Тема урока «Смешное и страшное в « Вечерах..» Н.В.Гоголя




Ход урока

1. Эмоциональное введение в тему урока.

— Послушайте, как о человеческом смехе говорит великий русский писатель Ф.М.Достоевский в романе «Подросток»:

«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет... а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — зна­чит хороший человек».

— Согласны ли вы с писателем?

— Что, на ваш взгляд, дает ему право так полагать?

II. Переход к теме урока. Н.В.Гоголь, к творчеству которого мы приобщаемся,

 

очень любил посмеяться, он обладал вели­ким даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.

1. Давайте вспомним самые яркие из них.

Ответы учащихся: «Мне кажутся очень смешными эпизоды, в которых не­задачливые ухажеры попадают в метки к Солохе...»; «А мне очень весело представ­лять, как Пацюк ест вареники...»; «А для меня самый смешной герой черт. Уже в начале повести, описывая черта, писатель подтрунивает над ним. Я представляю, как он топает копытцами на морде, как неловко пролетает в трубу к Солохе...»

2. Обобщение ответов учащихся. — Если бы вам пришлось сказать не­сколько самых точных, выразительных слов о смехе Гоголя, то какие бы вы подо­брали? (Веселый, задорный, легкий, свет­лый.)

3. А вот как сам писатель говорил о своем смехе (на книги «Память жанра» В. П.Филимонова).

«Смех значительнее и глубже, чем ду­мают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желч­ным, болезненным расположением харак­тера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы лю­дей, — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека...

Нет, несправедливы те, которые гово­рят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Мно­гое бы возмутило человека... но озаренное силой смеха, несет оно уже примиренье в душу... Но не слышат могучей силы тако­го смеха...»

Гоголь услышал эту могучую силу смеха и сумел воплотить ее. В чем, по-ва­шему, сила гоголевского смеха?

Смех Н.В.Гоголя очищает героев, по­могает бороться с нечистой силой, возвы­шает над смертью, поэтому о нем можно сказать животворящий, это роднит его с народной смеховой традицией, где смех утверждает жизнь, черпает свою силу в праздничном народном коллективе.

III. Поворот в разговоре. О страшном.

Сейчас хочу направить наш разговор в иное русло, обратиться к иным граням

творчества. Тему этого разговора подсказали ваши многочисленные вопросы по страшным страницам «Вечеров...».

Гоголь умеет возбуждать веселье, но сам часто остается печален. Заканчивает­ся повествование, и он как бы один, за границей праздничной ярмарки.

Давайте вспомним самый финал «Сорочинской ярмарки».

«Гром, хохот, песни. Слышались тише и тише» до слов «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему...».

— Откуда эта грусть? Печальные страницы «Вечеров...» — это лирический голос самого автора, а он

— человек той половины XIX века, време­ни, когда народное единство разрушается и человек остается один.

— Вспомните вывод, который мы сде­лали, прочитав «Бесов» А.С.Пушкина.

В природе человека, отъединенного от целого, таится злое, неживое.

— Что же тогда может стать опорой для человека?

— В чем его спасение? IV. Постановка задач урока. Страницы «Вечеров...» — это попытки Н.В.Гоголя ответить на эти вопросы для себя и нас. Логика сборника, его настрое­ние проясняется при сопоставлении пове­стей. Сегодня в центре внимания две из них: «Вечер накануне Ивана Купала» и *Ночь перед Рождеством*.

V. Сравнительно-сопоставительный анализ.

1. Общая характеристика сюжета. Бе­седа.

— Есть ли основание сопоставлять эти повести? (Да, сходство сюжетов.)

— Как вы охарактеризуете сюжеты, выявите общее? Сходство очевидно: моло­дой человек добивается любви юной кра­савицы. Для этого ему необходимо прой­ти через испытание и даже воспользовать­ся нечистой силой.

— К какому раннему жанру восходит сюжет? (Сказка.)

— С противоборством каких сил свя­зан? (Добра и зла, Жизни и Смерти.)

— В каких образах у Гоголя реализу­ются эти силы?

С одной стороны Жизнь, с ней Юность, Красота, Любовь. С другой — Смерть, с ней Старость, Неживое, за­стывшее; образ смерти несет нечистая си­ла, она рождает Страх.

Это противостояние, восходя к масле­ничному обряду противоборства Весны, а с нею Молодости, Лтбви и Зимы (Смерти, Старости) — магистральный сюжет гого­левского творчества, начиная с «Вече­ров...» и заканчивая «Мертвыми душами». Он произрастает из вечного противостоя­ния Жизни и Смерти, в самом существо­вании человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его страдать. Не всем удается выйти и:) этого конфликта достойно.

Вакула удается победить черта, до­биться счастья, а Петру — нет. В чем же дело?

Полистаем странички и вспомним са­мые яркие. Прозвучат они параллельно, что поможет вам найти правильный ответ на вопрос.

2. Анализ ключевых эпизодов (инди­видуальные ответы учащихся).

а) Мы в Диканьке, в атмосфере хри­стианского праздника.

Характеристика Диканьки, ее обитате­лей, атмосферы.

На что обращает внимание Гоголь, рисуя Диканьку?

Атмосфера праздничная, яркая, это последний день нечистой силы.

А теперь перенесемся в другой хутор и в атмосферу другого праздника.

6) Рассказ о купальской ночи.

— Каким видит Гоголь этот праздник? (Это пробуждение нечистой силы.)

Гоголь, кажется, не принимает языче­ского праздника и бросает героя в дья­вольскую пучину. Но почему?

— Почему не состоялось счастье Пет­ра? (Алчность Петра сыграла роковую роль.)

— Но разве легко решиться на кровь младенца?

— Почему Петр стал способен на та­кое?

Ответ рождается не просто. Для этого проследим судьбу героя.

— Заглянем в хутор, где живет Петр. в) Характеристика хутора (с иллюст­рациями).

- Каково главное ощущение? Хутор затерян у дороги, заброшен. Здесь все лишено порядка, Лада, а глав­ное — почвы, Дома. Какое-то сплошное шатание, беэдомье.

Почему в таком хуторе живет Петр?

Он сам Безродный, без рода, без кор­ней, одинокий.

— Посмотрите, как он одет, верит ли в возможность счастья?

Итак, у Петра нет дома, дела, веры. Нет того, что мы называем нравственным стержнем. Кажется, Бог оставил его, а где оставляет Бог, там появляется Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним.

г) Характеристика Вакулы.

— Таков ли Вакула? Вглядимся в это­го человека.

— Какое он на вас произвел впечатле­ние?

д) Сопоставительный анализ последних страниц повестей: красивый дом Вакулы — разрушение дома Петра: красави­ца жена, дети — уход Пидорки в мона­стырь.

VI. Обобщение по уроку. Беседа с уча­щимися.

— А теперь вернемся к вопросу, кото­рый поставили в начале.

— Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру — нет?

— Какие опоры видит Гоголь в жиз­ни?

Ответы учащихся.

Выводы учителя — обобщение по уро­ку. Одно из постоянных гоголевских столкновений — в комическом или траги­ческом плане — столкновение человека с дьявольскими силами.

Как правило, дьявол побеждает изгоя, не привязанного к месту, к делу. Так гибнут Петро («Вечер накануне Ивана Купала»), род Петра и Ивана («Страшная месть»), Хома Брут («Вий»), а кузнец Вакула, Левко не только удается победить -чертовщину, но и извлечь выгоду встречи с ней.

Нечистая сила, которая прилипает гоголевским бездомным странникам, восходит к яычеству. Но, по Гоголю, ни эти верования, ни эти обряды уже не в состоянии спасти отошедших от людей, дом., своих корней.

Христианин Гоголь, опираясь на язы­ческие традиции, спорит с ней. Ему ви­дится спасение в том, что мы называем Соборностью духовной близости, основан­ной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к Бо­гу и друг другу.

 

Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»

Цель: познакомить учащихся с самим текстом; обучить выразительному чтению; поработать с теоретико - литературным материалом;

 

Ход урока:

1. Выразительное чтение «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Предварительная беседа строится пример­но в следующем плане.

Предисловие к первому тому «Вечеров на хуторе...» пред­ставляет не только большой художественный интерес как за­мечательный образчик гоголевского юмора, но оно приковы­вает внимание и тем, что в немногих словах показывает поло­жение писателя-демократа и «лакейский» характер тогдашней критики. Автор-«хуторянин» выражает боязнь по поводу сво­его вступления в литературу. Своё положение он сравнивает с положением мужика, которого из барских хором гонят ла­кеи. Под наивностью хуторянина здесь чувствуется едкая на­смешка человека, приравнивающего реакционную критику к лакейству. У читателя невольно возникает вопрос, кого же надо разуметь под «высшим лакейством», но Рудый Панько снова уводит его в примитивный быт захолустной Диканьки. Однако простодушие рассказчика только кажущееся. Его критическая мысль снова выступает, когда столичным балам, где «зевают в руку», противопоставляется простое, искреннее веселье крестьянской молодёжи с музыкой, танцами, играми, с рассказами о старине.

Наряду с этим автор уделяет много внимания описанию внешности дьяка диканьской церкви Фомы Григорьевича, но­сившего «суконный балахон, цвету застуженного картофельно­го киселя», чистившего сапоги «самым лучшим смальцем», ни­когда не вытиравшего нос полою своего халата.

Это пародирование патриархальной ма­неры мышления и языка, смешение главного с не относящимся к делу лежит здесь в основе комического, в основе гоголев­ского юмора. Комическое впечатление создаёт и характер пафосного повествования, находящегося в полном несоответстви» с содержанием: «Что то за пироги, если бы вы только знали? Сахар, совершенный сахар! А масло, так вот и течёт по губам, когда начнёшь есть».

Подготовка к занятию требует прежде всего упражнений по выразительному чтению и для того, кто будет читать «Предисловие» целиком, и для тех, кто будет только цитировать.

Преподаватель, если это требуется, ста­вит наводящие вопросы, возбуждая самостоятельную мысль учащихся, внося только в последующем свои поправки.

2. Работа учащихся:

а) Юмор «Предисловия».

б) Сатира в «Предисловии».

Юмор «Предисловия» к первой части «Вечеров на ху­торе близ Диканьки».

1. Определение юмора (найти в словаре и выписать).

2. Юмор в «Предисловии»:

а) в описании одежды Фомы Григорьевича;

б) в характерной подробности с носовым платком;

в) в смешении главного с не относящимся к делу;

г) в повышенном тоне восхищения пирогами.

3. Найти в словаре и выписать определение слов «пародия» и «пафос». Определить их место в «Предисловии».

Сатира в «Предисловии» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1. Найти в словаре и выписать определение сатиры.

2. Сатира в «Предисловии»:

а) Как здесь характеризуется положение писателя-де­мократа?

б) Кого называли лакеями в прямом и переносном

смысле?

в) Какие черты им приписывались?

г) Почему здесь критиков сравнивают с лакеями?

д) Против кого ещё направлена сатира писателя?

е) Сопоставляя дворянскую и крестьянскую молодёжь, кому из них отдаёт предпочтение Гоголь?

Д/ з прочитать повесть «Сорочинская ярмарка»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: