близлежащих кварталов, не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Сегодня дискаунты являются серьезным конкурентом уличным рынкам.

Комиссионные магазины реализуют непродовольственные товары, в том числе с потерянным товарным видом. Владелец товара, сдавший его в магазин, получает заранее оговоренный процент от его стоимости после реализации; стоимость товара устанавливается с согласия продавца.

- по типам.

Типизация – это процесс унификации магазинов. Типизация магазинов заключается в отборе существующих и разработке новых рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, подлежащих массовому распространению.

- по формам и видам интеграции.

Торговые организации могут существовать в виде самостоятельных единиц и в виде различных объединений.

Существование организаций в виде различных объединений является распространенной формой за рубежом. В развитых странах Запада около 90% торгового оборота приходится на торговые сети, самые крупные из которых насчитывают до нескольких тысяч магазинов [7]. С переходом экономики на рыночный путь развития торговые объединения получают большое развитие и в России. Так, в 1995 г. их уже насчитывалось свыше 90 тыс. Примерами подобных организаций являются: «М–Видео», «Старик Хоттабыч» и др.

С организационной точки зрения развитие различных форм интеграции торговых организаций имеет ряд существенных преимуществ: снижаются накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета. Закупки на выгодных условиях крупных партий товаров в конечном счете приводят к снижению цен. Поддерживаются отечественные производители путем предоставления им приоритетных поставок. В этот переломный момент активное внедрение и использование современных технологий, может оказаться существенным преимуществом в конкурентной борьбе.

Анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления торговым предприятием и является этапом управленческой деятельности. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выясняются резервы улучшения деятельности и подготавливаются научно-обоснованные решения для планирования и управления. Многообразие функций экономического анализа в системе управления торговлей порождает многообразие его целей и задач, содержания, методов и организационных форм. Особую роль экономический анализ играет в рыночной экономике, где он во многом носит ситуационный характер, приспосабливаясь к условиям неопределенности, характерным для рыночной экономики.

Предметом экономического анализа как науки является одна из основных функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений и сводящаяся к аналитическому обеспечению управленческих решений.

Объектом экономического анализа является деятельность торговых предприятий, рассматриваемая во взаимодействии с техническими, социальными и природными условиями.

Непосредственно, цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозировании покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура товарооборота позволили им получить необходимую величину прибыли.

Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа деятельности торговых предприятий. К числу таких задач относятся следующие:

- оценка рыночной активности в тех сегментах рынка, где предприятие осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность;

- изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся условий на рынке;

- разработка прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия;

- оценка объема и структуры товарооборота как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.

В соответствии с рассматриваемыми выше задачами предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп:

- соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка;

- показатели розничного товарооборота в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды;

- показатели рыночных цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция).

Приведенная система показателей торговой деятельности дает богатый материал для анализа. В условиях становления рыночной экономики при анализе торговой деятельности число показателей сокращается, они унифицируются, некоторые из них изменяют свое содержание и в силу ненадобности, отдельные из них отмирают.

Предприятию следует по каждому из факторов проводить расчеты их влияния на изменения фактического товарооборота по сравнению с его плановой величиной. Так, перебои в торговле отдельными товарами влияют на уменьшение товарооборота. Размер этого уменьшения определяется путем умножения среднедневной продажи этих товаров на число дней, когда не было этих товаров в наличии. Закрытие магазинов по различным причинам также прямо влияет на уменьшение объема продаж (однодневный товарооборот умножают на число дней, в течение которых магазин по различным причинам не работал). Особую роль сегодня имеет установление конкурентных цен на товары. Для этого изучают их величину в других магазинах и оценивают ход продаж. В случаях изменения цен необходимо изучить изменения однодневных продаж этих товаров и оценить их влияние на товарооборот. Логика подсказывает, как следует оценивать влияние любых факторов на изменения фактического товарооборота по сравнению с плановым.

Важным моментом анализа деятельности торговых предприятий является изучение динамики – темпов роста общего объема и по основным товарным группам в действующих и сопоставимых ценах. Темпы роста рассчитывают путем соотношения фактического результата в действующих или в сопоставимых ценах за отчетный период к соответствующему показателю за период, предшествующий отчетному, или к базисному периоду.

Роль показателей динамики в условиях рыночной экономики возросла. По характеру их изменения оценивают положительно или отрицательно результаты торговой деятельности предприятий и на всех других уровнях управления.

Все более широкое распространение получают новые подходы к формированию торгового ассортимента. Так, дисконтные магазины предлагают ассортимент по низким ценам.

В реальной действительности понятие затрат является многофункциональной категорией. На предприятиях торговли отличают затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности.

Все виды расходов в зависимости от экономического содержания учитывают, анализируют и планируют по элементам и статьям затрат.

Затраты объединены в пять основных групп:

- материальные затраты.

В составе этой группы в торговле отражают стоимость топлива и энергии всех видов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затраты по использованию природного сырья (плата за воду), потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

- расходы на оплату труда;

В состав данного элемента включают основную и дополнительную заработную плату, оплату работ по трудовому соглашению и договорам подряда.

- отчисления на социальные нужды;

В этом элементе отражаются отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования.

- амортизация основных фондов;

Этот элемент включает величину износа по собственным и арендованным основным фондам (исчисляются по нормам амортизационных отчислений на полное их восстановление от балансовой стоимости основных фондов).

- прочие расходы.

Этот элемент носит комплексный характер и включает: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы), оплату процентов по полученным кредитам, оплату работ по сертификации товаров, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, амортизацию нематериальных активов.

Анализ деятельности торговых предприятий показывает, что целью расходования средств, использования различных ресурсов является достижение высоких конечных результатов определенного объема необходимой прибыли.

В настоящее время используются различные понятия прибыли:

- валовая прибыль;

- прибыль от реализации продукции;

- прибыль от продажи основных средств и иного имущества;

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

Примерно также различаются и убытки.

Слагаемыми валовой прибыли являются:

- прибыль (убыток) от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

- прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества организации;

- доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по внереализационным операциям;

- прибыль от операционных доходов

Пб = Пр + Пос + Пп + По, (1.1)

где Пб – валовая прибыль;

Пр – прибыль от реализации продукции;

Пос – прибыль от реализации основных средств;

Пп – прибыль от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по внереализационным операциям;

По – прибыль от операционных доходов, уменьшенная на сумму операционных расходов.

Рассмотрим сущность валовой прибыли, дав характеристику ее слагаемым, основой для которых служит содержание отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Одним из важных показателей указанного отчета является прибыль (убыток) от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Этот показатель представляет собой прибыль от основного вида деятельности. В деятельности торговой организации прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разница между товарооборотом по розничным ценам (за минусом НДС и акцизов) и отпускной ценой с учетом всех затрат. Это соотношение можно представить в следующей формуле

Пр = Тр – Тз – Ио, (1.2)

где Пр – прибыль от реализации товаров;

Тр – товарооборот по ценам продажи товаров за вычетом НДС и акцизов;

Тз – товарооборот по ценам закупки товаров;

Ио – издержки обращения.

Большое значение имеет учет прибыли (убытка) от реализации основных средств и иного имущества организации. Но исчисление такой прибыли зависит от назначения этого исчисления. Так при исчислении для целей налогообложения в расчет берут только положительную разницу между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью основных фондов или иного имущества с учетом их переоценки, увеличенной на индекс инфляции. Отрицательный результат по указанному расчету, при определении налогооблагаемой прибыли, во внимание не принимают.

Далее в структуре прибыли организации учитываются операционные доходы и расходы. К ним относятся в частности доходы (расходы) от участия в других организациях и пр.

В дальнейшем в форме №2 учитывают прочие внереализационные доходы и прочие внереализационные расходы.

С учетом всех вышеперечисленных показателей выявляется прибыль (убыток) отчетного года (бухгалтерская прибыль); к которой в соответствии с действующими законодательными актами применяется ставка налога на прибыль. Часть балансовой (валовой) прибыли, за минусом уплаченного налога на прибыль и после выполнения организацией всех требований законодательства по отчислениям из этой прибыли представляет собой прибыль, остающуюся в распоряжении организации. Такую прибыль называют «чистой прибылью организации»

Пч = Пб – Нп, (1.3)

где Пч – чистая прибыль;

Пб – валовая прибыль;

Нп – налоговые отчисления из прибыли.

Из самого названия прибыли понятно, что организация использует самостоятельно эту прибыль в соответствии со своими учредительными документами или решениями общего собрания акционеров. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала. По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности организации, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы организации наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе организации.

Уровень рентабельности торговых организаций на практике обычно определяют отношением прибыли к товарообороту в целом. Показатель рентабельности торговой организации включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС)

Рп = Пр / Тр, (1.4)

где Рп – рентабельность реализованной продукции;

Пр – прибыль от реализации продукции;

Тр – выручка от реализации продукции.

2. Общая рентабельность, равная отношению валовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС)

Ро = Пб / Тр, (1.5)

где Ро – общая рентабельность;

Пб – валовая прибыль;

Тр – выручка от реализации продукции.

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС)

Ро = Пч / Тр, (1.6)

где Ро – рентабельность продаж по чистой прибыли;

Пч – чистая прибыль;

Тр – выручка от реализации продукции.

4. Рентабельность отдельных видов продукции – отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Уровень рентабельности продаж по отдельным товарным группам и товарам неодинаков. При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства и все оборотные средства. Фактическую среднегодовую стоимость собственных основных средств и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: