Категоризация французской культуры по Э. Коллу, Р. Льюису и Г. Кофстеде




 

Культурное разнообразие не что-то такое, что исчезнет завтра. Само по себе это влияние таит богатства, изучение которой может привести неизмеримую пользу не только тем, что расширит кругозор, но тем, что повысит эффективность стратегий деловой деятельности.

У каждой культуры существует своя логика и свое представление о мире. То, что значимо для представителей одной культуры, является совсем несущественным для представителей другой.

Чтобы создать условия для сотрудничества, лидеры международного уровня должны изучать не только обычаи, правила поведения и деловой протокол своих партнеров - представителей других культур, но и понимать их национальный характер, традиции управления и образ мышления. В этом значительно помогают теории Э. Колла, Р. Льюиса и Г. Кофстеде, выделяя основные параметры для определения национального характера культуры. Все страны мира относят к определенной модели. Таких моделей шесть: американская, англо-германская, романская и средиземноморская, арабо-мусульманская, японская, китайская. Францию относят к романской и средиземноморской модели.

Время является показателем темпа жизни и ритма деятельности, принятых в той или иной культуре. У каждой культуры свой жизненный ритм - от того, какова ценность времени в культуре, зависят темпы и формы общения людей.

Впервые категоризацию культур по отношению ко времени сделал Э. Колл, позже данную классификацию дополнил Р. Льюис. По мнению ученых, время и отношение к нему определяет способы общения и поведения индивидов. Г. Кофстеде дал характеристику культур по воспитанию и поведению индивидов внутри своей культуры.

По Э. Коллу, Франция относится к полихронному типу. Во французской культуре в один отрезок времени возможен ни один, а сразу несколько видов деятельности. Французы относятся ко времени более свободно. Большую роль играют межличностные, человеческие отношения, а общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. Не придается значение пунктуальности. Опоздание на 10-20 минут является частью протокола. Нормальным считается и откладывать обсуждение дела на 2 или 3 дня. Более важным считается создать атмосферу содружества. Поэтому во Франции люди часто устанавливают неформальные отношения, связи через общих знакомых. Попытки ускорить переход к делу рассматриваются как бестактность.

Э. Колл, кроме времени выделил еще один важный фактор, оказывающий влияние на деловую коммуникацию, - пространство. Разные культуры имеют свое представление о "комфортно - индивидуальной зоне", чтобы чувствовать себя комфортно. Франция относится к контактной культуре. Французы не боятся физических контактов.

Также ученый отметил, что исключительно значимое внимание при коммуникации следует уделять информационным потокам, т.е. скорости распределения информации.

Во французской культуре высокая скорость распределения информации. Люди имеют эффективную неформальную информационную сеть, информация проходит беспрепятственно, люди находятся в постоянном контакте друг с другом, не существует тщательного распорядка дня и мероприятий по ограничению своего времени.

Американский антрополог Э. Колл сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту, под которым понимают информацию, окружающую и сопровождающую событие, т.е. то, что вплетено в значимость происходящего. Францию относят к высококонтекстной культуре. Высокая плотность информационных сетей предполагает тесные контакты между членами семьи. Французы очень привязаны к своим семьям, постоянно контактируют с друзьями, коллегами, клиентами. Между людьми постоянно присутствуют тесные связи. Люди не нуждаются в детальной информации о происходящих событиях, т.к. они постоянно в курсе всего того, что происходит вокруг. Большая часть информации уже известна, а наличие подробной информации не требуется и не предполагается. Здесь много сказано и определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом офиса, его расположением и размещением.

Дополнил работы Э. Колла Р. Льюис. По категоризации культур важным фактором является время.

Франция имеет характерные черты, относящиеся к полиактивному типу культур. Не придается значение расписанию и пунктуальности. Французы не задумываются о времени. Принято в одно время выполнять несколько дел. Они убеждены, что распоряжаются временем наилучшим из возможных способов. Французы постоянно опаздывают - на работу, деловые встречи и т.д. У них свое представление о том, что значит прийти "во время", с их точки зрения "+,- 15 минут"- это совершенно нормально. Поэтому они уверены, что не опаздывают никогда! Сама встреча - вот что имеет значение. Для них межличностное взаимоотношение - наилучшая форма инвестирования времени. Они уделяют деловому взаимоотношению столько времени, сколько будут считать необходимым. Люди экстровертны, полагаются на умение убеждать. Лидеры полагаются на красноречие. Французы очень эмоциональны, и поэтому распределяя свои дела по порядку, они учитывают прежде всего относительную эмоциональность или значимость каждый встречи.

По Р. Льюису французская культура - это культура, ориентированная на диалог. Они видят события и деловые перспективы в "контексте", т.к. уже обладают огромным количеством сведений, собранных через личные каналы информации. Французы склоны впадать в раздражение, когда, например американцы засыпают их фактами и цифрами, которые точны, но, по их мнению, представляют собой лишь часть человеческой картины. Важное значение имеют не факты и прогнозы, а люди и взаимоотношения.

Голландский ученый Г. Кофстеде выделил 4 параметра сравнения культур:

1. Франция - индивидуалистская страна. Индивидуализм принимает ярко выраженную форму. Общество со свободной нежесткой социальной структурой, в которой каждый сам заботится о себе и своей семье. Личные интересы важнее групповых. Преобладает осознание своего "Я". Ценится право каждого на личную собственность, частное мнение, свою точку зрения. Подчеркивается важность индивидуальных инициатив и индивидуального общества. Приветствуется умение самостоятельно принимать решение.

2. Франция относится к мужественно- женственной культуре. Т.к. во Франции люди стремятся к успеху, признанию достижений, материальному успеху, что присуще мужественным культурам и имеют значимость межличностные отношения.

3. Следующим параметром является дистанция власти - степень готовности общества принимать распределение власти во взаимоотношениях, учреждениях, организациях. В культуре Франции дистанция власти высокая. Подчиненные готовы к неравномерному распределению полномочий в организации. Здесь считается, что люди рождаются неравными, у каждого свое место в жизни, обусловленная сложной иерархической структурой общества, и дистанция между различными социальными слоями значительна.

4. Степень избегания неопределенности. Степень угрозы, испытываемой обществом в неявных, двусмысленных ситуациях. Значимость этой категории обусловлена тем, что будущее всегда неизвестно.

Во Франции низкая степень избегания неопределенности. Люди недовольны чрезмерной регламентацией, избытком инструкций, расписаний. Они считают, что правила должны быть, но не так много, надеяться стоит не только на экспертов и профессионалов, сколько на самих себя. Они терпимо относятся ко всему необычному и высоко ценят инициативу, гибкость принятие решений. Люди менее напряжены и более раскованы.

Стиль ведения бизнеса

 

Французский народ живет в собственном мире, центром которого является Франция. Французы поглощены своей историей, не склонной верить в то, что их страна задала стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, военной стратегии, философии, науки, сельского хозяйства, виноградства, изысканной кухни и "умения жить". Французы ничего не знают о многих других народах, так как их образовательная система мало учит истории и географии малых стран или тех, которые принадлежали другим империям. Они, в общем, мило относятся к иностранцам - ни положительно, ни отрицательно. Они не считают иностранцев равными. Они могут быть лучше или хуже, но они - другие. Французы верят в свою уникальность, также как и японцы.

Деловой этикет во Франции в значительной степени требует соблюдения формальностей. Общепринятой формой приветствия является легкое рукопожатие.

О встречах следует договариваться заранее. Пунктуальность рассматривается как проявление вежливости. Однако общее правило: чем выше статус, тем большее допускается опоздание. Для французов огромное значение имеет образование, общий уровень знаний, эрудиция. Они по праву гордятся своей культурой, поэтому высоко ценится хорошее знание истории, философии, искусства. Соответственно и подарки, отвечающие интеллектуальным запросам или чувству прекрасного, будут хорошо восприняты (например, книги или альбомы по искусству). Впрочем, в деловой среде обмениваться подарками не особенно принято. Для французов крайне важно проявление индивидуальности, неординарности.

Деловые встречи, переговоры они предпочитают вести именно по-французски, даже если сами владеют другими языками. Большое значение придается риторике, умению логически правильно изложить свою мысль в следующей последовательности: тезис, антитезис, синтез. Большое внимание уделяют деталям, их точности. Тактические приемы при ведении переговоров могут быть крайне разнообразны.

Приглашение в гости домой означает особое расположение к вам. Коробка конфет и цветы для хозяйки будут вполне уместны. Кулинария - особая гордость французов. Они ценят изысканные блюда, хорошее вино. Однако трапеза должна обязательно сопровождаться интересной беседой.

Статус французского президента компании определяется его происхождением по рождению, возрастом, образованием и профессиональной квалификацией, причем особое внимание уделяется его ораторскому мастерству и владению французским языком. Предпочтение отдается тем, кто закончил элитарное заведение, более престижное, чем любой французский университет. Французские менеджеры и сами не что иное, как элита, - квалифицированные универсалы, которые знакомы со всеми аспектами или с большей их частью своего бизнеса или деятельности своей компании, способные в случае необходимости заниматься производством, организационными процедурами, вести переговоры, маркетинг, решать кадровые вопросы и работать бухгалтерскими системами. Они уступают по специализации американским и английским управленцем, но и в целом обладают более широким кругозором и впечатляющей хваткой в понимании многих проблем, стоящих перед их компаний.

Французы мастерски владеют искусством делать работу незаметно. Если в других государствах люди, сурово и деловито нахмурившись, демонстрируют, как в поте лица достигли тех или иных успехов в развитии промышленности или строительства, то французы своих усилий в этой области стараются не показывать. Словно необходимость много работать совершенно не сочетается, в представлении французов, со сложившимся о них мнении, что они давно уже открыли секрет умения жить хорошо.

На самом деле французы очень серьезно относятся к своей работе, и это отношение сказывается на их поведении - вся их трудовая жизнь буквально пронизана множеством необходимых правил и формальностей.

Французская деловая культура более автократична, чем немецкая, хотя это и не всегда очевидно с первого взгляда. Немецкие компании очень структурированы, обладают ясно различимой иерархией, но это с готовностью принимается и приветствуется персоналом. Во Франции у босса более расплывчатая роль, он обращается к подчиненным на "ты" и часто похлопывает их по плечу. Однако это поведение так же обманчиво, как частое облачение в спецодежду президентов японской компании, посещающих предприятие.

Задачи определяются наверху, стратегии и успех в значительной степени зависят от связей в обществе, а также взаимовыгодного сотрудничества между властвующими семьями. В романских странах, колеса коммерции смазываются знакомством с нужными людьми.

Престиж и высокое положение, которое занимает французский менеджер, не остается без негативных последствий как для предприятий, так и для национальной экономики. Действительно, французские менеджеры подолгу обсуждают проблемы вместе со своим персоналом, часто рассматривая все их аспекты до мельчайших деталей. Однако решение обычно принимается единолично и не всегда имеет под собой достаточные основания. Если взгляды директора заранее известны, изменить их непросто. Более того, высший менеджмент заинтересован не столько в сути решаемых проблем, сколько в сохранении своей власти и влияния в компании и обществе. С другой стороны, его контакты и связи в высших кругах могут выходить за рамки необходимого в конкретном случае воздействия.

Во Франции, где контекст играет важную роль, менеджеры убеждены, что их подчиненные сами знают, что следует делать, - логика сама правит собой.

Французы склоны делать бизнес намного быстрее, но и способны быстро выйти из него.

Французы проявляют максимальное внимание к собеседнику. Они любят интересные разговоры и не жалеют времени на них. Их цели долгосрочны, они стараются установить прочные взаимоотношения. Личные взгляды влияют на их действия в интересах компании.

Общение - двусторонний процесс, требующий коммуникативных навыков от партнеров, и что не менее важно умение слушать друг друга. Французы - плохие слушатели. Во время беседы французы без конца перебивают друг друга. Это отнюдь не проявление невоспитанности, но, напротив, доказательство того, что они внимательнейшим образом слушают, ужасно заинтересованы разговором и им тоже не терпится высказаться. Они могут быть несколько обидчивыми, если не чувствуют должного уважения. То, что у других народов в беседе сходит с рук, французы вполне могут воспринять как проявление невоспитанности. Они не любят обсуждение личных или семейных деталей. На стандартные вопросы, которые часто задают в начале разговора, вроде: "Чем вы зарабатываете на жизнь?", "Сколько вы зарабатываете?", "Вы женаты (замужем)?" и "Есть ли у вас дети", француз отвечать не станет, считая, что это не вашего ума дела. Гораздо приятнее поговорить с ним об искусстве, и о культуре.[3, с. 119].

Французские менеджеры приходят на деловую встречу официально одетые, относясь к этой встрече как официальному событию. Встречу начинают с официального представления, они используют обращение по фамилии, и рассаживаются в соответствии со статусом. Приступать к обсуждению вопросов с ходу во Франции может показаться некультурным. Поэтому вначале встречи пятнадцатиминутная светская беседа, а потом непосредственно переходят к деловым переговорам. Вежливость и официальность будет поддерживаться во время переговоров, если французы руководят ими. Для французов ведение переговоров является как общественным событием, так и форумом, на котором они могут показать свою сообразительность. Их история подготовила к роли международных посредников. И конечно, их руководитель будет лучшим оратором, обычно хорошо образованным и уверенным в себе. Их цель не торговаться, а изложить хорошо сформулированные решения.

Французы рассматривают переговоры как общественный ритуал, с которым связаны важные соображения относительно дохода, участников, гостеприимства и протоколов, школы времени, вежливости обсуждения и итогов заседания. Они подходят к переговорам чисто по-французски. Французы стараются выяснить цели и требования стороны с начала переговоров, хотя свои раскрывают позднее, в процессе переговоров. Они прибывают на переговоры заранее хорошо информированными. Если во время переговоров возникает тупиковая ситуация, они остаются непреклонными, но делают это не оскорбительно, просто вновь заявляют о своей позиции. Также данные переговоры они будут увязывать с другими возможными сделками. Личные их взгляды могут влиять на действия в интересах компании.

Переговоры ведут к принятию решений. Французы гордятся своей быстротой мышления, но не любят, когда их торопят в принятии решений. Переговоры для них - не скорая процедура. Они будут затягивать обсуждение, т.к. относятся к нему как к интеллектуальному процессу, во время которого знакомятся с другой стороной и, возможно, обнаруживают ее слабости. Французские представители редко достигают соглашения в первый же день. Французы не любят подводить предварительные итоги, ведь каждый из рассматриваемых пунктов может быть изменен в ходе последнего обсуждения. Только в конце может встать на свои места. Считается, что краткосрочные решения лишены своего значения. Французы могут говорить о решениях, которые могут быть, а могут и быть не реализованными в будущем. Если нет всяких доводов в пользу данного решения, то они будут откладывать его принятия на целые дни, а если потребуется, и на недели.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: