Особенности национального характера




 

В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер. Мы уверенно говорим: американцы деловиты, немцы пунктуальны, французы остроумны и галантны, даже если никогда в жизни не встречали. Как проверить, соответствуют ли такие убеждения действительности? Научные методы выявления характеров пока не разработаны. Обращение к истории не убедительно потому, что в прошлом каждого народа можно найти примеры проявления самых различных качеств. Личное знакомство с иностранцем также дает немного. Нельзя переносить оценки, сложившиеся от общения, с ограниченным кругом людей, на всю нацию. К тому же нации, как известно, состоят из разных классов, и кажется очевидным, что характер аристократа или буржуа должен отличаться от характера рабочего или крестьянина.

Существенное значение имеют региональные различия. В любой стране жители разных регионов отличаются друг от друга.

Трудности в определении и сравнении национальных характеров вызывали длительные научные дискуссии, которые продолжаются более века, но еще не привели к окончательным выводам. Часть ученых считает, что национальный характер – это реальность, проявляющаяся в истории, образе жизни, культуре, психологии нации. Другая часть полагает, что национальный характер – это лишь миф, устойчивый психологический стереотип, третьи думают, что национальный характер – это и то, и другое, т.е. миф и реальность.[4, c.94].

Французы считают главной чертой своего характера острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логической, изящно сформулированной мысли.

Основатель французского рационализма Рене Декарт в "Рассуждении о методе" требовал ничего не принимать на веру, ясно излагать и строго доказывать свои мнения. Во Франции любят повторять: "Тот, кто ясно мыслит, ясно излагает"; "неясно – это не по-французски".[1, с. 217].

Наряду с логичностью и рационализмом характерным признаком французского характера считается скептический склад ума. Скептицизм французов сочетается с сильно развитым вольнодумством и нонконформизмом, т.е. нежеланием подчиняться и властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Критика и самокритика являются во Франции "национальным спортом, если не хронической болезнью", как утверждает один из французских социологов.[1, с.219].

Французы не без удовольствия признают, что они, в отличие от немцев, недисциплинированны, своевольны, любят спорить, склонны к противодействию властям. Склонность французов к критике и протесту нередко связывают с тем качеством, которое они называют индивидуализмом. Говорят, что французы – закоренелые индивидуалисты, органически не способные к жизни в коллективе. Это нация, где привязанность к индивидуальной собственности, вкус к бережливости, страсть к независимости распространены шире, чем в любой другой стране. Часто пишут, что рядовой француз занят лишь собой и своими доходами, ему нет дела до других.

В повседневной жизни французы имеют репутацию веселых, жизнерадостных людей. Говорят, что французы умеют забывать неприятности, шутить, веселиться, радоваться жизни.

Французы склонны к повышенной экспрессивности. Если, например, подписывая письмо, малознакомый француз заверяет вас в самых сердечных чувствах, его также не следует понимать буквально, как и распространенные в XIX веке заверения в готовности быть покорнейшим слугой. Это просто желание быть любезным.

В отношениях с частными лицами французы столь же честны, как и люди других наций, но в отношениях с властями (особенно со сборщиками налогов) они не стесняются схитрить. Газеты даже утверждают, что французы, которые регулярно или время от времени не обманывали бы сборщика налогов, практически не существуют. В быту широко распространены действия в обход закона "по знакомству" или "по блату".

Французы – великие снобы. Их снобизм проявляется, например, в том, какие породы собак они предпочитают. В Великобритании эти породы давно уж из моды вышли, а французы упорно продолжают держать именно таких собак (во Франции по-прежнему считается "шикарным" кокер-спаниель, скотч). Снобизм французов чувствуется также в одежде, которую они носят, в выборе района, где они намерены жить, или школы, в которой будут учиться их дети. Снобизм французов проявляется в том, где они покупают вещи и продукты, где едят и играют в теннис, где берут уроки танцев, где проводят отпуск и какую посещают церковь.

Французов привлекает живой трепет жизни, движение, блеск, красота. На вид они всегда аккуратны и щеголеваты, однако под внешним лоском скрываются горячие сердца, а порой французам свойственны и довольно дикие порывы.

Французы общительны, их трудно чем-либо смутить, и они прямо-таки созданы для всяких торжественных банкетов, свадеб, фестивалей, праздников, которые превращаются в настоящие спектакли. Именно празднества, развлечения, зрелища, вина, кухня, любовные приключения занимают большое место в их жизни. Вместе с тем, французы уверены, что они обладают здравым смыслом, практичны, экономичны, привержены к собственности, умеют считать, копить деньги.

Они считают себя единственной по-настоящему цивилизованной нацией в мире и уверены, что их задача – вести остальные народы за собой, освещая им путь ореолом собственной избранности.

Все эти противоречивые качества трудно объединить в общую картину: одни из них дают основания для уважения, другие – для критики.

Итак, на формирование французского характера повлияло имперское прошлое. Французы интересны не только по своему происхождению, но и по своему поведению, нормам жизни, которые они любят устанавливать себе сами. По их мнению, они самая лучшая нация, что в их стране все самое лучшее и новое и что именно они должны вести все страны мира за собой. Их любовь к своим корням, к своему народу вызывает уважение. Какой бы ни был француз, он – француз, а это значит, что он – лучший.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: