Для того чтобы знания учащихся о художественном образе и его особенностях (композиции образа, его типичности, художественных средствах) оказались действенными, необходимо формировать соответствующие интересы в процессе учебной работы начиная с V класса. Следовательно, задачей преподавателя литературы средней школы должно явиться не только сообщение соответствующих знаний, но и формирование необходимого отношения к ним. Из исследования явствует также и то, что понятие типического, в основном присущее подлинному художественному образу, выпадает из сферы анализа в средних классах, поскольку лишь начинает формироваться в V—VII классах
При характеристике героя главное значение будет иметь анализ действий и поступков его, раскрывающих идейную направленность и помогающих дать ему нравственную оценку, выявление его немногих индивидуальных черт, и лишь постепенно у учащихся возникает интерес к средствам художественной изобразительности. Прав В. И. Сорокин, который считает, что первая задача преподавателя литературы при анализе образа—добиться того, чтобы учащиеся «почувствовали в нем- живого человека». Таким путем в известной мере будет осуществлен и принцип связи обучения с жизнью. Вряд ли только (в отношении средних классов) можно требовать раскрытия образа «во всем многообразии тех черт его характера, которые изобразил художник». Эта задача поставлена исследователем без учета возрастной специфики учащихся средних классов, которым присуще, как мы видели выше, внимание к одной-двум чертам главного героя, проявляющимся в его действиях и поступках. Поэтому вряд ли можно говорить, как это делает автор исследования «Анализ литературного произведения в средней школе», что «во всех случаях методика анализа образа-персонажа должна строиться так, чтобы ученики чувствовали всю полноту человеческого характера, отраженного в данном образе. Без этого он неизбежно превращается в схему». Автор сам далее возражает против распыления художественного образа, состоящего в том, что характеристика героя превращается в своеобразный перечень его черт (являющихся «извлечением» из его поступков, добавим мы), не скрепленных «единой ведущей идеей, основной чертой данного характера, выражением которой служат все частности...»
|
Против такого «прейскуранта» черт в характеристике героя и возражают теперь почти все преподаватели-методисты, общественники, критикующие методику преподавания литературы в школе. Если учащиеся, ограничиваясь главными, ведущими чертами героя, иллюстрируют их его действиями и поступками, тем самым отпадает всякий схематизм.
В этом отношении, думается, прав В. В. Голубков, когда считает, что «основным принципом чаще всего бывает выделение нескольких «крупных черт», внутренне между собой связанных, определяющих все поведение героя и характерных для его времени и общественной среды... Реже учащиеся имеют дело с героями, изображение которых построено па превалировании одной господствующей черты»[12,129]. Очевидно, что в этих высказываниях идет речь не о схеме, а о живом характере, который проявляет себя в различных ситуациях и действиях.
Все исследователи подчеркивают, что каждый художественный образ представляет типическое обобщение, которое раскрывается автором в соответствующих приемах типизации. Естественно, что это хорошо должно быть известно учителю и к раскрытию этих типических для своей эпохи черт характера и должна быть направлена характеристика.
|
Поэтому характеристика, которую учащиеся средних классов с трудом осваивают как рассуждение с элементами описания, обычно представляет собой изложение событий и поступков героя, иллюстрирующих или доказывающих основные его черты, основную идейную направленность его характера. Типические обстоятельства, которые обусловливают типический характер, в свою очередь не могут быть оторваны от него: раскрывая их, учащийся неизбежно говорит и о типическом характере.
Вот почему, знакомясь с поступками и поведением героя, учащиеся сами, не сознавая этого, не давая себе отчета, уже постигают определенный тип жизни, типический характер. Лишь постепенно, опираясь на отдельные художественные образы, можно в V классе подводить учеников к формированию понятия типического, объясняя его прежде всего как обобщение множественного, характерного, распространенного.
При работе над характеристикой не следует увлекаться чрезмерным логизированном, составлением планов, перечислением черт характера. Правильно, думается, поступают те преподаватели, которые первоначально предлагают учащимся рассказать то, что они знают о герое, а затем, ставя несколько вопросов типа «почему, зачем», подводят их к раскрытию основных черт и идейной направленности характера.
Очень неплохо в V—VI классах прибегать при характеристике к устному и даже живописному рисованию, как это практикуют учителя III—IV классов школы. Словом, задача заключается в том, чтобы гармонично раскрыть «мысль и чувство образа», прибегая и к логическому анализу, и к эмоциональному восприятию образа.
|
При помощи выразительного чтения и задушевной беседы нетрудно будет добиться от учеников такого гармонического восприятия и усвоения. Большую помощь могут в данном случае оказать смежные искусства — живопись (наглядные пособия), кино, театр.
Таким образом, основным в анализе должно явиться целостное восприятие содержания через художественный текст. Это значит, что учащиеся не только рационалистически анализируют текст,.размышляют над ним, привлекая, жизненные впечатления и полученные знания, но и по возможности синтезируют свои впечатления, полно переживают художественные образы. Вот почему необходимо после анализа обязательно потребовать от учащихся целостной, окрашенной отношением ученика устной или письменной характеристики рассмотренного образа-персонажа. Такой характеристике должен учить преподаватель, заканчивая анализ образа живым, синтезирующим его черты рассказом о поведении и поступках героя, добиваясь, чтобы в сознании учащихся после анализа оставался целостный, эмоционально окрашенный живой портрет героя, близкий и интересный для рассказчика. Именно такого яркого, вдохновенного рассказа о герое произведения должны мы добиваться от школьников в результате работы над художественным образом, а не рационалистического, равнодушного «перечисления» черт его характера.